Аддиктивное поведение

Девиантные формы поведения больше всего характерны для подростков, которые в силу возрастных особенностей отличаются выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к состояниям апатии и уныния. Поэтому и поведение их также отличается неустойчивостью, спонтанностью и ситуативностью. Подросток нередко совершает проступок просто потому, что внешнее давление референтной группы в определенной ситуации оказывается доминирующим (так, он присоединяется к сверстникам в асоциальных поступках из «чувства товарищества» или боязни «показаться трусом»). По сравнению с младшим школьным возрастом иной характер у подростков приобретает лживость. Если дошкольник и младший школьник (на ранней стадии этого возраста), обманывая старших и сверстников, не преследуют таких целей, которые ущемляли бы интересы окружающих, а чаще всего фантазируют в силу возрастных особенностей своей психики, то в подростковый период и где-то на подходе к нему ложь нередко становится сознательным уклонением от истины в неблаговидных целях.

В основе лжи, по мнению психологов, чаще всего лежит страх перед наказанием и правдой, выяснение которых может скомпрометировать подростка. Иногда причинами лжи являются просто хвастливость, стремление компенсировать возникшую или имеющуюся уже нравственную ущербность. Источником лжи могут быть также круговая порука, неправильное понимание дружбы.

Преодолевается лживость главным образом педагогическими мерами: доверием, внушением неизбежности разоблачения обмана, устранением боязни расплаты за допущенные проступки, разъяснением асоциальной сущности лжи.

Очень часто лживость проявляется у подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. В отличие от взрослых у подростков, начинающих пить, большое значение имеют механизмы подражания: подросток может начать пить не только ради вызываемого алкоголем чувства эйфории и испытываемого при этом психического комфорта, сколько ради любопытства. Немаловажное значение при этом имеют такие психологические особенности, как повышенное стремление к самостоятельности, самоутверждению. Нередко увлечение алкоголем у подростков служит проявлением реакции оппозиции, эмансипации. Девочки чаще пьют тайком, чтобы «никто не знал», или в компании старших подростков. Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно – нормы молодежной субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И само собой разумеется, действует отрицательный пример родителей.

Подростковая наркомания, как и пьянство, связана с психологическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. Согласно наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, связанное с влиянием группы и подражанием старшим. В настоящее время влияние алкоголизма, наркомании родителей на потомство признается в качестве неоспоримой истины. «У детей, чьи родители больны алкоголизмом или наркоманией, - считают специалисты, - повышен биологический риск развития химической зависимости. Кроме того, у этих детей выявляются различные изменения поведения: повышенная возбудимость, агрессивность, депрессия, психопатия. Попытка справиться с эмоциональными и психическими проблемами может подтолкнуть этих детей к поиску и употреблению наркотика, что вновь замыкает круг».*

В состоянии алкогольного или наркотического опьянения подростки часто проявляют жестокость и агрессивность. Нередко изощренную жестокость могут проявлять также жертвы чрезмерной родительской опеки, избалованные подростки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а я вот что могу!

Наши рекомендации