Технология спонтанности ф.перлза
Концепция гештальттерапии
«Технология спонтанности» - так можно назвать одну из самых популярных концепций в мире - гештальттерапию. Ее автор - Фриц Перлз разработал свое гениальное творение, чтобы заполнить теоретические пробелы психоанализа. Многие концепции психотерапии подвержены влиянию этой «третьей силы» - это и бихевиористский гуманизм, и рациональная терапия, и также новые теории, как феминистская терапия и теория негроидной идентификации.
В основе гештальттерапии лежат психоаналитические идеи, феноменология, экзистенциализм, восточная философия, общая семантика и другие отрасли знаний о человеке. Экзистенциальная философия помогла Ф. Перлзу отойти от психоаналитического подхода (учителем и аналитиком был Вильгельм Райх, сотрудниками - Карен Хорни, Отто Фенихель и др.), в котором основное внимание уделялось истории индивидуального развития. Вместо того чтобы искать корни проблем в прошлом своих клиентов, Ф. Перлз начал всматриваться в настоящее, в то, как человек приспосабливается, живет и взаимодействует в мире.
Гештальтпсихология помогла Ф. Перлзу (который в начале своего творческого пути был ассистентом известного гештальтпсихолога Курта Гольдштейна) понять важность феноменологии текущего опыта. Гештальтпсихологи, в отличие от экзистенциалистов, объясняющих, как люди переживают свое существование в настоящий момент, пытаются ответить на вопрос, как они воспринимают свое существование.
Ф. Перлз изучал теорию поля К. Левина, «телесную терапию» В. Райха, театр психодрамы, биоэнергетику и метод А. Александера. Он использовал все, что казалось ему значимым для развития своей собственной теории. Подобно К. Левину, отказавшемуся от казуального подхода к объяснению причин человеческого поведения, Ф. Перлз сосредоточился на взаимодействии активной личности и среды и вместо вопроса «почему?» ставил вопросы «что?» и «как?». У В. Райха Ф. Перлз заимствовал идею о том, что сопротивление - та внутренняя преграда, которая возникает у человека при осознании значимых переживаний или столкновении с возможными изменениями, - проявляется в невербальном поведении или языке тела. Из психодрамы, биоэнергетики и метода А. Александера Ф. Перлз заимствовал упражнения и методики, видоизменив их в соответствии с особенностями своего подхода.
Начало 60-х годов отмечено в психологическом мире проявлением бурного интереса к гештальттерапии. В нашей стране таким периодом стали 90-е годы.
Основные понятия гештальттерапии
Гештальт. Термин «гештальт» заимствован Ф. Перлзом из гештальтпсихологии. Немецкое слово «гештальт» достаточно сложно перевести на русский язык; его значение можно передать словами «конфигурация», «структура», «тема», «структурное отношение», «значимое организованное целое». Понятие «гештальт» трактуется как воспринимаемая целостность образа самого предмета и его значения как производного взаимодействия предмета, окружающей среды и конкретной ситуации. Гештальтпсихология исходит из понимания того, что целое определяет части, в противоположность прежним воззрениям, что целое - это всего лишь механическая сумма всех элементов.
Фигура и фон. Эти термины также заимствованы из гештальтпсихологии. Фигура - это средоточие интереса, объект, узор и пр.; фон - контекст или ситуация, в которых появляется элемент. Любое поле восприятия структурировано как вступающее во взаимодействие, оказывающее влияние на другое. Так, лиловый цвет выглядит голубоватым на красном фоне и красноватым - на голубом. Отношения между фигурой и фоном динамичны: в одной и той же ситуации на передний план выдвигаются различные фигуры. Фигура, состоящая из деталей, сама может стать фоном, а ее деталь превратится в фигуру.
Человек воспринимает реальность, окружающую его как всеобъемлющее единство значения, реагируя на окружающие предметы, доступные восприятию. Это окружение представляет собой стимулы, на которые направлено внимание субъекта, и стимулы, которые находятся вне поля его внимания. Сфокусированное внимание организует окружающие предметы в созерцаемое единство, причем гештальт, выступающий в роли фигуры, доминирует в созданной картине восприятия.
Вся информация (визуальная, тактильная, словесная, эмоциональная и т.п.) воспринимается через соотнесение фигуры с фоном. Опыт индивида представляет собой постоянно изменяющееся соотношение фигуры и фона. Отношения «фигура-фон» возникают в опыте индивида спонтанно, но иногда откладываются, оставаясь незаконченными. Они уходят из центра внимания, уступая место другим проблемам. При этом они остаются в фоне как относительно постоянные конструкции: убеждения или отношение к чему-либо.
Взаимодействие фигуры и фона является центральным для теории гештальттерапии: внимание, интерес, забота, красота означают здоровое формирование фигуры-фона, в то время как скука, тревожность, амнезия, смущение указывают, что формирование фигуры-фона затруднено.
Для здоровой психики отношение между фигурой и фоном - это процесс постоянного, но значимого появления и исчезновения. Человек реагирует на то, что является существенным в соотношении «фигура-фон». Именно это существенное выделяется и сохраняется в опыте индивида. При неврозе или психозе нарушается гибкость формирования фигуры-фона, обусловливающая либо фиксацию, либо отсутствие образования фигуры, что мешает привычному завершению адекватного гештальта.
Возникновение потребности. Поведение человека — это сложное взаимодействие организма и окружающей среды, и оно всегда направлено на удовлетворение господствующей потребности. Когда потребность возникает, она выходит на первый план, удовлетворенная потребность удаляется на задний план, на ее месте появляется новая потребность, которая образует новый гештальт. Поведение человека всегда направлено на удовлетворение господствующей потребности. Для удовлетворения потребности нужны: сила (энергия) и способность отличать вредное от полезного.
Осознание. Ключевым понятием гештальттерапии является awareness - многозначный термин, переводимый как осознание, осведомленность. Гештальттерапия ставит сознание в центр внимания. Адекватное действие сознания - залог хорошего здоровья, нарушения сознания - главная причина болезни. Перлз утверждает, что осознание само по себе является лечебным средством.
На восприятие и взаимодействие человека с миром влияют его установки, стереотипы, привычки. Все это выучивается и усваивается индивидом. При этом может оказаться, что привычный набор реакций и стереотипов находится в рассогласовании с нормальным процессом «фигура-фон».
Для того чтобы понимать, что происходит в нас самих и окружающем мире, следовать своим потребностям и завершать гештальты, необходимы непрерывное осознавание, непрерывный контакт с собственным опытом. Такое осознавание Ф. Перлз отличает от интроспекции: если осознание - это спокойное и не вмешивающееся в происходящее постоянное знание, то интроспекция ближе к привычному самосознанию, которое оценивает события и собственные переживания человека, старается бороться с теми из них, которые не соответствуют представлениям о должном, и в конечном итоге вытесняет часть знания.
Осознавание у Ф. Перлза - род ненавязчивого внимания. Оно направляется всегда на то, что происходит в настоящий момент, «здесь и сейчас». В «здесь и сейчас», как в капле воды, отражается личность человека и его проблема. Если он сможет воспользоваться своим осознаванием, происходит изменение к лучшему. Именно в этом и состоит целебная сущность осознавания.
Наша задача в связи с этим - стремиться осознать то, что происходит с нами самими на работе, дома - в любой жизненной ситуации, и помогать нашим близким стать компетентными в подобном осознавании.
Формирование и завершение гештальта. Опыт индивида возникает на почве соотношения фигуры и фона. Конкретная ситуация, в которой индивид оказывается, состоит из осознавания индивидом себя самого (самости), окружающих предметов и взаимоотношений между ними. Это осознавание взаимоотношений, существующих в данной ситуации, составляет гештальт, т. е. наполненную смыслом конфигурацию. Формирование гештальтов представляется как естественный процесс. Их формирование и завершение следуют довольно простым принципам. Завершенный опыт (гештальт), успешно решенный в непосредственном настоящем, отстраняется на задний план, в то время как что-то новое возникает на первом плане.
Жизнь представляет собой серию возникающих и завершающихся гештальтов. Если этот процесс происходит без осложнений, т. е. все возникшие гештальты находят свое завершение, индивид осознает полностью все происходящее в настоящем, действует и живет полностью в настоящем. При естественном формировании и завершении гештальтов человек действует, исходя из принципа «здесь и теперь». Любой опыт или стереотип реакции, перенесенный из прошлого, или что-либо, ожидаемое в будущем, уменьшает объем внимания и энергии, используемой личностью в настоящем. Поскольку человек обладает ограниченным количеством энергии, которая ему необходима для реализации настоящей деятельности, то чем больше энергии вкладывается в заботы о прошлом и в тревогу за будущее, тем меньше остается энергии, чтобы справляться с проблемами в настоящем, т. е. в ситуации «здесь и теперь». Кроме того, человек, живущий в настоящем, испытывает сильное влияние стереотипов поведения из прошлого и мечтаний о будущем. В результате индивид воспринимает ситуацию «здесь и теперь» неадекватно, интерпретируя то, что происходит, с существенными искажениями.
Ясность гештальтов. Ясное восприятие непосредственного настоящего приводит к образованию «хороших гештальтов». Такие гештальты возникают, когда индивид не имеет незавершенного опыта, мешающего четкому реальному восприятию настоящей ситуации. Ясные гештальты верны, понятны, четко разграничены, и мы их знаем. Они способствуют эффективному разрешению проблем.
Завершение. Гештальттерапия использует важное свойство человеческого сознания - воспринимать неполно представленную информацию как законченную, несущую смысл. В гештальттерапии это называют тенденцией к завершению фактически неполного опыта. С этим связана и другая тенденция - задерживаться на незавершенном опыте, возвращаться к нему, переживать заново, хранить в себе невыплеснутые эмоции. Человеку нравится чувство законченности и завершенности. Завершенный опыт целостен, он сливается с общим фоном жизненного опыта и уступает место другому гештальту.
Целостность. В каждом человеке есть стремление к целостности. Гештальт - это не просто сумма всех частей, это целостность, которой присущи завершенность и значимость. В этом отличие гештальттерапии от других подходов, учитывающих только некоторые части личности и игнорирующих все остальные (например, отрицают физическое, чтобы обрести умственное, или отрицают внутреннее, чтобы увидеть внешнее).
Личность. Основная ценность гештальттерапии - личность. Согласно Ф. Перлзу, личность - это целостное единство, она самоценна и обладает способностью выбирать свой жизненный путь.
Личность изнутри - сложная система опредмеченных взаимодействий: убеждений, отношений, понимания себя и окружающего мира. Каждая из этих структур относительно постоянна, но их связи - между собой и с внешним миром - подвижны и изменчивы. Здоровое функционирование личности подразумевает динамическое соотношение между восприятием и осознанием индивидом самого себя, других людей и окружающей среды.
Согласно взглядам Ф. Перлза, личность состоит из множества частей, что делает ее уникальной, неповторимой. От рождения человеку дано единое, целостное личностное начало, но по мере роста и развития разнообразные переживания, чувства, страхи ведут к потере некоторых частей личности. Это «расщепление» порой очень тягостно, и гештальттерапия помогает человеку вновь интегрировать расщепленные части в некое целостное единство.
Структурные аспекты личности: организм, самость и зоны осознания. Рассмотрим их характеристики.
Организм. Ф. Перлз рассматривает человека во взаимодействии со средой, подчеркивая, что в этом взаимодействии участвует не только психика, но и тело человека. Он часто использует слово «организм», чтобы выразить идею о тесной связи и постоянном взаимодействии и взаимовлиянии психического и телесного.
Организм - это совокупность существенно важных частей или органов, функционирующих как полная целостная система. Организм работает в соответствии с принципами формирования и завершения гештальта. Его первостепенные функции - осознание и регуляция внутренних потребностей, а также интеракция (взаимодействие) с окружающей средой. Из всего объема чувственно воспринимаемого опыта организм выбирает наиболее непреодолимую, острую потребность и удовлетворяет ее, стремясь к законченности, полноте, чувству целостности, т.е. завершению гештальта. Функционируя без помех, организм осуществляет саморегуляцию: индивид действует, удовлетворяя потребность; когда потребность удовлетворена, гештальт завершается и уходит в фон; возникает новая потребность и т.д.
В каждом случае чувство завершения уникально. В теле возникают ощущения удовлетворения, полноты, целостности; напряженность уходит, мозг успокаивается и отдыхает. Казалось бы, при цикличном формировании и завершении гештальтов нерешенных проблем просто не должно быть. Однако в действительности проблемы есть. Человек рождается с наследственными тенденциями, в чем-то ограничивающими его физически, психологически или духовно. В результате развиваются психологические стили поведения, стереотипы и механизмы защиты, которые отнюдь не идеальны. Поэтому организм постоянно сталкивается с прошлым опытом, по каким-то причинам не завершенным. Незавершенные гештальты всплывают на поверхность таким же образом, как биологические потребности, - поочередно. Самая насущная потребность выделяется ярче всего.
Самость. Ф. Перлз утверждает: самость (англ. Self) - это система контактов организма со средой, интегрирующая в себе все уровни потребностей. Самость существует в двух ипостасях - как процесс и как концепция. Самость как процесс оценивает ситуацию, выбирает, какую потребность следует удовлетворить в данный момент, какой способ защиты или вариант решения предпочесть и т.д. В экстремальных ситуациях самость моментально осознает обстановку, действует по большей части спонтанно - бессознательно или осознанно выбирая наиболее оптимальный способ поведения.
Второй аспект самости - Я-концепция (самообраз). Изменения в ней возникают лишь вслед за новым личностным опытом. И это тоже очень важно в работе психолога-практика, Я-концепция контролирует уместность решений, сделанных в момент взаимодействия со средой. Она развивается с детства и может быть изменена внешним воздействием, но эти изменения очень медленны.
Самость как процесс может наблюдаться в вербальном и невербальном поведении клиента. Самость как целостность - чрезвычайно многогранное сочетание понятий и процессов, включающих в себя осознание, знание, выбор.
Зоны осознания. Способность формировать и завершать гештальты доступна тому, кто может полностью осознавать себя в настоящий момент. Для удовлетворения своих потребностей человек должен сохранять постоянный контакт с зонами своего внутреннего и внешнего мира.
Внутренняя зона осознания - это процессы и события, которые происходят в нашем теле. Боль или легкость, ощущение тепла и холода, голод и сытость - все это примеры внутренней зоны осознания.
Внешняя зона осознания - это совокупность внешних воздействий окружающей среды, которые человек воспринимает через свои сенсорные каналы - слух, зрение, осязание, обоняние, вкус.
Кроме внутренней и внешней зон существует еще и средняя зона осознания, которую называют зоной фантазии, промежуточной зоной или мета-опытом. Ее составляют мысли, фантазии, верования, отношения и другие мыслительные процессы. Ф. Перлз считал, что неврозы возникают в результате перегрузки средней зоны за счет исключения из сознания событий внутренней и внешней зон. Эта тенденция нарушает естественный ритм процессов организма. Когда мы находимся в средней зоне, то главным образом связаны с нашим прошлым и будущим: вспоминаем, строим планы, надеемся. При этом мы не живем настоящим и игнорируем сигналы внутренней и внешней зон. Саморегуляция организма, по Ф. Перлзу, зависит от осознания настоящего и от способности жить в полной мере по принципу «здесь и теперь».
Саморегуляция. Согласно гештальттеории, человек функционирует на основе принципа саморегуляции. Он поддерживает свое жизненное равновесие, удовлетворяя возникающие потребности.
Человеческое тело в естественных условиях функционирует как целое; это означает: действует не только интеллект, но и весь сенсорный аппарат. Ограничение круга сенсорных переживаний, отключение от чувств приводит человека в состояние неосознанности. Органистический интеллект включает в себя нерациональное, интуитивное знание и знание рациональное, разум. Разум стремится обрести контроль над окружающим миром, в том числе над внутренним миром субъекта, его переживаниями.
Когда организм регулируется сообразно своей природе, индивид ведет себя спонтанно и естественно. Ощущения возникают сами по себе, без усилий. При этом организм постоянно борется за баланс, равновесие. Однако потребности индивида изменяются, как, впрочем, и окружающая среда: ничто не стоит на месте. Поэтому длительное пребывание в сбалансированном состоянии невозможно. Да и сам организм «не хочет» покоя, не выносит долгого равновесия: потребности постоянно сменяют друг друга. Жизнь - колеблющийся процесс, как находящиеся в движении качели.
Пребывая в состоянии равновесия, мы обладаем энергией, потенциалом, который дает возможность двигаться в любом направлении. Состояние, когда «человек чувствует соблазн действовать, но еще не решил, в каком направлении», Ф. Перлз назвал «творческим пред-совершением».
Баланс порождается активным процессом формирования и завершения гештальта. Человек воспринимает одновременно себя (свою самость) и других. Поэтому для него важно равновесие в мире.
В центре внимания гештальттерапии - восстановление жизнерадостности и жизненной силы. При этом гештальттерапевты полагают: у каждого человека, осознающего свои проблемы, есть внутренние ресурсы (энергия), необходимые для саморегуляции. Если вы думаете или говорите о своей слабости, зависимости, неспособности жить счастливо, значит, у вас есть скрытые механизмы саморегуляции здоровья. Обращение за помощью само по себе - это уже сигнал: у человека есть достаточно энергии для достижения состояния целостности и приведения в действие процесса саморегуляции.
Цикл прохождения гештальта. Всякое удовлетворение потребности организмом - это цикличный процесс, включающий в себя 8 этапов. Рассмотрим этот процесс в деталях, что поможет нам увидеть процесс саморегуляции в идеале, а в дальнейшем - исследовать блокады и ограничения на отдельных стадиях этого процесса.
1-й этап - отдых: организм находится в покое. Фон однородный, наполнен недифференцированными проблемами, потребностями в форме желаний, мыслей, эмоций и т. п.
2-й этап - возникновение потребности: ощущается пробуждение по мере того, как одна из потребностей всплывает и становится фигурой. Это может быть любая физическая, психологическая или духовная потребность или сигнал о незавершенном в прошлом гештальте. Организм одновременно может работать только с одной проблемой.
3-й этап - пристальное внимание: организм тщательно изучает окружающую среду или самого себя, чтобы найти возможности и выбрать оптимальные пути удовлетворения потребности.
4-й этап - выбор: организм выбирает один из вариантов удовлетворения потребности.
5-й этап - контакт (действие): организм действует — изменяет что-то внутри себя или вступает во взаимодействие со средой.
6-й этап - ассимиляция или непринятие: организм принимает новый материал (изменение, чувство или физическую пищу) либо отвергает его как неуместный, неценный, ненужный.
7-й этап - удовлетворение: организм переживает удовольствие от принятия или полезного непринятия, редуцируя таким образом потребность.
8-й э т а п - удаление: организм освобождается от напряжения, энергия при этом уходит вовнутрь, все готово для формирования нового гештальта.
Этот основной процесс формирования и завершения гештальта повторяется изо дня в день бесконечное количество раз. Если же мы прерываем цикл, блокируя его на каком-то этапе, потребность остается неудовлетворенной, гештальт незавершен. Когда прошлый опыт остается незавершенным, он накладывается на настоящий момент, препятствуя ясному формированию потребности, блокируя способность адекватно отвечать на сложившуюся «здесь и теперь» ситуацию, ограничивает движение и активность.
Итак, цикл формирования и завершения гештальта проходит несколько стадий - от возникновения потребности, когда все с ней связанное выступает на первый план и оттесняет все остальное, до ее удовлетворения и потери значимости объектов потребности, которые уходят на задний план и освобождают место для нового впечатления.
В том случае, если гештальтцикл завершен не полностью, наблюдается «застревание», которое может привести к самым разным проблемам и нарушениям. Например, если человек не позволил себе выразить гнев, который настоятельно требовал проявления, то эта «незавершившаяся» эмоция может быть причиной непонятного раздражения или обиды, которые разрушают общение. Нарушения естественного хода вещей приводят к образованию вытесненных частей. Трудная ситуация, незавершившаяся сильная эмоция и все с ними связанное вытесняются из сознания, и человек забывает о них. Согласно Ф. Перлзу, эта часть опыта консервируется, перестает участвовать в общем развитии, но при этом сохраняет в себе часть психической энергии. Такая вытесненная «субличность» скрыто влияет на переживания и поведение человека и может стать причиной невротических симптомов.
Зрелость личности. Это очень важное понятие означает оптимальное психическое здоровье и одновременно признак взрослости. Ф. Перлз определяет зрелость как доверие к собственному мнению и интуиции, саморегуляцию и самоконтроль, опору на собственные способности и ресурсы. Ф. Перлз очень высоко ценит автономность, самостоятельность личности. Ребенок (и невротик) стремится манипулировать другими людьми для того, чтобы заставить их удовлетворить его нужды. Более правильно, по мнению Ф. Перлза, искать в себе самом средство для решения проблем. Зрелый человек принимает на себя ответственность за свои решения, действия и их последствия.
Поляризация и идентификация. Поляризация - это способ структурирования информации, классификации всех явлений и образов на основе двубалльного оценочного критерия «или - или». Например: «хороший - плохой», «интересный - скучный». Взгляды, построенные на основе поляризации, обычно устойчивы, бескомпромиссны, неизменны. Поляризация возникает, когда индивид идентифицируется с набором противоположных характеристик. Она искажает адекватное восприятие индивидом самого себя и других и в дальнейшем приводит к отрицанию опыта, который не укладывается в полярную парадигму.
Поляризация позволяет человеку иметь достаточно простую и надежную основу для структурирования и упорядочивания своего опыта: сложные проблемы воспринимаются как простые, целостные события можно разложить на элементы. Однако такое структурирование ограничивает возможности индивида. Подвергаясь такому делению, все большая часть опыта становится предсказуемой. В результате индивид «постепенно теряет ощущение, что он жив», чувствует себя «живым наполовину».
В гештальттерапии полагают: главный мотив, побуждающий к поляризации, - борьба со страхом. Средства этой борьбы - контроль окружающей среды и себя самого. Простая система категорий, основанная на двубалльной полярной классификации, заменяет собой реальный мир и побуждает к контролю. Человеку спокойнее, когда он верит, что мир можно поделить на строгие категории. Если он лишается этой надежды, возникает чувство крайнего дискомфорта.
Дифференциация и интеграция. В здоровом саморегулирующемся организме процесс осознавания осуществляется быстро и спонтанно. Все части личности признаны, уравновешены. Находясь в состоянии равновесия, человек спонтанно реагирует на события. Однако в ранние годы развития процесс саморегуляции может быть нарушен, потому что часто человек отрицает некоторые части самого себя. Перлз по этому поводу писал: «Мы фактически отрицаем части себя, утверждая: «злость - это не я», «ненависть - это не я».
Отрицание некоторых частей своей личности происходит через механизм идентификации: идентифицируясь с одним полюсом, индивид отрицает другой. При этом происходит блокада энергии, человек испытывает ощущение безвыходности и не в состоянии решать возникающие проблемы. Это тупик, за которым - скрытый внутриличностный конфликт. Гештальттерапия помогает человеку восстановить равновесие. Для этого надо реабилитировать ранее отверженные части и вновь принять их. Этот процесс принятия ранее отвергаемых частей личности и восстановление внутренней целостности и называют интеграцией. Восстановить внутреннюю целостность непросто, так как стимул к отвержению сидит внутри; и нужно преодолеть сопротивление старых установок. Лучшее средство расстаться с отжившим, уже ненужным - признать его несомненную пользу в прошлом и, не отвергая своего же жизненного пути, каким бы он ни был, признавая его несомненную ценность на прежнем этапе существования, познакомиться с новым, еще более ценным опытом.