Психологическое сопровождение сотрудников органов внутренних дел с явлениями дезадаптации
КореховаМария Владимировнааспирант СГМУ, г. АрхангельскE-mail:[email protected]Новикова Ирина Альбертовнапроф., д. м. н., вед. науч. сотрудник СГМУ, г. АрхангельскE-mail:[email protected]Соловьев Андрей Горгоньевичпроф., д. м. н., зам. директора СГМУ, г. АрхангельскE-mail:[email protected]
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и Правительства Архангельской области по проекту № 10-06-48612 а/С
Актуальность психологического обеспечения профессиональных коллективов, по роду деятельности несущих службу в экстремальных условиях, признается во всем мире и указывает на необходимость постоянного расширения сферы знаний в отечественной экстремальной психологии [3].Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел (ОВД) характеризуется воздействием комплекса стрессогенных факторов, связанных с обострением криминальной обстановки, локальными боевыми действиями [1]. Они могут быть отнесены к группе риска развития психологической дезадаптации [2].Психологическая дезадаптация негативно сказывается, как на самой личности сотрудника, так и качестве выполняемой им деятельности, поэтому резко возрастает роль профилактики явлений психологической дезадаптации.Целью нашего исследования явилось разработка подходов к психологическому сопровождению сотрудников ОВД с явлениями дезадаптации.Обследуемыми являлись 153 сотрудника ОВД по Архангельской области; средний возраст составил 35,1±7,2 лет (М±σ). Использовались методики: тест Ч. Спилбергера в модификации Ю.А. Ханина, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), шкала организационного стресса Мак-Лина, анкетирование.В ходе исследования установлено, что большинство обследованных сотрудников ОВД были адаптированы к своей профессиональной деятельности, что проявлялось в высоком уровне работоспособности, высокой готовности и эффективности в выполнении служебных задач (профессиональная адаптация), адекватности поведения и отсутствии поведенческих отклонений (поведенческая адаптация), коммуникабельности, низкой конфликтности, ориентации на групповые нормы (социально-групповая адаптация), хорошем самочувствии, и отсутствии психопатологических признаков и постстрессовых расстройств (психическая адаптация). Среди обследованных к группе со сниженной адаптацией относились 14 % сотрудников, а явления психологической дезадаптации были выявлены у 7 %. У сотрудников ОВД с явлениями психической дезадаптации отмечались: плохое самочувствие, низкая толерантность к стрессу, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, симптомы профессионального выгорания, повышенная конфликтность, нарушения дисциплины. Чаще явления дезадаптации встречались у сотрудников криминальной милиции. Профилактика психологической дезадаптации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития её предпосылок и проявлений.Особая роль в профилактике явлений психологической дезадаптации отводится психологическому обеспечению служебной деятельности сотрудников ОВД. Психологическое обеспечение служебной деятельности представляет собой комплекс непрерывно осуществляемых мероприятий по формированию, укреплению и развитию у сотрудников психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять служебные задачи в любых условиях обстановки. Целью психологического обеспечения является выработка у личного состава способности переносить большие нервные нагрузки и сохранять боеспособность в обстановке сильных психотравмирующих факторов. Это достигается формированием психологической готовности сотрудников милиции к успешному выполнению служебных задач, формированием психологической устойчивости к воздействию психотравмирующих факторов службы, оказанием психологической помощи сотрудникам, оценкой и прогнозированием профессиональной пригодности и рациональной расстановкой личного состава по подразделениям. Основными направлениями работы по решению данных задач являются: психологическая подготовка сотрудников, психологическое сопровождение служебной деятельности, психологическая помощь. Цели психологической подготовки: обеспечение высокой боеспособности (работоспособности) сотрудников в экстремальных условиях деятельности; предупреждение развития у сотрудников выраженных стрессовых реакций и психологической дезадаптации на психотравмирующие события. Для достижения целей психологической подготовки необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на мобилизацию психофизиологических ресурсов личности и предотвращение негативных последствий экстремальных стрессовых воздействий. Конкретное содержание психологической подготовки определяется в зависимости от условий предстоящей деятельности, характера оперативных задач, индивидуально-психологических особенностей сотрудников.К основным задачам психологической подготовки относятся: • психологическая диагностика личного состава• информирование сотрудников: об основных стресс-факторах штатных и экстремальных условий служебной деятельности; о негативных последствиях использования неффективных способов совладания со стрессом.• обучение: эффективным способам совладания со стрессом и адаптивного поведения в экстремальных условиях служебной деятельности; приемам произвольной саморегуляции психического состояния; алгоритмам конструктивного психологического взаимодействия и воздействия на окружающих;• развитие профессионально-значимых качеств, навыков и умений в соответствии со спецификой деятельности различных подразделенийОсновные направления работы психолога по первичной профилактике психологической дезадаптации включают: диагностику психологической дезадаптации и выявление факторов риска; изучение социально-психологического климата в коллективе; формирование уверенности в законности выполняемой работы и необходимости предпринимаемых мер по пресечению преступлений; проведение лекций по информированию о психологической дезадаптации и принципах её профилактики психологическую помощь в стрессовых ситуациях; проведение тренингов: по управлению эмоциями; коммуникативных; по развитию эмоциональной устойчивости; принятия решений и т. д.; обучение приемам саморегуляции и приемам по управлению временем; обучение приемам самопомощи; помощь в разрешении конфликтных ситуаций; психологическую коррекцию личностных установок; терапию творческим самовыражением.Исходя из результатов исследования, нами разработаны следующие подходы к психологическому сопровождению сотрудников ОВД с явлениями дезадаптации:1) профилактика профессиональной дезадаптации: проведение индивидуальной работы по коррекции мотивации профессиональной деятельности; индивидуальная психокоррекционная работа с сотрудниками с высоким уровнем организационного стресса;2) профилактика поведенческой дезадаптации: проведение бесед о вреде употребления алкоголя и поиск других способов снятия эмоционального напряжения; профилактика агрессивного и суицидального поведения; ориентация сотрудников на регулярные занятия физическими упражнениями (посещение тренажерного зала, плавание, лыжи, бег); нормализация режима труда и отдыха, чтобы регулярный сон составлял не менее 7–8 часов в сутки;3) профилактика социально-групповой дезадаптации: индивидуальная консультационная и психокоррекционная работа; улучшение социально-психологического климата в коллективе; обучение навыкам разрешения межличностных конфликтов;4) профилактика психической дезадаптации: индивидуальная психотерапевтическая работа с сотрудниками с высоким уровнем тревожности и стресса; организация мероприятий по профилактике профессионального выгорания, особенно у сотрудников со стажем более 10 лет (в виде групповой работы с проведением лекций для информирования о синдроме выгорания и способах его профилактики); развитие у сотрудников интересов вне работы (развитие увлечений, хобби-занятий); релаксационные занятия.Профилактические мероприятия должны осуществляться на следующих уровнях:• личностном: ранняя психодиагностика психологической дезадаптации; приемы самовоздействия; релаксационные занятия; обучение эффективным способам совладания со стрессом; оказание психологической помощи в стрессовых ситуациях; тренинги развития эмоциональной устойчивости и т. п.• межличностном: мониторинг социально-психологического климата в коллективе; тренинг уверенности в себе; тренинг принятия решений; коммуникативный тренинг и т. п. • организационном: нормирование профессиональной деятельности; предоставление дополнительных (профилактических, реабилитационных) отпусков по достижению определенной нагрузки или после выполнения служебных обязанностей в экстремальных условиях; строгое соблюдение распорядка дня с рациональным режимом труда и отдыха; надлежащие оснащение рабочего места; разнообразие видов деятельности; дебрифинг после критической ситуации.Таким образом, профилактика психологической дезадаптации будет способствовать положительному эмоциональному состоянию сотрудников ОВД, повышению их удовлетворенности трудом, улучшению качества выполняемой деятельности и социально-психологического климата в коллективе.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Корехова М. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ЯВЛЕНИЯМИ ДЕЗАДАПТАЦИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.
37. Методы психологического изучения личности сотрудников экстремальных профессий. - ?
36. Организация деятельности психолога при осуществлении психологического сопровождения сотрудников, нуждающихся в повышенном внимании. (см 38)
35. Категории сотрудников экстремального профиля, нуждающихся в повышенном психологическом внимании.
(пример – курсанты)
1. В образовательных учреждениях МВД России в течение последнего десятилетия наметилась стойкая тенденция к увеличению количества курсантов, не в полной мере соответствующих требованиям, предъявляемым в ведомственном вузе к личности обучающихся, что негативно влияет на их учебно-служебную и последующую профессиональную деятельность. Это требует разработки и применения специальных психолого-педагогических мероприятий, одним из которых является работа психолога образовательного учреждения МВД России с курсантами, испытывающими затруднения в учебно-служебной деятельности.
2. Психологическое обеспечение курсантов образовательных учреждений МВД России, нуждающихся в повышенном внимании психолога, является специально организованным динамическим многокомпонентным процессом и системным психологическим явлением. Оно имеет концептуальные, процессуальные и организационно-методические особенности, принципы и психологические технологии, ориентированные на оптимизацию процессов адаптации данной категории курсантов и компенсацию их индивидуально-психологических особенностей, затрудняющих учебно-служебную деятельность.
3. Специально организованная система психологического обеспечения курсантов группы повышенного внимания, отражающая принципы, целевые функции, содержание и направления практической деятельности психологов по оптимизации адаптации данной категории курсантов к требованиям вуза МВД России, и разработанная на ее основе программа их психологического обеспечения являются концептуальными и организационно-методическими основами для психологического обеспечения учебно-служебной деятельности курсантов, нуждающихся в помощи психолога.
4. Психологическое обеспечение курсантов образовательных учреждений МВД России, включенных в группу повышенного внимания должно быть ориентировано на оптимизацию личностно-профессионального становления обучающегося в роли курсанта и будущего сотрудника ОВД. Его предметом являются индивидуально-психологические и социально-психологические явления, происходящие с курсантом на всех уровнях и этапах подготовки кадров в образовательном учреждении МВД России.
5. Успешность учебно-служебной деятельности курсантов в вузах
МВД России тесно связана с их индивидуально-личностными особенностями и уровнем мотивации к обучению, несоответствие которых требованиям и условиям подготовки в ведомственном вузе, приводит к снижению академической успеваемости, нарушениям дисциплины, межличностным и внутриличностным конфликтам и в конечном итоге обусловливают отчисление курсантов из вуза.
6. Эффективность адаптационных процессов курсантов вузов МВД России, нуждающихся в повышенном внимании, и формирования их профессионально-психологической пригодности может быть существенно повышена за счет внедрения специально организованной системы психологического обеспечения этой категории курсантов. Ее экспериментальное использование обеспечивает статистически достоверные и более выраженные позитивные изменения психологических качеств личности курсантов группы повышенного внимания, их учебно-служебной успешности и уровня профессиональной подготовленности
7. Важными элементами системы психологического обеспечения курсантов, нуждающихся в повышенном внимании психолога, являются критерии, алгоритм и социально-психологические факторы формирования группы курсантов «повышенного внимания», структурно-функциональная модель и направления деятельности психолога, организационные уровни и структура взаимодействия психолога вуза МВД России с субъектами психолого-педагогического обеспечения, комплексно-целевая программа реализации мероприятий психологического обеспечения этой категории курсантов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В целях совершенствования психологического обеспечения адаптации и учебно-служебной деятельности курсантов образовательных учреждений МВД России, целесообразно:
1. Рекомендовать Департаменту кадрового обеспечения МВД России внедрить в деятельность подразделений психологического обеспечения образовательных учреждений МВД России комплексно-целевую программу работы психолога с курсантами, нуждающимися в его повышенном внимании, включающую критерии и алгоритм формирования этой группы курсантов, направления деятельности психолога по работе с ними и организацию взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса на разных этапах профессиональной подготовки курсантов вузом МВД России.
2. Центру кадрового обеспечения ДКО МВД России запланировать проведение научных исследований по проблеме психологического обеспечения курсантов, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, обобщить деятельности образовательных учреждений в этом направлении.
3. Руководству образовательных учреждений МВД России ориентировать деятельность всех субъектов учебно-воспитательного процесса на улучшение адаптации и повышение успешности учебно-служебной деятельности курсантов, испытывающих в этом затруднения.
4. Психологам образовательных учреждений МВД России в качестве одного из важных направлений своей работы рассматривать комплекс мероприятий психологического обеспечения курсантов, нуждающихся в повышенном внимании психолога. Использовать в своей практической деятельности комплексно-целевую программу работы с курсантами этой категории, критерии и алгоритм формирования курсантов группы повышенного внимания, специальные мероприятия психологической работы, модель взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса на разных этапах профессиональной подготовки курсантов вузом МВД России.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskoe-obespechenie-kursantov-obrazovatelnykh-uchrezhdenii-mvd-rossii-nuzhdayushc#ixzz4VxBR9IPd
34. Краткосрочные психотерапевтические техники, используемые психологом в работе с представителями экстремальных профессий. - ?
33. Аутогенная тренировка в работе психолога с представителями экстремальных профессий.
32. Методы психической саморегуляции, используемые сотрудниками экстремальных профессий.
Профессия спасателя, пожарного сопряжена с дей-
ствием различных стрессогенных факторов. Неопреде-
ленность складывающейся обстановки, постоянное
ожидание опасности, необходимость непрерывного
логического и психологического анализа быстроме-
няющихся ситуаций, напряженная работа внимания,
работа с человеческим горем оказывают мощное и не-
однозначное влияние на психику человека, требуют
мобилизации всех его физических и психических воз-
можностей для выполнения профессионального долга.
Спасатель выполняет свои профессиональные обя-
занности, пребывая в контакте с людьми, находящими-
ся в стрессовой ситуации, коллегами, представителями
взаимодействующих органов и служб, журналистами.
Человеческое общение в подобных ситуациях нередко
испытывает психику «на прочность», создает условия
для возникновения напряженности, нарушения эмо-
ционального равновесия. Все это зачастую приводит к
рассеиванию внимания, переносу его на внутренние
процессы и состояния, снижению волевой готовности к
немедленному действию и негативно влияет на выпол-
нение служебных задач. Результатом такого состояния
психофизиологического напряжения является стресс,
который возникает под влиянием любых сильных воз-
действий и сопровождается мобилизацией защитных
систем организма и психики.
Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским фи-
зиологом Г. Селье. Стресс – это напряженное состоя-
ние организма, т. е. неспецифический ответ организма
на предъявленное ему требование (стрессовую ситуа-
цию). Понятие «стресс» включает в себя целый спектр
состояний личности, вызванных множеством событий:
от поражения или побед до творческих переживаний
или сомнений. Следует уточнить, что все экстремаль-
ные воздействия могут вывести из равновесия и физи-
ческие и психические функции [1].
Стресс – это эмоциональное напряжение, нагрузка
на психику, которую испытывает человек в результате
внешних воздействий. Стресс не является причиной
болезненного состояния человека, это и есть само со-
стояние, а причину, вызывающую стресс, психологи
называют стрессор. Психологические последствия
стресса бывают от тревоги до депрессии [2–10].
Стресс нежелательный, но неотъемлемый спутник
сотрудника МЧС в его профессиональной деятельности
[11].
Кроме факторов профессиональной деятельности
на образование хронического стресса и эмоциональной
нестабильности в поведении человека могут влиять
ситуации семейного, бытового характера и проведения
внерабочего времени (супружеские проблемы; финан-
совые проблемы; злоупотребление алкоголем; переме-
ны мест жительства; смерть близких людей; болезни;
проблемы «отцов и детей» и т. д.).
Люди умеют управлять гигиеной своего тела, рабо-
той мышц, мыслительными процессами; однако многие
остаются по существу бессильными в сфере управле-
ния собственными эмоциями и страстями. Неспособ-
ность человека регулировать свои настроения отрица-
тельно сказываются не только на взаимоотношениях с
окружающими (конфликты, несовместимость, вражда
и т. д.), но и на качестве выполнения профессиональ-
ных обязанностей. Длительное пребывание во власти
негативных эмоциональных состояний (тревоги, ожи-
дания неизвестного, вины, неудовлетворенности, зло-
сти и т. д.), неумение снизить остроту переживания
неблагоприятных воздействий оказывает разрушающее
воздействие на организм.
Неоспорима связь между эмоциями человека и его
физическим состоянием. Издавна считалось, например,
что необходимость постоянно сдерживать эмоции раз-
рушает сердце; зависть и злость поражают органы пи-
щеварения; печаль, уныние, тоска ускоряют старение;
постоянный страх наносит ущерб щитовидной железе;
безудержное горе влечет за собой сахарный диабет.
Длительные нервные нагрузки способны разрушить
самый крепкий организм, поэтому каждому спасателю,
пожарному крайне важно уметь вовремя заметить воз-
действие стрессогенных факторов, быстро и эффектив-
но «разрядить» возникшую _______психическую напряжен-
ность, снять негативное эмоциональное состояние,
снизить болевые ощущения. Не менее важной в его
деятельности является способность мгновенно осуще-
ISSN 1810-0198 Вестник ТГУ, т.16, вып.1, 2011
ствлять волевую мобилизацию. Достичь этого можно с
помощью методов психической саморегуляции.
Саморегуляцию следует считать одним из ключе-
вых системообразующих признаков личности. На это
указывает и Н.И. Шевандрин, который отмечает, что
саморегуляция – это системная характеристика, отра-
жающая способность личности к устойчивому функ-
ционированию в различных условиях жизнедеятельно-
сти. Значение этой характеристики проявляется в на-
меренной регуляции личностью параметров своего
функционирования (состояния, поведения, деятельно-
сти, взаимодействия с окружением), которые оценива-
ются субъектом как желаемые [12]. Психическая само-
регуляция является частным случаем саморегуляции.
По определению О.А. Конопкина, психическая са-
морегуляция – один из высших уровней регуляции
активности биологических систем, отражающий каче-
ственную специфику реализующих ее психических
средств отражения и моделирования действительности,
в т. ч. рефлексию субъекта на самого себя и свою ак-
тивность, деятельность, поступки.
Определение саморегуляции применительно к на-
шей теме можно сформулировать следующим образом:
психическая саморегуляция – это управление своим
психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем
воздействия человека на самого себя с помощью слов,
мысленных образов, управления мышечным тонусом и
дыханием.
Психическая регуляция связана либо с воздействи-
ем извне (другого человека, музыки, цвета, природного
ландшафта), либо с саморегуляцией.
Итак, саморегуляция может осуществляться с по-
мощью четырех основных средств, используемых по
отдельности или в различных сочетаниях.
В результате саморегуляции могут возникать три
основных эффекта:
1) эффект успокоения (устранение эмоциональной
напряженности);
2) эффект восстановления (ослабление проявлений
утомления);
3) эффект активизации (повышение психофизио-
логической реактивности).
Использование этих путей саморегуляции и лежит в
основе многих приемов и методов.
Использование дыхательных упражнений, по мне-
нию В.Л. Марищука (1967), Р. Деметера (1969),
О.А. Черниковой (1980) и других психологов и физио-
логов, является наиболее доступным способом регуля-
ции эмоционального возбуждения.
Один из уникальных методов управления внутрен-
ними ресурсами для раскрытия способностей, преодо-
ления стресса и психологических барьеров – это метод
управляемой психофизиологической саморегуляции
«Ключ» Х. Алиева [13]. Данная методика проста в обу-
чении и эффективна, она хорошо зарекомендовала себя
в работе при чрезвычайных ситуациях. Хасай Алиев
лично применял ее для восстановления психотравми-
рованных детей Беслана после освобождения школы от
террористов. Она также хороша и для применения ее
сотрудниками МЧС, для регулирования своего психо-
физиологического состояния.
Мощным методом восстановления эмоционального
равновесия является аутотренинг – особая методика
самовнушения на фоне максимального мышечного
расслабления.
Сопоставив и проанализировав все имеющиеся све-
дения по психологическому воздействию на человека,
немецкий профессор-психиатр И. Шульц в 1932 г. раз-
работал оригинальный вариант аутогенной тренировки.
Слово «аутогенная» состоит из двух греческих слов:
«ауто» – сам и «генос» – рождающийся, производя-
щийся заново. Освоение аутогенной тренировки позво-
ляет сотруднику становиться значительно спокойней,
улучшаются общее самочувствие и сон, изменяется
отношение к конфликтным ситуациям. Это средство
позволит спасателю владеть собой в любой обстановке,
снижать действие отрицательных эмоций на организм
и повышать работоспособность.
Наряду с аутогенной тренировкой известна и дру-
гая система саморегуляции – «прогрессивная релакса-
ция» (мышечное расслабление). При разработке этого
способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при
многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных
мышц. Отсюда он, в соответствии с теорией Джемса–
Ланге, для снятия эмоциональной напряженности (тре-
воги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Этому
способу соответствуют и рекомендации изображать на
лице улыбку в случае негативных переживаний и акти-
визировать чувство юмора. Переоценка значимости
события, расслабление мышц, после того как человек
отсмеялся, и нормализация работы сердца – вот сла-
гаемые положительного воздействия смеха на эмоцио-
нальное состояние человека.
Созданная А.В. Алексеевым новая методика «Пси-
хорегулирующая тренировка» отличается от аутоген-
ной тем, что в ней не используется внушение «ощуще-
ния тяжести» в различных частях тела, а также тем, что
в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждаю-
щая часть. В нее включены некоторые элементы из
методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологиче-
ской основой этого метода является концентрация
внимания на образах и ощущениях, связанных с рас-
слаблением скелетных мышц.
Варианты такого способа саморегуляции как изме-
нение направленности сознания разнообразны. К ним
относится отключение (отвлечение), которое заключа-
ется в умении думать о чем угодно, кроме эмоциоген-
ных обстоятельств. Отключение требует волевых уси-
лий, с помощью которых сотруднику необходимо со-
средоточить внимание на представлении посторонних
объектов и ситуаций.
Переключение. Оно связано с направленностью
сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение
увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на
деловую сторону предстоящей деятельности. Осмыс-
ление трудностей через их анализ, уточнение инструк-
ций и заданий, мысленное повторение предстоящих
действий, сосредоточение внимания на технических
деталях задания, тактических приемах, а не на значи-
мости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение
от предстоящей деятельности.
Самовнушение и визуализация упражнения, выпол-
няемые систематически, помимо целей собственно
саморегуляции способствуют развитию личности. На-
выки в визуализации делают значительно богаче эмо-
циональный мир человека, повышают его креативность
и способность к эмпатии, обостряют интуицию.
ISSN 1810-0198 Вестник ТГУ, т.16, вып.1, 2011
Возможны составления своего аутотренинга, при
этом используют образное представление ощущений
аутогенной релаксации.
Медитация – метод, который способствует норма-
лизации нервных процессов, повышению жизненного
тонуса, формированию воли, развитию интеллектуаль-
ных способностей, изменению отдельных черт темпе-
рамента и характера, улучшению работоспособности,
снижению конфликтности при взаимодействии с дру-
гими людьми, предотвращению и преодолению раз-
личных заболеваний. Медитация представляет собой
систему психотехнических приемов, предназначенных
для вхождения в определенные состояния сознания и
пребывания в них во время выполнения какой-либо
деятельности.
Медитация в корне отличается от аутогенной тре-
нировки, т. к. аутогенной тренировке требуется волевое
усилие, а в медитации необходимо ни о чем не думать,
не делать никаких усилий, наблюдать за происходящи-
ми мыслями и ощущениями.
Звукодвигательные упражнения (вибрация звуком)
оказывают благоприятное влияние на все органы, осо-
бенно на сердечно-сосудистую систему, усиливает за-
щитно-адаптационные реакции организма.
К приемам саморегуляции относится воздействие
на биологически активные точки. Результат этого воз-
действия – от мобилизации до расслабления, в зависи-
мости от места и назначения биологической точки.
В профессиональной деятельности спасателя не-
редко возникают ситуации, носящие стрессогенный
характер.
Для эмоциональной разрядки и перевода психики в
оптимальное состояние, соответствующее требованиям
ситуации, при выполнении профессинальных обязан-
ностей сотрудникам МЧС рекомендуются следующие
упражнения.
Упражнение «Разрядка», «Антистрессовая релак-
сация» (рекомендовано Всемирной Организацией
Здравоохранения).
Эмоционально-волевая устойчивость тоже рас-
сматривается как один из важнейших показателей пси-
хологической подготовленности сотрудников МЧС к
профессиональной деятельности. Под ней понимается
способность сохранять в сложных условиях благопри-
ятное для успешной работы психическое состояние.
Рекомендуемые приемы помогут осуществить бы-
струю волевую мобилизацию в сложных условиях.
Произвольное напряжение мышц, дыхания, сочетаю-
щее продолжительный спокойный вдох и резкий энер-
гичный выдох, словесные самовнушение, самоубежде-
ние, самоприказ, самоподкрепление способны тонизи-
ровать головной мозг, мобилизовывать физические и
духовные возможности человека.
К приемам волевой мобилизации можно отнести
следующие:
−упражнение «Волевое дыхание»;
−упражнение «Возбуждающее дыхание»;
−упражнение «Волевое внимание»;
−упражнения, позволяющие побороть волнение и
неуверенность в своих силах, предлагают Е.С. Жариков
и Е.Л. Крушельницкий;
−упражнение «Стреляный воробей»;
−упражнение «Приятно вспомнить»;
−упражнение «Двойник из Зазеркалья».
Формируя у сотрудников навыки волевой мобили-
зации, следует учить совершать волевые действия по-
сле отдачи самоприказа, например: «Вперед!», «Да-
вай!», «Держись!» и т. п. Частое сочетание волевого
действия с самоприказом закрепляется рефлекторно.
Это позволит в сложных экстремальных условиях соз-
дать волевое напряжение путем отдачи самоприказа.
Связь самоприказа с волевым действием упрочится,
если дополнить самоподкреплением, т. е. одобрением
собственных успешных действий до реализации самопри-
каза (например, «Молодец!», «Орел!», «Здорово!» и т. п.).
Осуществлению волевой мобилизации способству-
ют и ритуальные действия. Этот эффект замечен давно.
Это девизы, речевки, ритуальные движения. Все они
могут являться пусковым механизмом и настраивать на
самоотверженные поступки. Если с данным ритуалом
обычно связывались решительные, волевые действия,
мужественные поступки, то и в сложной ситуации ри-
туальное действие поможет преодолеть нерешитель-
ность, робость, неуверенность в своих силах; поэтому,
формируя у себя навыки волевой саморегуляции, мож-
но начинать волевые действия с какого-либо символи-
ческого движения или возгласа, создавая тем самым
рефлекторную связь между ними.
Преследуя конкретные цели и задачи, создаются
комплексы упражнений и программы саморегуляции,
которые успешно реализуются.
Овладение сотрудниками приемами и методами
эмоционально-волевой саморегуляции является весьма
актуальной задачей современного дня.
Возможность самостоятельно активно изменять
процессы, происходящие в собственном организме, и
управлять ими имеет важное значение. Путем саморе-
гуляции можно на короткое время применительно к
ситуации активизировать или затормозить психические
процессы, а также повысить качество подготовки и
эффективность выполняемой деятельности.
Больших успехов в служебной деятельности доби-
ваются те сотрудники, у кого крепче нервы, кто лучше
умеет настроиться на работу, кто умеет более рацио-
нально распоряжаться не только своими физическими
и умственными ресурсами, но и сохранять на опти-
мальном уровне нервно-психическую активность, про-
являть в сложных ситуациях оперативно-служебной
деятельности свою волевую активность.
С помощью различных форм саморегуляции можно
воздействовать как на познавательные, так и на моти-
вационные процессы; повышать действенность моти-
вов и установок (например, при работе с высокими
нагрузками, сопровождающимися ощущениями моно-
тонности и сильным утомлением). Это важно для раз-
вития боеспособности и твердости духа в деятельности
сотрудников МЧС, когда нельзя ожидать немедленного
достижения результата (иногда ликвидация последст-
вий чрезвычайных ситуаций, поиск и вызволение по-
страдавших может затягиваться на недели и месяцы), в
ситуациях, субъективно воспринимаемых как риско-
ванные или опасные, а также при мобилизации работо-
способности в экстремальных условиях деятельности.
Принципиально психическая саморегуляция имеет
две целевые установки: с одной стороны, создание мак-
симально благоприятных психологических предпосы-
лок для успешного выполнения служебной деятельно-
сти, с другой – облегчение перехода к отдыху.
ISSN 1810-0198 Вестник ТГУ, т.16, вып.1, 2011
Каждый здоровый, работоспособный сотрудник
располагает предпосылками к овладению методами
саморегуляции. Но при этом необходимо учитывать,
что существует ряд факторов, которые могут снижать
эффективность и результативность использования
приемов эмоционально-волевой саморегуляции. Среди
них можно выделить следующие:
−отношение сотрудника к выполнению данных
упражнений (его внутренний настрой). Достижению
успеха не способствует чрезмерная самоуверенность.
Эффекта нельзя добиться только при помощи одного
желания. Нужна систематическая работа, терпение,
волевые усилия;
−успех, достигнутый на ранней стадии трениров-
ки, который может дезориентировать тренирующегося
в его отношении к занятиям, обусловить излишнюю
веру в себя и неумение преодолевать трудности;
−плохие условия самотренировки. Надо созда-
вать спокойную обстановку, исключающую внешние
помехи, способствующую расслаблению. По мере овла-
дения методами психорегуляции можно переходить к тре-
нировке в реальных условиях служебной деятельности;
−неправильный выбор метода саморегуляции, не
соответствующий индивидуальной предпочтительно-
сти сотрудника, поэтому выбор психорегулирующих
средств должен производиться с большой осторожно-
стью при постоянном контроле их эффективности;
−особенность проявления таких личных качеств,
как внушаемость и способность к воображению.
Таким образом, развитая сфера саморегуляции син-
тезирует все остальные процессы, протекающие в дру-
гих сферах, она управляет, координирует все психиче-
ские состояния, поэтому она способствует сохранению
и укреплению собственного психического здоровья и,
как следствие этого, достижению успеха в профессио-
нальной деятельности при сравнительно небольших
затратах нервно-психической энергии.
Сфера саморегуляции органичным образом связы-
вает индивидуальность с личностью. Например, за та-
кими чертами, как безрассудство, беспечность, не-
брежность, безалаберность, опрометчивость, разбол-
танность, распущенность, суетливость, халатность
и др., нетрудно увидеть дефицит в развитии рассматри-
ваемой сферы. Напротив, если человека характеризуют
как аккуратного, выдержанного, обязательного, орга-
низованного, добросовестного и т. п., то за каждой из
перечисленных черт хорошо просматривается умение
контролировать свои мысли и чувства, действия и по-
ступки. Признаками развитой сферы саморегуляции
являются также умения человека вовремя «сбрасывать»
напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслаб-
ляться, способность снять усталость и обрести состоя-
ние внутренней стабильности, свободы, уверенности в
себе. Эта сфера способствует нейтрализации и подав-
лению отрицательных эмоций.__
31.
30. Поддержание оптимального социально-психологического климата в служебном коллективе.
Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:
· совокупность социально-психологических характеристик группы;
· преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;
· характер взаимоотношений в коллективе;
· интегральная характеристика состояния коллектива.
Благоприятный социально-психологический климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
· уровень текучести кадров;
· производительность труда;
· качество продукции;
· количество прогулов и опозданий;
· количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
· выполнение работы в срок или с опозданием;
· аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
· частота перерывов в работе.
Предложенные ниже вопросы помогут оценить атмосферу в коллективе:
· Нравится ли вам ваша работа?
· Хотели бы вы ее поменять?
· Если бы вам сейчас предстояло заняться поиском работы, остановили бы вы свой выбор на вашем настоящем месте?
· Достаточно ли ваша работа для вас интересна и разнообразна?
· Устраивают ли вас условия на вашем рабочем месте?
· Удовлетворяет ли вас оснащение, оборудование, которое вы используете в работе?
· Насколько удовлетворяет вас оплата труда?
· Имеете ли вы возможность повысить свою квалификацию? Хотите ли воспользоваться такой возможностью?
· Устраивает ли вас объем работы, которую вам приходится выполнять? Не перегружены ли вы? Приходится ли работать в нерабочее время?
· Что в организации совместной деятельности вы предложили бы изменить?
· Как бы вы оценили атмосферу в вашем трудовом коллективе (дружеские отношения, взаимное уважение, доверие или зависть, непонимание, напряженность в отношениях)?
· Устраивают ли вас отношения с вашим непосредственным руководителем?
· Часто ли возникают в вашем коллективе конфликты?
· Считаете ли вы своих коллег квалифицированными работниками? Ответственными?
· Пользуетесь ли вы доверием и уважением у ваших коллег?
29.
28. Дебрифинг стресса критических инцидентов
Наиболее распространенной и широко применяемой формой групповой рациональной терапии является психологическийдебрифинг стресса критических инцидентов (психологический дебрифинг), то есть организованное обсуждение стресса, совместно пережитого группой людей.
Целью дебрифинга ставится минимизация и купирование психических страданий участников травматических событий.
Задачами группового обсуждения стресса являются:
- проработка впечатлений, реакций и чувств;
- формирование у участников групповой работы понимания сущности происшедших событий и психотравматического опыта;
- уменьшение ощущения уникальности и паталогичности собственных реакций путем обсуждения чувств и обмена переживаниями;
- мобилизация внутренних ресурсов, групповой поддержки, солидарности и понимания;
- снижение индивидуального и группового напряжения;
- подготовка к переживанию тех симптомов и реакций, которые могут возникнуть в последующем и др.
Дебрифинг проводится с группами до 15 человек, совместно пережившими психотравмирующее событие в ближайшие 48 часов после его окончания.
Выделяются от 5 до 7 фаз, через которые проходит группа в процессе своей работы.
1. Вводная фаза - знакомство с группой, разъяснение целей, задач и правил проведения группового обсуждения, создание обстановки психологической безопасности и комфорта.
2. Фаза «Факты» - участники группы рассказывают о том, что они наблюдали, что делали в ситуации, связанной с опасностью для здоровья и жизни и на основе этого составляется более или менее целостная картина происшедшего. На этой фазе выражение собственных эмоций, высказывание оценочных суждений нецелесообразно.
3. Фаза «Мысли, эмоции, чувства» - осуществляется переход от описания фактов к рассказу о внутренних психологических реакциях на них. Впечатления, эмоциональные реакции, импульсивные поступки каждого участника экстремального события делаются достоянием всей группы. Ведущим принимаются меры для включения всех участников в групповую работу, недопущения «узурпации» права на высказывание одним и превращения в безмолвных слушателей других. Он обращает внимание на то, что высказываясь о пережитом, участники группы переживают сильный стресс, и, хотя это происходит в обстановке отсутствия реальной опасности, они нуждаются в понимании и поддержке остальных.
4. Фаза «Симптомы» - на данном этапе предметом группового обсуждения становятся эмоциональные, физиологические и поведенческие реакции и симптомы посттравматического стресса, изменения в самосознании и самооценке лиц, перенесших стресс. Знакомясь с перечнем симптомов, характерных для психологических последствий конкретных психотравмирующих событий, каждый участник понимает, что его переживания не уникальны. Отражаясь в других людях через обратную связь, замечая в высказываниях других людей то, о чем сам сказать, не смел, каждый участник лучше познает себя, свои чувства, переживания.
5. Фаза «Информирование» - заключается в разъяснении психологической сущности постстрессовых расстройств как «нормальных реакций на ненормальные условия обстановки», способов преодоления отрицательных психологических последствий стресса. Здесь может быть зачитан общий список реакций участников на стресс-факторы.
6. Фаза «Закрытие прошлого» - подведение своеобразного итога под тем, что было пережито. В терминах будущего определяются стратегии преодоления отрицательных последствий стресса, случаи, в которых участник должен искать дополнительную психологическую помощь. Такими случаями являются: наличие постстрессовых симптомов спустя 6 месяцев после дебрифинга; эскалация названных симптомов; наличие затруднений в выполнении простейшей работы или резкое снижение работоспособности.
При проведении дебрифинга следует строго придерживаться правил групповой работы: добровольность; конфиденциальность; исключение взаимных оценок, критики недоброжелательности; работа без перерывов с правом выхода участников при необходимости; свобода в постановке любых вопросов, связанных с пережитыми событиями и собственными состояниями; предупреждение участников о возможности повторного переживания во время работы негативных эмоций и чувств и необходимости таких переживаний в интересах поисков путей их преодоления; ведение разговора лишь о своих переживаниях, а не о реакциях других людей.
Дебрифинг помогает лучше понять природу травматического стресса, его симптомы, овладеть способами эффективного их преодоления, предупредить возможность возникновения отсроченных отрицательных последствий.
Таким образом, для реального достижения «ценностного» отношения общества к лицам перенесшим стресс, необходимо создание адекватной системы их психологической реабилитации, осуществление комплексной психологической помощи, в тесном сопряжении с медицинской, профессиональной и социальной реабилитацией.