Криминалистическая характеристика женской преступности, ее причины
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
Научная работа
на тему:
Криминологическая характеристика преступности женщин: изучение мотивационных факторов на различных этапах становления личности».
Выполнила:
курсант 141 взвода
рядовой полиции
Козлова Е.Ю.
Научный руководитель:
доцент кафедры,
кандидат юридических наук
подполковник полиции
Бочарникова Л.Н.
Белгород 2012г.
Оглавление:
Введение3-4 стр.
1. Криминалистическая характеристика женской преступности 5-13стр.
2.Факторы, влияющие на процесс становления личности женщины преступницы 14-29 стр.
Основные направления предупреждения женской преступности 30-36 стр.
Заключение 37-38 стр.
Приложение 39-40 стр.
Список используемой литературы 41-42стр.
Введение
Женщины всегда считались хранительницами домашнего очага, образцами нежности, добродетели, милосердия, они более беззащитны, физически и психологически слабее мужчин, но они порой способны на самых тяжкие преступления, совершаемые с особой жестокостью и беспощадностью, о чем свидетельствует масса неутешительных примеров.
Эта проблема уже давно является предметом пристального изучения многих ученых-криминологов. В настоящее время имеется острая необходимость в изучении женской преступности, в чем причины преступного поведения женщин, что движет женщинами совершить какое-либо преступление, ради чего или кого они допускают подобные действия. В этом и состоит актуальность выбранной мной темы.
По данным статистики в нашей стране наблюдается неуклонный рост женской преступности. И это не может не вызывать опасений. В этом и заключается актуальность выбранной мной темы. По состоянию на 1 января 2013г. в учреждениях УИС содержалось 4020 женщин.
Объектом моего исследованиявыступают мотивационные факторы, обусловливающие женскую преступность, а также стратегии предупреждения преступлений, совершаемых женщинами.
Предметом исследованияявляется личность женщины - преступницы.
Цель моей работы заключается в изучении такого явления, как женская преступность, ее особенностей, причин и предупреждения.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
Дать криминологическую характеристику женской преступности.
Ознакомиться с мотивационными факторами, влияющими на женскую преступность, изучить особенности личности женщин, совершивших преступление, этапы становления их личности.
З. Исследовать основные направления предупреждения женской преступности и предложить эффективные меры предупреждения.
В основу исследования положены общетеоретические положения социологии, психологии, фундаментальные научные труды в области криминологии и социологии.
В процессе исследования использовались работы отечественных и зарубежных ученых, таких как: Ломброзо Ч., Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Шестаков Д.А., Иншаков С. М., Долговая А.И., Крымкин В.В и др.
Структура моей работы состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Криминалистическая характеристика женской преступности, ее причины.
Преступления женщин - это не просто драма отдельных людей, это трагедия нашей цивилизации, постепенная утрата людьми одного из последних оплотов любви, нежности, чистоты истоков жизни. В XX веке общество столкнулось с перспективой утраты женственности как величайшей ценности человечества. Разрушение женской культуры - горькая реальность наших дней. Женская преступность - одна из форм трансформации доброты в озлобленность, любви в ненависть, терпимости и мягкости в агрессивность, чистоты и беззаветности в корысть. Это результат принесения материнского инстинкта в жертву честолюбию, сексу, комфорту.
По состоянию на 1 января 2013 г., в учреждениях содержится 57,7 тыс. женщин(- 4020 человек), в том числе 47,6 тыс. осужденных, содержащихся в ИК, ЛИУ, ЛПУ и 10,0 тыс. чел., в отношении которых избрана мера пресечения заключение под стражу, при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 714 детей. [1]
Анализ женской преступности, поиск путей воздействия на нее - не просто поиск решения актуальной криминологической проблемы, это попытка найти выход из того тупика, в котором уже оказалась западная цивилизация и к которому стремительно приближается наше общество.[2]
Особенности криминологической характеристики женской преступности в значительной мере определяются спецификой образа жизни женщин, их деятельности, социальных позиций и ролей, выполняемых ею в обществе. В то же время эта преступность, разумеется, отражает общие закономерности преступности в целом и ее изменений. Женская преступность выступает в качестве подсистемы общей преступности и органически с ней взаимосвязана.[3]
Женская преступность, представляя собой взаимосвязь образующих ее элементов (определенных видов), их целостности является относительно самостоятельной системой со специфическими свойствами.[4] В этой связи обращает на себя внимание следующее:
-во-первых, хотя социальное положение женщин на протяжении десятилетий менялось, уровень преступности женщин (абсолютное число зарегистрированных преступлений) оставался ниже уровня преступности мужчин в 5–7 раз. И это несмотря на то, что количество женщин в стране больше, чем количество мужчин. Эта закономерность сохранилась и в настоящее время" в 1991 год удельный вес женщин-преступниц в общем числе выявленных преступников составлял 10,6%, в 1993 – 11,2%, в 1995 – 14,9%. Таким образом, указанный удельный вес растет в последние годы. С 1991 по 1995 год число женщин-преступниц выросло почти в 2 раза, а в целом число преступников выросло в 1,7 раза, то есть темпы прироста числа выявленных женщин-преступниц опережали соответствующие темпы прироста мужчин-преступников;
-во-вторых, характер изменений женской преступности имеет особенности и не всегда совпадает с характером изменений мужской преступности. Всегда, например, менее низкими темпами росла насильственная преступность женщин. Но в последние годы и у женщин происходит высокий рост тяжкой преступности. За последние три года число выявленных женщин, совершивших тяжкие преступления, выросло более чем в 4 раза. Удельный вес выявленных женщин, совершивших тяжкие преступления, в 1995 году составил 39,7% от всех выявленных преступниц-женщин. В 1994 году он был равен 26,4%;
-в-третьих, женская преступность отличается от мужской иным соотношением корыстных и насильственных, а также иных преступлений. Выделяются преступления, в которых отражается стереотип поведения, сложившийся под влиянием конкретной, характерной именно для женщин микросреды или ситуации в определенный период.
Структура женской преступности не повторяет мужскую, она специфична и в значительной мере определяется теми видами преступлений, которые наиболее присущи женщинам. [5] (Приложение).
Наиболее распространенными преступлениями женщин являются преступления корыстной направленности, т. е. женской преступности более присуща корыстная мотивация, чем насильственно-агрессивная.[6]
Такими преступлениями являются кражи (около 15 % в общей структуре преступности женщин, из них 12 % – кражи личного имущества), хищения чужого имущества путем присвоения или растраты (18–20 %). Значительно реже женщины совершают хищения с помощью краж, грабежей, разбоев и мошенничества, а также хищения в крупных размерах.
Подавляющее большинство хищений ими совершается по поводу выполнения различных обязанностей, имеющих непосредственное отношение к выполняемой работе. Три четверти хищений имеют место в городах, поскольку на селе значительно меньше коммерческих предприятий, торговых точек, предприятий общественного питания, строек.[7]
Так, по выборочным данным, число совершенных женщинами краж личного имущества граждан увеличилось с 17 до 20 % в структуре их преступности. Иначе говоря, каждая пятая выявленная преступница – воровка. Число женщин, совершающих кражи личного имущества граждан, в 2–2,5 раза выше численности совершающих иные виды краж. Кражи всех видов чаще совершаются женщинами в городах. Среди них значительна доля тех, кто постоянно совершает кражи и уже наказывался за это. В основном это женщины старших возрастов, многие из них долгие годы ведут бездомное существование. Для женщин характерны кражи, совершенные «путем доверия», особенно на железнодорожном транспорте и из квартир.
Специфика подобного рода преступлений заключается в том, что женщина вызывает симпатию и доверие у своей жертвы, располагает к себе. Например, в случае кражи из квартиры ей легко могут доверить ключи или попросить последить за квартирой, а преступления на железнодорожном транспорте в основном совершаются работницами во время выполнения ими служебных обязанностей. К примеру, 7 декабря 2012 Следственной частью Следственного управления МВД по Республике Коми завершено расследование уголовного дела в отношении женщины, жертвами которой были пожилые люди. В настоящее время установлено шесть фактов ее преступной деятельности: мошенничества, кражи, грабеж.
Женщина приходила в дома пенсионеров под видом продавщицы меда. Пока те искали деньги, чтобы расплатиться, она забирала их имущество и денежные средства.[8]
Среди преступниц около 1 % составляют лица, осужденные за убийства и покушения на убийства, такое же количество женщин осуждено за нанесение тяжкого вреда здоровью, свыше 3 % – за грабежи и разбойные нападения.
В общей массе преступности доля женщин среди убийц в разные годы колебалась от 10 до 12 %, не проявляя заметной тенденции к росту; среди нанесших тяжкий вред здоровью – от 5 до 7 %; среди совершивших грабежи и разбойные нападения – от 16 до 18 %. В последние годы несколько увеличилось число женщин, осужденных за соучастие в изнасиловании.
Большая часть убийств совершается женщинами в состоянии опьянения, из них более половины - в сильной степени. Алкогольное опьянение значительно облегчало возникновение умысла в эксцессе исполнения - нетрезвыми такие убийства совершались чаще. Алкоголь в несколько раз усиливает проявление агрессии и утяжеляет ее. Агрессивные действия проявляются в основном в угрозах, оскорблениях, избиениях и драках, то есть были направлены против личности и общественного порядка.
Но бывают и случаи из ряда вон выходящие. Так по данным оперативной сводки была задержана жительница Симферополя, которая убила свою несовершеннолетнюю дочь, убила за то, что девочка разбила бутылку водки, причем случайно. Убийца находилась в состоянии сильного алкогольного опьянения, и не могла перенести утраты спиртного необходимого для продолжения пьянства. Судебно-медицинской экспертизой было обнаружено одиннадцать ножевых ранений на трупе ребенка. [9]
Каждая третья-четвертая женщина, отбывающая наказание в исправительных колониях, виновна в насильственном преступлении. Это естественно, поскольку женщин лишают свободы в основном за опасные преступления. Данные исследования подтверждают тот факт, что зачастую женщина вовлекается мужчиной в совершение преступлений обычно в тех случаях, когда находится от него в психологической зависимости и этой связью дорожит. Нередко женщины совершают преступления с мужьями, сожителями, любовниками или членами семьи. Влияние мужчин на совершение преступлений женщинами и девушками весьма велико. Если проследить, от чего к чему шла та или иная преступница, то вначале почти всегда можно обнаружить присутствие мужчины. Причем это может быть связано как с положительными эмоциями — симпатия, любовь, желание помочь, так и с отрицательными — насилие, пьянство, открытое принуждение к совершению преступлений. Общепризнанно, что женщина реже, чем мужчина, нравственно опускается. Но если это происходит, то гораздо быстрее, чему есть несколько причин. К ним относятся: особая криминогенность ситуаций, формирующих женскую криминальную мотивацию, специфика социальной роли женщины в обществе, особенности женской психики. Женщина практически не совершает преступлений в нормальных условиях и в условиях, которые можно определить как незначительное отклонение от нормы. Женщина часто удерживается от скатывания на преступный путь в ситуациях средней степени сложности.
Лишь драматическое стечение обстоятельств в большинстве случаев толкает женщину на преступление — при таком стечении жизненных трудностей мужчина падает еще быстрее и еще ниже. К примеру, в июне 2012года в Хабаровске расследовалось уголовное дело о сексуальном рабстве гражданок России в Греции. Девушкам предлагали работу танцовщицами в элитных увеселительных заведениях Афин, по материалам уголовного дела их возраст от 18 до 36 лет. Их средняя заработная плата должна была составить порядка трёх тысяч евро в месяц. При этом хореографической подготовки от них не требовали. Обещали, что уроки сценической пластики им на месте будут давать специально нанятые преподаватели. А одну из жертв вынудил отправиться в опасную турпоездку собственный муж, которому нужны были деньги, чтобы расплатиться по банковскому автокредиту.
Типичное для женщин преступление – детоубийство, причем в отличие от других видов убийства лишение жизни новорожденного имеет немалое распространение и в сельской местности. Как правило, такие деяния совершаются молодыми женщинами, не имеющими семьи, достаточного материального обеспечения, своего жилья. В ряде случаев в этих преступлениях где-то на «заднем плане» присутствует фигура мужчины, не без влияния или не без молчаливого согласия которого совершаются эти преступления. Обычно это сожитель или любовник. По выборочным данным, по сравнению с периодом 1920-х гг. число детоубийств выросло втрое. К примеру, 4 октября 2012г. в полицию о факте смерти малолетнего ребенка 2011 года рождения заявили сотрудники скорой помощи. [10]
2 октября 20-летняя жительница г.Орла и ее 28-летний сожитель позвонили в «03». Они объяснили, что годовалому ребенку женщины стало плохо и попросили прислать к ним бригаду «скорой помощи». Прибывшие по адресу медики констатировали смерть малыша. Во время осмотра на теле ребенка были обнаружены телесные повреждения в области головы и туловища.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками розыска были задержаны подозреваемые в убийстве малыша – мать и ее сожитель. По данному факту СКР по Орловской области возбуждено уголовное дело. В настоящее время проводятся необходимые оперативно-розыскные и следственные мероприятия. Судмедэкспертами устанавливается причина смерти мальчика.
Как и среди всех преступников, наиболее значительную группу среди преступниц составляют лица в возрасте до 30 лет (около 48 %). Разумеется, это общая картина, потому что среди их отдельных категорий соотношение различных возрастных групп может быть иным. Так, среди крупных расхитительниц и взяточниц преобладают лица средних и старших возрастов, их больше и среди женщин-рецидивисток, например воровок из числа бродяг.
Среди женщин 30 и особенно 40 лет высок удельный вес одиноких, что обусловлено распадом их супружеских связей и потерей родителей. Вместе с тем именно в этом возрасте наблюдается наибольшая активность женщин в общественном производстве, расширяются их социальные контакты. В эти годы женщины назначаются на руководящие должности. [11]
К моменту совершения преступлений более половины женщин были замужем. У тех из них, которые затем не были лишены свободы, семья, как правило, сохранилась. Гораздо хуже обстоят семейные дела у тех, кто отбывает наказание в местах лишения свободы: по многочисленным наблюдениям, мужчина фактически или юридически заводит себе новую семью довольно быстро, иногда даже сразу после осуждения супруги. Семья в период пребывания в местах лишения свободы распалась у 11,9 % мужчин, состоявших в браке, а среди женщин – у 23,5 %; вступили в брак во время отбывания наказания 2,8 % мужчин и 1,2 % женщин.
Различные группы женщин-преступниц мало, чем отличаются друг от друга по уровню образования. Проводимые исследования, показали, что наибольший удельный вес среди преступниц занимают те, у которых законченное среднее образование (свыше 40%), немало лиц и со средним специальным образованием - почти каждая третья. Как правило, образовательный и культурный уровень лиц, совершивших преступление, ниже, чем у законопослушных граждан.
Различные психические аномалии имели 25 - 30%, осужденных к лишению свободы женщин. Аномальных преступниц несколько больше среди несовершеннолетних. Среди них немало и тех, у кого были обнаружены венерические заболевания. Так, из каждых ста осужденных девушек примерно у двух был диагностирован сифилис и еще у двух-трех гонорея".
Вопреки тому, что около 30% осужденных женщин страдают психическими аномалиями, на общем фоне по сравнению с мужчинами-преступниками, преступницам в меньшей степени присущи антисоциальные установки, убеждения, социально-психологическая адаптация мало нарушена (за исключением рецидивисток).
Как правило, в связи с совершенным преступлением женщины испытывают чувство вины, обеспокоены своим дальнейшим существованием. В период отбывания наказания в исправительном учреждении им присуще стремление изменить существующее положение, которым они, естественно, недовольны, в лучшую сторону. У женщин-преступниц сильно повышена тревожность, отмечается эмоциональная ранимость. При изучении корыстно-насильственных преступниц следует отметить, что у них высокая активность и возбудимость по сравнению с женщинами, совершившими другие преступления.
У женщин, впервые осужденных за грабеж, разбойное нападение, либо вымогательство, отмечаются выраженные волевые качества, настойчивость в достижении цели. Этой категории преступников свойственны асоциальные взгляды и установки. [12]
В силу своих психологических и физиологических особенностей женщины меньше способны на совершение преступления в одиночку, поэтому им требуется помощник, во многих случаях руководитель, в качестве которого очень часто выступает мужчина. В 76% случаях имеет место групповое преступное поведение, в 62% женщины, члены преступных групп, выступали в роли организаторов и подстрекателей.[13]
Подводя итоги, можно сказать, что сложившиеся социально-экономические противоречия в нашем обществе оказывают влияние на формирование преступных наклонностей личности через среду, в которой люди появляются на, свет, развиваются, действуют. Несмотря на то, что люди разных поколений, живущие в одно и то же время, в одной и той же стране, находятся во многом в сходных условиях, всё же у каждого отдельного человека - своя, в значительной мере особенная, окружающая среда, во взаимодействии с которой складывается характер, образ поведения, отношение к окружающим. [14]