История развития инженерной психологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

"ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Педагогический институт им. В.Г.Белинского

Реферат

на тему:

История развития инженерной психологии

Выполнила: студентка группы

13нп1Десятова Т.

Проверил преподаватель:

Тарасов С.В.

Пенза, 2016

Инженерная психология — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, а также техническими средствами автоматизации. Важнейшими составляющими его стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятия решений в условиях ограниченного времени, роста цены ошибочных действий. Она возникла и развивалась в условиях научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственного труда.

Научные истоки инженерной психологии можно отнести к 1900 г., когда немецкий психолог В. Штерн ввел в научный оборот термин «психотехника». Предпосылкой ее развития явился запас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, которые находили практическое приложение в разных сферах производства, медицины, педагогики, экономической жизни. Так, изучение чувствительности анализаторов обнаружило индивидуальные различия, наводившие на мысль о том, что необходим подбор людей с более низкими порогами чувствительности для тех профессий, где требуется высокая острота зрения, слуха или других органов чувств. Наблюдения, свидетельствовавшие о различном воздействии разных цветов на психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимулятора производственной активности рабочих, для лечения некоторых психических заболеваний и т. п.

Инициаторами создания этого направления выступили американские и английские психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет и др. В России первые исследования инженерно-психологического типа были проведены в двадцатые годы XX века в рамках психологии труда и психотехники.

В марте 1957 года, на Всесоюзном совещании (конференции) по вопросам психологии труда в Москве, инженерная психология была определена как самостоятельная область исследований. В том же году была создана в институте лаборатория индустриальной психологии под руководством Д. А. Ошанина. Значительная роль в организации и консолидации исследовательских работ по инженерной психологии принадлежит созданной в ЛГУ в 1959 г. лаборатории индустриальной (инженерной) психологии, которую возглавил Б. Ф. Ломов.

В 70-х годах наметилась разработка методов проектирования системы «человек-машина». Одновременно стали решаться проблемы анализа деятельности людей, осуществляющих управление, проектирование и обобщение оценок функционирования систем «человек – машина».

Такимобразом, инженерная психология как научная дисциплина решала одновременно 2 задачи: 1) приспособление человека к технике; 2) приспособление техники и условий труда к человеку.

В связи с техническим оснащением производства, а также вооруженных сил становится вопрос управления человеком сложной техникой после качественного обучения и переобучения человека-оператора.

Все основные функции управления сложной техникой сводятся к преобразованию информации, циркулирующей в данной системе.

В этих условиях уже не физические и физиологические функции человека стали основными ограничивающими факторами успешности субъекта деятельности, а его когнитивные функции и эмоциональное состояние. Поэтому инженерная психология как научная дисциплина начинает изучать объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина» (СЧМ).

Бурное развитие инженерной психологии, ставшей самостоятельным, чрезвычайно продуктивным направлением психологии труда, привело к перестройке ее понятийного аппарата, ставшего благодаря обогащению технической терминологией не только более широким, но и более строгим.

Таким образом, развитие инженерной психологии в России как самостоятельного научного направления с самого начала было подчинено решению практических задач. Сегодня «Инженерная психология» является одной из научных отраслей психологического знания.

Как самостоятельная научная дисциплина инженерная психология начала формироваться в 40-х гг. XX столетия. Однако идеи о необходимости комплексного изучения человека и техники высказывались русскими учеными еще в XIX столетии. Так, Д. И. Менделеев еще в 1880 г. говорил о необходимости при конструировании воздухоплавательных аппаратов думать не только о двигателях, но и о человеке. Только тогда будет создан аппарат, «доступный для всех и уютный»,— подчеркивал ученый. В 1882 г. русским метеорологом М. А. Рыкачевым был поставлен вопрос о психологической пригодности к летному делу, разработан перечень качеств, необходимых для управления летательным аппаратом. Эти положения впоследствии использовались при отборе пилотов русской авиации. Русские ученые еще в конце XIX в. предприняли попытки разработать научные и теоретические основы учения о труде. Пионером в этой области является И. М. Сеченов, который одним из первых поставил вопрос об использовании научных данных о человеке для рационализации трудовой деятельности. И. М. Сеченов занимался также изучением роли психологических процессов при выполнении трудовых актов, поставил вопрос о формировании трудовых навыков и впервые показал, что в процессе трудового обучения изменяется характер регуляции: функции регулятора переходят от зрения к осязанию. Он ввел также понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности. Многие из этих положений не потеряли актуальности и в наши дни. Однако исследования этого периода носили эпизодический характер и выполнялись специалистами-одиночками. В 1918 г. под руководством В. М. Бехтерева в Петрограде организуется Институт по изучению мозга, в программе которого одной из центральных становится проблема труда. Бехтерев организовал в институте лабораторию труда, в которой сам вел экспериментальное изучение влияния труда на личность, на ее нервно-психологическое состояние. В своих работах он неоднократно выступал с идеей о комплексном изучении трудовой деятельности человека. В 1920 г. был организован Центральный институт труда (ЦИТ). Под руководством А. К. Гастева в институте был решен ряд вопросов по стандартизации рациональных приемов обучения и трудовой деятельности человека с учетом его биологических и психологических способностей. Гастев выдвинул новаторские идеи трудовой установки, социально-инженерной машины и др. Используя идеи Сеченова и И. П. Павлова, он разработал систему представления об организации двигательной активности человека в процессе труда, о построении его движений. Дальнейшие исследования трудовой деятельности связаны с развитием психотехники. В 20-х гг. на многих предприятиях создаются лаборатории психотехники, проводятся интенсивные исследования по рационализации трудовой деятельности и обучения, профессиональному отбору, организации рабочих мест. Многие из них явились прообразом современных инженерно-психологических разработок. Однако в силу целого ряда причин психотехника ни у нас в стране, ни за рубежом не оформилась в самостоятельное научное направление. Реальные социально-экономические условия для развития инженерной психологии сложились только к середине 50-х гг. Ее интенсивное развитие началось с 1959 г., когда при Ленинградском государственном университете была создана первая отечественная лаборатория инженерной психологии (Б. Ф. Ломов). Несколько позже аналогичная лаборатория была создана в Москве при НИИ автоматической аппаратуры (В. П. Зинченко). В своем развитии инженерная психология прошла два основных этапа. Первый из них связан с исследованием отдельных технических устройств с точки зрения соответствия их отдельно взятым психологическим характеристикам человека. Этот этап иногда называют коррективным (50 — 60-е гг.). Второй этап (начиная с 70-х гг.) более связан с изучением и проектированием деятельности оператора в целом. Он называется проективным, характерным для него является системный подход к изучению рассматриваемых вопросов.

Наши рекомендации