Роль общения в психическом развитии человека
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении культурного поведения. Через общение и благодаря широким возможностям к научению человек приобретает свои высшие познавательные способности и качества, превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать цивилизованным, культурно и морально развитым гражданином, до конца жизни был бы обречен оставаться полуживотным, внешне напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находятся среди зверей и которые длительное время, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизации и от общения с другими, психологически и культурно развитыми людьми.
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми людьми на ранних стадиях онтогенеза. В это время ребенок все свои человеческие, психические и поведенческие качества приобретает почти исключительно через общение с другими людьми. Благодаря общению младенец получает необходимую для него информацию и поддержку со стороны других людей.
В общении вначале через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Выделенные и описанные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.
Основные этапы онтогенеза общения у человека вплоть до поступления в школу можно представить и описать следующим образом. Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое по содержанию, непосредственное (контактное) общение, служащее удовлетворению органических потребностей ребенка. Основное средство общения в это время – примитивная мимика и элементарная, не вполне организованная жестикуляция.
Возраст от 2-3 до 8-10месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с функционированием основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.
Возраст от 8-10 месяцев примерно до 1,5 лет. Возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Подключение к невербальным средствам общения языка и речи.
Возраст от 1,5 до 3 лет. Появление простейшего делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры с участием других людей.
Возраст от 3 до 6-7лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или приобретенных средств общения. Развитие так называемого сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением детей в сюжетно-ролевые игры.
С поступлением в школу благодаря интеллектуальному и личностному росту ребенка углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.
По мере совершенствования речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при научении – пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается и инструментальная сторона общения.
Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только сформированной потребностью в общении с разными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и использованием разнообразных средств общения.
Таким образом, без общения, выступающего в его разнообразных формах, человек не в состоянии не только психологически развиваться, но и просто обеспечивать свое элементарное человеческое существование.
Социальное поведение
Важную роль в современной социальной психологии, наряду с понятием общения, играет представление о социальном поведении. Такое поведение рассчитано на оказание психологического влияния на людей и занятие определенного положения среди них (в системе межличностных отношений, социальной группе или обществе в целом). Эту разновидность поведения обычно выделяют как противоположность индивидуальному, не связанному с положением человека в обществе, с теми отношениями, которые у него складываются с окружающими людьми, не рассчитанному на оказание определенного воздействия на общество или людей.
Существует много видов так называемого социального поведения. Среди них можно назвать массовое, групповое, полоролевое, просоциалъное, асоциальное, антисоциальное, помогающее, конкурентное, проблемное, противоправное, девиантное, материнское, поведение типа привязанности и другие разновидности.
Существуют и некоторые другие разновидности социального поведения, связанные с отношениями людей:
• направленное на достижение успехов или избегание неудач;
• содержащее в себе стремление к людям или уход от них;
• направленное на получение власти или подчинение людям;
• уверенное в себе или беспомощное поведение и др.
Из всех перечисленных выше видов социального поведения внимание социальных психологов в последние годы больше всего привлекали те из них, которые имеют особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы:
• проявления добра и зла, дружбы и вражды между людьми;
• стремление добиваться успехов и власти;
• уверенность (ассертивность) или неуверенность в себе (беспомощность).
Среди разнообразных проявлений добра, в свою очередь, больше всего внимания было уделено изучению альтруизма и другим видам просоциального поведения, направленного на оказание помощи людям.
Из разнообразных видов антисоциального поведения наибольшего внимания была удостоена агрессивность, причем особое внимание ученых к ее изучению было вызвано тем, что враждебность отношений между людьми и враждебные формы поведения существуют давно и некоторым специалистам даже представляются неустранимой формой негативного социального поведения.
Контрольные вопросы
1. Что такое содержание, цель и средства общения?
2. Что обозначают как структуру общения?
3. Какова структура общения по Г. М. Андреевой?
4. Какова структура общения по Лассуэллу?
5. Какие виды общения существуют у людей?
6. От чего зависит уровень развития коммуникативных способностей человека?
7. Какие психологические свойства и формы поведения приобретает человек в процессе общения?
8. Какую роль различные виды общения играют в психологическом развитии человека?
9. Что представляют собой этапы онтогенетического развития общения человека?
10. Что называют социальным поведением?
11. С какой целью психологи выделяют и изучают различные виды социального поведения?
12. Каким видам социального поведения в последние годы было уделено наибольшее внимание и почему?
Литература
1. Алтунина И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей (теория развития мотивов и мотивации социального поведения). – М., 2005. – С. 14-99.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 27-47, 68-116.
3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб., 2004. – С. 369-400.
4. Бандура А. Теория социального научения. – СПб., 2000. – С. 11-85.
5. Битянова Н. Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 54 – 131, 170-227.
6. БодалевА. А. Психология общения. — М.; Воронеж, 1996. – С. 10-98.
7. Глейтман Г., Фридлунд А., РайсбергД. Основы психологии. – СПб., 2001. – С. 459-503.
8. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. – М., 2005. – С. 15-141.
9. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2001. – С. 26-41.
10. Лабунская В. А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. - Ростов-на-Дону, 1986. - С. 36-111, 115-130.
11. Лабунская В. А. Психология экспрессивного поведения. - М., ' 1989. - С. 5-60.
12. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.
13. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб., 1999. – С. 28-104, 236-242.
14 Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М., 1989. – С. 9-17, 45-194.
15. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982. – С. 30-75, 97-121, 138-148.
16. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1992. – С. 5-32.
17. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М., 1992. – С. 62-116.
18 Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001. – С. 119-243, 273-309.
19. Чалдини Р., КенрикД., Нейберг С. Агрессия. – СПб., 2002. – С. 14-24.