Диагностика и самопознание. Искусство жить с детьми.За
Искусство жить с детьми.За
каждое «да» испытуемые получают 2 балла, за каждые «отчасти», «иногда» — 1 балл, за «нет» — 0. Предлагается подсчитать количество набранных баллов.
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Как бы вы поступили на месте судьи?Гол засчитывается: свободный удар пробивается без дополнительного разрешения судьи на удар. Судья дает сигнал (свистком, голосом, жестом) только в том случае, если защищающаяся команда не соблюдает девятиметровый интервал между стенкой и игроком, пробивающим свободный Удар-
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ................. 3
Введение. Знаковое моделирование и преобразование учебной информации как условие и средство овладения новыми
знаниями .................... 4
Информационно-методические материалы по темам
I. Предмет психологии............. 12
II. Задачи и методы современной психологии...... 24
III. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека.............. 43
IV. Личность и межличностные отношения....... 60
V. Деятельность.........•....... 83
VI. Речь и общение............... 97
VII. Внимание................. 113
VIII. Ощущения................. 120
IX. Восприятие................. 138
X. Память.................. 161
XI. Мышление и воображение........... 175
XII. Чувство и воля............... 193
XIII. Индивидуально-психологические особенности личности . 217 Психологический практикум............. 240
Михаил Викторович Гамезо Ирина Адольфовна Домашенко
АТЛАС ПО ПСИХОЛОГИИ
Рис. ХШ.18(1—5).
включаются в занятия после перерыва? Каковы темп их речи, быстрота возникновения эмоциональной реакции и ее внешнее проявление? В каком темпе они работают, доводят ли начатое до конца?
Сделайте вывод о преобладании у испытуемых черт того или иного темперамента.
Каковы особенности работы с холериками, флегматиками, меланхоликами? Как вы учитываете типы темпераментов учащихся в своей педагогической деятельности?
Выявить силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов можно с помощью следующего эксперимента:
группе испытуемых предложить прочитать небольшой текст, записать его (по памяти), подчеркнув подлежащее одной чертой, сказуемое — двумя, определение — волнистой линией, дополнение — пунктиром, обстоятельство — точками.
В процессе выполнения задания обратить внимание на двигательную активность испытуемых — присуща им подвижность или медлительность? Наличие торопливости.
По общей работоспособности можно судить о силе или слабости типа высшей нервной деятельности (быстрая утомляемость говорит о слабости типа).
При преобладании возбуждения над торможением испытуемым добавляют лишние элементы. Различную степень подвижности характеризуют скорость перехода от выполнения задания одного вида к другому и ошибки при этом.
19. Характер человека проявляется в его поступках, в поведении и деятельности. Поэтому для изучения характера следует проанализировать поступки человека. Для изучения выделите группу учащихся (8—10 человек) и постарайтесь установить:
особенности их поведения в обычной деятельности (на уроке) и в ходе спортивного соревнования (обратить внимание на активность и проявление волевых качеств характера), во время трудовой деятельности;
выполнение порученного задания (домашние уроки, общественные поручения, помощь семье и т. д.). Это позволит выявить отношение к коллективу, развитие чувства долга;
взаимоотношения с товарищами по классу.
Ученики, за которыми вы ведете наблюдения, не должны об этом знать.
Как вы в своей педагогической деятельности воспитываете положительные черты характера у учащихся (коллективизм, трудолюбие, любовь к Родине и т. д.) и преодолеваете отрицательные?
20. Проанализируйте какой-либо отрывок из литературного произведения, в котором ярко раскрываются отдельные черты характера (можно использовать отрывок из повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», В. А. Сухомлинского «Дума о человеке» и др.).
После прочтения рассказа проанализируйте, о каких чертах характера свидетельствуют поступки героев. С какими качествами личности и психическими процессами связаны обнаружившиеся черты?
21. Определите индивидуально-психологические особенности личности ребенка по предъявляемым ниже фотографиям.
Рис. XII.9.
8 Зак. 1197. «Атлас по психологии»
Рис. ХИ.8(9). Испуг
Рис. ХП.8(10). Ужас
Рис. ХП.8(11). Скорбь
Рис. ХП.8(12). Брезгливость
Рис. XII.8(5). Сомнение
Рис. ХП.8(6). Любопытство
Рис. ХП.8(7). Грусть
Рис. ХП.8(8). Горе
Рис. XII.8(1). Улыбка, приветливость, доброжелательность
Л ' '**** ***** ЧИ
Рис. XII.8(3). Вынужденная улыбка, недоверие
Рис. ХИ.8(4). Удивление