Бремена и бремя ответственности
«Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов»,[73] — призывает Апостол Павел в Послании к Галатам. Этот стих иллюстрирует нашу ответственность за других. Часто бремена слишком тяжелы, чтобы нести их в одиночку. У некоторых людей нет достаточно сил, ресурсов или знаний, чтобы нести эту тяжесть. Если же мы делаем для других то, что они действительно не могут сделать для себя сами, то мы проявляем любовь Христову в этом мире. Ведь Он спас нас, сделал для нас то, что мы не в состоянии сделать для себя сами. В этом заключается ответственность перед кем-то.
С другой стороны, в этом же Послании говорится, что каждый понесет свое бремя, у каждого есть обязанности, которые должен и может выполнить только сам человек и никто другой. Это наше личное бремя, за которое, кроме нас, некому ответить. Есть вещи, которые за нас не сделает никто. Мы должны на себя принять ответственность за определенные аспекты своей жизни, которые составляют наше бремя.
В греческом первоисточнике слова «бремена» и «бремя» пишутся по-разному. Это проливает свет на то значение, которое вкладывается в Священном Писании в слова Апостола. Слово, переведенное как «бремена», в первоисточнике означает «излишнее бремя», или такое бремя, которое своей тяжестью подминает нас под себя. Такие бремена подобны камням, способным разрушить, раздавить нас. Нельзя требовать, чтобы мы несли такой камень в одиночку: он сломает нам спину. Нам нужна помощь.
В противоположность этому греческий вариант слова «бремя» означает ряд повседневных забот. Здесь подразумеваются вещи, которые мы должны делать для себя каждый день. Бремя повседневных забот подобно рюкзаку. Рюкзак нести можно. Предполагается, что каждый из нас будет нести собственный рюкзак, т.е. справляться с возложенными на нас Богом обязанностями, разбираться в своих чувствах, налаживать отношения с людьми и корректировать свое поведение. Мы должны принять это бремя, невзирая на то, что придется приложить определенные усилия, может быть, и немалые.
В одной из своих личных записок Исаак Ньютон писал: «Все встречаемые нами в течение года трудности и переживания можно сравнить с огромной ношей хвороста, настолько непомерной, что нам ее не поднять. Но Бог и не требует, чтобы мы несли всю ношу сразу. Он развязывает ее, давая из нее “по прутику“ в день, чтобы сегодня мы несли один, завтра другой и так далее.
Нам было бы легко справиться с такой задачей, если бы мы соответственно поступали, нося лишь то, что на каждый день назначено. Но мы сами умножаем свои трудности, неся, кроме бремени сегодняшнего, и вчерашнее, присоединяя к нему и завтрашнее, для которого время еще не настало. Бремена наши многочисленны, а мы их еще увеличиваем, прибавляя к ним то, что Бог не давал нам нести. Мы то и дело берем на себя будущие бремена, для которых нам еще не дана благодать Господа».
Несомненно, есть немало бремен, которые нести надо. Но несение и их было бы более легким, если бы мы вполне доверяли Господу, Который говорит: «Итак, не заботьтесь и не говорите: “что нам есть?“ или, “что пить?“ или: “во что одеться?“ потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6, 31-32); «все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Пет. 5, 7).
Один биолог рассказывал, как он наблюдал за муравьем, тащившим на себе соломинку, явно превышавшую его силу. На пути оказалась широкая трещина, которую муравей не мог преодолеть. Как бы обдумывая положение, муравей остановился на несколько мгновений, а потом подвинул соломинку, чтобы она легла поперек трещины, и по ней перешел, а затем эту же соломинку потащил дальше.
Какой в этом хороший урок для нас! Многие наши бремена могли бы послужить мостом для нашего духовного продвижения вперед, если бы мы всецело доверяли Господу.
Вопросы самому себе
Для ответственных людей Бог уготовил Свои благословения. Воля Божия состоит в том, чтобы каждый из нас осознал свою ответственность и уже сегодня сделал первые шаги в этом направлении.
Давайте посмотрим на те или иные области нашей жизни, в которых у нас наблюдается явная пробуксовка. Может, там — проблемы с ответственностью? Может, мы ожидаем, что кто-то решит наши проблемы за нас? Вы уповаете на Бога, что Он «все управит», и бездействуете сами? Но если вы избегаете собственной ответственности, Ему нет смысла вмешиваться в вашу жизнь и даже помогать вам, иначе вы ничему не научитесь.
В конце этой книги мне хочется предложить уважаемым читателям тест на ответственность. Это вопросы может задать себе каждый, желающий узнать:
«Ответственный ли я человек?»
1. Согласен ли я с тем, что сам отвечаю перед Богом и перед собственной совестью за все мои проблемы, за все, что бы ни случилось в моей жизни?
2. Принимая какое-то решение, думаю ли я прежде всего о том, согласно ли принятое с волей Божией, изложенной в Его Слове?
3. Сколько времени в день, в неделю я посвящаю чтению Священного Писания? Сколько — личному общению с Богом?
4. Не пользуюсь ли я благословением священника как средством, освобождающим меня от самостоятельной ответственности за свою жизнь?
5. По каким внешним проявлениям моей жизни окружающие могут догадаться, что я — христианин?
Проповедь христианства проявляется прежде всего во внешнем поведении, в словах, в устроении сердца. Насколько я ответственен за то, чтобы имя Божие из-за меня не хулилось у неверующих людей?
6. Чем является для меня причащение Святых Христовых Таин: соединением с Любящим Богом Евангелия или неким «магическим» обрядом (чтобы «успокоиться», чтобы «не болело», чтобы «все было хорошо»)?
Подобный магизм, укладывающийся во внешне вполне православные формы, является одним из проявлений построенной «под себя» духовности, о чем говорилось выше.
7. Где я черпаю душевные силы, когда мне трудно?
8. Осознаю ли я реальность собственной смерти, вечности, готовлюсь ли к встрече с Любящим Богом или же гоню от себя «плохие» мысли?
9. Стремлюсь ли я к общению с Богом и людьми, или же всеми способами бегу от Него и от них?
10. Что останется после моей кончины? В день смерти смогу ли я внятно ответить на вопросы: «Зачем я жил?», «Осуществил ли я Божий замысел о моей жизни?», «Вопрошал ли я Его об этом?»
11. Насколько легко соглашаюсь быть крестным отцом или крестной матерью другому человеку?
Иногда человек легко соглашается быть крестным и при этом не осознает совершенно никакой ответственности за своих крестников. Иногда человек чрезмерно избегает ответственности и говорит, что никому крестным отцом или крестной матерью не будет, потому что это слишком ответственно. Поэтому согласие быть крестным отцом или матерью может даваться как от ответственно, так и безответственно.
12. Регулярно ли я посещаю храм, регулярно ли молюсь Богу, опекаю своих крестников и тех людей, которые нуждаются в моей помощи, или только «под настроение»?
Характерными качествами ответственного человека являются обязательность и постоянство.
13. Если мне приходится что-то претерпеть, всегда ли я делаю это с благодарением? Умею ли я принимать то, что посылает мне Господь или ропщу, возмущаюсь, не соглашаюсь с Божией волей обо мне?
14. Способен ли я осознать свою долю ответственности за все конфликты, нестроения и трагедии моей собственной личной жизни?
15. Трудно ли мне сосредоточиться на чем-либо одном, и с чем это связано? Довожу ли я начатые дела до конца, и если "чаще всего — нет", то готов ли взять ответственность за это в дальнейшем?
16. Как часто я требую излишнего, повышенного внимания к собственной персоне и зачем я это делаю?
Иногда это проявляется в перебивании собеседника или в вежливом неслушании в ожидании момента, когда наконец-то представится возможность сказать свое веское суждение.
17. Что руководит мною в моих решениях: разум, здравый смысл или чувства и эмоции?
18. Как быстро я начинаю исправлять свое поведение, осознав собственную неправоту?
19. Продолжаю ли я стоять на своей точке зрения в конфликтной ситуации или способен пойти на компромисс, принятие которого было бы единственной возможностью для обретения мира в сложившейся ситуации?
20. Способны ли, и в какой мере, другие люди поверить мне и положиться на меня?
21. Стараюсь ли я понимать, что переживают и чувствуют другие люди относительно меня для того, чтобы не причинять боль, быть им в радость и утешение?
22. Влияет ли изменение обстоятельств или изменение отношений других людей ко мне на мои супружеские (или монашеские) обеты или родительские обязанности?
23. Ответственно ли я отношусь к своему здоровью, не разрушаю ли его вредными привычками?
24. Оказываю ли я помощь членам моей семьи (моего братства, моим сотрудникам по работе), когда они в этом нуждаются или чаще всего предпочитаю оправдаться собственной занятостью и усталостью?
25. Справляюсь ли я со своей обязанностью хозяина (хозяйки) дома?
Чтобы быть объективным, об этом лучше спросите супруга (супругу).
26. Вопрос женщинам: всегда ли в нашем доме есть завтрак, обед, ужин, чистая рубашка для мужа утром?
27. В радость ли мне домашние заботы, или я все это «тяну» только для того, чтобы в доме не было скандалов?
28. Есть ли в нашем доме семейные традиции, совместные трапезы, семейные праздники, участвуют ли в этом дети, или же мы живем под общей крышей словно чужие люди?
29. Как в нашей семье тратятся общие деньги? Не расходую ли я семейный бюджет по своему усмотрению и исключительно на свои надобности, игнорируя общие потребности?
30. Беспорядок в нашем доме — следствие чего? Временное это явление или постоянное?
31. Помогаю ли я своим детям осознавать свою ответственность и развиваю ли в них это качество, то есть даю ли им соответствующие задания, обучаю ли возможности выбора? Или же я научаю ребенка буквальному исполнению моих, родительских предписаний, лишая его возможности сформироваться зрелым и ответственным человеком?
32. Признаю ли я за своими детьми право иметь свою личную жизнь? Умею ли делегировать им ответственность по мере их взросления?
33. Стараюсь ли я быть примером для подражания своим детям?
34. Будучи христианином, воспитываю ли детей своих христианами, читаю ли с ними Священное Писание, или же считаю, что вырастут — выберут веру сами?
35. Учу ли своих детей любить Родину, воспитываю ли их заботниками, будущими родителями или же ориентирую их только на ценности этого мира?
Ответственность не может вырасти в сердце, лишенном нравственного основания.
36. На что направлены мои приоритеты в заботе о детях — на их здоровье, умственное развитие, внешний вид или их душевное устроение?
37. Поддерживаю ли я регулярные сыновние (дочерние) отношения со своими родителями?
Если не поддерживаю, значит я грешу неблагодарностью, которая является плодом на дереве безответственности.
38. Не боюсь ли я открыть свою душу другому? Умею ли я быть бережным и чутким относительно открытой души моего ближнего, храню ли доверенную мне тайну?
Другой для меня — это друг, или...
39. Насколько свойственны моему характеру капризы и амбициозность? Как часто я достигаю своих целей путем манипулирования ближними?
Об этом спросите у самых близких к Вам людей, тех, которые в настоящее время живут на одной с Вами жилплощади. Если же Вы живете один — у ближайшего круга знакомых людей. Только попросите их сказать об этом честно.
40. Насколько я осознаю то, что мое участие в жизни других людей, помощь другим людям способствует моему личностному духовному росту?
41. Могу ли я говорить с людьми о моих чувствах, о своем отношении к ним, о своих желаниях, человеческих потребностях, интересах?
В большинстве случаев нежелание близких теплых отношений с другими людьми является следствием нежелания взять на себя ответственность за возникновение новых отношений. Безответственность — матерь душевного одиночества.
42. Способен ли я ответить любовью на любовь другого человека?
43. Могу ли я продолжать разговор в поисках взаимопонимания в решении порученного мне дела даже тогда, когда наталкиваюсь на глухое молчание и непонимание, неприятие?
44. Оправдываю ли я себя, когда явно понимаю, что не прав?
Самооправдание является качеством, порожденным безответственностью. Необходимо определенное мужество для того, чтобы принять на себя ответственность за случившееся и признать это открыто.
45. Уважаю ли я взгляды других людей на те или иные жизненные проблемы, или я считаю, что самые правильные только мои?
Это вопрос на самом деле о том, умею ли я строить ответственные отношения с другими людьми, которые невозможны без уважения взглядов и ценностей другого человека, даже если они не совпадают с моими.
46. Принимаю ли я во внимание благополучие и пользу других людей, когда принимаю или претворяю в жизнь какие-то свои решения?
47. Как конкретно я проявляю благодарность по отношению к тем людям, которые способствовали, способствуют моему духовному и личностному росту — учителям, родителям, духовным наставникам?
48. Осознаю ли я ответственность за всех, кого «приручил»?
50. Почему я иногда (или нередко) опаздываю?
51. Часто ли я кого-то о чем-то прошу?
Просьба предполагает возможность отказа, требование — беспрекословного выполнения. Прошу ли? Может быть, требую? Или ставлю человека в такое положение, что ему просто неудобно или невозможно отказать? Или не прошу вообще никогда, боясь зависимости от других?
52. Требую ли я от других людей исполнения данных мне обещаний?
Это черта характера по преимуществу свойственна людям, которые необязательны в отношении собственных обещаний.
53. Умею ли я принимать подарки в простоте сердца? Считаю ли, что обязан отдариваться?
54. Чем я жертвую для ближнего? Или же я только желаю и жду жертвы от него?
55. Кто виноват в том, что я до сих пор не решил свои домашние проблемы (не починил кран на кухне, не приступил к проверке домашнего задания у детей, в том, что у меня нет времени в воскресный день с ними погулять, не могу «отлипнуть» от телевизора)?
56. В какой мере я пытаюсь работать над своими греховными привычками, преодолевать их?
57. Как часто я поступаю по принципу: «Если нельзя, но очень хочется, то можно»?
58. Насколько ответственно я отношусь к своему рабочему времени или ко времени, отведенному на послушание (если живу в монастыре), которое отводится мне на конкретный день?
Ответственность и целеустремленность, как уже упоминалось — это ветви, находящиеся на древе под названием "цельность". Ответственный человек — это всегда человек цельный. А цельный человек относится по совести к тому, что окружает его и что происходит с ним и в нем.
59. Насколько часто я забываю то, что мне поручается?
Наша забывчивость обычно следствие того, что мы безответственно относимся к тем просьбам, пожеланиям, распоряжениям, которые нам даются, находя что-то свое (что мы, если и забываем, то гораздо реже) более важным.
60. Насколько я готов целеустремленно заниматься теми делами, которые предлагает мне жизнь?
Иногда — это дела по уборке дома, иногда производственные дела. Человек безответственный делами развлекается. Он пытается превратить жизнь в сплошной праздник. Это в значительной мере сказывается на результатах.
61. Насколько добросовестно я выполняю порученное мне дело и всегда ли отношусь к работе с должным старанием? Переделываю ли я свою работу, если вижу в ней брак, или считаю, что и так сойдет?
62. Как соотносятся одно с другим мои увлечения и мои обязанности?
Именно в силу вполне безответственной установки относительно того, что обязанности — это «нудная тягомотина», от которой надо поскорее отделаться, чтобы взяться за «любимое дело», рождается любимая дочь безответственности — халтура.
63. Способен ли я делать неприметное, тяжелое дело на благо других (в семье, монастыре), не ожидая за это похвалы и благодарности?
64. Как часто я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня?
65. Есть ли у каждой моей вещи свое постоянное место? Как часто я теряю вещи в своем доме и даже в своем кармане или сумке? Много ли у меня лишних вещей и как я избавляюсь от них?
Наш ближний — это зеркало, в котором — наше отражение. Именно поэтому добрый человек видит всех добрыми, гордому кажется, что все только и пытаются задеть его самолюбие, злой видит всех агрессивными, унылому кажется, что и сама природа унывает... безответственный в этом тексте узнал очень многих людей... почти всех, кроме себя.
66. Осознаю ли я, что полезное не всегда должно быть приятным?
67. Тружусь ли я, когда это необходимо, но кажется, что «нет больше сил» или тотчас, почувствовав легкое недомогание, отправляю себя, любимого, «на больничный»?
68. Не заводил ли я собак, кошек, других животных, но затем, когда они переставали быть живой игрушкой и требовали заботы, просто выбрасывал их на улицу или забывал кормить?
69. Стремлюсь ли я сделать мир вокруг себя добрее и прекрасней, или же я привык только пользоваться окружающими меня дарами Божиими и человеческим теплом?
70. Каялся ли я в своей безответственности на Исповеди?
К сожалению, от православных людей очень редко приходится слышать покаяние в том, что «я безответственно отношусь к своему рабочему времени на работе, безответственно отношусь к своим обязанностям мужа, жены и родителя, безответственно транжирю время вместо того, чтобы заниматься своим духовным ростом и своими текущими жизненными обязанностями». А без этого осознания — как двигаться дальше?
Дорогой мой читатель!
Я благодарен вам за то, что вы все-таки дочитали эту книгу до конца.
Если предложенные размышления заставили вас задуматься о значении ответственности в человеческой жизни, я буду считать свою задачу исполненной.
Если вы, воодушевившись предложенными идеями, переосмыслите свое отношение к Богу, к ближним, к самому себе и поручаемым вам делам, не сомневаюсь, что окружающие вскоре заметят в вас значительные перемены. Вы и сами заметите перемены в отношениях к вам других людей, если перед Богом глубинно осознаете ответственность за свою жизнь, обретете решимость не халтурить, будете стараться контролировать свои эмоции, страсти, настроения, воспитывать свои желания.
Поскольку впечатления от прочитанного еще свежи, начните использовать полученные знания об ответственности прямо сегодня, используйте их каждый день, при любой возможности. Сегодня и завтра, и послезавтра, и в течение месяца, а затем и года к любому маленькому или большому поручаемому делу относитесь не так, как вчера.
Попробуйте творчески переосмыслить все «скучные и нудные» жизненные требования, те маленькие повседневные дела, серые и незаметные, которые так не хочется делать, от которых так хочется убежать. Если к таким «совершенно скучным вещам» как мытье посуды, уборка в доме, стирка белья сегодня вы отнесетесь более ответственно, то уже завтра ощутите в них большую глубину, большую радость жизни и что-то неизъяснимое и необычное, о чем не хочется говорить для того, чтобы не потерять...
Вам откроется и радостное осознание того, куда и как двигаться дальше. Вы с большей легкостью устремитесь к жизни благодатной, к жизни, исполненной смысла и духовной радости, произрастающей из ответственного отношения к тем бесконечным «надо», «могу» и «хочу», которые выдвигает сам факт нашего появления в этом прекрасном Богозданном мире.
Спешу ободрить вас: в процессе чтения этой книги, работа над осознанием и выработкой ответственности уже началась! Но вспомним слова одной известной молитвы:
Господи, дай мне силы изменить то,
что я могу изменить,
дай мне терпения принять то,
что я не могу изменить,
И мудрости научиться
Отличать одно от другого.
Вероятно, сила, терпение, вера и мудрость – это и есть те внутренние силы, которые действительно помогают нам расти и развиваться, быть счастливыми и строить свои отношения, уважать своих близких и получать удовольствие от того жизненного многообразия, которое нас окружает.
Так что будьте сильными, наберитесь терпения и отыщите в глубинах собственной души тот неисчерпаемый запас мудрости, который у вас уже есть, о котором сказал наш Господь: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 37-38).
Это — ваша ответственность!
Пора думать своим умом
(притча)
Однажды фермер со своим сыном и с ослом отправились в большой город. Мужчина ехал на осле, а мальчик вел его за веревку. Не успели они проехать за городские стены, как услышали, что один из прохожих достаточно громко заметил:
— Вот это да! Посмотрите, как этот мужик расселся на осле, словно барин, а маленький ребенок бредет впереди, пытаясь удержаться на ногах от усталости.
Фермеру стало стыдно, он спрыгнул с осла, посадил мальчика, а сам пошел впереди.
На следующей улице коробейник обратил свое внимание на это трио.
— Вы только посмотрите. Этот маленький хам восседает на осле как наследник престола, в то время как его бедный старый отец тащится по грязи.
Очень смутившись, мальчик попросил своего отца сесть на осла впереди него.
Но только они повернули за угол и попали на новую улицу, как женщина, продающая кувшины, воскликнула:
— Посмотрите, во что вырождается человечество! Никакой заботы о животных! Посмотрите на этого бедного ослика. Его спинка прогнулась под тяжестью этих двух лентяев!
Услышав это, фермер и его сын молча слезли с осла и пошли перед ним, ведя его за веревку. Они не успели отойти на пятьдесят ярдов, как услышали, что владелец лавки кричит через дорогу своему соседу:
— Я думал, что я дурак, но посмотри на этих тупиц! — Зачем заводить осла, если он не выполняет свою работу?
Фермер остановился и шлепнул осла по носу. Повернувшись к своему сыну, он сказал:
— Что бы мы ни сделали, кто-нибудь обязательно не согласится с нами. Наверное, пора думать своим умом над тем, что мы считаем правильным, а что нет!
Послесловие
Если, желая оправдать себя, я объясняю свои беды злым роком, то я подчиняю себя злому року. Если я приписываю их измене, то я подчиняю их измене.
Но если я принимаю всю ответственность на себя, я тем самым отстаиваю свои человеческие возможности. Я могу повлиять на судьбу того, от чего я неотделим.
Я — составная часть общности людей.
Антуан де Сент-Экзюпери
Использованная литература:
Библия.Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. Московской Патриархии. 1988 г.
Св. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Бытия.
Св. Иоанн Златоуст. К враждующим против монахов. Слово третье. К верующему отцу.
Св. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. Беседа третья.
Св. Григорий Богослов. Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всяком месте может рассуждать о Боге.
Св. Григорий Двоеслов. Беседа VI.
Творения св. Ефрема Сирина. Сергиев Посад, 1907.
Сочинения еп. Игнатия Брянчанинова. Аскетические опыты. Т. 1.
Требник, часть 1. Издание Московской Патриархии. 1988 г.
Святейший Патриарх Алексий II. Пастырское служение в современном мире. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 25.03. 2003 г.
Митр. Антоний Сурожский. Человек перед Богом. Изд. Паломник, 2000г.
Митр. Антоний Сурожский. Беседы о вере и Церкви.
Митр. Антоний Сурожский. Войду в дом Твой. Встреча с Богом Живым.
Митр. Антоний Сурожский. «Берегитесь, братья мои, священники». О злоупотреблениях в духовнической практике, НГ-Религии 11.08.99.
Митр. Антоний Сурожский. О встрече. СПб.
Архим. Софроний (Сахаров). О молитве.
Прот. Владимир Воробьев. Покаяние, исповедь, духовное руководство.
Прот. Николай Балашов. Хотят ли духовные чада взрослеть? Община, XXI век, № 4 (29), май 2003.
Иером. Илларион (Алфеев). Православное Богословие на рубеже столетий.
Диак. А. Кураев. Ответы молодым. Москва-Саратов.
Ю. Алешина. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. НФ Класс. 1999 г.
А. Васютин. Здоровье не купишь. М., ЭКСМО, 2004 г.
И.А. Ильин. Аксиомы религиозного опыта. М., Рагогъ, 1993 г.
О. Решетников. Кто хочет быть первым... Ортодокс, 2002. № 1.
Г. Сартан. Тренинг самостоятельности у детей, М., 1999г.
К. Сельченок. Словарь житейских проблем. Минск. 1999г.
Ю. Синарёва. Ответственность и контроль: две стороны одной медали.
William Glasser, Reality Therapy (New York, Harper and Row Publishers, 1975).
Р. Дилтс. Ментальные карты, мыслительные вирусы и здоровье.
Б.Кейд. В.Хэнлон. Краткосрочная психотерапия. Изд. НАПП. 1998г.
В. Клайн. Воспитание с любовью и логикой. Издание ЦОЦ. 1995 г.
К. Роджерс. Становление человека. Изд. Группа Прогресс. 1998 г.
И. Ялом. Экзистенциальная психотерапия. НФ Класс. 1998 г.
Х. Сейла. Совет за чашкой чая. Корбин, 1995 г.
Сб."Искушения последних времен". Изд. "Даниловский благовестник", 2003 г.
АльманахХРИСТИАНОС, № 13, Рига, 2004г.
Содержание
Предисловие | ||
От осознания — к действиям! | ||
Воля Божия и человеческая ответственность | ||
Ответственность — проявление веры | ||
Ответственность как добродетель | ||
Острота проблемы | ||
Перед кем и за что человек несет ответственность? | ||
Ответственность и обязательства | ||
Ответственность, обязанности, поручения | ||
Человек — автор книги собственной жизни | ||
Многообразие ответственности | ||
Ответственность и власть | ||
Переосмыслить... | ||
Дерзновение — движущая сила ответственности | ||
Непостоянство — синоним безответственности | ||
Халтура — любимая дочь безответственности | ||
Предательство — спутник безответственности | ||
Ответственность и человеческие взаимоотношения | ||
Ответственность в любви, за любовь и пред любовью | ||
Об ответственности в семейной жизни | ||
Ответственность за самого себя | ||
Ответственность по отношению к собственным чувствам | ||
Воспитание ответственности | ||
Безответственность детей формируют их родители | ||
Как привить ребенку чувство ответственности | ||
Три стадии ответственности родителей за своего ребенка | ||
Договор — начало взрослых отношений ребенка с окружающим его миром | ||
Воспитывать ответственность означает учиться доверять ребенку | ||
Ответственность и современный верующий | ||
Болезнь безответственности | ||
Особенности осознания ответственности в церковной жизни | ||
Различение душевного и духовного | ||
Ответственность и свобода | ||
Вы — свет мира (притча) | ||
Некоторые примеры ухода от ответственности | ||
Принятие ответственности — необходимая предпосылка начала духовной жизни | ||
Овцы Мои слушаются голоса Моего (притча) | ||
Ответственность и чувство вины | ||
Ответственность как возможность | ||
Закон ответственности: «Человек сам отвечает за собственную жизнь» | ||
Первенство как ответственность | ||
Барьеры ответственности | ||
Зона ответственности | ||
«Кто знает...» (притча) | ||
Пастырь и безответственный прихожанин | ||
Примеры отрицания ответственности | ||
О советах | ||
Контекст пастырского совета | ||
Арбуз (древняя причта) | ||
Выбор духовника | ||
Чего же на самом деле я ищу? | ||
О желании переложить ответственность на плечи духовника | ||
Как распознать манипуляции и избежать их | ||
Ответственность духовника | ||
В чем же должна состоять пастырская помощь? | ||
Помощь в поиске ответа | ||
Движение к осознанию | ||
Особенности построения взаимоотношений | ||
Умение ставить вопросы | ||
Подлинное и мнимое сострадание | ||
Изменение формулировок | ||
Конфликт сначала происходит внутри | ||
О самобичевании и нечестности перед самим собой | ||
Сверхответственность | ||
Пример искаженного понимания ответственности | ||
Ответственность в монастырском братстве | ||
Братство как наиболее благоприятное место для внутренней работы | ||
Конфликты, вскрывающиеся в братстве | ||
Создание доверительной атмосферы | ||
«Знай себя и довольно с тебя» | ||
Ответственность каждого за всех | ||
В единстве — сила (притча) | ||
Роль духовного руководителя | ||
Директивность или отстраненность? | ||
Свобода и послушание | ||
Ответственность и болезнь | ||
Краеугольный камень наших суждений | ||
Депрессия | ||
Алкоголизм | ||
Психосоматика | ||
Что от чего у нас болит | ||
О раке — подробнее | ||
Изменить взгляд на болезнь | ||
Личные качества священника, помогающие окормляемому обрести ответственность | ||
Бремена и бремя ответственности | ||
Вопросы самому себе | ||
Дорогой мой читатель! | ||
Пора думать своим умом (притча) | ||
Послесловие | ||
Использованная литература |
Bceгo дopoжe для нac в xpиcтиaнcтвe
Сaм Xpиcтoc
Вл. Соловьёв