Кореневский Ю.В., Токарева М.Б.
К66 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. Методическое пособие. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000 - 152 с.
ISBN 5-93295-004-8
В пособии рассматриваются вопросы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. На основе анализа норм уголовно-процессуального законодательства, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также изучения следственной и судебной практики в нем излагаются рекомендации следователям и прокурорам по вопросам порядка представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам дознания, следователям и в суд, проверки законности их получения, использования представленных данных в качестве ориентирующей информации и для формирования доказательств.
Изучение проводилось в тесном взаимодействии с Главным следственным управлением и управлением по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Авторы приносят благодарность прокурорам субъектов Федерации, приславшим материалы обобщения практики использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании и предложения по совершенствованию этой работы.
УДК 343.982(075.8) ББК 67.52я73
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в России все большее распространение получают совершаемые организованными группами заранее спланированные, подготовленные и тщательно замаскированные преступления, что делает их расследование особо сложным. Раскрыть такие преступления только традиционными методами трудно, а порой и невозможно. Использование в уголовном процессе данных, полученных оперативным путем, - объективная необходимость.
Установление фактических обстоятельств совершенного преступления ретроспективно, т.е. обращено в прошлое: картина происшедшего (обстоятельства преступления и виновные лица) восстанавливается по следам, оставленным преступлением в памяти людей и на предметах материального мира. Но когда опытные преступники (а нередко и с помощью квалифицированных специалистов) заранее принимают меры к тому, чтобы таких следов не оставить, а оставленные - уничтожить, надежд на раскрытие преступления только процессуальными средствами остается мало. Традиционный набор таких средств, - особенно допросы потерпевших, свидетелей, подозреваемых, - в большинстве случаев оказывается недостаточным. Потерпевшие и свидетели либо ничего не знают о преступниках (как это бывает, скажем, при совершении террористического акта путем взрыва), либо знают, но молчат из страха перед преступниками (например, по делам о вымогательстве) или в силу своей причастности к тем или иным противоправным действиям (по делам о преступлениях в сфере экономики).
Кроме того, многие опасные преступления (сбыт наркотиков, дача, получение взятки и т.п.) совершаются, так сказать, по согласию, в них нет потерпевших в обычном смысле этого слова и потому не от кого ожидать официального обращения.
Наконец, даже при выявлении исполнителей процессуальными средствами часто не удается получить информацию о заказчиках преступления, организаторах и руководителях преступной группы.
ISBN 5-93295-004-8
© Кореневский Ю.В., Токарева М.Е., 2000 © ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000
Жизнь наглядно показывает, что такие преступления, как террористические акты, наемные убийства, организованные системы взяточничества или вымогательства, наркобизнес и некоторые другие «чисто» следственным путем раскрыть зачастую не удается. Опыт государств, которые столкнулись с организованными формами преступности раньше нас, да и российская практика последних лет свидетельствуют, что успех борьбы с такого рода преступлениями обеспечивается только применением наряду с процессуальными средствами (они остаются основными, именно они составляют содержание предварительного расследования и судебного рассмотрения дела) методов оперативно-розыскной деятельности. Использование таких методов позволяет не ограничиваться тем, чтобы только идти по следам преступников, реагируя на заявления и иные сообщения о совершенном преступлении, и уже после этого отыскивать доказательства. С помощью различных оперативно-розыскных мероприятий, таких, в частности, как наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, оперативное внедрение в преступные группировки, использование при этом необходимых технических средств, появляется возможность проникать в преступную среду, более или менее длительное время поддерживать контакты с подозреваемыми, отслеживать и в определенной мере контролировать их деятельность.
Только так может быть получена информация о составе, структуре преступной группы, ее связях, планах и т.п. И если не удастся предотвратить преступление, то открывается возможность сбора оперативной информации, которая позволит к началу официального расследования эффективно использовать данные ориентирующего характера о возможных источниках доказательств, а также некоторые надлежаще зафиксированные сведения, которые могут быть впоследствии в соответствии с законом введены в процесс в качестве доказательств. Именно в этом смысл и содержание использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании.
Показания лиц, участвовавших в оперативно-розыскных мероприятиях, особенно когда это сопровождалось фиксацией некоторых важных обстоятельств, в частности на аудио- и видеозаписях, дают следователю и судьям наглядное и убедительное
представление о происшедшем, позволяют непосредственно наблюдать отдельные фрагменты совершаемого преступления.
Таким образом, использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам имеет важное значение в борьбе с преступностью, защите от преступных посягательств прав и законных интересов граждан, интересов общества и государства. Вместе с тем, нельзя не учитывать реально существующего риска отрицательных побочных последствий этой деятельности. Оперативно-розыскная деятельность по своему характеру и особенностям (негласность большинства оперативно-розыскных мероприятий, ограниченность прав лиц, в отношении которых такие мероприятия проводятся; отсутствие ряда гарантий, имеющихся в уголовно-процессуальной сфере; закрытость в определенной мере даже от прокурорского надзора и судебного контроля) чревата опасными нарушениями прав и свобод человека. Поэтому использование оперативно-розыскных средств требует чрезвычайной осторожности. Эта деятельность должна быть строго регламентирована законом.
Долгие годы оперативно-розыскная деятельность осуществлялась в России и вообще в Советском Союзе при отсутствии какого бы то ни было законодательного регулирования, на основании одних лишь сугубо секретных ведомственных циркуляров. Не было также никаких официальных правил использования ее результатов в доказывании.
Первый в России Закон об оперативно-розыскной деятельности был принят в 1992 г. Его принятие явилось несомненным достижением, поскольку впервые в нашей истории это острое оружие было введено в законные рамки. Но именно новизна закона, отсутствие легальной практики предопределили многие его несовершенства. К тому же через год была принята новая Конституция Российской Федерации, в соответствие с которой нужно было привести этот закон. Поэтому 12 августа 1995 г. был принят в новой редакции Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД, - прим. авторов). Одно из существенных изменений коснулось именно норм об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании. Если в ст. 10 Закона в редакции 1992 г. указывалось, что эти результаты могут использоваться «в качестве доказательств
по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством» (то есть полученные оперативным путем данные сами по себе признавались доказательствами и подлежали проверке на общих основаниях, наравне со всеми другими доказательствами), то согласно ст. 11 нового закона эти данные могут «использоваться в доказывании... в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств». Иными словами, доказательствами признаются не сами по себе данные, полученные посредством оперативно-розыскной деятельности, а сформированные с их помощью в законном порядке процессуальные доказательства.
Закон об ОРД, который допускает и прямо предусматривает возможность вторжения в сферу прав и свобод человека, включая и конституционные права (глава 2 Конституции РФ), ограничения этих прав не может выходить за пределы Конституции. Правовую основу для такого ограничения составляет часть 3 статьи 55 Конституции, согласно которой «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Задача закона в том, чтобы установить необходимые пределы ограничения прав и ни в коем случае не выходить за эти пределы. Именно установление таких пределов, закрепление системы гарантий законности оперативно-розыскной деятельности -важнейший элемент закона, регламентирующего эту деятельность.
В соответствии со ст.4 Закона об ОРД правовую основу данной деятельности, наряду с Конституцией РФ и законом, составляют другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные акты федеральных органов государственной власти (указы Президента РФ, постановления Правительства и т.п.).
Поскольку речь идет об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел судом, оно должно регулироваться как Законом об ОРД (получение, фиксация, представление оперативных данных, имеющих значение для следствия и суда), так и уголовно-процессуальным законом (введение указанных данных в
уголовный процесс, использование их в доказывании). Действующий УПК РСФСР упоминает об оперативно-розыскных мерах лишь в самом общем виде в статьях, регламентирующих деятельность органов дознания, предусматривая принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (ст. 118), и проведение розыскных действий по поручению следователя (ст. 119). Статья 85 проекта нового УПК РФ, принятого в первом чтении Государственной Думой, по существу воспроизводит положение ст. 11 Закона об ОРД, указывая, что «результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные при соблюдении требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК РСФСР, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств». Представляется, что порядок введения в уголовный процесс и использования в доказывании данных, полученных оперативным путем, должен быть регламентирован в Кодексе более конкретно. Это может быть сделано по мере накопления практики.
Как указано в части 2 ст.4 Закона об ОРД, органы, осуществляющие эту деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Согласно части 1 ст. 12 Закона об ОРД сведения об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну. Установление их порядка - целиком в компетенции оперативных служб. Органы и лица, использующие оперативные данные в доказывании, - следователь, прокурор, суд, - не проверяют, проведены ли оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с ведомственными нормативными актами. Необходимость в проверке возникает лишь в том случае, если возникнут сомнения по поводу соблюдения закона. Тогда может оказаться необходимой также проверка и того, соответствуют ли закону указанные нормативные акты.
Для правильного понимания и применения законодательства об использовании в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности существенное значение имеют поста-
новления Пленума Верховного Суда РФ, в частности: постановление от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением ст.ст. 23 и 25 Конституции Российской Федерации»; постановление от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ», а также приказ Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 48 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»1; совместная Инструкция органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность от 13 мая 1998 г. «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд».
В Законе предусмотрены и на практике применяются две формы использования в доказывании по уголовным делам данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности.
Согласно части 1 ст. 11 Закона об ОРД результаты этой деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий. Об этой форме использования результатов оперативно-розыскной деятельности будет подробно изложено в главе 3 пособия.
Вторая форма заключается в том, что полученные путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и представленные соответствующими органами, данные об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, используются в соответствии с процессуальным законом для формирования доказательств. Порядок введения оперативной информации в уголовный процесс, формирования на ее основе уголовно-процессуальных доказательств рассматривается в главе 4 настоящего пособия.
Хотя со времени принятия Закона об ОРД прошло сравнительно немного времени, разработаны уже теоретические основы использования результатов этой деятельности в доказывании2 и накоплена определенная практика. Имеется немало примеров успешного использования информации, полученной оперативным путем, в раскрытии, расследовании и судебном разбиратель-
стве дел о взяточничестве, вымогательстве, подготовке заказного убийства, сбыте оружия, наркотиков, вовлечении несовершеннолетних в проституцию и других опасных преступлений.
Выборочное изучение практики, проведенное сотрудниками НИИ при Генеральной прокуратуре РФ, позволяет сделать некоторые выводы и предложить рекомендации, направленные на совершенствование этой работы. Главная задача заключается в том, чтобы, с одной стороны, эффективнее использовать в доказывании, когда это действительно необходимо, результаты оперативно-розыскной деятельности, а с другой, - не допустить некритического, без должной проверки, принятия оперативных данных, подмены ими процессуальных доказательств.
Для этого необходимо:
обеспечить точное исполнение установленных законом и подзаконными актами правил представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам дознания, следователям и судам;
строго и требовательно проверять представляемые данные, прежде всего, с точки зрения законности их получения;
отработать порядок использования представленных данных в качестве ориентирующей информации, а также, при наличии оснований, порядок введения оперативных данных в уголовный процесс, формирования на их основе процессуальных доказательств.
В настоящее время готовится новый приказ (с учетом изменений, внесенных в ст.21 Закона об ОРД).
2 Наиболее полно это сделано в книге Е.А. Доли «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности». М., 1996.
Глава 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, В СУД
Изучение практики показывает, что, как правило, результаты оперативно-розыскной деятельности представляются для использования в доказывании на стадии предварительного расследования. Это и понятно, поскольку интересы раскрытия и расследования преступления, собирания всех необходимых для разрешения дела доказательств требуют получения и использования оперативных данных на возможно более раннем этапе. Кроме того, на следствии больше возможностей проверить происхождение, законность получения указанных данных. Если же возникает потребность представления результатов оперативно-розыскной деятельности в суд, то это делается по общим правилам. В любом случае суд не только полномочен, но и обязан проверить допустимость, относимость и достоверность доказательств, сформированных на основе оперативно-розыскных данных.
Согласно части 3 ст. 11 Закона об ОРД представление результатов этой деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Значение данного правила в том, что оно ставит представление полученных оперативным путем данных для использования в доказывании под контроль ответственных должностных лиц - руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Это призвано служить одной из гарантий законности производства оперативно-розыскных мероприятий, достоверности представляемых сведений, а также соблюдения требований конспирации.
Хотя установление порядка представления результатов оперативно-розыскной деятельности для использования в доказывании отнесено к компетенции ведомств, осуществляющих эту деятельность (именно их нормативные акты имеются в виду в части 3 ст. 11 Закона об ОРД), правила эти должны быть известны должностным лицам, использующим представляемые данные, - следователю, прокурору, судье. Только при этом условии они могут проконтролировать соблюдение установ-
ленного порядка, а если возникнет необходимость, - проверить, соответствует ли данный порядок закону.
В этих целях разработана Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, которая согласована с Генеральным прокурором РФ и утверждена 13 мая 1998 г. совместным приказом федеральных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: Федеральной службы налоговой полиции, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Федеральной службы охраны, Федеральной пограничной службы, Государственного таможенного комитета и Службы внешней разведки (далее, - Инструкция).
В соответствии с пунктом 10 Инструкции представление результатов оперативно-розыскной деятельности включает:
вынесение руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд (что предусмотрено частью 3 ст. 11 Закона об ОРД);
при необходимости - вынесение постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;
оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов.
Содержание постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности раскрывается в пунктах 12-15 Инструкции.
Согласно пункту 17 Инструкции это постановление подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела, т. е. адресату не передается. Сведения, необходимые для решения вопроса об использовании представляемых материалов в доказывании, должны поэтому содержаться в сопроводительном письме и прилагаемых к нему документах.
Согласно пункту 18 Инструкции результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в виде обобщенного
официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.
Обобщенное официальное сообщение может использоваться лишь для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, когда не столь важно, каким образом получена информация. Что касается документов, которыми должны оформляться результаты оперативно-розыскных мероприятий, то перечень их весьма широк (он приведен в прилагаемой к Инструкции таблице): рапорт, сводка, справка (справка-меморандум), акт сотрудника органа, объяснения граждан, участников оперативно-розыскных мероприятий или заявления граждан, акт или иной документ ведомства, документы, которыми оформляется контролируемая поставка и т.п. При этом, как указано в Инструкции (примечание к таблице), приведенный перечень документов не является исчерпывающим. Отсюда следует, что могут представляться и другие (или иначе называемые) документы.
Относительно содержания представляемых материалов в Инструкции приводится хотя и краткое, но весьма важное положение (пункт 7): «Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе».
Это положение требует, конечно, более подробного раскрытия. Тем более, что на практике до последнего времени отмечалось разночтение в отношении формы и содержания представляемых материалов, что нередко приводило к утрате их доказательственного значения.
Исходя из норм уголовно-процессуального кодекса, Закона об ОРД и приведенного положения Инструкции, чтобы результаты оперативно-розыскной деятельности могли эффективно использоваться в доказывании, в сопроводительном письме и других
представляемых материалах (независимо от наименования документов) должно быть отражено следующее:
Первое. Точное, в соответствии со ст.6 Закона об ОРД наименование оперативно-розыскного мероприятия, в результате которого получены представляемые сведения. Это необходимо как для правильного использования сведений, так и потому, что для отдельных оперативно-розыскных мероприятий законом предусмотрены особые условия их проведения.
Второе. Какие именно получены сведения, имеющие значение для дела.
Третье. Кем получены указанные сведения, т. е. кто проводил оперативно-розыскное мероприятие и кто в нем участвовал (оперативный сотрудник, а также лица, оказывающие ему содействие, которые в случае необходимости могут быть допрошены в качестве свидетелей), и при каких именно обстоятельствах они получены. Только при наличии таких данных можно реально обеспечить проверяемость представленных сведений, о которых сказано в пункте 7 Инструкции^
Четвертое. Если при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с частью 3 ст.6 Закона об ОРД, применялись технические средства и представляются результаты их использования (аудио- или видеозаписи, фото- или киноматериалы и т.п.), должны быть точно указаны технические характеристики этих средств. В литературе справедливо отмечалось, что данные об этих характеристиках совершенно необходимы для формирования, проверки и оценки доказательств, основанных на результатах оперативно-розыскной деятельности. Это нужно, прежде всего, чтобы при осмотре (просмотре, прослушивании) в ходе следственного действия представленных материалов применить аппаратуру с надлежащими техническими характеристиками, позволяющими не только воспроизвести соответствующую запись, но и не привнести в нее каких-либо необратимых изменений. Порой на практике возникают трудности, связанные с тем, что сведения о средствах, используемых при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий, могут составлять государственную тайну (часть 1 ст. 12 Закона об ОРД). Поэтому иногда предлагают, представляя результаты таких оперативно-розыскных мероприятий, указывать вымышленные данные о примененных технических средствах. Но это может привести к
сугубо отрицательным последствиям. Несоответствие действительности указанных данных, как правило, будет установлено в процессе доказывания, что вызовет сомнение в достоверности полученных данных и может повлечь обвинение органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в фальсификации.
Пятое. Когда при проведении оперативно-розыскных мероприятий получены те или иные отображения существенных для дела обстоятельств (аудио- или видеозаписи, кино- или фотодокументы и т.п.) или обнаружены какие-либо предметы или документы, имеющие значение в доказывании, они, разумеется, ; должны представляться вместе с сообщением о результатах оперативно-розыскных мероприятий. Указанные предметы и документы следует представлять упакованными по правилам упаковки вещественных доказательств, с печатью органа и подписью соответствующего должностного лица/
Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 19 Инструкции при подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов оперативно-розыскной деятельности должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых материалов при пересылке их адресату (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).
Шестое. Через какой вид доказательств, по мнению оперативных служб, полученные данные предпочтительнее вводить в уголовный процесс? В пункте 1.3 Инструкции сказано, что сотрудники оперативных подразделений, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при решении вопросов, связанных с представлением результатов этой деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, обязаны руководствоваться положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, устанавливающими, в частности, доказательства, виды доказательств, порядок их собирания и проверки. Таким образом, собирая путем проведения оперативно-розыскных мероприятий информацию, которая может оказаться значимой для раскрытия преступления, расследования и рассмотрения дела, оперативные сотрудники должны ясно представлять себе и заранее продумывать каким образом полученные сведения могут быть использованы в официальном доказывании. Конечно, окончательное ре-
шение о способах введения оперативной информации в уголовный процесс будет принимать должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело. Однако мнение специалистов, целенаправленно осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия в целях последующего использования их в доказывании, может существенно помочь ему.
Мнение оперативных служб по данному вопросу также должно найти отражение в представляемых материалах.
Седьмое. Наконец, если использование в доказывании представляемых материалов может создать угрозу безопасности тех или иных лиц, участвовавших в оперативно-розыскной деятельности (например, когда необходим допрос кого-либо из них), орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предусмотреть конкретные меры по их защите. На это прямо указано в пунктах 22 и 23 Инструкции. Об этом должен быть поставлен в известность следователь, прокурор или суд, которому представляются результаты оперативно-розыскной деятельности. Более того, как указано в Инструкции (пункт 22), при необходимости указанные меры согласовываются с соответствующими органами расследования или судом.
Необходимое условие использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам - защита от возможного разглашения относящихся к этой деятельности сведений, составляющих государственную тайну.
Статья 3 Закона об ОРД, в которой записаны принципы этой деятельности, наряду с законностью, уважением и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, называет также принцип конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. В части 1 ст. 12 Закона об ОРД перечислены сведения об этой деятельности, которые составляют государственную тайну.
Не вызывает сомнений, что использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной, необходимой мерой. Конституционный Суд РФ в определении по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона об ОРД по жалобе И.Г. Черновой, в частности, указал, что «оперативно-
розыскная деятельность... объективно невозможна без значительной степени секретности»1.
Нормы, обеспечивающие сохранение в тайне необходимых сведений, содержатся в ст.ст. 5,9,14,15,17 и 21 Закона об ОРД.
Должностные лица, использующие в уголовно-процессуальном доказывании результаты оперативно-розыскной деятельности, обязаны обеспечить неразглашение ставших им известными сведений, составляющих государственную тайну.
Сложность, однако, в том, что при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании требование конспирации, секретности многих сведений может вступить в противоречие с интересами полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, обнаружения истины. Вполне вероятны и встречаются в практике случаи, когда истребование сведений, составляющих государственную тайну, необходимо для проверки достоверности доказательств, сформированных на основе оперативных данных (например, в связи с ходатайствами обвиняемых и их защитников). Отказ в представлении таких сведений означал бы ущемление права обвиняемого на защиту, нарушение требования закона о всесторонности и полноте исследования обстоятельств дела.
В Инструкции обоснованно указывается, что результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны содержать, в частности, «данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе» (пункт 7). Вместе с тем, нельзя игнорировать и требования неразглашения сведений, составляющих государственную тайну. Каков же выход из создающегося положения?
Один из путей решения проблемы - развитие и совершенствование положений уголовно-процессуального законодательства, направленных на обеспечение сохранности государственной тайны в уголовном судопроизводстве. Действующий УПК РСФСР содержит некоторые такие положения: возможность рассмотрения дела в закрытом судебном заседании, если этого требуют интересы охраны государственной тайны (часть 1 ст. 18); отобрание от уча-
1 Вестник Конституционного Суда. 1998. № 6. С. 10-27.
I
стников процесса подписки о неразглашении данных предварительного следствия (ст. 139). Следует, однако, отметить, что названные меры малоэффективны, поскольку так или иначе охраняемые сведения становятся известны участникам процесса, прежде всего - обвиняемому, его защитнику, потерпевшему. Конституционный Суд РФ в постановлении от 27 марта 1996 г. по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан Гурд-жиянца и других указал, что законодатель вправе устанавливать и иные способы защиты государственной тайны в уголовном судопроизводстве, которые, однако, должны носить уголовно-процессуальный порядок и быть соизмеримы как со значимостью охраняемой тайны, так и с правовым статусом соответствующих участников уголовного процесса1.
В связи с разработкой проекта УПК РФ и некоторых других законопроектов рассматривались предложения обеспечить сохранение секретности представляемых для использования в доказывании оперативных данных путем, например, зашифровки сведений о допрашиваемом лице, получившем доказательственную информацию в связи с участием в оперативно-розыскной деятельности; допроса его под псевдонимом; допроса вместо такого лица одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо отказа от допроса такого лица в судебном заседании. Противники подобных предложений обоснованно утверждают, что такие решения противоречили бы важнейшим принципам уголовного процесса, ущемляли бы конституционное право обвиняемого на защиту. Во всяком случае в УПК РСФСР нет норм, которые позволяли бы действовать таким образом.
Единственный выход в том, чтобы вопрос о возможности представления тех или иных данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, а следовательно, и использования их в уголовно-процессуальном доказывании продуманно решался перед представлением указанных данных. Согласно части 3 ст. 11 Закона об ОРД и Инструкции от 13 мая 1998 г., это решение находится в компетенции руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Если эти данные являются секретными,
1 Вестник Конституционного Суда. 1996. № 2. С. 40.
именно названный руководитель должен решить, подлежат ли они рассекречиванию (часть 1 ст. 12 Закона об ОРД), а если нет, - могут ли быть представлены для использования в доказывании.
Необходимость сохранения в тайне информации о средствах, источниках, методах оперативно-розыскной деятельности и других сведений, перечисленных в части 1 ст. 12 Закона об ОРД в определенных случаях может оказаться важнее, чем интересы раскрытия того или иного конкретного преступления. Если так, то эти сведения, очевидно, не будут представлены (пункт 26 Инструкции). Но если все же принимается решение о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности для использования в доказывании, органы, осуществляющие эту деятельность, должны быть готовы к тому, что доказательства, сформированные на основе оперативных данных, будут подвергнуты тщательной, всесторонней проверке, как и любые другие доказательства.
Глава 2. ПРОВЕРКА ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДОКАЗЫВАНИИ ДАННЫХ,