Саморегуляция психических состояний

Сознание человека диалогично — даже наедине с собой че­ловек включен в социальное общение. Рассуждая «про себя», углубляясь в свой внутренний мир, он взаимодействует с психи­ческими образами социально освоенного мира. Внутренний мир человека динамичен, он поддается различным рекомбинациям. Образы воображения могут противоборствовать с образами ре­ального мира.

Путем самовнушения, медитации человек способен значи­тельно изменить свое психическое и физиологическое состоя­ние. Слово может быть средством самовнушения, может влиять на все психофизиологические процессы. Психические образы, произвольно актуализируемые человеком, могут оказывать та­кое же воздействие, как и реальные объекты. Человек способен полностью концентрироваться на определенном образе или идее. Возможно даже мистическое растворение сознания, уход от действительности.

В психической саморегуляции индивида наряду с гетеро-хронным внушением (внушением со стороны) существенное значение имеет самовнушение — аутосуггестия.

Вся сложная внутренняя жизнь человека связана с процесса­ми самоанализа, самопрограммирования и самовнушения. Эти процессы могут быть конструктивными и деструктивными. Че­ловеку необходимо блокировать негативные факторы, прибегать только к положительному самовнушению.

Внедряя в сознание тот или иной образ, мы создаем опреде­ленный регуляционный механизм. Задумайтесь сейчас о меха­низме своего дыхания, создайте образ глубокого ритмичного дыхания, и оно обязательно несколько изменится. Создаваемые нами психические образы добра и зла, благополучия и неблаго­получия, здоровья и нездоровья имеют реальную силу.

В системе древневосточной философии и психологии века­ми разрабатывалось искусство самонаблюдения и саморегуля-

Глава 6. Психические состояния

ции — медитация (от лат. meditatio — размышление) — система духовной практики, достигаемая индивидуальными упражнени­ями по погружению в свой внутренний мир.

К медитации относятся различные виды аутотренинга — пси­хотерапевтические методы самовнушения, обеспечивающие ре­лаксацию, расслабление, состояние покоя, достигаемое путем принятия свободной позы, актуализации приятных, успокаива­ющих образов, создающих ощущение тепла, приятного света и т. п.

Техника медитации предполагает самопогружение индивида в центр тишины и покоя, видение себя как бы со стороны, про­сматривание сценария своей жизни, содействие заживлению психических травм, освобождение от навязчивых идей, мирс­кой суеты.

Необходимо превратиться в дружелюбного наблюдателя са­мого себя. Созерцайте то, что уводит от жизненных тревог, обес­ценивайте все, что тревожит вас. Используйте свои мантры — понятия, наиболее значимые и приятные для вас. Животворное ощущение внутреннего тепла и глубокого спокойствия посте­пенно оградит ваше сознание от внешнего мира.

Все это нормализует работу вегетативной нервной системы, оптимизирует эмоциональную сферу, укрепляет регуляционные механизмы вашей психики, мобилизует ее внутренние резервы. В состоянии медитационной нейтрализации сознания открыва­ется прямой путь к подсознанию личности, путь в глубинные и даже

23. КОНФЛИКТНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ.

24. СОЦИУМ КАК ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ.

Основные системообразующие категории социальной психо­логии:

1) понятие социальной общности;

2) особенности поведения человека в социально неорганизо­ванной и в социально организованной общности;

3) понятие социальной группы, классификация социальных групп;

4) социально-психологическая.организация малых групп;

5) общение как средство социального взаимодействия;

6) психология человека в напряженных и конфликтных меж­личностных ситуациях;

7) психология больших социальных групп и массовых соци­альных явлений:

8) психология массовой социальной коммуникации.

Социальная общность — совокупность индивидов, приобретаю­щая целостность как субъект определенного социального действия(политического, производственного, культурного, этнического и т. п.).

Все социальные общности интегрированы в социум. Соци­ум — устойчивая социальная общность, отличающаяся общностью культуры и единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность.

Каждая эпоха формирует свой культурно-исторический со­циум, свой этнос — культурный климат, стиль мироощущения, особенности социальной самоорганизации, определенные об­разцы поведения. В пределах данного социума деятельность входящих в него социальных общностей, групп и отдельных

§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности 241

индивидов регулируется общими традициями, обычаями, мо­ральными нормами и законами.

Различаются групповые и массовые социальные общности. Групповые общности характеризуются гомогенностью (одно­родностью) состава, структурно-дифференциальной организа­цией, деятельностной направленностью. Различаются большиеи малыесоциальные группы.

Социальные группы, в которые входит формирующаяся лич­ность, выступают в качестве одного из решающих условий фор­мирования социального типа личности. Требования среды стано­вятся требованиями личности к себе.

У социализированной личности происходит интериоризация (от лат. interior — внутренний; переход извне внутрь) социально­го контроля. И если социальные нормы добровольно принима­ются человеком, то они не противостоят ему как ограничители свободы. Подлинно свободен лишь тот, кто охотно исполняет свои социальные обязанности, получает удовлетворение от сво­ей социальной самореализации. Однако только социально упо­рядоченная среда организует человеческое поведение. В неоргани­зованной же социальной общности поведение индивида резко де­зорганизуется.

Рассмотрим существенные особенности неорганизованной социальной общности. Разновидность такой общности — толпа.

Толпа — временное неорганизованное скопление людей, непос­редственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные значимые для них воз­действия путем психического заражения.

Поведение людей в условиях толпы отличается рядом психи­ческих особенностей:

• происходит некоторая деиндивидуализация личности, до­минирует примитивная эмоционально-импульсивная реакция;

• резко активизируется подражательная деятельность лю­дей, снижается предвидение возможных последствий их дейст­вий;

• люди преувеличивают правомерность своих действий, сни­жается их критическая оценка, притупляется чувство ответ­ственности, доминирует чувство анонимности.

242 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро под­даются психическому заражению.

Человек в толпе, приобретая чувство анонимности, самовыс­вобождается из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу входят люди с определенными этнокультурными особенностями, импульсив­ные и эмоционально лабильные. Такая толпа увлекается ритми­ческими воздействиями — маршами, речевками, скандировани­ем лозунгов, жестикуляцией. (Примером поведения такого рода толпы может быть поведение болельщиков на стадионе.)

Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую тол­пу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками.

Регулятивный механизм поведения толпы — коллективное бессознательное,т. е. особый класс психических явлений, в ко­тором, по представлениям психоаналитика Карла Густава Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества.

По поведенческим особенностям различаются четыре вида толпы:

1) случайная (оказиональная);

2) экспрессивная — совместно выражающая общие аффектив­ные чувства: ликование, страх, негодование, протест;

3) конвенциональная — основанная на некоторых стихийно сформулированных позициях;

4) действующая, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую — возму­щающуюся действиями властей.

Любая толпа характеризуется напряженностью эмоциональ­ного состояния, спонтанно возникающей направленностью по­ведения, нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением — распространением повышенного эмоционально­го состояния от одного индивида к другому на психофизиологи­ческом уровне контакта.

Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы превращают ее в объект манипуляций. Толпа всегда на­ходится в крайне возбужденном предстартовом, установочном

§ 3. Социально организованные общности

состоянии, и для приведения ее в действие необходим лишь соответствующий пусковой сигнал.

На примере поведения людей в условиях толпы мы видим, что отсутствие социальной организации, системы регламенти­рованных норм и способов поведения ведет к резкому сниже­нию уровня поведения людей. Поведение людей в этих услови­ях характеризуется повышенной импульсивностью, подчинен­ностью сознания одному актуализированному образу, сужением других сфер сознания.

Наши рекомендации