Методика 3. Исследование произвольной зрительной памяти

Материал: набор из 10 картинок, на которых изображены:

1. Шапка 6. Ведро

2. Яблоко 7. Телевизор

3. Гриб 8. Грузовик

5. Санки 10. Матрешка

Ход эксперимента.

Инструкция испытуемому: «Сейчас я тебе буду показывать картинки, ты говори, что нарисовано и поста­райся их запомнить». Картинки предъявляются по одной и выкла­дываются перед обследуемым в ряд. После того как выложена последняя картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и убирает стимульный материал. Обследуемый учащийся должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне. Поря­док воспроизведения не имеет принципиального значения. В про­токоле фиксируется только каждая правильно воспроизведенная картинка.

Обработка данных.

За каждую правильно воспроизведенную картинку выставляется по одному баллу. Результаты анализируют­ся по следующей шкале:

I уровень – 10 баллов

II уровень – 9-8 баллов

III уровень – 7-6 баллов

IV уровень – 5-4 баллов

Формы отчетности:

1. Протокол выполнения задания.

2. Протокол обработки.

3. Вывод об особенностях объема произвольной зрительной памяти.

Задание 4. Изучение объема непроизвольной зрительной памяти.

Материал:набор из 10 картинок, на которых изображены:

1. Лошадь 6. Ключ

2. Ведро 7. Зонтик

3. Пирамидка 8. Чашка

4. Молоток 9. Утюг

5. Портфель 10. Дерево

Ход эксперимента.

Инструкция испытуемому: "Сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты говори, что нарисовано". Картин­ки предъявляются по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того как выложена последняя картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и убирает стимульный материал. Обследуемый после это­го должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (назвать, что было нарисовано на картинках). Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В протоко­ле фиксируется факт правильного воспроизведения картинок.

Обработка данных.

За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу. Результаты анализируют­ся по следующей шкале:

I уровень – 10 баллов

II уровень – 9-8 баллов

III уровень – 7-6 баллов

IV уровень – 5-4 баллов

Формы отчетности:

1. Протокол выполнения задания.

2. Протокол обработки данных.

3. Вывод об объеме непроизвольной зрительной памяти.

Задание 5. Методика определения объема кратковременной слуховой памяти(на цифровом материале).

Материал: две карточки с рядами цифр.

Карточка 1.

5 8

6 4 3

4 2 7 3

6 1 9 4 7

5 9 1 7 4 2

5 8 1 9 2 6 4

2 7 5 8 6 2 5 8

Карточка 2.

2 4

6 8 9

3 2 7 9

1 5 2 8 6

5 3 9 4 1 8

8 1 2 9 3 9 5

9 4 3 7 6 2 5 8

Ход эксперимента.

Ученику говорится, что будет прочитано несколько цифр, которые нужно внимательно выслушать, запом­нить и после окончания чтения по команде экспериментатора записать в том же порядке. После этого читается первый ряд цифр первой карточки, после воспроизведения их учеником также проводится работа со вторым рядом, с третьим и т.д.

Работа со второй карточкой строится аналогично за исклю­чением того, что испытуемым предлагается воспроизводить каждый ряд чисел в обратном порядке. Например, при чтении чисел третьего ряда второй карточки: 3,2, 7, 9 – ученик должен их воспроизвести: 9, 7, 2, 3.

Обработка данных.

Просмотреть записи воспроизведенных рядов цифр карточки 1 и найти максимальный по длине ряд, где цифры воспроизведены в заданной последовательности. Найти такой же ряд при воспроизведении цифр карточки 2. Объем крат­ковременной памяти характеризуется максимальным числом цифр, воспроизведенных в заданной последовательности.

Формы отчетности:

1. Протоколы выполнения заданий.

2. Вывод об особенностях объема кратковременной слуховой памяти.

Методика 6. Методика «10 слов».

Методика позволяет изучить объем оперативной слуховой памяти.

Материал: набор из 10 слов:

1.Дом 6. Ложка

2. Молоко 7. Стол

3. Солнце 8. Снег

4. Ворона 9. Часы

5. Карандаш 10. Бабочка

Ход эксперимента.

Испытуемому предъявляется следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить». Слова предъяв­ляются в медленном темпе (приблизительно одно слово в одну се­кунду). Набор слов предъявляется однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся учащимися. Порядок воспроизве­дения значения не имеет. В протоколе фиксируются правильно воспроизведенные слова в изначальной форме.

Обработка данных.

За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце - солнышко). Оценка результатов производится по следующей шкале:

I уровень – 10 баллов

II уровень – 9-8 баллов

III уровень – 7-6 баллов

IV уровень – 5-4 баллов

Формы отчетности:

1. Протокол выполнения задания.

2. Протокол обработки данных.

3. Вывод об особенностях объема оперативной слуховой па­мяти.

Наши рекомендации