Тема 3. профессиональная репутация специалиста

Цель лекции: Каковы же критерии выбора модели поведения будущего специалиста независимо от профессиональной деятельности?

План лекции:

1. Профессиональная этика применительно к предпринимательской деятельности

2. Критерия модели формирования позитивного имиджа

3. “Теоретический” тип имиджа.

Ключевые слова: Поведение, позитивный имидж, Профессиональная этика, Деловая этика.

Поведение – это зеркало, в котором индивид отражает собственный имидж. Человек старается усваивать те модели поведения, которые приносят ему успех. Не следует забывать, что при выборе модели поведения субъект не столько зависит от самого себя, сколько от многих внешних обстоятельств. Чем ниже жизненный уровень общества, тем больше его граждане озабочены бытовыми нуждами. В обществах с высоким жизненным уровнем люди расположены к решению духовно-значимых проблем. Однако, и в первом, и во втором случае большое значение имеет духовная активность людей. Духовно ослабленный человек наиболее зависим от внешних условий. Формирование своего поведения будущим специалистом, считает В.М. Шепель, следует понимать как осмысленность действий в процессе общения. Если эти действия были заранее просчитаны, а тем более оформлены в соответствующие формы, общение обойдется для каждого с меньшими издержками.

Человек, желающий понять поступки других или свое собственное поведение, начинает с поисков причин соответствующих действий, т.е. с анализа мотивов поведения. Эти поиски не представляли бы особой трудности, если бы поведение субъекта определялось, только лишь одним мотивом. Многими экспериментами доказано, что поведение чаще всего определяется одновременным наличием нескольких мотивов. Но если у животных реакция выбора при действии комплекса раздражителей осуществляется на уровне сложных условных рефлексов, то у человека появление мотивации опосредствовано функцией сознания, которое представляет высший эволюционный уровень регуляционных механизмов нервной системы. Поэтому у человека определяющую роль в принятии и изменении решений играет “сознательный мотив”.

Говоря о мотиве, как об осознанном побуждении к определенному образу действий, следует иметь в виду, что сам по себе он не является причиной целенаправленных действий. Он лишь результат отражения в психике потребностей организма, вызванных внутренними или объективными внешними явлениями. В научных исследованиях известно значительное количество различных подходов к решению данной проблемы. Каковы же критерии выбора модели поведения будущего специалиста независимо от профессиональной деятельности?

Во-первых, позитивный имидж специалиста должен соответствовать принятым юридическим нормам поведения, т.е. закону. Уважение законов и правовых норм - отличительные признаки цивилизованных деловых отношений.

Второй составляющей является нравственная безупречность. В обществе существуют общепринятые моральные нормы, соблюдение которых совершенно необходимо специалисту: честность, справедливость, толерантность, уважительность.

В - третьих, необходимо учитывать конкретные ситуации, в которых личность действует или оказалась по стечению обстоятельств, и цели, которые он ставит перед собой. Чем более значима для человека общественно-значимая цель, тем большей “подъемной силой” она обладает.

Будущему специалисту необходимо осознать, что любое копирование чьего-то поведения приводит к потере собственного “Я”, следовательно, к потере индивидуальности. В моделировании позитивного имиджа будущего специалиста должно быть достигнуто разумное сочетание замысла и способ его реализации. Чем органичнее эта взаимосвязь, тем привлекательнее имидж человека. Чтобы сформировать оптимальный проект позитивного имиджа, с помощью которого можно было бы завоевать расположение окружающих и партнеров, будущему специалисту необходимо следовать нормам деловой этики. Профессиональная этика представляет собой совокупность принципов поведения применительно к предпринимательской деятельности. Такая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения предпринимателей, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам ведения бизнеса. Поэтому отметим в деловой этике те моральные ценности, которые являются её системными элементами.

Первая и самая важная ценность – честность и порядочность в деловых отношениях. Требование честности в бизнесе вытекает из его природы. Обман не может служить основой для нормального экономического процесса. Наоборот, он создает угрозу для интересов партнеров. Людей, сознательно идущих на обман, в деловом мире всегда осуждали, поскольку, в конечном счете, они чаще теряют, чем выигрывают. Конечно, бизнес не обходится без сбоев, злоупотреблений, элементарной непорядочности и возникающих на этой почве скандалов. И, тем не менее, главное в бизнесе, – честность, порядочность, стремление заключить взаимовыгодное соглашение, чтобы вместе с партнером двигаться дальше и развивать эти отношения.

Деловая этика базируется и на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает, что бизнесмен или менеджер должен ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу своего конкурента, что выражается в недопустимости вмешательства в его дела, ущемления его интересов. Другим основным принципом деловых отношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодолеть “с наскока” слабости и недостатки партнеров, клиентов и подчиненных. Терпимость позволяет гасить конфликтные ситуации в самом их зародыше. Терпимость рождает взаимное доверие, помогая устранить непонимание и недоверие в самом их начале. Деловые отношения всегда чреваты различного рода шероховатостями и конфликтами. Поэтому такие отношения требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении – это не только понимание соответствующих норм и целей поведения, но и умение применять эти нормы к конкретным людям. Тактичность предполагает, прежде всего, ориентацию на гуманность и благородство, внимательность и предупредительность. Общее правило такта – создать наиболее благоприятные условия для общения в жизни окружающих людей, учитывать и устранять те возможные неудобства, которые могут возникать от нашего поведения. При этом не следует превышать и меру интереса к удобствам другого человека, так как это может создать для него новые неудобства. Такт в равной степени охватывает все стороны поведения и является внешним выражением нашего внимания к людям.

Под деликатностью понимается вежливость и внимательность в общении, умении щадить самолюбие своих коллег. Деликатность – это особая, свойственная только высокопрофессиональным бизнесменам и менеджерам форма проявления корректности и искренности в общении. От такта она отличается несколько иной эмоциональной окрашенностью, большей степенью внимания, приветливости и предупредительности к конкретному человеку. Деликатность предполагает мягкое и внимательное отношение к людям, приветливость и заботу о них. Но главным свойством деликатности является умение тонко чувствовать и воспринимать состояние окружающих, и проявлять заботливую осторожность по отношению к настроениям и нуждам другого человека, умение вовремя и незаметно прийти на помощь, если он совершит оплошность или нуждается в поддержке и понимании. В то же время деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданным восхвалениям.

Наряду с терпимостью и деликатностью, формирование имиджа будущего специалиста должно быть ориентировано на такое нравственное общечеловеческое качество, как справедливость, которая предполагает объективную оценку личностно-деловых свойств людей и их деятельности, признания их индивидуальности, открытость критике и самокритичность. К общим нравственным качествам, характеризующим делового человека, следует отнести его требовательность к себе, самоотдачу в работе, а также принципиальность, уважение мнения других, чувство юмора и самоиронию.

Все вышеназванные общечеловеческие ценности и профессиональные деловые качества взаимосвязаны, и воспроизводят в целом проект поведения будущего специалиста. Проектом позитивного имиджа современного профессионала можно считать следующий набор качеств:

- профессионал уважает себя как личность и с уважением относится к другим, проявляя в деловых взаимоотношениях терпимость, деликатность и тактичность, доверяя не только себе, но и другим;

- он дорожит своей профессиональной репутацией; и потому для него в деловых отношениях необходимы: честность, порядочность, справедливость, обязательность и компетентность;

- профессионал признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; он ценит не только свободу своих действий, но и свободу своих конкурентов;

- не боится рисковать и брать на себя всю ответственность за принимаемые решения.

В основе проекта позитивного имиджа будущего специалиста лежат общечеловеческие ценности, которые можно определить и отнести к позитивным ориентирам имиджа менеджера, руководителя, лидера.

Они позволяют заранее просчитывать успех профессиональной деятельности и своевременную реакцию на производственные действия. Этот принцип требует “укладывать” свои действия в те алгоритмы поведения, которые в условиях данных обстоятельств, места и времени приносят наибольшие достижения. Сделать правильный выбор поведенческих алгоритмов означает найти такие их варианты, которые помогут стать будущему специалисту коммуникабельным, а потому делают его имидж более привлекательным для партнеров.

Мы выделяем четыре критерия модели формирования позитивного имиджа.

Первый критерий,который определяет выбор поведенческого алгоритма,–это конкретная цель, которую ставит перед собой будущий специалист. Прежде чем состоится контакт с партнером или клиентом, специалисту нужно определить, чего именно ему нужно добиться. Потом в очень простых выражениях ему четко и ясно нужно сформулировать свои интересы. Увлеченность конкретной целью не должна порождать недооценки значения последовательного соблюдения этапов движения к ней. Нужно умение определять, чего он хочет достичь именно сейчас, именно этим единственным контактом, именно этой встречей, именно этим разговором или этой беседой. Только в этом случае можно четко выразить логику достижения поставленной общей цели и выбрать последовательность операций, ведущих к успеху.

Второй критерий– это учет конкретной деловой ситуации, в которой профессионал действует или оказался по стечению обстоятельств. Только правильная оценка конкретной деловой ситуации способна помочь выбрать оптимальный для данного случая позитивный имидж. Человеку необходимо анализировать не только собственное поведение, но и реальное и потенциальное поведение других людей.

Третьим критерием выбора позитивного имиджа следует признать трезвый и самокритичный учет собственных возможностей, и целесообразность их использования в конкретных условиях. Здесь самое главное для будущего специалиста – не переоценить свои возможности: ни физические, ни эмоциональные, ни социальные. Иначе разрешение противоречий значительно усложняется.

Четвертый критерий реализуется через учет половозрастных характеристик личности, т.е. тех субъективных и профессиональных качеств, которые деловые партнеры противоположного пола вправе ожидать от руководителя, как лица, заинтересованного в их расположении. Так, женщины наиболее привлекательными качествами мужчин считают “интеллектуальную незаурядность”, “мужество”, “благородство”, а мужчины ценят в женщинах “внешнюю привлекательность” и “обаяние”. Соответствующие ожидания распространяются и на возрастные рамки взаимодействующих партнеров. Касаясь этого поведенческого критерия, нельзя не отметить, что он при создании привлекательного делового имиджа используется недостаточно полно. Как мужчины, так и женщины в деловом общении друг с другом имеют громадные резервы повышения своей коммуникабельности, а значит, и личной привлекательности.

Следующий шаг в раскрытии интересующей нас проблемы – это анализ влияния имеющихся у индивида ценностей, соблюдаемых им правил, принципов, установок на формирование алгоритмов его профессиональной деятельности и позитивного имиджа. Влияние ценностей можно представить как установки глубокого уровня воздействия.

“Теоретический” тип имиджа представлен индивидами, для которых важнейшее значение имеет раскрытие истины. Такой тип характеризуется рациональным, критическим и эмпирическим подходом к жизни. “Экономический” тип выше всего ценит то, что полезно и выгодно. “Эстетический тип” больше всего ценит форму и гармонию. Наивысшей ценностью для “социального типа” является признание и интерес людей. Доминирующим интересом “политического типа” является власть, возможность реализовать свою волю и властные полномочия.

Частью модели позитивного имиджа следует признать профессиональность его действий, профессионализм знаний, профессионализм общения и профессионализм самосовершенствования.

Позитивные ориентиры имиджирования представляют собой систему ценностей, состоящих из потребностей и профессионализма формирования образа будущего специалиста. В своей действительности и предстоящей профессиональной деятельности всегда нужно ориентироваться на идеал, эталон, который является доминирующим в системе ценностей. Функциональное значение ценностей формирования имиджа состоит в исполнении функций эталона и идеала, которые представляют собой определенную модель.

Выводы

Таким образом, модель формирования позитивного имиджа будущего специалиста напрямую зависит от выбора критериев и алгоритмов поведения соответствующих организаций. Это, естественно, не исключает использование каких-либо иных поведенческих критериев, обусловленных конкретной деловой ситуацией, а также другими обстоятельствами. Но как бы то ни было, рассмотренные критерии следует понимать как осмысленный порядок действий в процессе профессионального общения. Если эти действия будут заранее просчитаны, а тем более “уложены” в определённые рамки поведения, то общение в деловом мире обойдется для каждого работника с меньшими издержками и с большей результативностью. Обучение будущих специалистов основам имиджирования следует признать необходимым элементом всей системы подготовки к профессиональной деятельности.

Контрольные вопросы

8. Охарактеризуйте основные этапы развития информационно-вычислительных технологий.

9. В чем особенности «концепции общества потребления»?

10. По каким принципа функционирует современное общество ?

11. Каковы особенности современного социума?

12. В чем заключается так называемый «синдромом отчуждения» человека в современном социуме?

13. Дайте характеристику политической особенности современного общества.

14. Что можно отнести к важнейшим потребностям современного человека в обществе?

15. Какие меры, по вашему мнению, могли бы сделать эволюцию современного общества относительно безопасной и безболезненной?

16. В чем заключается основная идея, философии потребителя?

17. Что следует отнести к основным признакам информационного общества?

18. Какие проблемы ставит «информационная революция» перед человечеством?

19. Что подразумевается под термином «имидж»?

20. Что подразумевается под термином «позитивный имидж?

21. Как формируется «негативный имидж»?

22. Что представляет собой «нейтральный имидж»?

23. Как в зарубежной практике представлен имидж?

24. Что входит в структуру модели позитивного имиджа?

25. Охарактеризуйте процесс моделирования личного имиджа будущего специалиста.

26. Дайте определение понятий: «поведение», «модель поведения», «сознательный мотив».

27. Каковы критерии выбора модели поведения будущего специалиста независимо от профессиональной деятельности?

28. Что представляют собой критерия модели формирования позитивного имиджа?

Задание

Контрольная работа должна быть выполнена в форме аналитической записки объемом не более 5 листов (шрифт Times New Roman, 14 размер, полуторный интервал).

Выбор темы контрольной работы производится студентом самостоятельно. Написание работы осуществляется студентом во время самостоятельной работы. Контрольная работа может рассматриваться как одна из форм промежуточной аттестации. В этом случае оценка за нее является составной частью аттестационной оценки.

Темы контрольных работ
1. Формирование современного имиджа судьи: стратегии построения. 2. Проблема формирования имиджа и философии фирмы. 3. Фирменный стиль и его роль в создании корпоративного имиджа. 6. Формирование имиджа делового человека. 7. Имидж политического лидера. 8. Деловая риторика как элемент имиджа бизнесмена. 9. Роль ораторского искусства в создании имиджа политика
10. Невербальные компоненты современного имиджа. 11. Типы имиджей в различных сферах человеческой деятельности и технологии их формирования. 12. Имидж организации.

Рекомендованная литература

1. Социальная психология: Учебник для студентов высших специальных учебных заведений.-3-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2008.-335 с.

2. Шейнов В.П. Психотехнологии влияния / В.П. Шейнов.- М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2007.-448 с.

3. Деркач А.А, Зазыкин В.Г. Психологические факторы эффек­тивности профессиональной деятельности кадров госслужбы // Психология профессиональной деятельности кадров государст­венной службы. М., 1996.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

5. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.1997.

6. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994.

7. Атватер И. Я вас слушаю… М.1984.

8. Баркер Э. Как сделать собрание эффективным. М. 2003.

9. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. Санкт-Петербург- Москва-Харьков-Минск. 1997.

10. Блэк С. Введение в Паблик рилейшнз. Ростов-на–Дону. 1998.

11. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и ПР. Ч. 1. - Спб, 1995.

12. Горохов В.М., Комаровский В.С. Связь с общественностью в органах государственной службы, М.1996.

13. Денисон Д., Тоби Л. Учебник по рекламе. Как стать известным, не тратя денег на рекламу. М.1997.

14. Доти Д.И. Паблисити и паблик рилейшнз. М., 1998.

15. Дэйвис Ф. Ваш абсолютный имидж. Книга для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. М., 1997.

16. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. PR. СП.-б, 1997

17. Калиберда Е.Г. Связи с общественностью: вводный курс. М.2003.

18. Капитонов Э.А. Организация службы связей с общественностью.

19. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. М. 2003.

20. "Открытые методики рекламы и Public Relations "Рекламное Измерение" http://www.triz-ri.ru/ (Интернет-сайт)/

21. PR в России. Международный профессиональный журнал-альманах. М.

22. PR-диалог. Профессиональный научно-популярный журнал. М.

23. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. М.2003.

24. Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.

25. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Опыт лучших компаний. М.1986.

26. Почепцов Г. Паблик рилейшнз или как успешно управлять общественным мнением. - М. 1998.

27. Пресс-служба. Всероссийский специализированный журнал. Нижний Новгород.

28. Связи с общественностью как социальная инженерия (Под ред. В.Ачкасовой, Л.Володиной), М.,2005.

29. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник для студентов вузов экон.спец. М.1998.

30. Теппер Р. Как овладеть искусством делового письма: 250 писем и записок в помощь менеджеру. М. 1994.

31. Чалдини Р. Психология влияния. Санкт-Петербург, 1999.

32. Шепель В.М. Имиджиология: Секреты личного обаяния. М., 1994.

33. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. Санкт-Петербург, 2002.

34. Эксперт-Сообщение. Технологический журнал для гуманитариев. М.

Модуль 2. Формирование имиджа будущего специалиста

ТЕМА 4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА

Цель лекции: Рассмотреть содержания и структуры имиджа

План лекции:

1. Проектирование содержания и структуры имиджа

2. Деловой позитивный имидж

3. Формирование позитивного имиджа будущего специалиста

4. Проектирование личного имиджа

Ключевые слова: образ, имидж, внешняя привлекательность, культура одежды, манеры общения, мимика, имиджирование.

Деятельность специалиста формирует профессиональный имидж. Имидж формируется с двух сторон: с одной стороны, - как соответствие стандартам, формируемым средствами массовой коммуникации, с другой, - как отражение определенных характеристик субъекта и организации. Проектируемый имидж должен соответствовать представлениям общества.

Проектирование содержания и структуры имиджа состоит из последовательности шагов и формирования элементов, которые носят вариативный характер. В области бизнеса центральное место занимает имидж корпорации (организации), который включает следующие элементы:

-отбор и формирование отличительных характеристик организации;

- идеализация позитивно воспринимаемых характеристик организации, и акцентирование внимания на их социальной значимости;

- включение идеальных представлений об организации в систему ценностей потребителей товаров и услуг;

- разработка знакового образа организации.

Специфический набор элементов имиджа руководителя несколько отличается от элементов имиджа организации:

- выявлением позитивно воспринимаемых психологических особенностей личности;

- их акцентирование и затушевывание, микширование особенностей не очень выигрышных в общественном мнении;

- выработка социально-приемлемой модели поведения, отработка специфической для руководителя манеры общения;

- создание образа через изменения в одежде, прическе, образе жизни;

- формирование имиджа ближайшего окружения.

Поскольку имидж всегда относительно подвижен, динамичен, то к нему вполне применимы процессы алгоритмизации и выработки технологий1.

Немногочисленные работы по имиджу чаще всего изучают практику построения политического имиджа, при этом теоретические проблемы практически не рассматриваются. В большинстве случаев, авторы считают имидж интуитивно ясным, и ограничиваются сведйнием имиджа к описанию стратегии политического поведения субъекта с выработкой соответствующих рекомендаций. Критерии имиджа предельно утилитарны: имидж хорош тогда, когда политик следует "правильным рекомендациям" и, благодаря этому, достигает заранее поставленных целей.

Попытка конструирования теоретической модели имиджа представлена в работе "Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа", где А.П. Федоркина и Р.Ф. Ромашкина отмечают, что "обозначенный контекст предполагает исследование имиджа как социально-психологического явления, отражающего влияние на него не только сознательного, но и бессознательного компонентов психики различных социальных групп, мотивации их поведения, а также формирование образов государственных чиновников, которые затребованы сегодня народными массами2. Важно подчеркнуть, что в имидж включены и подсознательные компоненты психики.

В.Н. Маркин в работе "Я" как личностная характеристика государственного служащего" пишет о природе имиджа: «имидж - это не маска, не приукрашивание своего профессионального облика. В реальной жизни, конечно, существует и это. Но данный аспект в технологии имиджирования, на мой взгляд, - не главное. Стержневое здесь - возможность передать информацию о себе, о своих истинных, глубинных (личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях…"1. В большинстве работ имидж сводится к особому психическому образу. Научный анализ имиджа представлен в известных работах В.М. Шепеля2. Он отмечает, что имидж - это визуальная привлекательность личности. Счастлив тот, кто обладает от Бога привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатию людей благодаря искусству самопрезентации3.

Данную проблему следует понимать в более широком контексте, исходя из следующих посылок:

- к имиджу имеет отношение не всякий образ, не всякое отражение личностных характеристик субъекта;

- образ специалиста становится некоторой ценностью лишь в определенной социальной среде: в группах руководителей, творческой интеллигенции, лиц свободных профессий;

- имидж принципиально не тождественен психическому образу, и обладает явно выраженными социальными качествами;

- предметное поле в исследовании имиджа состоит в построении системы канализированной межличностной коммуникации; целью формирования имиджа является технология разработки позитивного образа у массовой аудитории.

Почепцов Г. в работе "Имиджмейкер" фиксирует, что "на пересечении коммуникативной действительности с реальной работает целый ряд новых научных дисциплин. Среди них - теория переговоров, пропаганда, реклама, лоббизм, паблик рилейшнз"[7]. Возникли целые индустрии, связанные с потребностями лиц, государственных органов власти и корпораций с организацией коммуникативного пространства для воспроизводства желаемых впечатлений, шифруемых в образах и символах.

В прикладных исследованиях имиджа выделяется три тенденции рассматриваемой проблемы.

К первой относятся научно-популярные публикации, рекламирующие некие универсальные, простые, но эффективные приемы построения имиджа, легко доступные каждому[8]. В этих работах явно выражен инструментальный подход и модальность практических рекомендаций. Субъекту инструктивно предписано, как правильно смотреть, говорить, ходить, как определять черты характера человека по невербальным характеристикам и поведению и т. д. Советы не выходят за пределы здравого смысла, что не делает их научно убедительными.

Вторая группа публикаций отличается научной ориентацией в изучении отдельных частных сторон бытия имиджа. Прежде всего, это огромное число работ по разным направлениям психодиагностики, от патопсихологических до онтопсихологических методик[9]. В последнее время появились работы, показывающие образцы прикладного исследования в микроэкономике, в том числе изучающие стиль руководства и имидж руководителя производства чаще всего за пределами госсектора, в масштабах фирмы[10].

Для третьей группы публикаций, которые можно обозначить как имиджевый подход, характерно изучение индивидуально-личностных качеств и создание технологий формирования имиджа чаще всего современного руководителя или мененджера, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям социальной группы. Выделяются основные индивидуально-личностные качества, которые должен демонстрировать для своего успеха менеджер: сила, щедрость, справедливость, властность, доброта. Основной недостаток данного подхода заключается в том, что, описывая идеального руководителя, авторы уделяют внимание только внешним характеристикам, упуская внутренние, психологические свойства личности.

Чтобы быть хорошим специалистом (менеджером) и сильной личностью внешней привлекательности недостаточно. Она желаемый, но совсем не решающий компонент имиджа. Термином “имидж” (от английского Image – “образ”, “изображение”, “отражение в зеркале”) обозначается облик человека, та форма жизнепроявления субъекта, благодаря которой “на люди” выставляются наиболее значимые качества личности. “Имидж – это целенаправленно сформированный образ какого-либо лица, явления, предмета, выделяющий определенные ценностные характеристики и призванные оказать эмоционально – психологическое воздействие, на кого-то в целях популяризации, рекламы и т. д.”[11]. В.М. Шепель об этом пишет: “Среди них приоритетным следует признать воспитанность, эрудицию, профессионализм. Вот те “три кита”, на которых надежно держится имидж конкретной личности”[12]. Эти слагаемые имиджа присутствуют в сознании многих людей. Они своеобразный “строительный материал” некоего представления имиджа. Оно часто неосознанно проецируется на отдельного человека. Чем он лучше “сложится” на него, тем психически продуктивнее происходит в нашем сознании утверждение имиджа. Чем активнее мы проделываем подобную психическую процедуру в отношении, какого-либо лица, тем настойчивее в своих ожиданиях проявления этим лицом воспитанности, эрудиции, профессионализма. Элементами системы имиджа, по мнению Ф.А. Кузина, являются “внешняя привлекательность, культура одежды, манеры общения, мимика, владение искусством устной и письменной речи, соблюдение правил и условностей делового этикета, следование конструктивной поведенческой стратегии, соблюдение норм служебной субординации и требований культуры делового взаимоотношения, использование эффективной поведенческой техники, создание хорошего впечатления о себе, постановка вопросов и техника ответов на них, выбор обоснованной поведенческой тактики, проведение с собеседниками различных психологических типов взаимодействия”[13].

Бобби Джи в книге “Имидж фирмы” утверждает, что имидж образа жизни может превратиться в определяющий фактор при выборе одного из кандидатов на продвижение по службе. При раскрытии содержания термина “имидж”, необходимо использовать элементы, которые служат фундаментом для построения успешного бизнеса: мировоззрение, долгосрочные цели, принципы и стандарты. Она считает, что мировоззрение должно стать основой для принятия решения, а имидж и репутация являются основными причинами победы или поражения в бизнесе и общественной жизни[14]. Профессиональные требования к разным видам деятельности различаются по предмету труда, целям, средствам и условиям труда. Все эти особенности накладывают свои требования к профессиональному имиджу. Логично предположить, что в основе формирования такого имиджа лежат личностно-профессиональные качества субъекта. Они формируются в процессе социализации личности, в становлении ее профессионализма. В процессе профессионального становления руководителя необходимо происходят структурные изменения личности. Расширяется круг интересов и изменяется система потребностей. Со временем происходит возрастание потребности в самореализации и саморазвитии, что приводит к повышению квалификации и компетентности, развитию умений и навыков, освоению новых алгоритмов решения профессиональных задач, формированию креативности деятельности. Специалист реализует профессиональные качества, определяемые спецификой деятельности, повышается его психологическая готовность к решению сложных производственных проблем, осуществляется развитие инвариантов профессионализма.

Достижение вершин в любом виде профессиональной деятельности в современных условиях достигается за счет формирования и использования позитивного имиджа. Термин “позитивный” означает, что тот облик, который принимает человек, обладает в общественном мнении социально-приемлемыми качествами, а негативный имидж отражает, соответственно, социально-негативные характеристики. Он может быть сформирован, например, средствами массовой информации независимо от реальных качеств организации и руководителя, преодолеть отрицательное восприятие бывает достаточно сложно. Негативный (отрицательный) имидж означает неадекватное, неверное, ложное отражение внешнего и внутреннего образа личности в общественном сознании. Негативный имидж может отражать обществом не приемлемые качества личности. Понятно, что в зависимости от исторической эпохи, господствующих нравственных и эстетических представлений одни и те же качества конкретной личности будут восприниматься в различной системе оценок. Нейтральный имидж - это невыразительность внешних и внутренних качеств личности, их отсутствие в общественном мнении. В реальности нейтрального имиджа не бывает, поскольку имидж отражает качественные характеристики личности, и оценивается через противоположные категории: “позитивный - негативный”, “положительный – отрицательный”, “плохой – хороший”. Но как понятие, на наш взгляд, термин “нейтральный имидж”, как еще не сформированный, не законченный, не “ставший” имеет право на существование. Он может быть нейтральным, неявным, но в любом случае он воздействует на эмоционально - чувственный пласт личностного восприятия. Имея элементы искусства в своем составе, имидж воспринимается на чувственном уровне отражения, и обязательно должен “нравиться – не нравиться”, хотя объективно критерием оценки являются конкретно-исторические нормы нравственного и эстетического восприятия.

Деловой позитивный имидж позволяет создать первое впечатление о человеке, его профессиональной деятельности. Такой имидж есть его фирменный знак, его внешняя вывеска. Чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет и общественная репутация организациии, которую он представляет. Необходимость обладания позитивным имиджем становится все более очевидной. Опыт мирового цивилизованного предпринимательства доказал, что без позитивного имиджа наивно рассчитывать на успешное ведение всех видов деятельности и пользоваться достойной репутацией в деловых кругах. Позитивный имидж следует считать важной составной частью культуры, а обладание им — существенной личностной и профессиональной характеристикой.

Если обратиться к истории возникновения имиджа, то понятие “имидж” появилось впервые в зарубежных исследованиях. П. Берд определяет имидж, как восприятие человека другими людьми. Общая картина личности индивида в глазах окружающих складывается из того, как он говорит, смотрит, одевается и действует; имидж отражает способности и моральные качества, позу и движения.

Поскольку имидж отражает свойства личности, то он так же многогранен, поэтому, в разных ситуациях человек предстает перед окружающими порой в довольно разных видах. Но, какой бы имидж индивид не старался предъявить миру, он должен быть отражением его внутренней сути, интериоризированных социальных норм и прочно базироваться на них.

В зарубежной практике не существует сомнений в обязательности имиджа фирмы или делового человека. Подобное отношение к нему “впечатано” в менталитет деловых людей независимо от занимаемого ими места на служебной лестнице. Имидж выступает как составная часть культуры делового общения. Имидж – это своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с людьми. Имидж делового человека – мощное психологическое средство, оказывающее эффективное воздействие на его клиентов и на него самого. Люди, занимающиеся управлением и бизнесом, всегда озабочены поиском средств эффективного воздействия на других. Одним из таковых и является имидж. Под имиджем понимают образ человека авторитетного, респектабельного, имеющего высокий социальный статус. В социологических опросах такой человек обычно получает высокий рейтинг. В современном понимании термин “имидж” близок к термину “харизма”, которым древние греки обозначали “одаренность”, “мудрость”, “святость”. Люди, обладающие совокупностью таких качеств, во все времена обладали особой силой влияния на окружающих. Профессионалы, наделенные харизмой, обычно выполняют функции общественных лидеров. И.Д. Ладанов выделяет систему особенностей, присущих таким лидерам. Эти люди имеют внушительную внешность, они привлекательны, обладают завидной осанкой и умением прекрасно держаться; независимым поведением. В перипетиях жизни эти люди полагаются в основном на себя, хотя во многом доверяют другим лицам. У них отлажены риторические навыки, развиты жестикуляция и телодвижения, они обладают достойными манерами. Они всегда собраны, держатся с полным сознанием своей значимости, однако, без демонстрации личной надменности. Для них характерна спокойная реакция на похвалу и критику. Они терпеливо выслушивают злословие в свой адрес, благодарят окружающих за комплименты, но деликатно дают понять, что впредь этого делать не стоит. Наблюдая за деятельностью руководителей, носителей высокого положительного имиджа, И.Д. Ладанов пришел к выводу, что люди наделены или природной, или приобретенной (сформированной) суггестией. Суггестия – это психологическое свойство и умение человека влиять на других людей. Оно проявляется, как безотчетно, так и при помощи специальных приемов. В сущности, суггестия вписана в имидж субъекта деятельности1.

В основе формирования позитивного имиджа лежит образ. Образ – это мысленная картина, которая возникает в сознании человека, в результате непосредственного или опосредованного отражения действительности. В образе отражены не только внешние, но и внутренние, сущностные характеристики отражаемых объектов, предметов, явлений. Непосредственно не наблюдаемые черты приписываются объектам исходя из представлений самого субъекта, из его сложившихся стереотипов восприятия как внешнего мира, так и субъективного внутреннего мира личности. В дальнейшем внутренний образ собственного “Я” выступает в качестве регулятора поведения. Позитивный имидж - это способность убедить окружающих, что субъект является воплощением тех лучших, социально-приемлемых, идеальных качеств, которые они хотели бы иметь, если бы были на месте этого человека. Позитивный имидж отражает не только свойства личности, но и специально наработанные качества. Это – внешний облик, психологические черты, социальное поведение, манеры, стиль одежды, культура речи. Для некоторых публичных профессий совершенно необходимо “имиджирование” – своего рода манипулирование внешними характеристиками с целью создания благоприятного впечатления. Для будущего специалиста создание и поддержание имиджа предполагает соблюдение как норм моды, но в то же время необходим и определенный консерватизм, солидность, респектабельность.

Формирование позитивного имиджа будущего специалиста предполагает овладение технологиями самоопределения и самопрезентации. Часто не имея достаточных знаний гуманитарной направленности, особенно в области создания своего облика, человек, тем не менее имиджем обладает, и в его деятельности обязательно имеет место самопрезентация – представление себя другим. Деятельность специалиста обязательно содержит самоопределение – управление впечатлениями о себе с помощью имиджевых стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям. Таким образом, правомерно утверждать, что понятие “имидж” соотносимо только с характеристиками личности. Основу для формирования позитивного имиджа будущего специалиста составляют такие личностные качества индивида, как его коммуникабельность или способность легко сходиться с людьми, а также эмпатичность - способность к сопереживанию и сочувствию. Совершенно необходима установка на то, чтобы выслушать и понять других, красноречие как способность воздействовать словом в своих интересах на окружающих. В формирование позитивного имиджа вовлечены нравственные ценности, психологические механизмы влияния на людей, навыки упреждения и преодоления конфликтных ситуаций. На создание имиджа влияет жизненный опыт человека, его интуиция, личностный потенциал, знание и соблюдение норм делового этикета, логика внутренней и внешней речи, владение техникой постановки вопросов и ответов, выбор необходимой тактики поведения в разных социальных группах и с собеседниками различных психологических типов.

Содержательно имидж – это внешний и внутренний образ в глазах окружающих. Он складывается из образа организации, деловых коммуникаций, профессионального этикета, стратегии поведения и т.д. Его элементами являются как внешний вид, так и образ организации, которые, фактически, есть его первооснова. Внешний вид состоит из слагаемых, основными из которых являются умение выбирать и носить соответствующие одежду, прическу, владение невербальным поведением. Зарубежные исследователи под культурой одежды понимают создаваемый облик с помощью одежды, которая играет важную роль в том, как вас воспринимают другие. «Мы судим о книгах по обложкам, а о людях по одеждам, и это - проверенный факт»1.

Энн Мэри Саббат считает, что человек может потратить тысячи долларов и приложить немало усилий, чтобы получить научную степень. Он, без сомнения, может обладать обширными полезными знаниями, однако, его внешний вид остается одним из главных факторов, который вызывает у других людей желание работать с ним и для него2. По мнению В.М. Шепеля, умение подобрать “под себя” одежду, а еще важнее – носить ее по хорошему “манерно”, составляет важную часть имиджирования. Хотим мы того или не хотим, но наша одежда является наглядной многомерной информацией, своеобразной визитной карточкой1. Профессиональная деятельность предъявляет особые требования к одежде. Внешний облик специалиста – это первый шаг к успеху, поскольку костюм служит своеобразным кодом, свидетельствующим о степени солидности и надежности его предприятия. Красивая и гармоничная, модная одежда украшает человека, делает современнее и привлекательнее его внешность, заставляет внутренне подтягиваться, вызывает у окружающих позитивные ощущения и настроения.

Одежда для специалиста - один из важных факторов престижа, способ доказать свою деловую значимость. Правильно подобранный деловой костюм может создать благоприятное впечатление, подчеркнуть профессионализм и личные качества, такие как организованность, собранность, подтянутость, опрятность и аккуратность, и тем самым повлиять на окружающих. Например, имидж руководителя должен отличаться от имиджа простого исполнителя. Если для работника важны деловитость, аккуратность и дисциплинированность, то руководитель должен нести в своем облике черты сильной и уверенной в себе личности, в которой профессионализм сочетается с высокой культурой и значимости своего статуса. В образе руководителя должны присутствовать повышенная официальность и недопустимость панибратских отношений.

Следующий компонент, входящий в определение понятия “имидж”, это деловые коммуникации. То, что мы говорим и как это делаем, во многом определяет успех в достижении поставленной цели, т.к. конкретность, логичность и убедительность речи являются обязательными условиями любого делового общения. Правильная речь есть центральный элемент личного имиджа. В телефонном разговоре она является тем единственным каналом, через который передается представление о себе. Это дает основание заключить, что речь – как важнейший компонент личности любого человека - является одной из основных составляющих делового имиджа современного руководителя.

Вербальные коммуникации сопровождаются невербальными характеристиками. В основе невербальных характеристик - экспрессия движений. Благодаря динамике каждый человек владеет языком тела, то есть беззвучным языком, состоящим из жестов и мимики, без которых имидж малоэффективен. Владение средствами невербальной коммуникации необходимо для успешного делового общения и для соблюдения приличий в неформальном общении, т.к. невербальные коммуникации - поза, жесты, мимика - несут в себе большую часть всей передаваемой и получаемой в процессе общения информации.

Другой компонент входящий в определение понятия “имидж”, это профессиональный этикет (респектабельность манер). Под респектабельностью манер мы понимаем знания, умения и навыки применения всех видов этикета. Существует несколько видов этикета: деловой, служебный, телефонный, ресторанный, дорожный, международный и каждый из них заслуживает внимательного изучения. С этими видами этикета обязательно сталкиваются все независимо от профессиональной деятельности, и высокий уровень профессионализма обусловлен знаниями по этикету.

Понятие этикет, имеет простое и практичное определение - “этикет это то, что и когда следует делать”[15]. Хорошие знания правил этикета проявляются в респектабельности манер, помогают благополучно преодолеть многочисленные колебания при непосредственном общении или переписке с другими людьми.

Проектирование личного имиджа – это, в сущности, изменение личностных и профессиональных характеристик. Этот процесс предполагает, прежде всего, выбор образа поведения, мышления и действий. Следующий этап - составление мысленного сценария поведения в новой роли. В этом случае необходимо мысленно отрепетировать свое пове­дение в принятой роли, “прожить” определенные отрезки жизни “нового че­ловека”, которым будущий специалист может стать. Затем следует претворение принятого сценария в жизнь: это испытание избранной роли на практике. Таким образом, для того, чтобы изменить имидж, потребуется спроектировать новые характеристики поведения.

Для создания позитивного имиджа необходимо: изменить свою внешность, невербальные характеристики, приобрести навыки устной и письменной коммуникации, изучить правила и нормы делового этикета, создать новую модель поведения.

Если человек меняет свой внешний вид, то, соответственно, меняется и его поведение. Поведение включает все компоненты позитивного имиджа, и, в то же время, как зеркало отображает все произошедшие изменения. Когда человек решает изменить в лучшую сторону свой имидж, т.е. сделать его позитивным, то хочет он этого или нет, он меняется, а, точнее, идет процесс формирования соответствующей стратегии поведения.

Для того, чтобы изучить процесс проектирования стратегии поведения, необходимо рассмотреть само понятие “поведение”, виды поведения и все, что с этим связано.

Темы контрольных работ
1. Формирование современного имиджа судьи: стратегии построения. 2. Проблема формирования имиджа и философии фирмы. 3. Фирменный стиль и его роль в создании корпоративного имиджа. 6. Формирование имиджа делового человека. 7. Имидж политического лидера. 8. Деловая риторика как элемент имиджа бизнесмена. 9. Роль ораторского искусства в создании имиджа политика
 

Рекомендованная литература

1. Социальная психология: Учебник для студентов высших специальных учебных заведений.-3-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2008.-335 с.

2. Шейнов В.П. Психотехнологии влияния / В.П. Шейнов.- М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2007.-448 с.

3. Деркач А.А, Зазыкин В.Г. Психологические факторы эффек­тивности профессиональной деятельности кадров госслужбы // Психология профессиональной деятельности кадров государст­венной службы. М., 1996.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

5. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.1997.

6. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994.

7. Атватер И. Я вас слушаю… М.1984.

8. Баркер Э. Как сделать собрание эффективным. М. 2003.

9. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. Санкт-Петербург- Москва-Харьков-Минск. 1997.

Наши рекомендации