Общие требования по специальной подготовке

РАЗДЕЛ 1. «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

философия управления персоналом. Теории управле­ния о роли человека в организации. Концепции управления пер­соналом организации. Закономерности, принципы и методы управления персоналом. Функционально-целевая модель систе­мы управления организацией и место в ней управления персона­лом. Организационное проектирование системы управления пер­соналом. Принципы и методы построения системы управления персоналом. Цели системы управления персоналом. Функции си­стемы управления персоналом. Организационная структура сис­темы управления персоналом и организации в целом. Кадровое, делопроизводственное, информационное, техническое, норматив­но-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Концепция кадровой политики организации. Сущ­ность, цели и задачи кадрового планирования в организации. Опе­ративный план работы с персоналом. Маркетинг персонала. Пла­нирование и прогнозирование потребности в персонале. Техноло­гия управления персоналом.

Методы разработки философии и концепции управления персоналом. Методы построения функционально-целевой модели системы управления организацией и ее персона­лом. Методы организационного проектирования, в том числе формирования целей, функций, организационной структуры и обеспечивающих подсистем системы управления персоналом. Методы разработки кадровой политики и стратегии управления персоналом. Методы кадрового планирования, прогнозирова­ния, маркетинга персонала.

Механизм функцио­нирования системы управления организацией и системы управ­ления персоналом организации. Механизм действия закономер­ностей и принципов управления персоналом. Механизм развития системы управления персоналом на основе стратегического управ­ления организацией в целом, а также маркетинга персонала, кадрового планирования и прогнозирования.

РАЗДЕЛ 2. «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Поведение как объект научного анализа. Личность как субъект организационного поведения. Группа как субъект организационного по­ведения. Организация как систему социальных связей. Взаимосвязь поведения и процесса управления персоналом организации. Подразделения организации как субъект поведения. Поведение и конфликты в организации. Организацию и внешняя среда. Управление социальным развити­ем организации как главный регулятор ее поведения.

Методы аналитического и эмпирического иссле­дования, прогнозирования и корректировки индивидуального и группового поведения людей в организациях.

Теоретические осно­вы поведения человека в условиях организации, в частности об особенностях индивидуального и группового поведения, соци­альных отношениях в организации, властных отношениях и про­блемах лидерства в организациях, инновационное поведение в организации и факторы организационной эффективности.

РАЗДЕЛ 3. «УПРАВЛЕНИЕ РУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ»

трудовые ресурсы, их формирование и использование. Занятость населения. Безработица: понятие, основные типы, оценку уровня. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы. Госу­дарственное регулирование рынка труда и занятости. Обеспечение занятости на предприятиях и их взаимосвязь со службами занятос­ти. Сокращение рабочей силы: политика и мероприятия по защите высвобождаемых работников. Социальные гарантии и компенсации. Международный опыт регулирования процессов занятости.

Методы изучения рынка труда. Организация и обеспечения занятости на предприятиях, ра­циональное использование трудовых ресурсов, решение задачи сохранения и адаптации персонала к условиям рынка, а также методами деятельности органов службы занятости, рекрутинговых агентств, технологиями их взаимодействия с предприятиями при решении поставленных задач.

Механизмы рынка труда. Процессы, происходящих в социально-трудовой сфере Рос­сии. Изменения в занятости, формировании и развитии системы социально-трудовых отношений. Механизмы становления и функ­ционирования национального рынка труда.

РАЗДЕЛ 4. «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Принципы и методы психофизиологических исследо­ваний профессиональной деятельности. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности. Психофизи­ологические основы построения профессии. Теория профессио­нализации персонала, деятельная природа профессионализации. Формы профессионального опыта. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. Психофизиологи­ческая адаптация персонала к условиям профессиональной дея­тельности. Измерение и анализ физиологических и психологичес­ких рабочих нагрузок персонала. Психофизиологические компо­ненты работоспособности персонала. Психофизиологические функциональные состояния, их роль и место в поведении персо­нала. Влияние эргономики и технической эстетики на психофи­зиологические состояния персонала. Влияние социально-психологического климата в коллективе на психофизиологические состояния персонала. Влияние эмоций на профессиональную де­ятельность персонала. Психофизиология памяти, внимания и со­знания.

Методы психофизиологических исследований анализа содержания профессиональной деятельности и построе­ния профессии. Методы профессионального отбора и профпри­годности, а также психофизиологической адаптации персонала. Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала. Техника изучения психофизиологических функциональных состояний и влияния социально-психологичес­кого климата на профессиональную деятельность персонала.

Система психофи­зиологического профессионального отбора, профпригодности и адаптации персонала. Механизме влияния различных факторов на психофизиологические функциональные состояния персонала и его профессиональную деятельность.

РАЗДЕЛ 5. «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА»

Методология управления безопасностью в организа­ции. Персонал как объект обеспечения безопасности труда. Основ­ные вредные производственные факторы условий труда. Профес­сиональные заболевания и производственный травматизм. Аттес­тацию рабочих мест по условиям труда. Управление безопасностью труда в организации. Эффективность мероприятий по безопасно­сти труда персонала. Государственный надзор и контроль безопас­ности труда.

Методы управления безопасностью в организации. Методы изучения вредных производственных факторов условий труда. Методы аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки экономической эффективности мероприятий по безопас­ности организации и ее персонала.

Механизм управления безопасностью в организации. Механизм влияния различных вредных внешних и внутренних факторов на уровень безопасно­сти организации.

РАЗДЕЛ 6. ДИСЦИПЛИНА «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

Основы теории конфликта. Структура и динамика кон­фликта. Поведение личности в конфликте. Источники конфлик­тов и стрессов в организациях. Предупреждение конфликтов в организациях. Способы разрешения конфликтов. Организацион­ный механизм управления конфликтами и стрессами. Разрешение конфликтов с участием третьей стороны. Переговорный процесс в разрешении конфликтов. Трудовые конфликты и социальное партнерство.

Методы изучения конфликтов, в том числе мето­дами сбора и анализа фактического материала о конфликтах, вы­явления причин конфликта, его объекта, интересов и ценностей конфликтующих сторон; стратегическими и тактическими мето­дами управления конфликтами; методами психологической защи­ты и психологического воздействия на противостоящие стороны; техникой эффективного посредничества в разрешении конфлик­тов; технологией стратегии и тактики в переговорном процессе.

История становления и современное состоянии конфликтологии. Объективная и субъективная природа конфликтов, их функции и типология. Источниках и формы проявления организационных конфликтов. Возможности предотвращения и управления конфликтами в организации.

РАЗДЕЛ 7. «ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА»

Сущность, содержание и задачи научной организации труда (НОТ). Разделение и кооперацию труда. Понятие «управлен­ческий труд» и его специфику. Регламентация и проектирование организации труда персонала. Организация, планирование и ос­нащение рабочих мест. Трудовая мотивация посредством проек­тирования рабочего места. Социальные и психофизиологические основы организации труда. Исследование трудовых процессов и затрат рабочего времени. Основы нормирования труда в сфере управления. Решения в процессе управления. Сущность и особен­ности управленческих решений. Информационная подготовка принятия управленческих решений. Индивидуальное планирова­ние рабочего времени руководителя (специалиста). Делегирование полномочий. Техника делегирования полномочий. Принятие ре­шений о приоритетах. Эвристические методы принятия решений. Оценка эффективности труда персонала управления. Коллектив: закономерности становления и функционирования. Психологичес­кий климат в коллективе и его влияние на стабильность персонала. Стресс на рабочем месте. Руководство как разновидность влас­ти. Стили руководства. Техника, средства и модели руководства. Планирование и внедрение научной организации труда персонала.

Методы исследования трудовых процессов и за­трат рабочего времени, оценки эффективности деятельности пер­сонала организации. Методы делегирования полномочий. Мето­ды нормирования управленческого труда. Методы проектирования труда персонала. Методы планирования рабочего времени. Методы разработки и теоретического обоснования рекоменда­ций по совершенствованию организации труда персонала.

Система организации трудовой деятельности различных категорий персонала. Система научной организации труда. Механизм становления и функци­онирования коллектива организации. Механизм принятия управ­ленческих решений.

РАЗДЕЛ 8. «ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Природа и сущность этики деловых отношений. Этика деятельности организаций. Управленческая этика и этика деятель­ности руководителя. Структура и функции делового общения. Вер­бальное общение. Невербальное общение. Дистанционное обще­ние. Правила деловых бесед, переговоров, совещаний. Механизм нейтрализации манипуляций в общении. Деловой этикет.

Методы повышения этического уровня организа­ции. Методы управления деловым общением, в том числе тех­никой влияния на партнеров с использованием вербального и не­вербального каналов общения. Культура дистанционного обще­ния, в том числе делового письма и телефонного, разговора. Техника эф­фективного слушания. Правила конструктивной критики и ее восприятия. Правилами делового этикета, в том числе правилами приветствий и представлений, поведения в общественных местах и на деловых приемах. Правилами формирования внешнего облика делового человека.

Современных этичес­ких проблемах деловых отношений на макро- и микроуровне. Природа и сущность этики деловых отношений. Закономерности межличностных отношений. Формы и особенности делового об­щения. Сущность и основные слагаемые коммуникативной куль­туры. Современный деловой этикет и его составляющие.

РАЗДЕЛ 9. «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

Информационное, техническое, математическое и про­граммное обеспечение информационных технологий управления персоналом. Прикладные программные продукты по управлению персоналом и тенденции их развития. Информационные техноло­гии формирования кадровой политики, стратегического и опера­тивного управления персоналом. Информационные технологии найма, оценки и отбора претендентов на вакантные места. Информационные технологии обучения персонала, управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением. Информационные технологии оценки труда и результатов деятельности персонала организации. Информационные технологии расчета заработной платы. Информационные технологии решения учетно-аналитичес­ких кадровых задач. Организация работы с персоналом, владе­ющим конфиденциальной информацией.

Методы использования информационных техно­логий для получения доступа к информации любого вида и обра­ботки ее посредством средств вычислительной техники и комму­никативной связи. Способы интегрирования информационных технологий с целью создания функционально ориентированных систем управления персоналом. Технология деятельности по управлению персоналом на основе использования базовых при­кладных программ. Разработка и реализация основных функций по управлению персоналом с применением прогрессив­ных информационных технологий.

Использование ин­формационных технологий и имеющихся программных продуктах в области управления персоналом. Требования, предъявля­емые к кадровым системам. Механизм управления персоналом с использованием современных информационных технологий. Ме­ханизме создания единого информационного пространства систе­мы управления организации и подсистемы управления персона­лом. Информационные потоки в организации и службе управ­ления персоналом.

РАЗДЕЛ 10. ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Социальная политика как основа социальной работы. Социальная работа и социальное управление. Духовно-нравствен­ные основы социальной работы. Государственно-правовые осно­вы социальной работы. Технологии социальной работы. Объект социальной работы. Особенности социальной работы с социально уязвимыми группами населения. Особеннос­ти социальной работы в отдельных отраслях занятости и сферах общественной жизни. Работа по социальной защите населения. Отечественный опыт социальной работы. Зарубежный опыт ста­новления и развития социальной работы. Определе­ние эффективности социальной работы.

Разработка меропри­ятий в части удовлетворения социально гарантированных и лич­ностных интересов и потребностей различных групп населения. Методы создания условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функциониро­ванию. Технологии социальной работы и социального управ­ления.

Механизм социальной политики государства. Модели управления и практики социаль­ной работы. Правовые и законодательные акты и нормативно-методические документы, регламентирующие социальную рабо­ту. Особенности социальной работы в отдельных отраслях за­нятости и сферах общественной жизни; о механизме социальной защиты населения.

РАЗДЕЛ 11. «УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ»

Организация как объект социального управления. Со­циальное развитие как объект управления. Отечественный опыт управления социальными процессами на уровне организаций. За­рубежный опыт управления социальными процессами на уровне организаций. Основные факторы социальных изменений в совре­менном обществе. Внутриорганизационные факторы социальных изменений. Внешние факторы социального развития организации. Механизм управления социальными процессами в организации. Система управления социальным развитием организации.

Методы анализа закономерностей протекания социальных процессов. Современные способы решения соци­альных проблем на основе научного подхода. Техника работы по изучению, диагностике и развитию социальной инфраструктуры организации. Методы управления социальным развитием. Мето­ды прогнозирования и планирования. Технологии разработки целевых программ и планов социального развития. Методы расчета социальных нормативов.

Механизм управлен­ческого воздействия на социальные процессы. Взаимосвязи соци­альных процессов разного уровня. Распределение социальной от­ветственности между государством, предпринимателями и наем­ными работниками. Факторы социального развития организации. Законодательные акты и нормативно-методических документы, регламентирующие различные элементы социальной среды орга­низации. Механизм стимулирования деятельности работников по выполнению целевых программ и планов социального развития. Об организационном механизме управления социальной средой организации.

РАЗДЕЛ 12. «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»

Понятие организационной культуры как социального явления и область социологического прикладного знания. Сущ­ность организационной культуры и ее характеристики. Влияние организационной культуры на поведение персонала и эффектив­ность деятельности организации. Типы организационных культур. Аналитический подход к изучению организационной культуры. Формирование и поддержание организационной культуры. Изме­нение организационной культуры. Управление организационной культурой.

Методы диагностики организационной культуры и ее составляющих, оценки степени ее соответствия стратегии организации. Методы поддержания и изменения организацион­ной культуры. Техника формирования желательных ценностей и образцов поведения персонала. Методы оценки эффективности управления организационной культурой.

Значение организаци­онной культуры для развития организации. Основные функции организационной культуры. Структура организационной культу­ры, внешние и внутренние факторы, влияющие на ее формиро­вание. Система управления формированием и функционировани­ем организационной культуры.

РАЗДЕЛ 13. «МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Теоретические основы мотивации персонала. Структу­ра, функции и механизм мотивации персонала. Оплата труда, ее определяющую роль в системе вознаграждения. Особенности оплаты труда в России. Зарубежный опыт оплаты труда. Формы и системы организации заработной платы. Учет трудового вкла­да. Признание трудового вклада. Основные направления и формы социальной защиты работников. Основные функции управления мотивацией персонала. Анализ и оценка эффективности мотивации персонала организации.

Методы оценки удовлетворенности трудом. Мето­ды стимулирования и мотивации персонала. Методы оплаты труда. Методы социальной защиты. Методы анализа и оценки эффективности мотивации персонала. Методы социаль­но-психологического и духовно-нравственного стимулирования персонала. Методы управления мотивацией персонала организации.

Механизмы формиро­вания и функционирования системы мотивации персонала. Система опла­ты труда. Система социальной защиты работников.

РАЗДЕЛ 14. «ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В КАДРОВОЙ СЛУЖБЕ»

Порядок составления и требования к оформлению управленческих документов. Виды организационно-распоряди­тельных документов, правила их составления и оформления. Со­став и особенности работы с кадровой документацией. Правила оформления документов по приему, увольнению, переводу работ­ников. Трудовые книжки и правила их ведения. Формирование и ведение личных дел и учетно-справочных картотек. Документи­рование оценки деятельности работников. Правила составления документов об отпусках, о командировании работников, матери­альной ответственности, защите коммерческой тайны. Организа­ция работы с кадровыми документами. Формирование дел и хра­нение документов кадровой службы.

Методы ведения делопроизводства в кадровой службе. Технологии составления и оформления документов по личному составу. Техника работы с кадровой документацией. Правила составления номенклатуры дел и подготовки докумен­тов для хранения в архиве. Современные методы составления кадровых документов с использованием компьютерных техноло­гий, обработки и хранения документов в электронной форме.

Организация служб делопроизводства и ведения делопроизводства по личному соста­ву. Механизм документирования и организации работы с доку­ментами. Механизм организации документооборота. Основные нормы и требования к оформлению кадровых документов. За­конодательные акты и нормативно-методических документах, регламентирующих кадровое делопроизводство. Особенности работы с обращениями граждан.

РАЗДЕЛ 15. «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ»

Сущность государственной системы управления трудо­выми ресурсами. Технологии управления персоналом организа­ции: наем, отбор и прием персонала; подбор и расстановка пер­сонала; деловая оценка персонала; профориентация, социализа­ция и трудовая адаптация персонала; использование персонала; высвобождение персонала; технология управления развитием персонала организации; система непрерывного обучения персонала, подготовка, переподготовка и повышение квалификации персо­нала, аттестация персонала, управление деловой карьерой, управ­ление служебно-профессиональным продвижением персонала, управление кадровым резервом, управление нововведениями в кадровой работе; анализ и описание работы и рабочего места; оценка качества труда и трудовой жизни персонала; оценка резуль­тативности труда персонала организации; оценка результатов деятельности подразделений управления персоналом; оценка затрат на персонал организации; оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и процес­сов управления персоналом организации.

Методы найма, отбора, приема, подбора, расста­новки, деловой оценки, профориентации, социализации, трудо­вой адаптации, использования, высвобождения персонала органи­зации; методами подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации персонала организации, управления деловой карьерой, кадровым резервом. Методы оценки качества и результативности труда персонала и деятельности подразделений служ­бы управления персоналом. Методы оценки затрат на персонал организации, экономической и социальной эффективности совер­шенствования управления персоналом.

Технологии управления персоналом и технологии управления развитием пер­сонала организации. Система показателей оценки качества и ре­зультативности труда персонала, экономической и социальной эффективности проектов совершенствования управления персо­налом организации.

Приложение 1

Примеры тестовых заданий

Наши рекомендации