Настольные профориентационные игры
Настольные карточные игровые методики (см.: Пряжников Н. 1991а, 1992) по сравнению с описанными выше карточными темами позволяют моделировать проблемы личностного и фессионального самоопределения в более простых формах, дает возможность использовать данные методики как «дома нее» средство для самостоятельного использования детьми родителями, а также для многократного проигрывания этих
цедур.
В профориентационной игре «Или-Или» участники перед: гают свои фишки по игровому полю, совершая выписанные каждой клеточке ходы, связанные с выбором или отказо» тех или иных составляющих профессионального, жизненно! личностного развития. По сделанным (в виде отобранных г точек) выборам в конце игры определяется, какой професс нальный и жизненный стереотип удалось реализовать каэ участнику.
В эколого-экономической игре «Бизнес-Мусор» моделир) нравственные аспекты предпринимательской деятельности.
Участники покупают территории, строят на них свои пред ятия, но, в отличие от близкой по духу знаменитой игры «Мс полия», эти предприятия не только дают игрокам прибыль, загрязняют все имеющиеся территории (все покрывается спв
.,льными карточками с «черепами», олицетворяющими «экологическую смерть»). Если не финансировать природоохранные мероприятия, то игра быстро заканчивается экологической ката-строфой. Постоянная нехватка у участников «лишних» денег про-сонирует не только игровые эмоциональные переживания, но ,, необходимость как-то кооперироваться против общей опасности.
Дополнительную интригу в процедуру привносят специальные игровые роли Банкира, Мафии, Браконьера, Президента, Милиции-полиции, Чуда, Беды, а также особые карточки со случайными экономическими и экологическими событиями.
В другой настольной игре — «Страна богатых и умных» также моделируется общественное устройство государства. Игроки выполняют различные роли (банкира, министра экологии, министра образования, министра свободы информации, министра безопасности, министра здравоохранения и др.). В ней также происходят различные события, на которые следует как-то реагировать (желательно сообща). Если удается преодолеть проблемы, то получается процветающее государство («страна богатых и умных»), если нет — получается «страна дураков» (см.: Пряжников Н.С., 2002а, с. 438-455).
Поскольку и эти методики оказалось довольно сложно издать, то были разработаны более упрощенные игры: игра-шутка «Туде-ма-сюдема», в которой участники также составляют из карточек образы своего счастья (само шутливое название игры определяется характером игровой процедуры: карточки постоянно так и ходят туда-сюда...), а также построенная по гомеостатическому принципу и рассчитанная на более ранний возраст (учащихся IV—VI классов) шутливая игра «Такой-сякой», в которой участники совместными усилиями выстраивают на игровом поле образы друг друга, что позволяет закладывать основы самопознания и будущего самоопределения.
Поскольку и эти игры сложно издавать, а самостоятельно рисовать их готовы далеко не все психологи, была сделана отчаянная попытка придумать еще более упрощенный вариант игры с использованием обычных игральных карт (двух полных колод).
Таким образом появилась игра «Психобизнес» (см.: Пряжников Н.С., 1992), в которой моделируются некоторые нравственные моменты. Если в обычных карточных играх цели участников х'ожно назвать «коммерческими» (набрать побольше очков), то в Данной игре подведение итогов построено таким образом, что Все нехорошие действия, сделанные против остальных игроков (изъятие у них очков, «перехват» возможной прибыли и др.), специально наказываются, и поэтому часто более выгодной игровой стратегией оказывается если не бескорыстная совсем, то хотя бы Уважительная к другим позиция.
12.9. Бланковые карточные профориентационные игр!
Для того чтобы еще больше стать независимыми от издатель
и спонсоров, была разработана целая группа методик под назваг
ем «бланковые карточные профконсультационные игры» (см.: Пр
ников Н.С., 1997г). i
В этих методиках небольшое количество карточек готовят са игроки (по 8 — 12 карточек каждый), а все результаты игрОЕ действия отражают в специальных бланках.
Заметим, что важным элементом процедуры является не тс ко сама игра, но и подготовка к ней, когда каждый школы заполняя свой набор карточек (например, соотнося качества ловека с различными профессиями в игре «Комплимент»), полнительно задумывается и сам выступает в роли эксперта. Or проведения данных игр свидетельствует о том, что такое, даже упрощенное, экспертирование у многих школьников вь вает искренний интерес.
Данные игровые методики ни в коем случае нельзя рассмат вать как психодиагностику, хотя по результатам некоторых (например, «Комплимент» и «Медоворот»), казалось бы, мо> говорить о соответствии рассматриваемых профессий качес того или иного участника. Смысл данных игр — познакомить; роков с самим процессом размышлений о тех или иных аспе* самоопределения. Кратко конкретные бланковые карточные и! можно представить следующим образом.
В игре «Комплимент» учащиеся оценивают друг друга, пер вая специальные карточки с выписанными на них качествами i лают своеобразные «комплименты»), а затем по этим же кар кам соотносят себя с теми или иными профессиями (на кар ках в ходе предварительной подготовки уже должны быть выт ны связи качеств с профессиями).
В игре «Болван» различные жизненные события соотнося радостями души и с радостями тела, а также с одобрением событий негодяями и порядочными людьми. Игроки при вправе отбирать для себя только привлекательные события, а| привлекательные отдавать некоторому пустому месту — «бс ну» (в игре все подсчеты за «болвана» обычно делает Иногда получается, что именно «болван», по мнению самих ростков, оказывается ближе всех к настоящему счастью. Рез> ты такой игры могут положить начало интересному разго! смысле жизни.
В игре «Сударь-государь» каждый игрок выполняет роль pjj водителя государства. После совершения внешне- и внутрип<| тических игровых действий определяется, какие категории ления данного государства процветают, а какие страдают и ц дируют. Например, как живется в таком государстве интелл*
там, военным, учащимся, пенсионерам, журналистам, бизнесменам, ворам и проституткам?
Игра «Медоворот» предназначена для медико-педагогического профконсультирования. Карточки в игре все время идут по кругу (отсюда название — «Медоворот»), а учащиеся отбирают карточки с наиболее привлекательными для себя профессиями. В игровых бланках каждый игрок отмечает соответствующие изменения в общем состоянии своего здоровья, т.е. как бы прогнозирует, насколько отобранные профессии его улучшат или ухудшат и по каким именно системам организма (в игре представлены восемь таких систем) произойдут эти изменения.