Выбрать правильный ответ
1. При решении проблемы этап подготовки
а) это первый этап в процессе решения;
б) может занимать несколько дней;
в) позволяет собрать всю информацию, относящуюся к проблеме.
г) Все ответы верны.
2. Когда мы находим решение проблемы «наугад», то это
а) результат случайного перебора;
б) стратегия проб и ошибок;
в) часто приводит к неприятным последствиям.
г) Все ответы верны.
3. Из всех стратегий мышления систематический перебор
а) наиболее утомителен;
б) является наиболее строгим методом;
в) реже всего используется.
г) Все ответы верны.
4. В области развития мышления когнитивистская концепция Брунера придает особое значение
а) двигательной активности;
б) мысленным образам;
в) речи.
г) Все ответы верны.
5. Результатом мышления является
а) формирование новой мысли;
б) формирование нового образа;
в) изменение деятельности;
г) все ответы верны.
ТЕМА 7. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
1. Понятие о языке и речи. Виды и функции речи.
2. Речь и мышление, их генетические корни. Речевое мышление как высшая психическая функция. Теории развития речи.
3. Развитие речи у детей, формирование понятий, значений и смысла слова.
Методические рекомендации по изучению темы
Читая этот текст, вы, безусловно, понимаете и слова, и словосочетания, и весь текст. Хотя это понимание может быть хуже или лучше, в зависимости от того, насколько вы были знакомы с материалом раньше (или слышали что-то об этом); в зависимости от того, как построена фраза. Мысль внешне оформлена в речи. Понимание этой связи является основной при изучении темы. Следует точно развести некоторые понятия, в быту часто воспринимаемые как синонимы: речь и язык (не только физиологический орган); значение и смысл. Попробуйте ответить на вопросы: насколько справедлива фраза: «понимаю, но сказать не могу» с точки зрения единство мышления и речи. А может быть не очень ясно понимаю? А что значит фраза: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»? (обратите внимание на эпиграф, первого параграфа).
7.1. Понятие о языке и речи. Виды и функции речи.
Я слово позабыл, что я хотел сказать
И мысль бесплотная в чертог теней вернется…
Большинство людей воспринимают одни и те же вещи, сохраняют в памяти очень большой объем информации, могут формулировать множество понятий и решать стоящие перед ним проблемы.
Однако при всем сходстве есть и количественные различия (объем памяти, скорость запоминания, бедный словарь, легкость решения проблем, абстрактное мышление и т.п.) Порой за красивыми словами может скрываться совершенно никчемная и неоформленная мысль, а многие творческие наработки, потребовавшие от авторов высокого уровня мышления, лишь с трудом описываются словами.
Все это зависит от уровня интеллекта человека.
Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что соответствующая им система письменных знаков. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека – в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности в деятельности.
Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной речи (устной) сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной, и в подготовленной устной речи, занимают значительной место.
Язык – система знаков, служащая средством человеческого мышления, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для человека определенное значение и смысл (Немов Р.С.). Исторической основой возникновения речи служит труд, совместная деятельность людей. «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (Фейербах). Язык существует и реализуется через речь.
Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны. Язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и других, которые раньше жили и говорили на данном языке.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывают именно у данного человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения бывают одинаковыми.
Важнейшая роль слова состоит в том, что в своем значении оно обобщенно отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального человеческого сознания. Смысл же отражает не только объективный, но и субъективный мир данного человека и сугубо индивидуален (скромность). В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики (профессиональная лексика).
Со значением слов непосредственно связано представление о них как о понятиях (фиксирующее существенное и игнорирующее несущественное о предмете).
На протяжении всей истории развития психологических исследований мышления проблема соотношения мышления и речи привлекала к себе особенно много внимания. Предлагаемые ее решения были самыми разными – от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.
Решение этой проблемы – от самых древних времен до наших дней колебалось между двумя крайними полюсами – между отождествлением и полным слиянием мысли и слова и между их столь же метафизическим, столь же абсолютным, столь же полным разрывом и разъединением (Л.С.Выготский).
Большинство современных ученых придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию в развитом виде относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают ученые в связи с данной проблемой, - это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего развития.
Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский.
«В слове, мы всегда знали лишь одну его внешнюю, обращенную к нам сторону. Между тем в его другой, внутренней стороне и скрыта как раз возможность разрешения интересующих нас проблем об отношении мышления и речи, ибо именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением.
Слово всегда относится не к одному какому-нибудь отдельному предмету, но к целой группе, или к какому-нибудь классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает, и с психологической точки зрения значение слова, прежде всего, представляет собой обобщение. Но обобщение, как это легко видеть, есть чрезвычайно сложный акт мысли, отражающий действительность совершенно иначе, чем она отражается в непосредственных ощущениях и восприятии. Качественное отличие единицы в основном и главном есть обобщенное отражение действительности. В силу этого мы можем заключить, что значение слова, которое мы только что пытались раскрыть с психологической стороны, его обобщение представляет собой акт мышления в собственном смысле слова.
Но вместе с тем, значение представляет собой неотъемлемую часть слова как такового, оно принадлежит царству речи в такой же мере, как и царству мысли. Слово без значения есть не слово, но звук пустой. Слово, лишенное значения, уже не относится более к царству речи. Поэтому значение в равной мере может рассматриваться и как явление, речевое по своей природе, и как явление, относящееся к области мышления. Оно есть речь и мышление в одно и тоже время, потому что оно есть единица речевого мышления.
Первоначально функция речи является коммуникативной функцией. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. Эта функция речи обычно также в анализе, разлагающем на элементы, отрывалась от интеллектуальной функции, и обе функции приписывались речи как бы параллельно и независимо друг от друга. Речь как бы совмещала в себе и функции общения, и функции мышления, но в каком отношении стоят эти две функции друг к другу, как происходит их развитие и как обе структурно объединены между собой – все это оставалось и остается до сих пор не исследованным. Между тем, значение слова представляет в такой же мере единицу этих обеих функций речи, как и единицу мышления. Что непосредственное общение душ невозможно - это является, конечно, аксиомой для научной психологии. Известно и то, что общение, не опосредованное речью или какой-либо другой системой знаков или средств общения, как оно наблюдается в животном мире, делает возможным только общение самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах.
В сущности, это общение с помощью выразительных движений не заслуживает даже названия общения, а скорее должно быть названо заражением. Испуганный гусак, видящий опасность и криком поднимающий всю стаю, не только сообщает ей о том, что он видел, а скорее заражает ее своим испугом. Общение, основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мысли и переживаний, непременно требует известной системы средств, прототипом которой была, есть и всегда остается человеческая речь, возникшая из потребности в общении в процессе труда.
Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет другого пути, кроме отнесения передаваемого содержания к известному классу явлений, а это непременно требует обобщения. Таким образом, оказывается, что общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения, т.е. обобщение становится возможным при развитии общения. Таким образом, высшие, присущие человеку формы психологического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность.
Стоит обратиться к любому примеру, для того, чтобы убедиться в этой связи обобщения и общения. Я хочу сообщить кому-либо, что мне холодно. Я могу дать понять это с помощью ряда выразительных движений, но действительное понимание и сообщение будет иметь место только тогда, когда я сумею обобщить и назвать то, что я переживаю, т.е. отнести переживаемое мною чувство холода к целому классу состояний, знакомых моему собеседнику. Вот почему целая вещь является несообщаемой для детей, которые не имеют еще известного обобщения (недостаток соответствующих понятий и обобщений). Как говорит Толстой, почти всегда непонятно не само слово (соответствующие звуки и слоги), а то понятие, которое выражается словом.
7.2. Речь и мышление, их генетические корни
Мышление и речь имеют генетически совершенно различные корни.
В опытах Келлера мы имеем совершенно ясное доказательство того, что зачатки интеллекта, т.е. мышления в собственном смысле слова, появляются у животных независимо от развития речи и вовсе не в связи с ее успехами. «Изобретения» обезьян, выражающиеся в изготовлении орудий и применении «обходных путей» при разрешении задач, составляют первичную фазу в развитии мышления, но фазу доречевую.
Келлер с точностью экспериментального анализа доказал, что определяющим для поведения шимпанзе является именно наличие оптически актуальной ситуации. Два положения могут считаться могут считаться несомненными в этом случае. Первое: разумное употребление речи есть интеллектуальная функция, ни при каких условиях не определяемая непосредственно оптической структурой. Второе: во всех задачах, которые затрагивали не оптически актуальные структуры, а структуры другого рода (механические, например), шимпанзе переходили от интеллектуального типа поведения к чистому методу проб и ошибок (поставить ящик на ящик и соблюсти при этом равновесие).
Из двух положений с логической неизбежностью вытекает вывод, что предположение о возможности для шимпанзе овладеть употреблением человеческой речи является с психологической стороны в высшей степени маловероятным.
Мы находим у обезьян зачатки речи. Однако «речь» шимпанзе и его интеллект функционируют раздельно. «Их фонетические проявления без всякого исключения выражают только их стремления и субъективные состояния; следовательно, это – эмоциональные выражения, но никогда не знак чего-то «объективного» (Келлер).(Л.С.Выготский «Мышление и речь»).
7.3. Теории развития речи
Теории научения. По мнению Уотсона, ребенок научается говорить методом обусловливания, и приобретаемые им лингвистические поведенческие реакции постепенно интеориоризуются и формируют «внутренний диалог», который и есть мышление.
Согласно таким представлениям, ребенок усваивает родной язык просто путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой одними звуками следует подкрепление, а за другими – нет. Однако, если подобные механизмы, по-видимому, действительно играют некоторую роль в первые месяцы обучения языку, все же трудно представить себе, чтобы именно на их основе вырабатывалось все то бесконечное разнообразие фраз, которое человек конструирует и произносит в течение жизни.
Другие сторонники бихевиористского подхода особо подчеркивают роль подражания речи родителей; тем самым они принижают значение социального подкрепления и активного вмешательства окружающей среды в формировании лингвистических поведенческих реакций.
Такие механизмы, может быть, и позволяют объяснять появление у человека каких-то речевых оборотов или характерного местного говора у людей, живущих в разных областях, но говорящих на одном языке. Однако, если бы подражание действительно лежало в основе усвоения языка, то речь ребенка точно воспроизводила бы грамматически правильную «родительскую модель». На самом деле это совсем не так. Чаще всего ребенок сначала произносит какие-то оригинальные и часто неправильные фразы, но затем он сам корректирует их с грамматической точки зрения независимо от того, что ему называют родители.
Преформистские теории (Хомский, Леннеберг)
По мнению преформистов, существует некая структура, наследственно заложенная в мозгу. Именно она определяет врожденную способность каждого человека видоизменять значение или смысл любой данной фразы, а также строить неограниченное число осмысленных высказываний.
Критический период для усвоения основ языка во всех культурах одинаков и соответствует возрасту от 1,5 до 3 лет (изолированные дети испытывали в дальнейшем затруднения в развитии речи).
Релятивистские теории (Сапир, Уорф)
Язык можно рассматривать только в контексте той или иной культуры. При этом каждой культуре свойственна определенная языковая структура, которая служит своего рода матрицей для мышления ее представителей.
По мнению Уорфа можно даже утверждать, что само наше восприятие, или наша картина мира, зависит от языка (эскимосы – много различных слов для обозначения разных видов снега; с другой стороны – у народностей Новой Гвинеи существует только два слова для обозначения всех цветов, поэтому восприятие цвета у них якобы сужено). Представитель преформистского направления Леннеберг, чьи взгляды противоположны релятивистским концепциям, считают, что различия между языками затрагивают только их поверхностную структуру и что в каждом языке такая структура адаптирована к специфическим нуждам представителей соответствующей культуры.
Как бы то ни было, язык – это основа общения, и представители разных народов по-разному вспоминают и рассказывают о происходивших с ними событиях. Француз реагирует на те же явления не так, как англичанин, и даже не так как житель Квебека, говорящий на французском языке.
В той степени, в которой культура определяет понятия )а носителем понятия является язык). Можно полагать, что способ выражения мыслей в значительной степени от этой культуры зависит.
С точки зрения Л.С. Выготского, язык по своей сути – это социальный продукт, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным организатором его поведения и таких когнитивных процессов, как восприятие, память, решение задач или принятие решений.