Программный симфонизм Берлиоза
Первое место в наследии Берлиоза принадлежит его программным симфониям. Созданные в пределах одного творчески насыщенного десятилетия (1830—1840), они в особенно яркой и смелой форме воплотили типичные стороны новаторского искусства Берлиоза.
Не достигая философских масштабов Бетховена, Шекспира или Гёте, симфонизм Берлиоза тем не менее близок им по вдохновенности мысли, по широте идей. Его произведения подняли французскую музыку до уровня передовой литературы своего времени. В этом смысле Берлиоз представляется подлинным преемником бетховенского симфонизма.
Однако главная тема его творчества далека от Бетховена. Берлиоз — чистейший романтик. Его искусство подготовлено психологизмом Мюссе, индивидуалистическим бунтарством Байрона, самоуглубленными исканиями поэтов-лириков и целым рядом литературных и музыкальных мечтателей. Но романтические образы получили в симфониях Берлиоза по-бетховенски обобщенное выражение. «Жаворонок величиной с орла» — так называл композитора Гейне, в одной фразе охарактеризовав как лиричность музыки Берлиоза, так и присущие ей монументальные черты.
Берлиоз по праву считается создателем программного романтического симфонизма.
Правда, и до него программность в инструментальной музыке была достаточно распространенным явлением*.
* «Времена года» Вивальди, «Библейские сонаты» Кунау, «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» Баха, ранние симфонии Гайдна, «Пасторальная симфония» Бетховена, симфонии Шпора и т. д.
Новое, внесенное здесь Берлиозом, определяется двумя чертами, несвойственными предыдущим симфонистам. Это, во-первых, отождествление музыкального замысла с какой-нибудь современной идеей, уже успевшей получить типическое выражение в образах новейшей литературы (у Гёте, Байрона, Мюссе, Гюго, Мура, у «открытого» романтиками Шекспира). И, во-вторых, момент театрализации, что соответствовало национальным художественным традициям. Две из трех программных симфоний Берлиоза допускают сценическое воплощение. Во всех трех есть определенное сюжетное развитие, драматические ситуации, живописность.
Однако нельзя преувеличивать изобразительную конкретность этих произведений. Берлиоз, считавший себя последователем Бетховена, отмечал, что у великого венского симфониста «всюду ощутима поэтическая идея, но музыка всецело господствует, не нуждаясь в помощи слова для достижения точности выражения». Так и у самого Берлиоза законы музыкальной формы обычно брали верх над литературными элементами. Программы его симфоний отличались определенностью, а часто и словесной детализацией. Но их музыка, реалистически точная, выразительная, как правило не следовала рабски за подробностями литературного текста. Своеобразие симфонического творчества Берлиоза обусловлено не столько изобразительными чертами, сколько преломлением в музыке новых литературных образов и театрально-ораторских приемов.
15 Ф.Мендельсон. “Сон в летнюю ночь”(общая характеристика и разбор увертюры)
Феликс Мендельсон-Бартольди создал увертюру "Сон в летнюю ночь" в 1826 году. Ему было 17 лет, он жил в сельской местности, вдали от городской суеты. Практически все время он проводил в большом саду отцовского дома, читая произведения Шекспира. Мендельсон предпочитал комедии, и особенно понравился ему "Сон в летнюю ночь". Произведение уникально тем, что пронизано нехарактерным для Шекспира сказочным колоритом, а также юношеской романтикой и сочетает несколько сюжетных линий.
В произведении описывается летняя ночь - это ночь на Ивана Купалу. Народные поверья гласят, что в эту ночь человек может увидеть заколдованный лес с волшебными эльфами и феями, царя Оберона, царицу Титанию. Комический и немного драматический сюжет приводит к счастливому финалу. Мендельсона больше всего привлекает волшебная сторона произведений Шекспира. На создание увертюры "Сон в летнюю ночь" молодой музыкант потратил всего месяц. Эта увертюра для Мендельсона, как начало зрелости.
Найти общую характеристику не смог.