Саморегуляция психических состояний
Сознание человека диалогично — даже наедине с собой человек включен в социальное общение. Рассуждая «про себя», углубляясь в свой внутренний мир, он взаимодействует с психическими образами социально освоенного мира. Внутренний мир человека динамичен, он поддается различным рекомбинациям. Образы воображения могут противоборствовать с образами реального мира.
Путем самовнушения, медитации человек способен значительно изменить свое психическое и физиологическое состояние. Слово может быть средством самовнушения, может влиять на все психофизиологические процессы. Психические образы, произвольно актуализируемые человеком, могут оказывать такое же воздействие, как и реальные объекты. Человек способен полностью концентрироваться на определенном образе или идее. Возможно даже мистическое растворение сознания, уход от действительности.
В психической саморегуляции индивида наряду с гетеро-хронным внушением (внушением со стороны) существенное значение имеет самовнушение — аутосуггестия.
Вся сложная внутренняя жизнь человека связана с процессами самоанализа, самопрограммирования и самовнушения. Эти процессы могут быть конструктивными и деструктивными. Человеку необходимо блокировать негативные факторы, прибегать только к положительному самовнушению.
Внедряя в сознание тот или иной образ, мы создаем определенный регуляционный механизм. Задумайтесь сейчас о механизме своего дыхания, создайте образ глубокого ритмичного дыхания, и оно обязательно несколько изменится. Создаваемые нами психические образы добра и зла, благополучия и неблагополучия, здоровья и нездоровья имеют реальную силу.
В системе древневосточной философии и психологии веками разрабатывалось искусство самонаблюдения и саморегуля-
Глава 6. Психические состояния
ции — медитация (от лат. meditatio — размышление) — система духовной практики, достигаемая индивидуальными упражнениями по погружению в свой внутренний мир.
К медитации относятся различные виды аутотренинга — психотерапевтические методы самовнушения, обеспечивающие релаксацию, расслабление, состояние покоя, достигаемое путем принятия свободной позы, актуализации приятных, успокаивающих образов, создающих ощущение тепла, приятного света и т. п.
Техника медитации предполагает самопогружение индивида в центр тишины и покоя, видение себя как бы со стороны, просматривание сценария своей жизни, содействие заживлению психических травм, освобождение от навязчивых идей, мирской суеты.
Необходимо превратиться в дружелюбного наблюдателя самого себя. Созерцайте то, что уводит от жизненных тревог, обесценивайте все, что тревожит вас. Используйте свои мантры — понятия, наиболее значимые и приятные для вас. Животворное ощущение внутреннего тепла и глубокого спокойствия постепенно оградит ваше сознание от внешнего мира.
Все это нормализует работу вегетативной нервной системы, оптимизирует эмоциональную сферу, укрепляет регуляционные механизмы вашей психики, мобилизует ее внутренние резервы. В состоянии медитационной нейтрализации сознания открывается прямой путь к подсознанию личности, путь в глубинные и даже
23. КОНФЛИКТНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ.
24. СОЦИУМ КАК ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ.
Основные системообразующие категории социальной психологии:
1) понятие социальной общности;
2) особенности поведения человека в социально неорганизованной и в социально организованной общности;
3) понятие социальной группы, классификация социальных групп;
4) социально-психологическая.организация малых групп;
5) общение как средство социального взаимодействия;
6) психология человека в напряженных и конфликтных межличностных ситуациях;
7) психология больших социальных групп и массовых социальных явлений:
8) психология массовой социальной коммуникации.
Социальная общность — совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного социального действия(политического, производственного, культурного, этнического и т. п.).
Все социальные общности интегрированы в социум. Социум — устойчивая социальная общность, отличающаяся общностью культуры и единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность.
Каждая эпоха формирует свой культурно-исторический социум, свой этнос — культурный климат, стиль мироощущения, особенности социальной самоорганизации, определенные образцы поведения. В пределах данного социума деятельность входящих в него социальных общностей, групп и отдельных
§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности 241
индивидов регулируется общими традициями, обычаями, моральными нормами и законами.
Различаются групповые и массовые социальные общности. Групповые общности характеризуются гомогенностью (однородностью) состава, структурно-дифференциальной организацией, деятельностной направленностью. Различаются большиеи малыесоциальные группы.
Социальные группы, в которые входит формирующаяся личность, выступают в качестве одного из решающих условий формирования социального типа личности. Требования среды становятся требованиями личности к себе.
У социализированной личности происходит интериоризация (от лат. interior — внутренний; переход извне внутрь) социального контроля. И если социальные нормы добровольно принимаются человеком, то они не противостоят ему как ограничители свободы. Подлинно свободен лишь тот, кто охотно исполняет свои социальные обязанности, получает удовлетворение от своей социальной самореализации. Однако только социально упорядоченная среда организует человеческое поведение. В неорганизованной же социальной общности поведение индивида резко дезорганизуется.
Рассмотрим существенные особенности неорганизованной социальной общности. Разновидность такой общности — толпа.
Толпа — временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные значимые для них воздействия путем психического заражения.
Поведение людей в условиях толпы отличается рядом психических особенностей:
• происходит некоторая деиндивидуализация личности, доминирует примитивная эмоционально-импульсивная реакция;
• резко активизируется подражательная деятельность людей, снижается предвидение возможных последствий их действий;
• люди преувеличивают правомерность своих действий, снижается их критическая оценка, притупляется чувство ответственности, доминирует чувство анонимности.
242 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности
На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро поддаются психическому заражению.
Человек в толпе, приобретая чувство анонимности, самовысвобождается из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу входят люди с определенными этнокультурными особенностями, импульсивные и эмоционально лабильные. Такая толпа увлекается ритмическими воздействиями — маршами, речевками, скандированием лозунгов, жестикуляцией. (Примером поведения такого рода толпы может быть поведение болельщиков на стадионе.)
Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками.
Регулятивный механизм поведения толпы — коллективное бессознательное,т. е. особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика Карла Густава Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества.
По поведенческим особенностям различаются четыре вида толпы:
1) случайная (оказиональная);
2) экспрессивная — совместно выражающая общие аффективные чувства: ликование, страх, негодование, протест;
3) конвенциональная — основанная на некоторых стихийно сформулированных позициях;
4) действующая, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую — возмущающуюся действиями властей.
Любая толпа характеризуется напряженностью эмоционального состояния, спонтанно возникающей направленностью поведения, нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением — распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта.
Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы превращают ее в объект манипуляций. Толпа всегда находится в крайне возбужденном предстартовом, установочном
§ 3. Социально организованные общности
состоянии, и для приведения ее в действие необходим лишь соответствующий пусковой сигнал.
На примере поведения людей в условиях толпы мы видим, что отсутствие социальной организации, системы регламентированных норм и способов поведения ведет к резкому снижению уровня поведения людей. Поведение людей в этих условиях характеризуется повышенной импульсивностью, подчиненностью сознания одному актуализированному образу, сужением других сфер сознания.