Основные требования к уровню компетентности и профессионально важные качества социального менеджера.
Сущность социального менеджмента, роль и задачи социальных служб организации определяют содержание деятельности специалиста в сфере социального управления. Анализ профессиональной деятельности социального менеджера позволяет зафиксировать его место в системе управления, очертить границы компетенции и определить перечень его профессионально важных качеств.
Для осуществления социальной деятельности требуются специалисты, имеющие комплекс необходимых знаний, умений и навыков, соответствующих квалификационным требованиям профессии, т.е. обладающие определенной профессиональной компетентностью.
Специалист организации, выполняющий функции социального развития, должен иметь подготовку к участию в профессиональной организационно-управлеческой деятельности, экономической, научно-технической, плановой, проектно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельности в службе управления персоналом; обладать достаточными навыками для осуществления следующих видов деятельности: организаторская, управленческая, правовая, учетно-документационная, воспитательно-педагогическая, социально-бытовая, психологическая и социологическая.[9]
Для успешного осуществления такой деятельности специалист должен знать:
Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организации по управлению персоналом;
1) законодательство о труде;
2) основы экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;
3) конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;
4) порядок ценообразования и налогообложения;
5) основы маркетинга;
6) современные концепции управления персоналом;
7) основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;
8) формы и методы обучения кадров;
9) методы и организацию менеджмента, основы технологии производства;
10) структуру управления;
11) основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда;
12) этику делового общения;
13) основы организации делопроизводства;
14) методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи;
15) правила и нормы охраны труда.[10]
Руководитель, отвечающий за социальное развитие организации, должен обладать необходимым минимумом гуманитарных и этических знаний, умением и навыками выбирать подобающую обстоятельствам манеру поведения с соответствующим дипломатичным и психологическим тактом, ориентироваться на коллегиальность и согласования с заинтересованными сторонами при выборе решения.[11]
От специалистов социальной службы требуются:
1) соблюдение социальных норм – установленных обществом, государством, отдельной организацией правил, приемов, образцов поведения, принципов деятельности, соответствующих общепринятым ценностям и нравственным идеалам;
2) поддержка минимальных социальных стандартов;
3) выполнение трудового законодательства.[12]
В теории и практике управления известен ролевой подход к анализу деятельности и выявлению профессионально важных качеств.
Диапазон деятельности социального работника достаточно широк, его функционально-ролевой набор насчитывает множество позиций, при этом он может выполнять несколько ролей одновременно.
Профессор И.А. Зимняя определяет 13 профессиональных ролей социальных работников:
1) «определитель клиента» - находит клиента, устанавливает факторы, побудившие проблемы;
2) «брокер» - социальный работник направляет нуждающихся людей в соответствующие службы;
3) «посредник» (буфер) - социальный работник между людьми с целью помочь преодолеть разногласия;
4) «адвокат» (защитник) - социальный работник борется за права и достоинства людей, нуждающихся в помощи;
5) «оцениватель» - социальный работник собирает информацию, оценивает проблемы людей;
6) «мобилизатор» - социальный работник собирает, активизирует, организует действия для решения проблем;
7) «учитель» - социальный работник передает информацию, знания.
8) «корректор поведения» - социальный работник вносит изменения в поведенческие стереотипы;
9) «консультант» - помогает решить клиенту проблемы;
10) «проектант сообществ» - социальный работник, планирующий развитие программ деятельности;
11) «менеджер информации» - социальный работник собирает информацию об окружающей среде;
12) «администратор» - социальный работник, управляющий социальной службой;
13) «практик» - конкретная помощь социального работника на местах.
При этом к специалисту данного профиля выдвигают следующие требования: профессиональная подготовка – наличие специализированного высшего образования, включающего знания теории и практики социального управления и социальной работы, психологии, социологии, экономики, вопросов социальной политики и законодательства и др.; обладание определенными нравственными качествами личности; особая мотивация деятельности, основной мотив деятельности – это личное удовлетворение, получаемое социальным менеджером от результатов работы.
По мнению социолога, Лященко А.И., специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями:
1. Внимание, стремление понять позицию других.
2. Дружелюбие, общительность.
3. Способность стать лидером.
4. Вежливость, обходительность.
5. Руководство здравым смыслом, следование предписаниям.
6. Жизнерадостность.
7. Толерантность, упорство.
8. Большое чувство ответственности.
9. Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм.
10. Способность взаимодействовать со специалистами.
11. Аккуратность и последовательность в работе.
12. Способность к планированию своего будущего.
13. Способность к устным высказываниям.
14. Хорошая память, способность обучать других.
15. Умение заботиться о других.
16. Реализация новых идей, самостоятельность суждений.
Эффективность деятельности специалистов по социальной работе может определяться на основе как общих, так и специфических критериев. Общие критерии эффективности социальной работы служат для оценки ее эффективности в целом. Выделяют принципы, на которых основывается эффективность социальной работы с клиентом:
1) умение точно сформулировать проблему клиента;
2) анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятных решению проблемы;
3) оценка разрешимости проблемы;
4) разработка плана действий;
5) вовлечение клиента в разрешение проблемы;
6) оценка изменений, достигнутых в положении клиента.
Таким образом, с одной стороны, особенности профессиональной деятельности социального менеджера обуславливают требования к его профессионально важным качествам и индивидуально-личностным особенностям, а с другой, социальная ориентированность специалиста обогащает профессиональную деятельность, наполняет ее гуманистическим смыслом и содержанием.