Психология профессиональной деятельности.
6.
Психология профессиональной деятельности,несомненно, относится научно-практическому направлению. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Психология профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся, изучает условия и разрабатывает пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятельностью, анализ трудовой деятельности, профессиональных навыков.
Психология профессиональной деятельности также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, организационной психологией, инженерной психологией, эргономикой, социальной психологией, психологией управления, возрастной психологией,
юридической психологией, экономической психологией.
Это весьма важно понять новым поколениям студентов, которые, в будущем станут основой новой российской элиты.
Профессионализм – это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.
При изучении данной темы необходимо уяснить предмет, задачи и принципы «Психологии профессиональной деятельности», ее основные категории, проблемы в истории философской и психологической мысли.
Изучение любой научной дисциплины начинается с ответа на вопрос: что она призвана изучать, каков ее предмет?
Предмет науки – это условно отграниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей. Обособление некоторой предметной области от сопредельных областей познания позволяет четко обозначить границы научных интересов и проблем конкретной дисциплины, ее исследовательскую «территорию».
Предметом ППД является психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.
Психология и этика делового общения – составная часть комплекса психологических наук и этики, поэтому она опирается на основные категории и принципы, разработанные общей психологией.
Важнейшими принципами являются:
· принцип причинности, детерминизма – признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений, как с другими, так и с материальными явлениями;
· принцип системности – трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;
· принцип развития – признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.
Основными категориями ППД являются «психология личности», «психология общения» и «психология рабочей группы».
«Психология личности» - категория данной учебной дисциплины, включающая знания об источниках активности личности, индивидуально-психологических процессах, свойствах, состояниях, их проявлении в профессиональной деятельности.
«Психология общения» - категория, включающая знания о проявлении личностных особенностей, закономерностях восприятия, взаимодействия и передачи и приема информации людьми, которые общаются друг с другом.
«Психология рабочей группы (команды, коллектива)» – категория, включающая знания о групповых целях, потребностях, интересах, групповых нормах, групповом сознании, морально-психологическом климате, корпоративной морали, которую исповедует группа людей, реализующая социально значимые цели.
Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, психология профессиональной деятельности решает следующие задачи:
· овладеть знаниями о психических явлениях, психологических и этических особенностях и специфике профессионального взаимодействия;
· выработать умения и навыки конструктивного делового общения.
Теоретическими предпосылками развития и становления ППД считаются работы из области социальной и общей психологии, а также соответствующие идеи и теории из области этики.
Морально-психологические свойства людей как субъектов общения рассматриваются уже в работах древних мыслителей Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля. Философы Нового времени Спиноза, Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо, Гельвеций и др.
Вклад отечественных философов, социологов и психологов в развитие психологии и этики делового общения.
Методы психологии –это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверной информации, используемой
далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций.
Метод наблюдения
· Метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности;
· Трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде
труда. В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаются вспомогательные методы и средства.
· Измерения различных параметров процесса труда;
· Алгоритмический способ описания трудовой деятельности;
· Анализ продуктов трудовой деятельности;
· Анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий;
· Экспериментально – психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности.
Метод опроса
· Беседа;
· Устный опрос (интервью);
· Письменный опрос (анкета);
· Биографические и автобиографические данные (психологический анализ);
· Метод обобщения независимых характеристик
Лабораторный эксперимент
· Абстрактный;
· Модель отдельных элементов трудового процесса;
· Модели профессиональной деятельности в целом;
· Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории;
· Метод тестов
· Производственный эксперимент
· Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приёмы, темп и ритм работы.
· Метод искусственной деавтоматизации.
М.А. Дмитриева выделяет профессиографические методы,