Развитие эмпирического направления в психологии XVIII века
XVIII век вошел в историю как век Просвещения и эпоха великой французской революции. Наиболее существенные черты французской эмпирической психологии. Отличающие ее от английской, - внимание к проблеме активности человеческого сознания, указание на его обусловленность факторами общественного развития. Самыми радикальными критиками любых учений, допускающих влияние на природу и человека сил, ускользающих от опыта и разума, выступили французские мыслители. Они объединились вокруг семнадцати книг «Энциклопедии» , освещавших новейшие достижения науки, техники и искусства (поэтому их принято называть «энциклопедистами»).
Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751)– выдающийся французский материалист, физик, медик, экспериментатор. Ламетри предложил образ «человека-машины». Он считал, что приписывать человеку душу столь же бессмысленно, как искать ее в действиях машины. Ученый делает вывод о том, что: 1) человек – машина «особого рода», способная «чувствовать, мыслить, уметь отличать добро от зла…»; 2) «человеческое тело – это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения»; 3) в отличие от часовых механизмов человеческое тело действует после «поломки» нескольких «пружин» и «колес».
Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) –пропагандист опытного знания, критик метафизики и схоластики. Кондильяк утверждал, что вся деятельность души – это измененные ощущения, а обязательными эмоциональными спутниками ощущений являются удовольствие или неудовольствие. Из сравнения ощущений возникает потребность – внутренняя неудовлетворенность, стремление получить удовольствие или избежать неудовольствия. Они (потребности) есть результат познания. На основе потребностей возникает воображение – как образ, отвечающий потребности. Коренным образом душевную жизнь меняет осязание – когда собственные внутренние состояния начинают проецироваться на внешний предмет. Мышление представляет само ощущение в различных его превращениях. Удовольствие и неудовольствие – обязательные эмоциональные спутники ощущений.
Клод Андриан Гельвеций (1715-1771) – французский философ-материалист, идеолог французской буржуазии 18 века. Содержание психологической концепции ученого реализовалось в следующих положениях: из ощущения формируются интеллектуальные способности; все умственные операции сводятся к ощущениям; «выносить ощущения – значит рассуждать». Выполнять умственные операции, сравнивать идеи можно при наличии внимания. Внимание предполагает усилие. Делать усилие побуждает интерес. Интерес предполагает стремление к счастью. Интересы бывают трех видов: индивидов (личные, частные); социальных групп внутри общества (сообществ); общественный интерес. Счастье – физическое удовольствие, в котором начало поступков, действий, мысли и т.д.
Интеллектуально-нравственные качества человека, как считал Гельвеций, не являются врожденными, а создаются обстоятельствами его жизни, к которым относятся: разное положение людей в обществе; стремление к славе как замаскированная жажда наслаждений и др. Исходя из этого, воспитательное воздействие он возвел в степень силы, способной лепить из людей что угодно: неравенство умов объяснить воспитанием, воспитание делает нас тем, чем мы являемся.
К.Гельвеций делает важный для обоснования материалистического антропогенеза вывод: становление человеческого сознания как родовой способности происходило не только в процессе общения, но и в ходе трудовой деятельности: без производства различных средств и орудий люди «все еще бродили бы в лесах пугливыми стадами».
Пьер Жан Жорж Кабанис (1757-1808)– французский материалист, врач, экспериментатор. Активно сотрудничал с французскими энциклопедистами.
Проблематика научных изысканий Кабаниса очень обширна. Это отношения между умственной организацией и умственными, нравственными способностями; физическое исследование ощущений; влияние возраста на характер представлений и нравственных побуждений; влияние полов на представления и побуждения; влияние темпераментов на представления и побуждения.
П.Кабанису принадлежит формула: мышление – функция мозга. Этот вывод он подкреплял наблюдениями, подсказанными кровавым опытом революции. Ему было поручено выяснить, осознает ли человек, которому отсекают голову на гильотине, свои страдания (о чем могут, например, говорить конвульсии). П.Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно.
Выводы, к которым пришел ученый, сводятся к следующим положениям: 1) только обладающий головным мозгом человек способен мыслить; 2) движения обезглавленного тела носят рефлекторный характер и не осознаются; 3) сознание – это функция мозга; 4) понятие о функции, выработанное физиологией применительно к различным органам распространялось на работу головного мозга: мышление такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени; 5) к внешним продуктам мозговой деятельности Кабанис относил выражение мысли в словах и жестах; 6) за самой мыслью скрыт неизвестный нервный процесс; 7) медицина является главным средством совершенствования человеческого рода: воздействуя на тело, можно добиться изменения духа.