Учебно-методические материалы

Требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа выполняется в период самоподготовки и сдается в деканат не позже, чем за неделю до зачета по данной учебной дисциплине.

Студент, не выполнивший контрольную работу, к экзамену не допускается.

Порядок выполнения контрольной работы:

1. Вариант выполняемой работы определяется в соответствии со списком студентов.

2. Работа должна быть выполнена после изучения учебной, монографической, периодической и справочной литературы по указанному варианту. Подбор литературы осуществляется студентом самостоятельно на основе указанных в данном методическом пособии источников, библиографических указателей и библиотечных каталогов.

3. Накопленный материал необходимо осмыслить и только затем приступить к написанию работы.

4. Текст работы включает в себя изложение ответов на вопросы. Содержание контрольной работы опирается на изучение научной литературы и других источников по этой теме и обязательно включает в себя ссылки на эти источники. Содержание работы излагается самостоятельно. Оформление должно быть грамотным и аккуратным.

5. Работа должна быть выполнена в срок, установленный учебными планами.

Требования к оформлению контрольной работы

1. На титульном листе обозначается: название учебного заведения, факультет и курс, на котором обучается студент, Ф.И.О. ее автора, индекс группы, вариант, дата представления работы на проверку, Ф.И.О. преподавателя.

2. Список литературы оформляется в соответствии с общепринятыми правилами библиографии: фамилия, имя и отчество автора, название книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

3. Рукописные работы не принимаются.

Перечень методических указаний к выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает:

1. Самостоятельное изучение литературы (список литературы см. в п. 11)

2. Выполнение контрольной работы (варианты контрольных работ см. в п. 7, требования к оформлению контрольной работы см. в п. 8)

3. Подготовка к практическим и семинарским занятиям (темы и содержание занятий см. в п. 5)

4. Подготовка к экзамену/зачету (вопросы к экзамену см. в п. 10)

Вопросы к экзамену

1. Этический парадокс предмета психологии.

2. Варианты «смягчения» этического парадокса.

3. Проблема «обоснованной» манипуляции сознанием клиента.

4. Проблема готовности человека стать субъектом психологической помощи.

5. Проблема поиска идеала профессионального развития. Осознание психологом целей и ценностей своего труда.

6. Этические противоречия как основа этических проблем.

7. Проблема власти над клиентом и этические «соблазны» этой проблемы.

8. Проблема «самокрасования» психолога и этические «соблазны» этой проблемы.

9. Проблема интимных отношений с клиентом и этические «соблазны» этой проблемы.

10. Проблема «профессиональных секретов» и этические «соблазны» этой проблемы.

11. Проблема «эмоционального сгорания» на работе и этические «соблазны» этой проблемы.

12. Проблема «раннего (позднего) прозрения» клиента и этические «соблазны» этой проблемы.

13. Проблема «неинтересного» клиента и этические «соблазны» этой проблемы.

14. Проблема поиска «своего клиента» или «своего психолога» и этические «соблазны» этой проблемы.

15. Основные этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога.

16. Этические проблемы психологического тестирования.

17. Этические проблемы отечественной и зарубежной психологии и психотерапии.

18. Уровни регуляции профессиональной деятельности психолога.

19. Основные этические принципы деятельности психолога.

20. Этические проблемы отношений психолога с различными группами клиентов.

21. Формирование профессионального Я психолога.

22. Профилактика синдрома сгорания психолога. Профессиональная деформация.

Учебно-методические материалы

Основная литература

1. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2004. – 516 с.

Дополнительная литература

1. Анастази А., Урбина С. психологическое тестирование. - СПб: Питер, 2001. - 688 с.

2. Венгер А.Л. Психотерапия: западная теория и российская практика //Московский психотерапевтический журнал, 2004, № 1.

3. Диянкова И. Некоторые этические проблемы в современной американской психотерапии и психологическом консультировании //Московский психотерапевтический журнал, 2002, № 4. - с.114-149.

4. Закон "О психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью" //Московский психотерапевтический журнал, 2000, № 4. - с. 151-177.

5. Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал, 2002, Т. 23. № 6. - с. 51-59.

6. Майленова Ф.Г. Разделенная ответственность в работе психолога консультанта // Человек, 2001, № 6. - с. 112-120.

7. Майленова Ф.Г. Что в кодексе тебе моем? (О взаимоотношениях психолога-консультанта и клиента) //Человек, 2003, № 3. - с. 85-93.

8. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы //Психологический журнал, 2001, Т. 22. № 1.

9. Пахальян В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? //Вопросы психологии, 2002, № 6.

10. Положение "О сертификации специалистов в области индивидуального и семейного психологического консультирования //Журнал практического психолога, 1999, № 7-8. - с. 233-241.

11. Проект Федерального Закона РФ "О профессиональной психотерапевтической деятельности" // Московский психотерапевтический журнал, 2000, № 3. - с. 156-177.

12. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие. - М, Воронеж, 2002. - 488 с.

13. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях //Психологический журнал, 2002, Т. 23. № 3.

14. Степанова М.А. О критериях профессионализма школьного психолога //Вопросы психологии, 2002, № 1. - с. 88-94.

15. Трунов Д.Г. Профессиональная деформация практического психолога // Психологическая газета, 1998, № 1

16. Трунов Д.Г. "Синдром сгорания": позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога, 1998, № 5.

17. Форман Н., Роулз Р. Этические проблемы в психологии: Британский опыт // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2004, Т.1. № 1. - с. 110-123.

18. Хамитова И.Ю. Развитие профессиональной идентичности психотерапевта. Шесть стадий процесса супервизии //Семейная психология и семейная терапия, 1999, № 3. - с. 84-98.

19. Шевцова И.В. Личностные проблемы психолога в работе с родителями. Пути их преодоления // Семейная психология и семейная терапия, 2001, № 4. - с.85-87.

20. Этические проблемы психологических исследований и психологической практики // Человек, 2002, № 6. - с. 5-20.

21. Этический кодекс психолога-консультанта //Журнал практического психолога, 1999, № 7-8. - с. 242-253.

22. Бьюдженталь Дж. Что такое "неудача" в психотерапии? // Московский психотерапевтический журнал, 2003, № 2. - с. 150-156.

23. Дианова О. "Я хочу" семейного психотерапевта как модель для клиентов Семейная психология и семейная терапия, 2001, № 1.

24. Кулаков С.А. Супервизия в повышении квалификации детских психиатров //Журнал практического психолога, 1999, № 7-8.

25. Ососков В.П., Перелыгина Е.Б., Фадеев В.В. Имидж профессии психолога как мотив профессионального выбора // Мир психологии, 2003, № 4. - с. 151-159

26. Осташко О. Понятие "больше" - не всегда "лучше" в семейной терапии // Семейная психология и семейная терапия, 2001, № 1. - с. 127-130.

27. Профессионально-этический кодекс членов межрегиональной ассоциации работников социальных служб //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2000, № 2

28. Решетников М.М. Актуальные вопросы реформ в Российской психотерапии // Журнал практического психолога, 2000, № 3-4. - с. 3-12.

29. Россохин А.В. Психоанализ в России: развитие профессиональной идентичности психоаналитиков //Психологический журнал, 2003, Т. 24. № 4.

30. Трунов Д.Г. Вы согласны на супер-игру? (Размышления о супервизорских играх) // Журнал практического психолога, 1998, № 7, с. 87-91.

31. Трунов Д.Г. Искусственное и естественное в психотерапии // Журнал практического психолога, 2001, № 5-6. - с. 68-72

Наши рекомендации