Новейшие тенденции в развитии организаций
Организация является живым социально-экономическим организмом. Она постоянно изменяется, развивается, прогрессирует или регрессирует. В любом случае, она все время меняется под воздействием различных факторов.
Например, американка Мэри Фоллетт создала теорию управления под красноречивым названием «динамичный менеджмент». В ней в качестве одного из важнейших принципов она выделила то, что организации динамичны, а не статичны. И это во многом определяет характер управления ими.
В ходе изучения новейших тенденций в развитии организаций будут рассмотрены следующие три вопроса:
1. Новые подходы к управлению в эпоху глобализации;
2. Содержание тотального управления качеством;
3. Психологическая сущность саморазвития организации.
Деятельность современных организаций осуществляется в условиях превращения международного рынка в мировой. Для товаров, технологий и людей государственные границы становятся все более прозрачными. Телевидение, глобальная компьютерная сеть и мобильная свяэь объединили Землю в одну общую информационную систему.
Так, по образному выражению некоторых авторов, Земля превращается в одну «большую деревню». Как пишет Ричард Дафт, от Нью-Йорка до отдаленной африканской деревушки «популярностью пользуются одни и те же футболки и кроссовки».
Процесс свободного движения товаров, информации и людей в масштабах Земли (глобуса) получил название глобализация. Именно на ее фоне проявляются новейшие тенденции в развитии организаций. Можно выделить две основных тенденции: тотальное управление качеством и саморазвитие.
Итак, глобализация вызвала к жизни новые подходы в управлении организацией. Основные из таких подходов: децентрализация власти и плоские структуры управления; творческие методы принятия решений; современные приемы стимулирования-мотивации; командный стиль руководства.
Децентрализация власти и плоские структуры управления связаны с широкой передачей управленческих функций из центра на места. Это позволяет повысить статус, расширить права и ответственность нижних (первичных) звеньев управления. Кроме того, на местах лучше видны детали, которые часто неизвестны центру. Верхним звеньям управления разгрузка от текущих функций позволяет сосредоточиться на стратегии и тактике развития организации, на вопросах создания благоприятной внешней и внутренней среды.
Преимущества плоской структуры управления представлены выше, в главе 5.
Творческими методами принятия решений являются следующие: «мозговой штурм», приглашенный оппонент, мультипликативная защита, модель Карнеги, консалтинг. Все они подробно рассмотрены выше, в предыдущей главе 6.
Современные приемы стимулирования-мотивации включают следующее: дизайн рабочих заданий; гибкие графики работы; наделение полномочиями и ответственностью; отказ от нравоучений; угасание поощрений; гибкие системы оплаты; участие в прибылях и собственности. Эти приемы подробно рассмотрены в главе 2.
Командный стильруководства содержит все преимущества совместного труда группы людей: высокую эффективность. Личное удовлетворение, возможности самообучения и взаимозаменяемости. Командный стиль руководства подробно рассмотрен выше, в главе 5.
Тотальное управление качеством (ТУК) – это установление приоритета качества во всех звеньях и элементах работы организации. Тотальный – значит всеобъемлющий.
Психологической сущностью ТУК является осознание персоналом того, что только соблюдение качества работы во всех звеньях является ключом к эффективности деятельности, конкурентоспособности организации и ее продукции.
В тотальном управлении качеством можно выделить три психологических элемента: вовлеченность работников; приоритет потребителей; равнение на лучшие образцы.
Вовлеченность работников означает осознание всем персоналом важности качества, и включение сотрудников в соответствующую практическую работу, чтобы обеспечить качество на протяжении всего процесса. Этого не могут сделать самые разветвленные контрольные структуры. Такая задача по плечу организации лишь в том случае, если каждый работник будет проникнут ответственностью за качество своей деятельности.
Так, справедливость всеохватного подхода к проблеме качества блестяще доказали знаменитые японские «кружки качества». Именно они обеспечили вовлеченность всех сотрудников в решение проблемы качества, что принесло удивительные результаты.
Приоритет потребителей означает фокусирование внимания персонала на покупателях продукции и клиентах. Именно их запросы и пожелания должны быть положены в основу производственной деятельности организации, используемых технологий, творческого и научного поиска.
Равнение на лучшие образы означает стремление выпускать продукцию мирового уровня качества и потребительских свойств. Полученные результаты при сравнении аналогичных товаров других производителей – мировых лидеров – позволяют совершенствовать свою работу. Сравнению подвергаются не только товары и услуги, но и сам процесс производства, организации труда, осуществлении управления.
Саморазвитие организации – это процесс постоянного поиска и внедрения новинок и передового опыта.
Психологическая сущность саморазвития организации заключается в осознании персоналом необходимости двигаться, совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом.
Саморазвитие организации можно поделить на ряд элементов. Основными из них являются: научный поиск; инновационная деятельность; самообучение.
Научный поиск связан с разработкой новых видов продукции и модернизацией выпускаемых. Производство и технологии не стоят на месте, на смену одним товарам приходят другие, с более высокими потребительскими свойствами.
Например, постоянный выпуск все новых моделей происходит в автомобилестроении. В производстве находится один тип автомобиля, разрабатываются технологии и оборудование для другого, а конструкторы думают уже над третьим.
Инновационная деятельность означает внедрение новинок, постоянные улучшения на разных уровнях. Сюда входят не только крупные внедрения, но и мелкие усовершенствования. Постоянно накапливаясь, они приводят к новому качеству работы. Поэтому роль небольших улучшений не следует недооценивать.
Так, ведущие автопроизводители выпускают автомобили в базовой комплектации. Однако они предлагают целый список дополнительных устройств и усовершенствований, которые иногда составляют тысячи наименований.
Самообучение организации связано с изучением и внедрением передового опыта отрасли, ростом квалификации сотрудников. Самообучающаяся организация не стоит на месте, не довольствуется достигнутым, а учится и совершенствуется.
Так, из передового опыта структурирования организаций целесообразно использовать сетевые структуры. Из опыта организации труда хорошо показывает себя командная работа.
Итак, на возникновение новых тенденций в развитии организаций большое влияния оказывает глобализация – свободное движение товаров и информации в масштабах Земли.
Глобализация вызвала новые подходы к управлению: децентрализация власти; творческие методы принятия решений; современные приемы стимулирования-мотивации; командно-харизматический стиль руководства.
В развитии современных организаций присутствуют две основные устойчивые тенденции: тотальное управление качеством и саморазвитие.
Психологической сущностью тотального управления качеством является осознание персоналом необходимости соблюдения качества работы во всех звеньях, как залог эффективности и конкурентоспособности.
Психология саморазвития заключается в стремлении двигаться, совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, а выходить на новые уровни.
Выводы по главе 7
1. Психология организации заключается в преобладающих в коллективе ценностях, традициях, отношениях.
Психология социальной группы определяется психологией и волей лидера.
2. Внутренней средой организации является совокупность материальных объектов и социальных факторов, составляющих неповторимость предприятия. Психологические аспекты внутренней среды состоят из: корпоративной культуры; психологического климата; заботы фирмы о персонале; патриотизма персонала к предприятию.
3. Корпоративная культура организации является совокупностью базовых ценностей и норм поведения персонала. Ее психологическая сущность состоит в общественном мнении коллектива.
4. Психологическим климатом называют характер и атмосферу взаимоотношений между работниками. Основными факторами влияния на психологический климат являются: личность руководителя; профессиональные отношения; система стимулирования-мотивации; условия и характер труда.
5. Внешняя среда организации состоит из совокупности экономических и социальных явлений, влияющих на ее деятельность. К социальным явлениям относятся: потребители, поставщики, конкуренты, правовые условия, общественное мнение, инвестиционный климат. Психологическими аспектами внешней среды являются: репутация организации; трудовая культура населения; отношение общества к отечественной и зарубежной продукции.
6. Командная организация труда показала себя наиболее эффективной формой структурирования организации. Командой является несколько человек разной квалификации, объединенных для выпол-нения совместной работы. Психологической сущностью команды является ее сплоченности ощущение причастности к общему делу у каждого участника.
7. Современные организации работают в условиях глобализации, перехода от международного рынка к мировому. Новейшими тенденциями в развитии организаций является: тотальное управления качеством и постоянное саморазвитие.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит психологическая сущность организации и социальной группы?
2. Назовите основные характеристики организации.
3. Каковы основные элементы внутренней среды организации?
4. Назовите и охарактеризуйте внешние элементы корпоративной культуры.
5. Каковы основные факторы влияния на психологический климат?
6. Какие различают виды внешней среды организации?
7. Назовите социальные элементы внешней среды.
8. Назовите преимущества и недостатки командной формы организации труда.
9. Что такое «глобализация»?
10. Назовите и охарактеризуйте новейшие тенденции в развитии организаций.
Литература
1. Аверченко, Л.К. Психология управления: курс лекций / Л.К. Аверченко
[и др.]. – Новосибирск: М., 1997. – 150 с.
2. Ванштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л.А. Ванштейн. – Минск: БГУ, 2007. – 207 с.
3. Володько, В.Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Ф. Володько. – 3-е изд. – Минск: АiВ, 2010. – 307 с.
4. Володько, В.Ф. Психология управления: учебное пособие / В.Ф. Володько. – Минск: АУ, 2003. – 97 с.
5. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович. – Минск: Харвест, 2001. – 576 с.
6. Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей и др. книги / Д. Карнеги. – М.: Прогресс, 1989. – 720 с.
7. Мещерякова, Е.В. Психология управления: учебное пособие / Е.В. Мещерякова. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 237 с.
8. Морозов, А.В. Деловая психология. Курс лекций / А.В. Морозов. – СПб.: Союз, 2000. – 576 с.
9. Розанова, В.А Психология управления: в 2 ч. / В.А. Розанова. – М., 1996. – Ч. 1.
10. Кабаченко, Т.С. Психология управления: учебное пособие / Т.С. Кабаченко. – М.: МГУ, 2003. – 265 с.
ГЛОССАРИЙ
Авторитарный стиль руководства– это единоличное принятие руководителем решений, и требование от подчиненных их точного исполнения.
Адаптация – изменение чувствительности (приспособление) под влиянием действующего раздражителя.
Административные методы управления–способы управленческого воздействия через официальную власть.
Администрирование– управление профессиональной деятельностью подчиненных.
Аналоговая модель–это использование в управлении другого объекта, который отличается от исследуемого, но ведет себя подобным образом.
Аффект– мощная кратковременная эмоциональная реакция, связанная с потерей человеком контроля над собой.
Внешняя среда организации − совокупность материальных и нематериальных явлений, находящихся вне организации, но влияющих на ее деятельность.
Внимание – активная направленность сознания человека на определенные явления.
Внутренняя среда организации– совокупность материальных и нематериальных явленийорганизации, отличающих ее от других организаций.
Внушение– неосознанное воспроизведение индивидом опыта и мыслей других людей.
Воображение – мыслительный процесс оперирования искусственно созданными в сознании образами и представлениями.
Восприятие – отражение в сознании человека предметов и явлений в результате их воздействий на органы чувств.
Герой – человек, совершивший яркий профессиональный поступок.
Гибкий стиль руководства– это варьирование управления в зависимости от ситуации и индивидуальности.
Глобализация – процесс свободного движения товаров и информации в масштабах Земли.
Девиз (лозунг, слоган) − это фраза, в которой кратко выражена основная ценность организации.
Демократический стиль руководства− участие подчиненных в принятии решений и разделении ими ответственности.
Децентрализация планирования – распределение специалистов-плановиков по структурным подразделениям с целью оказания им помощи в составлении собственных планов.
Дивизиональная структура – деление организации на самодостаточные подразделения (дивизионы) по видам выпускаемой продукции.
Идентификация – отождествление индивида с отдельными людьми или группами.
Имидж –образ человека в глазах других людей.
Интеллект– природная способность к эффективной умственной деятельности.
Интерактивный стиль руководства – это эмоциональное вовлечение персонала в достижение целей организации и устремления руководителя.
Количественный подход– это управление на основании учета и анализа значительного количества данных с помощью специальных приемов.
Коллектив– сообщество людей, работающих в одной организации.
Команда – несколько человек разной квалификации, объединенных для достижения совместной профессиональной цели.
Командная структура– деление персонала на рабочие и управленческие группы (команды).
Командные процессы – изменяющийся во времени характер межличностных отношений внутри команды.
Командный стиль руководства – это управление посредством группы (команды).
Коммуникабельность– умение общаться с людьми.
Коммуникации – обмен информацией.
Коммуникационные барьеры – препятствия и помехи, которые мешают качественной передаче сообщений.
Конкуренты– это организации, предлагающие аналогичную продукцию.
Консалтинг – профессиональная торговля информацией, знаниями.
Контроллинг − постоянный анализ и необходимая коррекция всех элементов системы достижения цели.
Контроль – проверка исполнения.
Конфликт-менеджмент– управление конфликтными ситуациями.
Конформизм – податливость индивида влиянию группы.
Концепция– основополагающая теория.
Координация– регулирование взаимодействия ресурсов в процессе достижения цели.
Корпоративная культура −система коллективных и личных ценностей и норм, принятых в организации и сплачивающих ее.
Либеральный стиль руководства– это предоставление руководителем широкой свободы и автономии подчиненным.
Лидерство– отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в межличностных отношениях.
Манеры –внешний рисунок поведения человека.
Мастерство – высшая степень овладения каким-либо видом деятельности.
Математическая модель – описание свойств и исследование реакции объекта управления с помощью математических формул и вычислений.
Матричные структуры – это сосуществование функциональных и дивизиональных, перекрывающих друг друга командных цепочек и товарных линий.
Менеджер– профессиональный управляющий социально-экономическими и производственными процессами.
Менеджмент– управление в социально-экономической и производственной сферах.
Методы управления – способы воздействия на людей и явления для достижения определенной цели.
Модели управления– это представление объекта управления в некоей иной форме с целью его изучения и экспериментирования.
Мотивация– внутреннее стремление работника к качественному труду.
Мышление – сознательное отражение действительности в ее свойствах и связях.
Надежность– безусловное выполнение взятых на себя обязательств.
Настроение– естественное эмоциональное состояние, которое окрашивает все мысли и поведение человека.
Неформальная группа – некоторое число людей, которые находятся в личных контактах по причине собственных предпочтений.
Норма управляемости – определенное число работников, которыми один человек может управлять лично.
Объект управления– это то, кем или чем управляют: человек, организация, коллектив, партия, процесс, технология, механизм.
Организация – совокупность материальных объектов и коллектив людей, объединенных для достижения определенной цели.
Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком.
Планирование – процесс заблаговременного принятия решений о том: что делать, с какой целью, когда, какими силами, кто ответственный и т.д.
Плоские структуры управления – это те, которые имеют лишь две-три ступени управленческой иерархии.
Подход– главная (концептуальная) идея.
Портрет руководителя – это совокупность трех составляющих: биографических данных, природных свойств и приобретенных качеств.
Поставщики– это те, кто обеспечивают организацию сырьем, комплектующими деталями, оборудованием, запчастями.
Послеконфликт– оставшиеся по завершению конфликта нерешенные проблемы.
Потребители – это те, кто использует производимую организацией продукцию и услуги.
Потребность – внутреннее ощущение человеком недостатка в чем-либо.
Правовые условия – это трудовое и налоговое законодательство страны.
Предание – рассказ о былом реальном ярком событии, которое стало легендарным и известно всему коллективу.
Предвидение – широкое и обоснованное суждение о возможных событиях в будущем.
Принципы управления – это основные закономерности и правила управленческой деятельности.
Прогнозирование – процесс исследования перспектив развития какого-либо явления.
Профессиональная группа – это некоторое число людей, которые находятся в личных контактах в рамках профессиональной деятельности.
Процессный подход–взгляд на управление как на процесс, состоящий из последовательных взаимосвязанных частей, или функций.
Психокоррекция – регулирование психического состояния пациента психологом либо психотерапевтом.
Психологическая направленность– внутренние приоритеты руководителя в его профессиональной деятельности.
Психологический климат – это характер и атмосфера взаимоотношений в коллективе.
Психологический портрет – это совокупность внутренних качеств человека.
Реактивное управление – ответная реакция руководителя на текущие события и явления.
Релаксация – отвлечение от причины эмоционального напряжения, переключение.
Ресурсы – потенциальные силы и средства, которые могут быть вовлечены в определенный процесс.
Рефлексия– самоанализ человеком своего внутреннего состояния и его причин.
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов и письменных знаков для работы с информацией.
Руководство – воздействие на людей для достижения определенной цели.
Самокоррекция – самостоятельное регулирование человеком своего отношения к объекту, вызывающему эмоции.
Самомаркетинг–это предложение себя работодателям с использованием высокой самооценки и грамотной самопрезентации.
Самообучение– это процесс постоянного освоения тех новинок, которые достигнуты в отрасли.
Саморазвитие– целенаправленная работа над собой по совершенствованию профессиональных и личностных качеств.
Самоуправление–регулирование своих желаний и поведения.
Сервисный стиль руководства – это действия руководителя по созданию условий для решения задач организации, труда и отдыха сотрудников.
Сетевая структура – это деление организации на самостоятельные подразделения-фирмы по завершенным видам деятельности.
Ситуационный подход– это взгляд на управление как на конкретную ситуацию, требующую адекватных действий в рамках сложившихся обстоятельств.
Социализация личности – процесс включения индивида в общественные отношения.
Социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на поступки других.
Способности– это свойства человека, от которых зависит успешность овладения определенными видами деятельности.
Стиль руководства – это способ общения и взаимодействия руководителя с подчиненными.
Стимулирование– совокупность действий менеджера, которые побуждают персонал к качественному и интенсивному труду.
Стресс – эмоциональное напряжение, вызванное неожиданными неприятностями.
Структура управления – схема управленческой иерархии предприятия.
Структура экспорта– соотношение продукции разной степени переработки в общем объем продаваемых за границу товаров.
Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека.
Технология – способ преобразования исходного материала в продукцию.
Тотальное управление качеством – это создание обстановки, при которой качество становится основным приоритетом во всех звеньях и элементах работы организации.
Транзакционный стиль руководства – это вовлечение персонала в большие и важные, последовательно сменяющие друг друга акции.
Ум – способность человека к мыслительной деятельности.
Управление – совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.
Управление по целям – это такое осуществление планирования, которое содержит определение целей для каждого подразделения и работника.
Управление стрессами – это воздействие на стрессовые ситуации с целью их недопущения и преодоления.
Управление эмоциями – изменение эмоционального состояния личности специальными усилиями (приемами).
Управленческое решение – это выбор из нескольких вариантов.
Физическая модель–уменьшенная либо увеличенная копия объекта управления.
Формализация управления – установление взаимоотношения полномочий и ответственности между сотрудниками в письменной форме.
Фрустрация – временная дезорганизация сознания и поведения, блокирование мыслительной и мышечной деятельности.
Функция управления – вид управленческих действий.
Характер– совокупность устойчивых свойств человека, которые определяют его эмоции и поведение.
Харизма– природная способность к лидерству.
Харизматический стиль руководства– это управление на основе безоглядной веры ведомых в лидера и его правоту.
Целевое управление – это активное влияние менеджеров на все элементы фирмы для успешной реализации ее цели.
Целеустремленность – умение сосредоточиться на главном, довести начатое дело до конца.
Церемония– яркое традиционное массовое мероприятие.
Шок – сильное продолжительное нервное потрясение с потерей человеком контроля над собой.
Экономические методы управления– этоспособы воздействия посредством материального воздействия.
Эмоции – отражение человеком окружающей действительности в форме непосредственного переживания.
Эмоциональная устойчивость– способность воспринимать динамичную эмоциональную нагрузку без заметного изменения качества своей деятельности.