Распределение - способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов

Психология.

Психика - сложное понятие в философии, психологии и медицине. Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой. Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.). Психика- это свойство головного мозга, обеспечивающее способность отражать все процессы и явления окружающей действительности.

Общая психология - наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики.

Возрастная психология - отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Психология развития возникла в 1882 году.

Медицинская психология - раздел психологии, изучающий роль психики в возникновении, проявлениях и течении болезней человека и восстановлении его здоровья.

Дифференциальная психология - раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.

Педагогическая психология - раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д.

Социальная психология - раздел психологии, изучающий поведение человека, обусловленное его нахождением в социуме.

Психические процессы - одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.

Психоанализ - психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

· человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

· эти влечения преимущественно бессознательны;

· попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

· помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

· освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Бихевиоризм - направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.

1

Переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям. Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещен когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

Гуманистическая психология - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Метод исследования –

Метод - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Методика - это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.

Методы исследования в психологии:

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

При явном методе наблюдения объект может видеть наблюдателя и знать о его присутствии.

Во время скрытого процесса наблюдения, объект изучения не подозревает о том, что за ним следят (наблюдение через непрозрачное стекло или посредством скрытой камеры).

Включенное - описательный метод исследований, в которых исследователи-наблюдатели включаются в состав изучаемой группы в роли ее членов с целью наблюдения за соц. поведением нескольких индивидов или группы в целом

Не включенное - тип наблюдения, при котором исследователь получает информацию об изучаемой группе, не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы.

Внешнее –

Интроспекция - метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов.

Опрос - метод психологического изучения, в ходе коего людям задаются вопросы, на базе ответов на которые делаются выводы о психологии опрошенных.

2

Устный - вид опроса применяется тогда, когда желательно наблюдать за реакцией и поведением человека, отвечающего на вопросы( беседа)

Письменный - вид опроса, позволяющий спросить большее количество людей

Свободный - разновидность письменного и устного, при котором перечень вопросов и ответов не ограничен определенными рамками.

Стандартизированный - вид опроса, при котором перечень вопросов и ответов ограничен.

Тест - метод психодиагностического обследования, применяя который можно получить точную характеристику изучаемого.

Тест-опросник - основан на системе заранее продуманных, отобранных вопросах

Тест-задания - предлагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает.

Проективный тест - предназначен для изучения психологических и поведенческих особенностях людей

Эксперимент - один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя,

Естественный эксперимент— в психологии это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

Лабораторный эксперимент — в психологии это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории)

Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

Ощущение.

Ощущение — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Виды ощущений:

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

3

Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств, К таким ощущениям относятся слух и зрение.

Экстероцептивные ощущения, источником которых являются рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они дают образы внешнего мира.

Интероцептивные ощущения. Рецепторы на­ходятся во внутренних органах. Они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма (ощущения голода, жажды, боли и т. п.).

Проприоцептивные ощущения. Рецепторы расположены в мышцах, связках и сухожилиях. Проприоцептивные ощущения играют важнейшую роль в регуляции движений, а также дают информацию о положении в пространстве тела и его частей.

Тактильные ощущения– это ощущения прикосновения. Наибольшая острота тактильной чувствительности характерна для частей тела, активно осуществляющих двигательные функции. Это кончики пальцев рук и ног, кончик языка. Гораздо менее чувствительны живот, спина, внешняя сторона предплечья.

Обонятельные ощущения - вид ощущений, отражающих химические свойства летучих веществ (называемые запахами). Возникает в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизистой оболочкой носовой полости, где находятся обонятельные клетки.

Зрительные ощущения – это ощущение цвета, так как все, что окружает человека, отражается в его сознании различной цветовой гамме.

Слуховые ощущения – вид ощущения, возникающий под действием раздражителя – звуковой волны.

Вкусовые ощущения –

Свойства ощущений:

Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения - является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения - есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Пространственнаялокализация ощущений – дает человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве, если речь идет о дистантных рецепторах (зрительный, слуховой и др.), или соотносит ощущение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель, в случае контактных рецепторов (тактильный).

4

Абсолютный верхний порог ощущений – максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений.

Абсолютный нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва опознаваемое ощущение.

Сенсорная адаптация- изменение чувствительности, происходящая в следствии приспособления органа чувств.

Синестезия - возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущения характерного для другого.

Сенсибелизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений.

Восприятие.

Восприятие - это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом.

Свойства:

Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.

Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.

Целостность восприятия— свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое,

Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.

Обобщенность восприятия - отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.

Аккомодация – приспособление функций организма к специфике объектов.

Восприятие времени – это субъективное отражение длительности, скорости протекания и последовательности реальных явлений.

Восприятие движений – это отражение изменения положения объекта в пространстве и во времени, т.е. его направленности и скорости.

Восприятие пространства – способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а так же их взаимное расположение.

Внимание.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Виды внимания:

Произвольное – подчинено воле человека. Процесс удержания внимания.

5

Непроизвольное внимание-вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека

Послепроизвольное внимание – возникает в момент, когда первоначально не вызывающая интереса деятельность, для выполнения которой было задействовано произвольное внимание, по мере углубления захватывает и увлекает человека.

Свойства внимания:

Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно.

Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона.

Устойчивость – способность в течении длительного времени сохранять внимание на каком-либо объекте.

Распределение - способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.

Переключаемость внимания — способность осмысленно и сознательно перемещать внимание с одного объекта на другой.

Память.

Память - психический процесс заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении жизненного опыта

Запоминание — процесс запечатления информации.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.

Воспроизведение — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений).

Забывание-процесс освобождения человека от ненужного жизненного опыта.

Виды памяти:

Эмоциональна память – вид памяти, основанный на переживаемых эмоциях. Человек отчетливо надолго запоминает то, что сопровождается яркими эмоциями.

Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение субъективных образов ранее воспринятых предметов и явлений.

Словестно-логическая – запоминание, сохранение, воспроизведение мыслей. Формируется в процесе обучения и воспитания.

6

Двигательная память – это запоминание, сохранение, воспроизведение различных движений или систем движений.

Произвольная память – связана с сознательной целью что-то запомнить или вспомнить.

Непроизвольная память – автоматически, без цели что-то запомнить.

Предметная память – запоминание предметов физического мира, одушевленных и неодушевленных.

Психологическая память –

Мгновенная память – память, предназначенная для весьма кратковременного сохранения следов восприятия. Как правило, действует только в момент восприятия.

Кратковременная память - характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия) материала. В кратковременной памяти информация хранится не более 20 с.

Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия.

Долговременная память хранит информацию впрок, для предстоящей деятельности. Информация в долговременной памяти может храниться дни, месяцы и годы.

Эффект края - явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Установлен немецким психологом Г. Эббингаузом и подтвержден исследованиями многих психологов. Эффект края проявляется как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении.

Мышление.

Мышление-это переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений. Мышление является функцией головного мозга.

Виды мышления:

Наглядно-действенное мышление – характеризуется тем, что решение задач осуществляется с помощью реального, физического преобразования информации. (Форма имеется у детей с рождения до 1,5 лет)

Наглядно-образное мышление – осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти (доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста).

Мышление словесно-логическое(абстрактное) — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций.

Репродуктивное мышление(воспроизводящее) – мышление на основе образов и представлений, взятых из каких-либо определенных источников.

Продуктивное мышление(творческое) – мышление на основе творческого воображения.

7

Предметное –

Психологическое –

Основные формы

Понятие - отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам;

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике;

Умозаключение - вывод.

Операции мышления:

Анализ – мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы.

Синтез – мысленное соединение элементов на которые был расчленен объект.

Обобщение – выделение общего в предметах и на этом мысленное обобщение друг с другом.

Сравнение – сопоставление предметов с целью нахождения сходства и различия.

Классификация – распределение предметов по какому-либо признаку в зависимости от их сходства и различия.

Конкретизация – переход от обобщенного к единичному, конкретному.

Абстрагирование – отвлечение в процессе познания от несуществующих свойств предмета с целью выделения их существенных признаков.

Воображение.

Воображение – психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Виды воображения:

Произвольное – появление внутренних образов в результате сознательного намерения их вызвать.

Непроизвольное - вид воображения, характеризующийся непреднамеренным воспроизведением и преобразованием полученных ранее впечатлений. Крайним случаем проявления непроизвольного воображения являются сновидения.

Творческое - предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества.

Механизмы:

Агглютинация – синтез различных, в повседневной жизни не соединяемых свойств и частей предметов.

8

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях с воплощением его в одиночном образе.

Анология – это процесс создания нового по сходству с известным.

Акцентрирование – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Придача – объекту приписываются не свойственные ему качества.

Перемещение –

Гиперболизация – увеличение или уменьшение величины предмета, а так же изменение его отдельных частей.

Эмоции.

Эмоции – это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости человека всевозможных событий, явлений, предметов в форме переживаний. Они проявляются в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха.

Предмет эмоций – это любое значимое для человека событие в связи с которым возникают эмоциональные переживания.

Окраска – качественная характеристика. Придает своеобразие и неповторимость каждому переживанию.

Знак – субъективная оценка человеком. По знаку эмоции могут быть положительными, отрицательными, нейтральными и двойственными.

Интенсивность – количественная характеристика. Зависит от двух факторов:

-степень неудовлетворенности потребности

-неожиданное возникновение события

Длительность – зависит от продолжительности контакта человека с ситуацией.

Настроение — достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.

Страсть — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.

Аффект — эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.

Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.

Радость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья.

Гнев — отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её.

Горе/страдание - отрицательно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с ощущением объективной или субъективной потери. Сильная глубокая печаль, скорбь.

Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно

9

Гордость — положительно окрашенная эмоция,[1] отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности.

Отвращение — отрицательно окрашенное чувство, сильная форма неприятия. Продолжительное ощущение неприятия приводит к раздражению, фобиям.

Вина — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей последствий.

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

Презрение — это глубоко пренебрежительное отношение к кому или чему-нибудь.

Чувство.

Чувство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Содержание чувств - складывается из отношения человека к тому, от чего зависит его существование, возможность дальнейшего развития, а иногда - и к тому, что может вызвать непосредственно наслаждение или страдание. Иными словами, чувства человека коренятся в самых разнообразных естественных и культурных потребностях. То, что удовлетворяет пробудившуюся потребность или может содействовать ее удовлетворению, вызывает положительное эмоциональное состояние, которое закрепляется как устойчивое чувство. То, что не удовлетворяет эту потребность или грозит помешать ее удовлетворению, вызывает отрицательное эмоциональное состояние, которое тоже закрепляется как чувство.

Эмоциональная окраска чувств –

Сила чувств –

Устойчивость чувств –

Стресс- неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Распределение - способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов - student2.ru

Виды стресса

Эустресс

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.[15]

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами

Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[1].

Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Наши рекомендации