Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста
Развитие внимания у детей дошкольного возраста
На протяжении дошкольного возраста происходит развитие внимания в направлении от непроизвольного к произвольному. В младшем дошкольном возрасте внимание ребенка привлекается новизной, силой и другими специфическими раздражителями. Позднее внимание начинает привлекаться такими раздражителями, которые имеют сигнальное значение вследствие их непосредственной связи с удовлетворением потребности ребенка, а также объектами, связанными с яркими и эмоциональными переживаниями. С развитием произвольного внимания дети получают возможность направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение определенного времени.
Вопрос о генезисе и развитии произвольного внимания в детском возрасте был поставлен отечественными психологами Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. Внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием. Первоначально им руководят взрослые, однако вместе с постепенным овладением речью ребенок начинает овладевать таким же свойством управлять вниманием сначала в отношении других, а затем и в отношении себя.Вначале взрослый направляет внимание ребенка словами, создавая как бы добавочные указания – стрелки – к окружающим его вещам, и вырабатывает из слов могущественные стимулы-указания. Затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом или звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет.
Эффективность всех психических процессов регулируется механизмами внимания, связанными с активацией кортикальных областей со стороны ядер ретикулярной формации. Если в раннем детстве внимание проявляется только в непроизвольной форме, то увеличение способов поведения с возрастом постепенно преобразует непроизвольное внимание в произвольное. Основной механизм этой важнейшей трансформации –формирующаяся речь ребенка, с помощью которой планируются действия и осуществляется над ними контроль. В.Г. Каменская отмечает, что возраст, от трех до семи лет связан с постепенным усилением роли произвольности в процессах внимания.К шести-семи годам наблюдается скачок в созревании лобных долей, что служит основой осознанной регуляции активационных процессов и базой для формирования произвольного внимания. Но для этого необходима направляющая деятельность взрослых через игру, речевое общение и управление поведением.
В среднем периоде дошкольного возраста произвольность внимания проявляется в способности ребенка к восприятию предметов и действию с ними по словесному предложению со стороны взрослого. Ребенок уже может сосредоточиться на том деле, которое предлагает ему взрослый. Однако период сосредоточения у четырех-, пятилетних детей не долог, не более 3-5 минут, к тому же дошкольник легко отвлекается на посторонние, не относящиеся к делу стимулы и события. Такая рассеянность обычна для дошкольников, так как внимание еще не приобрело необходимой устойчивости и концентрированности. Внимание в этом возрасте выглядит как лабильный, неустойчивый и слабо концентрированный процесс, который не может еще обеспечить высокой эффективности произвольной деятельности.Психофизиологической причиной этих свойств внимания выступает недостаточная зрелость лобных долей и несформированность длинных ассоциативных путей, связывающих передние отделы с проекционными зонами коры и расположенных в височных и затылочных долях мозга.
В психологии и педагогике в качестве основного средства развития произвольности внимания считают совместные общение и деятельность ребенка и взрослого, а также игру. Через игровую деятельность происходит становление произвольности поведения в целом, в том числе внимания, как важнейшего «усилителя» мышления.
К семи годам многие дошкольники способны произвольно управлять своим поведением, что служит основанием для выводов о достаточной степени развития произвольного внимания. Основные свойства произвольного внимания следующие:избирательность как настройка на восприятие сигнала, относящегося к осознанной цели; объем внимания – количество одновременно отчетливо осознаваемых предметов, необходимых для успешной деятельности; устойчивость и переключаемость – два взаимосвязанных динамических свойства, первое связано со стабильностью выполнения какой-либо деятельности, второе определяет способность произвольно завершать одно действие и переходить на другое; распределение как способность одновременного восприятия нескольких предметов, событий и организации нескольких действий с ними. Перечисленные свойства в полной мере относятся к произвольному вниманию взрослого человека, которое включено во все виды и формы осознанной целенаправленной его деятельности. В связи с тем, что активность, общение и поведение дошкольника далеко не полностью еще осознаваемы, произвольность его внимания проявляется в недостаточно зрелой форме.
Избирательность произвольного внимания дошкольника является функцией его спонтанной игровой деятельности, так как в игре он произвольно направляет свое внимание на то, что ему необходимо для нее. Пожалуй, основные достижения в процессе формирования произвольности внимания в дошкольном возрасте связаны с оттачиванием механизмов его избирательности. Остальные свойства внимания развиты намного слабее. Итак, произвольное внимание старшего дошкольника, несмотря на высокую степень сформированности, еще не совершенно и не полностью готово к обеспечению более сложного вида деятельности – учебной. Общей закономерностью является то, что устойчивость внимания увеличивается от младшего дошкольного к старшему.По данным А.А. Люблинской младшие дошкольники тратят на рассматривание картинки 6-7 с, а старшие рассматривают эти же картинки в течение 12-19 с. Средняя продолжительность продуктивной деятельности и средняя продолжительность отвлечений от нее зависят от возраста детей. Старшие дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной для них работой по указанию взрослых, но и меньше делают отвлечений от нее.
Факторами устойчивости внимания являются: интерес ребенка к материалу, его знакомость и понятность, связь с потребностями, комфортные или отвлекающие внимание условия, в которых деятельность выполняется, психическое состояние дошкольника, индивидуально-психологические особенности личности (такие, например, как уровень развития волевых свойств и свойства темперамента).
Свойства темперамента во многом определяют индивидуальные особенности свойств внимания детей, что не противоречит наличию общих возрастных закономерностей внимания в дошкольном возрасте. К возрастным особенностям внимания дошкольников относится быстрая отвлекаемостъ и трудность сосредоточения на непривлекательных объектах.В отвлекаемости внимания участвуют различные механизмы. Отвлекаемость может являться результатом торможения отдельных участков мозга вокруг очага оптимальной возбудимости по закону отрицательной индукции. Это характеризует непроизвольную, пассивную отвлекаемость от каких-либо раздражителей, которые могут даже недостаточно осознаваться, образуя некоторый фон.
Причинами неспособности детей сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени и появления рассеянности также могут быть:общее расстройство нервной системы (неврастения); малокровие; болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток; физическое и умственное утомление и переутомление, тяжелые переживания; перегрузка мозга большим количеством впечатлений; разбросанность интересов, неупорядоченность увлечений; неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей; неинтересные однообразные занятия, на которых детям даются слишком легкие для них задания, не побуждающие к активной мыслительной деятельности.
Распределение, переключение и объем внимания у дошкольников (особенно у детей младшего дошкольного возраста) развиты недостаточно сильно. Распределение внимания во многом зависит от степени овладения теми видами деятельности, которые выполняются в рамках этого свойства внимания. Чем более значимо для детей выполнение какого-то действия, чем привычнее оно им стало, чем более оно освоено, тем легче его совмещать с выполнением другого действия. Дети дошкольного возраста способны распределять свое внимание в незначительной степени. Переключение внимания развивается в различных играх и упражнениях, которые требуют от ребенка быстрой ориентировки в неожиданно изменившейся обстановке. Развивающаяся речь ребенка, увеличивающаяся самостоятельность, разнообразие деятельности, в которую он включается, обусловливают увеличение объема внимания.