Консультирование в культурно и этнически разнообразном мире
В США существует множество различных культурных и этнических групп. Американцы европейского происхождения составляют наибольшую из них (приблизительно 75%) по сравнению с четырьмя другими группами – афроамериканцами, коренными жителями Америки, американцами азиатского происхождения и испаноамериканцами, составляющими большинство остальной части населения (около 25%) (Baruth & Manning, 1999). Однако в XXI столетии ожидается быстрый прирост этнических и культурных меньшинств как по численности, так и в процентном отношении (Pope-Davis & Ottavi, 1994).
На консультирование людей, относящихся к разным этническим и культурным группам, влияет множество факторов, среди которых понимание консультантом личностных, образовательных, возрастных, религиозных, социально-экономических особенностей своих клиентов, их опыта столкновения с расизмом (Brinson, 1996). Понимание перечисленных факторов особенно важно, когда помощь оказывается кем-либо, не разделяющим культурные традиции клиента. Одним из вариантов систематического учета многообразия культуральных влияний в консультировании является Адресная (ADRESSING) модель (Hayes, 1996) (см. табл. 4.1). Буквы в названии модели расшифровываются следующим образом: «Age – влияние возраста и поколения; Disability – ограниченные физические возможности, инвалидность; Religion – религия; Ethnicity – этническая принадлежность (возможно, включая расу); Social – социальный статус; Sexual – сексуальная ориентация; Indigenous– традиции рода; National– национальное происхождение; Gender– пол (тендер)» (р. 332). Эта модель является транскультурно-специфической, то есть «придает большое значение знанию культурной специфики каждой из групп», но в то же время учитывает широкий круг факторов, присущих многим культурам (р. 334).
Таблица 4.1
Адресная модель: девять культуральных факторов, соответствующие
меньшинства и формы притеснения
Культуральные факторы | Меньшинства | Формы притеснения |
Возраст и принадлежность к поколению | Пожилые люди | Дискриминация пожилых (эйджизм) |
Инвалидность | Инвалиды | ___а |
Религия | Религиозные меньшинства | ___б |
Этническая/расовая принадлежность | Этнические меньшинства | Расизм |
Социальный статус | Люди с низким статусом | Классизм (классовая дискриминация) |
Сексуальная ориентация | Сексуальные меньшинства | Гетеросексизм |
Национальные традиции (indigenous heritage) | Аборигены (коренные жители) | Расизм |
Национальное происхождение | Беженцы, иммигранты, иностранные студенты | Расизм и колониализм |
Пол (тендер) | Женщины | Сексизм |
а Предубеждение и дискриминация людей с ограниченными способностями.
б Религиозная нетерпимость, в том числе антисемитизм (например, нетерпимость между евреями и мусульманами), и преследование отдельных религиозных меньшинств (например, приверженцев
Источник: «Addressing the Complexities of Culture and Gender in Counseling», by P. A. Hayes, 1996. Journal of Counseling and Development, 74, p. 334.
Почти четверть из тех, кто впервые обращается за услугами в области психического здоровья, принадлежат к культурным или этническим меньшинствам (Cheung, 1991). Кроме того, исследователи постоянно подтверждают тот факт/что в США эти группы в меньшей степени, чем белое население, удовлетворены услугами, которые они получают. Около 50% принадлежащих к культурным меньшинствам людей, которые приступали к консультированию, прекращали его после первой сессии. Для белого населения эта величина составляет около 30% (Sue & Sue, 1990). Такая статистика отчетливо свидетельствует, что, как правило, клиенты, принадлежащие к культурным меньшинствам, имеют отрицательный опыт консультирования. В целом отказ от услуг консультирования среди представителей этнических меньшинств происходит из-за недостаточно хорошего обращения или из-за несоблюдения условий, которые должны быть обеспечены. Результаты оборачиваются против таких клиентов, их семей и общества в целом.