Общее представление об эмоциях и чувствах, психических состояниях

Поиск, установление истины по уголовным делам, в ходе админи­стративного расследования, при разрешении гражданско-правовых спо­ров в суде нередко сопровождаются различными эмоциональными явле­ниями, во многом определяющими поведение людей, их поступки. Неко­торые психические, эмоциональные состояния, чувства тяжело пережи­ваются, вызывают у них нравственные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состо­яния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе и к соверше­нию противоправных действий насильственного характера, к принятию решений в ущерб своим интересам.
Поэтому данное обстоятельство учитывается в практике борьбы с правонарушениями при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной, административной ответственности, при назначении наказа­ния, при изучении мотивационной сферы личности субъекта, совершив­шего преступление, во многом объясняющей причины его противоправ­ного поведения.
Более того, в некоторых статьях УК необычные состояния психики признаются квалифицирующим признаком некоторых преступлений, на­пример внезапно возникшее сильное душевное волнение (аффект), вы­званное насилием, издевательством или тяжким оскорблением, либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием), а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего (ст. 107,113 УК); причинение психических страданий потерпев­шему (ст. 117 УК); изнасилование, совершение насильственных дейст­вий сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей (ст. 131, 132 УК). Необычное состояние психики виновного в момент совершения им преступления в некоторых случаях может учи­тываться судом в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, — закон не запрещает этого (ст. 61 УК). Такой подход, судя по тексту ст. 4.1 КоАП, допускается и при назначении административного наказания.
При разрешении гражданско-правовых споров в суде в ряде случаев следует также оценивать влияние различных психических состояний на поведение сторон в некоторых конфликтных ситуациях, например, при признании недействительности сделки, совершенной гражданином, на­ходившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК); также следует учитывать факт причинения нравственных страданий гражданину при решении вопросов, связанных с компенсацией ему мо­рального вреда (ст. 151, 1101 ГК).
Все это, безусловно, требует понимания данного класса психических явлений, профессионально грамотной их оценки юристами (нередко с помощью психологов и психиатров) при изучении поведения субъектов различных правоотношений, учета этих психических состояний в комму­никативных процессах с различными участниками судопроизводства.
К наиболее простым формам рассматриваемых эмоциональных проявлений психики относятся эмоции (в буквальном переводе с латин­скогоemoveo -потрясаю,волную).
Эмоция — это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выража­ющих его субъективное отношение к происходящему. В эмоциях проявляются индивидуальный стиль переживаний, субъективная чувст­вительность человека в сфере его межличностных отношений[1]. Кроме того, эмоции имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают личностное «оценочное отношение человека к складываю­щимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим прояв­лениям в них»[2]. Причем на возникновение эмоций существенное влияние оказывают необычность, новизна этих ситуаций. Поэтому любая новая, личностно значимая для субъекта ситуация нередко приобретает для него в той или иной мере эмоционально окрашенную тональность.
Эмоции всегда связаны с удовлетворением либо неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Появлению эмоций также могут способствовать избыточная нереализованная мотивация субъекта, недостаток информации о каких-то значимых для него явлени­ях. Если эмоции выходят из-под контроля сознания, они могут оказывать сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, нередко препятствуя осуществлению им своих намерений, качественно­му выполнению профессиональных обязанностей, влияют на его здо­ровье. Иногда эмоциональные реакции носят довольно неопределенный, «диффузный» характер, смешиваясь, частично изменяясь, вследствие чего возникают новые эмоциональные состояния[3].
В результате человек может переживать целый- комплекс эмоций, обусловленных не только удовлетворением физиологически важных для него потребностей, но и различными обстоятельствами, связанными с условиями его бытия. Например, такие эмоции, как гнев, отвращение и презрение, образуют своеобразный эмоциональный комплекс враждеб­ности, который может перерасти в чувство враждебности, лежащее в основе агрессивного противоправного поведения.

Доминирование в мотивационной сфере личности подобных эмоций по-разному влияет на поведение людей, увеличивая либо, напротив, уменьшая, с учетом, разумеется, и других факторов, вероятность совер­шения насильственных действий.
Более емким и в большей степени социально, интеллектуально насыщенным проявлением психики по сравнению с эмоциями являются чувства, которые так же, как и эмоции, представляют собой одну из форм психического отражения действительности, выражающую отноше­ние человека к окружающему миру. Однако если эмоции чаще всего ситуативно обусловлены, то чувства в отличие от них в большей мере определяются социальными, нравственными, общественно-исторически­ми условиями, влияющими на формирование личности, характеризуют­ся большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью пережива­ний. Именно поэтому мы говорим не об эмоциях, а о чувствах патриотиз­ма, любви, сострадания, нравственного долга и т.д.
Воспитание положительных чувств является важной задачей в фор­мировании личности современного человека;
Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутрен­не противоречивые эмоциональные состояния психики (психичес­кие состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути.
Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направ­ленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событи­ям, людям.
Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущи­ми, доминирующими в структуре личности и в силу этого могут оказы­вать серьезное влияние на формирование характера.
В повседневной жизни эмоции и чувства сигнализируют человеку о воздействующей на него окружающей среде, свидетельствуют о происходящих в его организме процессах, изменениях. Иногда эмоция высту­пает в качестве признака какого-либо заболевания, которое она сопровождает. Эмоции, чувства оказывают серьезное влияние на поведение, познавательную активность людей «Давно известно, что эмоции, как и другие мотивационные состояния, влияют на восприятие Обрадованный субъект склонен воспринимать мир сквозь «розовые очки» Для страдаю­щего или опечаленного человека характерна тенденция интерпретиро­вать замечания других как критические Испуганный же субъект скло­нен видеть лишь пугающий объект (эффект «суженного» зрения) У раз­гневанного человека появляются лишь «сердитые мысли»[4].
Повышение эмоциональной напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию ре­шений.
Динамика эмоциональных состояний имеет фазовый характер Воз­буждение, активизация сменяются торможением, разрядкой, степень которых зависит от характера воздействующих раздражителей, от осо­бенностей личности.
В случае возникновения ситуации, имеющей неопределенный, противоречивый характер, субъект может испытывать двойственные (амби­валентные) эмоциональные состояния, чувства, нарушающие его привычную деятельность, вызывающие озабоченность, повышенную тре­вожность Такое психическое состояние может переживать, например,
подозреваемый, когда испытываемые им угрызения совести, чувство вины за содеянное и одновременно страх перед наказанием сопровожда­ются надеждой избежать ответственности из-за недоказанности его при­частности к совершенному преступлению
Состояние повышенной тревожности, неопределенности отрицатель­но влияет на критическое осмысление сложившейся ситуации, лишает подозреваемого возможности обдуманно противодействовать усилиям следователя. Именно на это рассчитывал известный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» следователь Порфирий Петрович, умышленно оставлявший в этом состоянии Раскольникова, не желая его, как он говорил, «психологически определять и успокаивать»
О переживании человеком сильных эмоциональных состояний свидетельствуют различные изменения в деятельности его нервной, эндокрин­ной, сердечно-сосудистой систем, выражение лица, речь, психомотори­ка. Во многом это связано с вегетативной нервной системой, влияющей на функционирование внутренних органов, частоту пульса, артериаль­ное давление, ритм дыхания, интенсивность потоотделения и т д
Экспрессивная сторона эмоциональных состояний нередко бывает наполнена смысловым содержанием, что выражается в различных фор­мах общения людей. Например, следователю приходится сталкиваться с таким довольно распространенным явлением, когда некоторые заподо­зренные лица умышленно, чтобы не проявить свою заинтересованность в деле, вызвать к себе жалость, убедить в своей непричастности к пре­ступлению, скрывают подлинные переживания, симулируют эмоции и чувства, которых у них нет, с помощью мимики, жестов и т.п.
Эмоции, чувства оказывают больше влияние на эффективность правоохранительной деятельности юриста. Велика роль эмоциональных состояний в развитии межличностных отношений следователя, прокуро­ра, судьи, защитника с различными участниками уголовного, граждан­ского, административного судопроизводства, в установлении с ними пси­хологического контакта, взаимопонимания
Владение языком эмоции и чувств — профессионально важное уме­ние юриста. С одной стороны, оно выражается в способности распозна­вать эмоциональные проявления, переживания других лиц, выявлять симулятивный характер демонстрируемых ими чувств и эмоций, с другой — это умение проявляется в правильном выборе наиболее выразительных форм реагирования, в демонстрации юристом своего эмоционального со­стояния, адекватного той или иной коммуникативной ситуации
Таким образом, эмоции, чувства, эмоциональные состояния являют­ся фактором, повышающим либо, когда они игнорируются, напротив, понижающим результативность профессиональной деятельности
Руководители правоохранительных органов должны заботиться о том, чтобы их подчиненные имели деловое, приподнятое настроение, создавать условия, исключающие появление у них негативных эмоций, всячески поддерживать у них положительные психические состояния, к числу которых следует, прежде всего, отнести состояние деловой, позна­вательной активности.

Наши рекомендации