ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2_ Тема: Ощущения и восприятие

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Познание и самопознание_____________________________________________________

Продолжительность _Д^ часов План практического или семинарского занятия:

1. Вопросы, выносимые на обсуждение:

• Познание как научная категория.

• Познание и самопознание, дифференциация понятий.

• Становление психологии как научной дисциплины.

• Понятие и классификация методов научного познания

• Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания (анализ
и синтез, аналогия и моделирование)

• Развитие методов познания

• Моделирование как метод познания окружающего мира.

• Предметное познание. Эмпирические основы. Теоретические основы

• Методологическое познание. Эмпирическое основы. Теоретические основы

• Сознание как интегративный способ бытия человека.

• Понятие о сознании в философии и психологии.

• Психологическая структура сознания.

• Самосознание как сознание самости.

• Рефлексивное сознание в человеческой жизни.

• Самосознание личности.

• Механизмы самосознания.

• Этапы развития самосознания.

• Структура самосознания.

• Функции самосознания.

• Психология индивидуальности.

2. Практическое задание:

Проанализировать взаимосвязи и отличия познания и самопознания.

3. Рекомендации студентам по подготовке к занятию:

Изучить выделяемые в литературе особенности и характеристики познания и самопознания, сознания, прочитать конспекты по данной теме.

4. Рекомендуемая литература:
Основная:

1.Василенко Т.Д. Психология: тестовый контроль знаний: учебное пособие для студентов
вузов М.: ВЛАДОС, 2005 .— 109 с: ил. — (Тесты).- 300 с.

2. Л.С.Выготский Тесты Предисл.Н.Е.Веракса/учебник.: ЭКСМО-Пресс:Апрель Пресс, 2002
.— 1007 с. — (Мир психологии).

3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии [сост., предисл. Л. В. Берцфаи]/ учебное
пособие для студентов вузов М.: Академия, 2005 .— 172 с.

4. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях / учебное пособие для
студентов вузов СПб.: Питер, 2006 .— 253 с: ил.

5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / Учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по направлению и специальностям психологии. СПб.: Питер, 2004 .-430 с.
Дополнительная литература

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: (курс лекций) учебное
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности психологии. Издательский
дом Российской академии образования .— М.: ЧеРо: ОМЕГА-Л, 2005 .— 334 с: илл.

2. Першина Л.А.Общая психология / учебное пособие для студентов вузов. М.:
Академический Проект, 2004.- 447 с.

3. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии /учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по направлению и специальностям психологии. СПб.: ПИТЕР, 2006 .— 712 с.

4. Филатов Ф.Р. Общая психология / Учебное пособие-справочник для студентов вузов.

Ростов-н/Д: Феникс, 2003 - 446 с.

5. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика, М., 1994,
№6, С.24-31.

6. Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогененза //

Сибирский психологический журнал. - Вып.8-9. - 1998.

7. Клочко В.Е. Человекообразование как предмет современной психологии
образования // Образование и социальное развитие региона. - Барнаул. - 1995. - №3-4. -
С.104-112.

8. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление,
преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.
15. №1. С. 3-19.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2_ Тема: Ощущения и восприятие.

Продолжительность _Ж/ часов. План практического или семинарского занятия:

1. Вопросы, выносимые на обсуждение:

• Общая характеристика познавательных процессов.

• Опосредование в познавательной деятельности.

• Происхождение и виды ощущений.

• Классификация ощущений по различным основаниям.

• Пороги ощущений.

• Психометрическая кривая.

• Закон Вебера-Фехнера.

• Изменение ощущений.

• Понятие о восприятии.

• Виды и свойства восприятия, законы восприятия.

• Восприятие пространства, движения, времени.

2. Практическое задание:

Изучить пороги ощущений. Проанализировать иллюзии восприятия.

3. Рекомендации студентам по подготовке к занятию:

Изучить литературные источники, рекомендуемые к занятию, ознакомиться, выучить и научиться ориентироваться в терминологии, прочитать конспекты по данной теме.

4. Рекомендуемая литература:
Основная:

1.Василенко Т.Д. Психология: тестовый контроль знаний: учебное пособие для студентов
вузов М: ВЛАДОС, 2005 .— 109 с: ил. — (Тесты).- 300 с.

2. Л.С.Выготский Тесты Предисл.Н.Е.Веракса/учебник.: ЭКСМО-Пресс:Апрель Пресс. 2002
.— 1007 с. — (Мир психологии).

3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии [сост., предисл. Л. В. Берцфаи]/ учебное
пособие для студентов вузов М: Академия, 2005 .— 172 с.

4. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях / учебное пособие для
студентов вузов СПб.: Питер, 2006 .— 253 с: ил.

5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / Учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по направлению и специальностям психологии. СПб.: Питер, 2004 .-430 с.
Дополнительная литература

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: (курс лекций) учебное
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности психологии. Издательский
дом Российской академии образования .— М.: ЧеРо: ОМЕГА-Л, 2005 .— 334 с: илл.

2. Першина Л.А.Общая психология / учебное пособие для студентов вузов. М.:
Академический Проект, 2004.- 447 с.

3. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии /учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по направлению и специальностям психологии. СПб.: ПИТЕР, 2006 .— 712 с.

4. Филатов Ф.Р. Общая психология / Учебное пособие-справочник для студентов вузов.

Ростов-н/Д: Феникс, 2003 - 446 с.

5. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией// Педагогика, М., 1994,
№6, С.24-31.

6. Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогененза //

Сибирский психологический журнал. - Вып.8-9. - 1998.

7. Клочко В.Е. Человекообразование как предмет современной психологии
образования // Образование и социальное развитие региона. - Барнаул. - 1995. - №3-4. -
С.104-112.

8. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление,
преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.
15. №1. С. 3-19.

5. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы:

Статьи для анализа:

1 .Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Психические состояния человека в особых условиях

деятельности // Психологический журнал. 1983. Т.4. №6. С.92-105.

2.Куликов Л.В. Доминирующее настроение при различных акцентуациях личности //

Журнал практ. психолога. М.,1999, №7-8, С.156-165.

3. Гуткина Н.И. Инструментальный метод в детской практической психологии/УВопросы
психологии.-2003.-№1.-С17- 26.

4. Бурменская Г.В. Исследование индивидуально-психологических особенностей методом
поэтапного формирования умственных действий и понятий//Вопросы психологии.-2002.-
№5.

Наши рекомендации