Вопрос 1. Представление о консультировании в массовом сознании

Основы консультирования

Е.Ю. Макарова изучала представление о консультировании у разных социальных групп (дис. канд. пс. н., РГСУ, 2009). Она установила, что представления о целях консультирования согласуются с представлениями о причинах затруднений людей, обращающихся за помощью к консультанту:

а) «неправильное мышление»,

б) «неправильное поведение»,

в) «неприятные воспоминания, связанные с переживаниями в детстве».

Ею были выделены три уровня функционирования социальных представлений о консультировании:

- научно-теоретический,

- профессионально-обыденный,

- обыденный.

Научные представления о консультировании отражают существование большого количества методов, основанных на ведущих теоретических концепциях, - гуманистической, когнитивной, бихевиоральной и психодинамической.

Профессионально-обыденные представления студентов-психологов и психологов-практиков соответствуют педагогической модели психологического консультирования и являются противоположностью собственно психологической модели, предполагающей взаимодействие консультанта и клиента как полноправных субъектов. Они характеризуются противоречивостью профессиональных ролей и позиций консультанта по отношению к клиенту и предъявляемой ведущей теоретической парадигмой.

Обыденные представления о психологическом консультировании отражают представления людей, не имеющих профессионального отношения к психологической практике. Они также соответствуют педагогической модели психологического консультирования.

Психолог в более чем половине ответов опрашиваемых - это, прежде всего, врач и эксперт, который знает, как разрешить трудности клиента и готов дать совет, как действовать дальше.

Опрошенные в 50% случаев считают для себя возможным обращение к психологу при условии невозможности справиться с затруднениями самостоятельно, так называемая ситуация «безвыходного тупика». При этом около 30% опрошенных считают для себя невозможным обратиться за помощью к психологу «ни в каком случае».

Для старшего поколения наиболее актуальна ситуация «отсутствия выхода», а для респондентов до 30 лет это ситуации: «полоса неудач» и «душевной боли, одиночества, отчужденности».

Наибольшее расхождение в целях консультирования прослеживается в зависимости от уровня образования респондентов:

- люди со средним уровнем образования не обращаются за консультативной помощью по поводу экзистенциональных проблем, однако профиль образования не оказывает существенного влияния на первичные запросы клиентов.

У многих людей не сформирована потребность обращения за социально-психологической помощью к профессионалу. В качестве основного источника помощи традиционно указываются друзья и родители. Причём женщины чаще мужчин прибегают к помощи родителей в трудной жизненной ситуации, но мужчины значительно реже обращаются к консультантам. Для мужчин дружеская поддержка является основным источником психологической помощи.

Люди готовы обращаться за консультацией, чтобы научиться новым способам поведения и получить поддержку со стороны.

Типичный консультант-психолог в глазах российского населения обладает притягательной внешностью, опрятен, обаятелен, умеет расположить к себе, аккуратен, готов к диалогу. Идеальным возрастом консультанта, вызывающего наибольшее доверие, является 40-49 лет, что говорит о том, что консультант должен быть, прежде всего, зрелой личностью, как в социальном, так и в профессиональном плане. Он также должен состоять в браке, быть уверенным в себе, спокойным, иметь приятный тембр голоса. Важной составляющей консультирования является «взаимопонимание консультанта и клиента» (86,7%), а также «квалификация консультанта» (20%) и «желание клиента измениться» (20%).

Консультант-психолог, по мнению респондентов с экономическим профилем образования, выступает в роли врача (33,3%), фасилитатора (33,3%), священника (26,7%), эксперта (26,7%), учителя (20%).

Наши рекомендации