Методология, интерсдисциплинарная теория, технология арт-терапии
В продолжение теоретико-методологического обзора арт-терапии, остановимся на ее методологии, интердисциплинарной теории и технологическом уровне.
Методология арт-терапии продолжает находиться в стадии становления, собственно, как интегративная отрасль научного знания Особенностью методологии арт-терапии является то, что она отражает интеграцию теорий, концепций, методов познания психологии, искусства, комплекса гуманитарных наук [28, 32]. Центральное место занимает психология с разнообразием теорий влияния и места творчества в жизни и деятельности человека. Развиваясь на основе межнаучного подхода, арт-терапия заимствует некоторые фундаментальные теории и прогрессивный практический опыт психологии, психотерапии, искусства, и, прежде всего изобразительного, а также музыки, драмы, литературного творчества и т. д. Потребность в таком заимствовании объясняется не только «молодостью» мультидисциплинарной отрасли, сколько деликатностью объекта арт-терапии — психологическое здоровье человека как одного из наиболее сложных явлений материального мира [32]. Представим в виде модели (рис. 2) нашу точку зрения на некоторые, наиболее выраженные и очевидные взаимосвязи арт-терапии, для применения ее в профессиональной деятельности менеджера. Данная модель сформулирована на основе схемы мультидисциплинарных связей арт-терапии с другими науками Л. Д. Лебедевой [32].
Рис. 2.Модель мультидисциплинарных связей арт-терапии
Взаимосвязь арт-терапии с гуманистической психологией обусловливает ориентацию на персонализацию коррекционно-развивающего процесса, на становление психических функций, на развитие эмпатии, на активизацию его творческого потенциала средствами искусства [4]. Здесь следует остановиться на экзистенциальной психологии Р. Мей, который всецело опирается на идею К.-Г. Юнга об — индивидуальности человека. Он заявляет об уникальности каждого человека и видит источник множества проблем в том, что «человека играет не свою роль» и «не знает самого себя» [38]. Каждому человеку необходимо мужество быть собой, которое только и ведет к социальной адаптации. Новшество Р. Мэй заключаются в том, что при рассмотрении личности, он отмечает «дух» — как составляющую личности, которая обеспечивает ее творческий рост. Его «экзистенциалами», иными словами характеристиками человеческого бытия, являются — открытость будущему, воля, любовь. Любовь, тот же атрибут духа, что и воля, но направленная не на собственную жизнь или мир, а на других людей. Все эти процессы прочно связаны с творческой природой экзистенции. Всякое «расширение сознания», по Р. Мей, переконструирование мира, создание нового мира, что и является творчеством. Человек, живущий творчески, постоянно вне себя, вне своих рамок и ограничений; такой человек постоянно открывает новые стороны действительности, понимает каждую вещь и каждого человека со всех сторон [37]. По его мнению, личность, не может быть целостной, и этого не нужно добиваться. Статичность и замкнутость — это смерть для личности. «Наша цель — новое, конструктивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармония. Полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные» [44, c. 30, 31]. Причиной всех личностных проблем, по его мнению, является «нарушение правильного распределения напряжений ко всей внутренней структуре личности» [там же, с. 40]. Коррекция напряжений — творческий, динамический процесс — величайший дар свыше: «Чем одареннее человек, тем легче и быстрее происходит в нем коррекция, он более восприимчив и глубже чувствует страдание, но его потенциал гораздо богаче» [там же].
Связь арт-терапии с психотерапией и медицинской психологией позволяет правильно выстроить психокоррекционных процесс воздействия средствами искусства в психологическом обеспечении управления. Знания психологии труда и психологии менеджмента дают возможность применять метод арт-терапии в психологическом обеспечении менеджера.
Для применения арт-терапии в психологическом обеспечении менеджмента, руководства необходимы знания из области психологии менеджмента, и психологии труда. Как мы будем рассматривать ниже, без знания требований к профессии, условий труда, проблем профессиональной деятельности и понимания концепции психологического обеспечения любой деятельности, применение арт-терапии может либо быть неэффективно, либо принести нанести ущерб психологическому здоровью, в нашем случае менеджеру.
На современном этапе применения арт-терапии — как отдельные, бессистемно используемые приемы, методики, упражнения на основе изобразительного творчества, отмечаются тенденции к выхолащиванию данного метода. Так как, арт-терапия рассматривается нами, как инновационная технология в психологическом обеспечении профессиональной деятельности, рассмотрим, в обобщенном виде — что мы подразумеваем под словом технологичность арт-терапии. Проблема «технология арт-терапии в психологическом обеспечении остается» мы оставляем дискуссионной, так как не претендуем на ее полное описание и обоснование. Мы не будем останавливаться на доказательствах соответствия арт-терапии понятию «технология», так как данную проблему более подробно рассмотрела Л. Д. Лебедева в своем лонгитюдном исследовании. Мы использовали данное исследование и выделили основные критерии «технология арт-терапия» в применении ее в психологическом обеспечении.
В самых общих чертах технология рассматривается разными авторами как совокупность (определенных процессов), научное описание (каких-либо) способов, смысл использования различных средств, программно-методическое обеспечение, совокупность психологических установок [32, 45]
Рис. 3.Технологические возможности арт-терапии в психологическом обеспечении профессиональной деятельности
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о полифункциональности арт-терапии и выделить ее терапевтические ресурсы в решении проблем персонала (рис. 4).
Рис. 4.Полифункциональность арт-терапии в решении задач психологического обеспечения персонала
Групповая арт-терапия
Арт-терапевтический процесс может происходить как в индивидуальной, так и групповой форме. Существуют разновидности арт-терапевтических групп: тематически-ориентированная, студийная, открытая, закрытая, структурированная и неструктурированная. Для проведения исследований в области психологии труда возможно сочетание разных по форме групп, с учетом их характерных признаков и специфических особенностей групповой арт-терапии. Тематическая группа предполагает большую степень структурированности хода сессий и меньшую длительность существования по сравнению со студийной и с динамической [30].
Групповая арт-терапия имеет ряд достоинств: она развивает ценные социальные навыки, учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем, позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, повышает самооценку, развивает навыки принятия решений [78]. Это дает возможность использовать потенциал разных подходов арт-терапии, адаптировав их к конкретным задачам, условиям и направленности работы. В таких условиях важно уважать личное пространство, которое связано как с процессом художественной экспрессии, так и с правилами использования изобразительных материалов, расположением рабочих мест и самих участников в пространстве [30, 32].
А. И. Копытин выделил ведущие факторы групповой работы для анализа различных процессов и феноменов групповой арт-терапии:
· фактор художественной экспрессии;
· фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений;
· фактор интерпретации и вербальной обратной связи.
Каждый из выделенных факторов может быть связан с целым рядом подфакторов и механизмов психологических изменений [29].
Для более полного понимания терапевтического воздействия изобразительного творчества на человека необходимо учитывать не только изменения, которые происходят в его состоянии непосредственно в ходе изобразительной деятельности, но и то, что предшествует созданию визуальных образов и что за этим следует. Некоторые специалисты рассматривают последующие работы клиента с созданной им продукцией как важный фактор достижения психологических изменений. К ним относятся художественные описания, драматические представления (перформансы) на основании созданной художественной продукции, совершение с ней ритуальных действий, трансформация в талисманы и т. д. [29, 79].
Художественную экспрессию специалист должен оценивать на трех основных уровнях:
· общегрупповом («групповая художественная культура», «групповые образы»);
· межличностном (средство общения, выражение своего отношения, как друг другу, так и ведущему группы);
· внутриличностном (выражение индивидуальных чувств, потребностей, проблем, фантазий и т. д.).
Для описания комплексных изменений, которые происходят с человеком в ходе арт-терапевтических занятий, мы взяли за основу многоосевую модель коммуникаций участников группы (по А. И. Копытину), адаптировав ее под наши цели [29]. В ходе групповой арт-терапии ведущий группы может оценивать многообразие коммуникативных процессов, и, в зависимости от их характера, гибко применять те или иные стратегии и тактики работы с группой, чтобы задействовать внутриличностные, общегрупповые ресурсы, расширить круг возможностей участников группы, предлагая им техники изобразительного, драматического, музыкально-танцевального характера, в том числе связанные с изготовлением масок, современными речевыми стратегиями, перформансом.
Таблица 1.Оси коммуникации в групповой арт-терапевтической работе
Оси коммуникаций | ||
Уровни коммуникации | Направленность коммуникации | Способы коммуникации |
Уровень социальных отношений | Общегрупповые процессы | Сенсомоторный (телесная, голосовая экспрессия, манипуляции с художественными материалами, инструментами) |
Уровень переносов | Межличностные процессы | Проективно-символический / проективно-знаковый (посредством символообразования, использования знаковых систем) |
Уровень разных психических процессов | Внутриличностные процессы | Драматически-ролевой (посредством ролевого моделирования различных образов и ситуаций с элементами драматического исполнения) |
Вербальный (посредством обратной связи и сообщения информации |
Обсуждение в группе является наиболее приемлемой формой в групповой арт-терапии для осознавания содержаний внутреннего мира, и их связи с системой отношений. Чаще всего в нашей практике формой групповых обсуждений служит модель объединения в малые подгруппы (3–4 человека), при необходимости можно перейти к общегрупповой развернутой дискуссии или к записи полученного опыта в рабочую тетрадь.
Ведущий группы при этом выполняет следующие функции:
· обозначение темы обсуждения (или помощь участникам в выборе тем);
· структурирование обсуждения (порядок и временной регламент);
· комментарии и интерпретации (по поводу изобразительной продукции участников, их поведения, обсуждения в группе);
· помощь в оценке внутригрупповых, коммуникативных процессов;
· формирование наиболее продуктивной модели обсуждения (в иных случаях переход к развернутым дискуссиям) [29, 53].