Практическое значение изучения латерализации психических функций

Представленные факты, концепции, результаты исследований развития асим­метрии психических функций человека, тесно связанной с развитием латерализа­ции мозга, свидетельствуют об очевидной необходимости организации системы обу­чения, воспитания, условий труда и быта с учетов особенностей психической орга­низации людей. В большей степени это касается левшей, живущих в мире правшей.

Воспитание и обучение детей-левшей.В большинстве работ, посвященных вопросу воспитания и обучения детей-левшей, внимание концентрируется на приспособ­лении леворуких детей к традиционным методикам обучения и воспитания. Однако в последнее время появились исследова­ния, указывающие на необходимость учета и других проявлений левшества — сенсор­ного, моторного, когнитивного. Много работ направлено на анализ нецелесо­образности и даже недопустимости пере­учивания леворуких детей. В большинстве случаев переучивание леворуких детей приводит к нарушениям психического раз­вития, возникновению трудностей в обу­чении и даже вызывает невротические и соматические расстройства.

В работах М.А. Матовой [1987] было показано, что левые асимметрии слуха и зрения коррелируют с уровнем вербаль­ного и невербального мышления, а пока­затели продуктивности доминантности левого уха связаны с уровнем кратковре­менной памяти на невербальные стимулы. Автор предлагает учитывать разные про­фили функциональной асимметрии, обус­ловливающие развитие различных способ­ностей, для индивидуализации программ школьного и профессионального обуче­ния.

По оценкам А.В.Семенович [1991], 70% детей, испытывающих сложности в школьном обучении, являются левшами. Трудности в освоении письма, особенности мышления, эмоциональная неустойчи­вость настоятельно требуют психолого-педагогического сопровождения в обуче­нии и воспитании детей-левшей.



2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ




В США и Великобритании давно отка­зались от переучивания детей-левшей. Там выросло уже несколько поколений лево-руких людей, не испытывающих дискри­минации по признаку рукости.

В России положение левшей стало из­меняться, хотя и медленно. Психологам, физиологам предстоит приложить еще много усилий для создания полноценных условий обучения и воспитания левшей, что в полной мере относится и к правшам.

Профессиональная ориентация и отбор.Профессиональная ориентация — это учет профиля функциональной асимметрии при выборе профессии и подготовке к ней. Идеальной была бы ситуация, в которой при оценке профиля асимметрии предла­гается ряд рекомендуемых деятельностей, где можно достичь высоких результатов, сохранив психическое и соматическое здо­ровье, и профессий, не соответствующих индивидуальной организации человека, где высока вероятность возникновения заболеваний и низка вероятность дости­жения успеха.

Приведем пример, связанный с про­фессией летчика. Современный самолет -очень сложноорганизованная система управления, ориентированная на правшей. Из числа претендентов на зачисление в летное училище число левшей, не прошед­ших медицинскую комиссию, преоблада­ет. В процессе обучения и последующей работы происходит естественный отбор левшей. Среди них много курсантов, до­пускавших предаварийные ситуации, у большого количества наблюдается разви­вающийся неврастенический синдром. Достоверно высок процент леворуких сре­ди погибших летчиков. У левшей часты ошибки в определении направления полета, больше ошибок при восприятии информации на приборах. Случаются зеркальные восприятия и моторные персеверации, когда летчик путает, какой двигатель он должен включить: правый или левый. Проявления левшества рук, зрения и слуха сопряжены с ухудшением качества деятельности. Такие летчики пло­хо осваивают новые задания, новые типы самолетов, у них часто возникают аварий­ные ситуации. Наблюдается появление пространственных иллюзий, ошибки в

восприятии пространства и пространст­венного положения машины (цит. по: [Доброхотова, Брагина, 1994]).

В работах Т.К. Чернаенко и Б.В. Бли­нова [1988] было показано, что профили асимметрии у руководителей полетов в гражданской авиации сопряжены с различ­ными стилями руководства. Авторы пред­лагают модифицировать систему психо­диагностики и профотбора с учетом индивидуальных профилей асимметрии.

Перспективы

Эволюционный принцип латерализа-ции мозговых функций в человеческом сообществе реализован в организации мира как правостороннего, ориентирован­ного преимущественно на правшей. Уве­личение числа левшей за последние деся­тилетия ставит серьезные проблемы перед социумом. Нарушение экологии может привести к изменению эволюционных закономерностей, способствующих ста­новлению правшества и препятствующих развитию левшества. Учащение форм психической деятельности левшей, пред­ставляющих собой отличную от правшей психическую организацию, ставит вопрос о возможности изменений общечеловечес­кого интеллектуального потенциала, его структуры [Доброхотова, Брагина, 1994]. Если о закономерностях психической ор­ганизации правшей известно достаточно много, то особенности психической орга­низации и ее динамики у левшей, кото­рые имеют более разнообразные профили асимметрии, изучены крайне недостаточ­но. Это не позволяет прогнозировать раз­витие социума с учетом роста левшества.

Направление, связанное с латерализа-цией психических функций, является бурно развивающейся областью знаний, предполагающей системный подход к дан­ной проблеме. Асимметрия в развитии психических функций, тесно связанная с мозговой межполушарной латерализацией, требует объединения усилий психологов, нейрофизиологов, врачей. Данные об асимметрии в развитии психических функ­ций и межполушарной специализации чрезвычайно противоречивы, отрывочны

2.3. Функциональная асимметрия полушарий мозга





и несистемны. Однако даже современный уровень разработки данной проблемы де­монстрирует ее чрезвычайную важность в понимании природы человека. На наш взгляд, одна из самых перспективных линий в реализации изучения проблемы латерализации — это психофизиологичес­кие исследования развития функциональ­ной асимметрии в процессе онтогенеза человека. Таким образом, можно проана­лизировать механизмы латерализации через их становление и взаимосвязь, что трудно осуществить при исследовании взрослого человека и очень проблема­тично -- при изучении патологических процессов.

Рекомендуемая литература

Бианки В.Л. Асимметрия мозга животных. Л., 1985.

Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л., 1989.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведением. М., 1988.

Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М., 1994.

Красота и мозг: Биолог, аспекты эстетики/ Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна. М., 1995.

Нейропсихология сегодня. М., 1995.

Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М., 1991.

Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Асимметрия мозга. М., 1983.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.

Список литературы

Ананьев Б.Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения//Вопр. психологии. 1963. № 5. С. 81-89.

Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. Л., 1990.

Айрапетянц В.А. Функциональная организация мозга леворуких детей//Леворукость, антропоизоме-трия и латеральная адаптация. М., 1985.

Айрапетянц В.А. Латеральная характеристика школьников Москвы//Леворукость у детей и под­ростков. М., 1987. С. 21-35.

Бодров В.А., Доброхотова Т.А., Федорчук А.Г. Функциональная асимметрия парных органов и про­фессиональная эффективность летчиков//Физиоло-гия человека. 1990. Т. 16, № 6. С. 142-148.

Грюссер П., Зелке А., Цинда Т. Фукциональ-ная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного твор-чества//Красота и мозг: Биолог, аспекты эстетики. М., 1995. С. 265-299.

Деглин В.Л. Фукциональная асимметрия моз­га и гетерогенность мышления, или Как решаются силлогизмы с ложными посылками в условиях пре­ходящего угнетения одного полушария//Нейропсихо-логия сегодня. М., 1995. С. 28-38.

Зенков Л.П., Попов Л.Г. Специализация по­лушарий по типу организации памяти//Асимметрия мозга и памяти. Пущино, 1987. С. 22-30.

Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов н/Д, 1988.

Матова М.А. Леволатеральность сенсомо-торных функций и познавательные способности подростков//Леворукость у детей и подростков. Ростов н/Д, 1987. С. 51-54.

Радил Т. Гносеологические аспекты парапсихо-логии//Методологические аспекты изучения деятель­ности мозга. М., 1986. С. 59-66.

Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтоге­незе человека. М., 1992.

Чернаенко Т.К., Блинов Б.В. Прогнозирова­ние особенностей психического склада руководите­ля на основе выраженности функциональных асим-метрий//Психол. журн. 1988. Т. 9, № 4. С. 76-82.

Annett M. In deference of the right shift theory //Perceptual and Motor Skills. 1996. V. 82. P. 115-137.

Annett M. Handedness as a Continuous variable with dextral shift: sex, generation, and family handedness in subgroups of left- and righthanders//Behavior Genetics. 1994. V. 24, № 1.

Bakan P., Dibb G., Reed P. Handedness and birth stress // Neuropsychologia. 1973. V. 11. P. 363-366.

Beaumont G., Dimond S. Brain disconnection and schizophrenia//British J. Psychiatry. 1973. V. 123. P. 661-662.

Brackenbridge C.J. Secular variation in handless over ninety years//Neuropsychologia. 1981. V. 19, № 3. P. 459-508.

Collins R.S. On the Inheritance of handedness, 11: Selection for sinistrary in mice//J. Heredity. 1969. V. 60. P. 117-119.

DeSchonen S., Mathivet E. First come, first served: A scenario about the development of hemispheric specialization in face recognition during infancy//Cah. Psychol. Cognit. Europ. Bull. Cognit. Psychol. 1989. V. 9, № 1. P. 3-44.

DeVries J.I.P. The origins of the lateralized functions in human fetal development//The development of sensory, motor and cognitive abilities in early infancy. European research conference. Madrid, 1996. P. 2.

Dewson J.H. Preliminary evidence of hemispheric asymmetry of auditory function in monkeys// Lateralization in nervous system/Eds. S. Hamad, R. Doty, L. Goldstein, J. Jaynes, G. Krauthmer. N.Y.: Acad. Press, 1977.

Egilton E., Annett M. Handedness and dislexia: a meta-analysis//Perceptual and Motor Skills. 1994. V. 79. P. 1611-1616.

Galaburda A.M., Le May M., Kemper T.T., Geschwind N. Right-left asymmetries in the brain //Science. 1978. № 99. P. 1098-1099.

Gassaniga M.S., Volpe В., Smylie C., Wilson D.H., Le Dous J.E. Plastisity in speech organization follo­wing commossurotomy//Brain. 1979. V. 102. P. 805-816.

Geschwind N. The biological foundation. N.Y., 1984.

Hamilton C.R. An assessment of hemispheric specialization in monkeys//Evolution and lateralization of the brain/Eds. S. Dimond, D. Blizzard. N.Y.: Academy of Sciences, 1977.

ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ

Наши рекомендации