Коллектив как социально-специфическое понятие.
Содержание понятия коллектива со временем меняется, так как это не только психологическое, но и социально-идеологическое понятие. Оно несет на себе явный отпечаток тех условий, в которых зарождается, живет и развивается коллектив. Если сравнить между собой те определения коллектива, которые давались учеными в первые годы после Октябрьской революции, когда еще некоторое время существовал определенный плюрализм политических взглядов и идеологий, а гуманитарные науки еще не находились под тяжелым прессом единственной идеологии, с теми определениями коллектива, которые появились позднее, начиная с 30-х годов, то между ними можно обнаружить серьезную разницу. В определении коллектива, предложенном в свое время В.М.Бехтеревым, не подчеркивался приоритет коллективного начала над индивидуальным, общности над личностью, не содержалось идеи доминирования коллектива над личностью, необходимости обязательного подчинения личности коллективу. Это появилось позднее в трудах А.С.Макаренко, которые создавались уже в другую эпоху, под прямым идеологическим давлением тоталитарной системы.
Сейчас времена меняются вновь, и это, естественно, должно отразиться на определении коллектива, соответствующем новой эпохе. Если в понимании развитости личности на первый план вышли такие категории, как совесть, нравственность, гуманизм, доброта, свобода и ответственность, то нечто аналогичное должно произойти и с пониманием коллектива: ведь теоретически и практически личность и коллектив самым тесным образом связаны друг с другом. Поэтому современное определение коллектива, приводимое в данном учебнике, существенно отличается от определений, с которыми мы совсем недавно, например, в 70-е годы, встречались на страницах психологической литературы. Под этим же углом зрения следует рассматривать и ряд критических замечаний в адрес педагогической теории и практики коллективистского воспитания. Основу прежней коллективности (до начала перестройки) составляло чувство общности, сплоченности, единства. При этом каждый член коллектива выступал не как личность, а как индивид — типичный представитель данного коллектива, и в своей индивидуальности рассматривался как отражение психологии коллектива. Но «как только кто-нибудь начинает вести себя так, как будто он всего лишь частица «высшего» целого и только это целое играет определяющую роль, он начинает получать истинное наслаждение от того, что удалось «сбросить» с себя хотя бы часть ответственности. Эта тенденция к избеганию бремени ответственности оказывается мотивом для любых форм коллективизма». Так писал В.Франкл, известный в современном мире специалист в области психологии личности, и добавлял, что истинное сообщество — это сообщество ответственных личностей. Оно в принципе не может быть построено на началах тотальной коллективности. Когда дело в обществе, строящемся именно на такой основе, доходит до оценки человеческих поступков, коллективизм нередко приводит к нелепым заблуждениям. «Вместо конкретного, персонально ответственного индивида идея коллективизма подставляет лишь усредненный тип, а вместо личной ответственности — конформность и уважение к социальным нормам». С такого рода не очень лестной оценкой нельзя не согласиться, если иметь в виду не теорию, а практику существования коллективистской системы воспитания.
Управление группой.
Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение отдельных членов группы обычно осуществляется и через официально назначенных лиц — руководителей, и через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов данной группы, имеющих в ней высокий статус и именуемых лидерами. Авторитет лидера в группе обычно не менее силен, чем авторитет руководителя. Лидер в состоянии поднять, увлечь членов группы на любое дело. Нужен ли лидер в группе и почему он появляется в ней?
Права, данные руководителю группы, не всегда достаточны для того, чтобы в любой момент деятельности побудить членов группы на совершение нужных поступков. В жизни любой группы немало таких моментов, когда нужно убеждать, а не приказывать, просить, а не распоряжаться, и здесь лидер незаменим. В роли лидеров могут выступать и официальные руководители групп, но на практике это случается редко, так как качества лидера и руководителя, их внутригрупповые функции не только не совпадают, но иногда прямо противоположны.
Например, задача руководителя в конфликтной ситуации, мешающей работе, заключается в том, чтобы снять конфликт и сделать так, чтобы он не мешал работе. Права, данные руководителю, иногда допускают делать это ценой ущерба, наносимого некоторым личным интересам отдельных членов группы. В этой же ситуации задача лидеров будет совсем иной: снять конфликт путем принятия во внимание личных интересов каждого участника, даже ценой нанесения некоторого ущерба работе. В заботах руководителя на первом месте обычно находится дело, а в хлопотах лидера — человек со всеми его эмоциями. Далеко не все руководители, успешно справляющиеся с «деловыми» функциями, столь же уютно чувствуют себя, когда в группе возникают проблемы межличностных отношений. Часто хороший руководитель является посредственным лидером, и наоборот.
Но при всех условиях лидер в группе нужен. Его необходимость диктуется тем, что в каждой группе существуют и должны кем-то регулироваться две взаимодополняющие системы отношений: деловые и личные. Если каждая из них не отрегулирована, если отношения, складывающиеся в одной системе, противоречат отношениям, культивируемым в другой, то такая группа не сможет успешно работать, никогда не станет высокоэффективной. Это обстоятельство и требует наличия в группе лидера наряду с официальным руководителем.
Кто может стать и реально становится лидером в группе? Как и при каких условиях это происходит? На два этих вопроса в науке имеются разные ответы. Обсудим их.
Одни ученые считают, что настоящим лидером в группе, способным повести за собой остальных ее членов, становится человек, который обладает особым набором лидерских личностных черт. Эти черты, полагают сторонники данной точки зрения, даны человеку от природы. Тот, кто лишен специфических лидерских черт и способностей, никогда не становится хорошим, признанным лидером, имеющим высокий статус в группе.
Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной точки зрения, которая, казалось бы, подтверждается и жизненными наблюдениями (действительно, далеко не каждый человек в жизни становится хорошим лидером), до сих пор не удалось обнаружить у лидеров каких-либо специфических особенностей, свойственных только им и существенно отличающих их от остальных людей. В силу этого обстоятельства возникла альтернативная точка зрения, отрицающая наличие у лидера специфических черт: выход человека в лидеры — результат взаимодействия между ним и группой. Если индивидуальные особенности этого человека, проявленные им в совместной деятельности и общении с остальными членами группы, соответствуют требованиям сложившейся ситуации, то в этой ситуации он становится лидером. При изменении групповой задачи и требований ситуации лидером может стать кто-то другой. В принципе для каждого человека в группе можно определить такие условия, при которых он станет лидером, и для этого вовсе не обязательно обладать какими-то специальными «лидерскими» чертами.
Истина, скорее всего, находится между этими двумя позициями и предполагает их интеграцию. Чаще всего лидером становится тот, у кого есть какие-либо особенности, ценимые членами группы, и одновременно тот, кто располагает чертами, нужными группе именно в данный момент времени.
Кроме понятия лидерства в психологии используется другое уточняющее представление о нем, в частности понятие стиля лидерства. Стиль лидерства — это совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на других членов группы, среди которых он имеет высокий статус. Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократичный и либеральный.
Авторитарный стиль характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за действиями ведомых. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство, подвергать сомнению, оспаривать принимаемые им решения. Он четко разделяет свои собственные права и обязанности ведомых, ограничивая действия последних лишь исполнительскими функциями. Для него идеальный подчиненный — дисциплинированный исполнитель.
Демократичный стиль лидерства отличается от авторитарного тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой. Он не проводит четкой линии между собственными правами и обязанностями ведомых. Часть своих полномочий он добровольно передает членам группы; они в свою очередь так же добровольно принимают на себя часть его обязанностей, если в этом возникает необходимость. Демократичный лидер особенно ценит таких подчиненных, кто самостоятелен и инициативен, творчески подходит к работе. Он уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.
Либеральный стиль лидерства — это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы. Все вопросы внутригрупповой жизни в этом случае решаются коллективным мнением, которое в группе принимается как закон, и этому в своем поведении следуют не только рядовые участники группы, но и сам ее лидер. Фактически в данном случае он является лидером лишь номинально.
На протяжении многих лет исследования лидерства перед психологами неоднократно возникал вопрос: какой из рассмотренных стилей лидерства наиболее целесообразен? Поначалу, когда только еще зарождались соответствующие исследования, считалось, что демократичный стиль лидерства является наилучшим. Действительно, в нем больше привлекательных черт, чем в других. При данном стиле лидерства в группе создается самая благоприятная атмосфера для творческой работы и для удовлетворения других важных социальных потребностей людей. Этот стиль лидерства способствует постановке и решению группой наиболее сложных задач. Он и людьми психологически воспринимается как наиболее благоприятный.
И, тем не менее, сказать, что данный стиль лидерства является наилучшим и к нему надо стремиться во всех без исключения случаях жизни, нельзя. Нередко предпочтительнее оказывается авторитарный и даже либеральный стиль лидерства, например, когда в условиях дефицита времени необходимо добиться высокой организованности, дисциплины, согласованности действий или когда необходимо принимать решение, которое затрагивает интересы всех членов группы. Поэтому на практике самым удачным является не какой-либо один из трех перечисленных стилей лидерства, а гибкий, или комбинированный, стиль лидерства, при котором лидер, умея вести себя по-разному, гибко меняет стиль своего поведения в зависимости от сложившейся в группе обстановки.
Основные понятия и ключевые слова:большие и малые группы, каналы коммуникации, психологический климат, условные или номинальные группы, реальные группы, естественные и лабораторные группы, формальные и неформальные группы, референтные и нереферентные группы, высокоразвитые и слаборазвитые группы, коллектив, коллективистские отношения, конгломерат, ассоциация, кооперация, корпорация, руководитель, лидер, авторитарный стиль, демократический стиль, либеральный стиль.
Рекомендованная литература:
1. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.
2. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін. – К.: Либідь, 2005.
3. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы – М., 1991.
4. Колонский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности – Минск, 1976.
5. Немов Р.С. Психология кн. 1 – Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос 1988.
6. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу – М., 1988.
7. Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – м., 1988.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключаются особенности больших и малых групп?
2. Дайте характеристику основным видам малых групп.
3. Какие бывают уровни развития контактных групп?
4. Какие существуют виды коллективистских отношений и в чем их сущность?
5. В чем заключается разница между руководителем и лидером группы?
6. Каковы особенности авторитарного стиля руководства?
7. Чем отличаются особенности либерального стиля лидертсва?
Тестовые задания:
1. Какое утверждение относится к определению группы?
А) межличностное общение или обмен деловой и личностной информацией;
Б) нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений;
В) представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами и другими социальными общностями;
Г) небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.
2. Какое утверждение относится к определению малой группы?
А) нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений;
Б) небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом;
В) межличностное общение или обмен деловой и личностной информацией;
Г) представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами и другими социальными общностями.
3. Что относится к каналам коммуникаций?
А) представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами и другими социальными общностями;
Б) небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом;
В) межличностное общение или обмен деловой и личностной информацией;
Г) нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений.
4. Что относится к психологическому климату группы?
А) небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом;
Б) межличностное общение или обмен деловой и личностной информацией;
В) нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений;
Г) представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами и другими социальными общностями.
5. Что относится к групповым нормам?
А) нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений;
Б) общие правила поведения, которых придерживаются члены группы;
В) небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом;
Г) межличностное общение или обмен деловой и личностной информацией.
6. Какое утверждение относится к условным или номинальным группам?
А) действительно существующее объединение людей;
Б) объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы;
В) складываются сами по себе, исходя из потребностей общества или включенные в эти группы людей;
Г) создаются экспериментатором с целью проведения научного исследования.
7. Что относится к реальным группам?
А) создаются экспериментатором с целью проведения научного исследования;
Б) объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы;
В) действительно существующее объединение людей;
Г) складываются сами по себе, исходя из потребностей общества или включенные в эти группы людей.
8. Какое утверждение относится к естественным группам?
А) создаются экспериментатором с целью проведения научного исследования;
Б) действительно существующее объединение людей;
В) объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы;
Г) складываются сами по себе, исходя из потребностей общества или включенные в эти группы людей.
9. Какое утверждение относится к лабораторным группам?
А) создаются экспериментатором с целью проведения научного исследования;
Б) объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы;
В) складываются сами по себе, исходя из потребностей общества или включенные в эти группы людей;
Г) действительно существующее объединение людей.
10. Какое утверждение относится к формальной группе?
А) существуют лишь в рамках официально признанных организаций;
Б) поведение которой чужды для индивида или безразличны для него;
В) группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать;
Г) возникают и действуют вне рамок организаций.
11. Какое высказывание относится к неформальным группам?
А) поведение которой чужды для индивида или безразличны для него;
Б) возникают и действуют вне рамок организаций;
В) группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать;
Г) существуют лишь в рамках официально признанных организаций.
12. Что относится к референтной группе?
А) возникают и действуют вне рамок организаций;
Б) поведение которой чужды для индивида или безразличны для него;
В) существуют лишь в рамках официально признанных организаций;
Г) группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать.
13. Какое утверждение относится к нереферентной группе?
А) группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать;
Б) существуют лишь в рамках официально признанных организаций;
В) возникают и действуют вне рамок организаций;
Г) поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.
14. Что относится к развитому коллективу?
А) построение отношений на коллективисткой основе с другими коллективами или их представителями, а также с новичками;
Б) добровольное принятие коллективом на себя моральные и других обязательств перед обществом и членами коллектива;
В) построение внутриколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали;
Г) деятельность успешно решает поставленные задачи, имеет высокую мораль, условия способствуют развитию личности.
15. Какое утверждение относится к нравственности в отношениях в коллективе?
А) добровольное принятие коллективом на себя моральные и других обязательств перед обществом и членами коллектива;
Б) построение внутриколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали;
В) деятельность успешно решает поставленные задачи, имеет высокую мораль, условия способствуют развитию личности;
Г) построение отношений на коллективисткой основе с другими коллективами или их представителями, а также с новичками.
16. Какое высказывание относится к добровольности отношений в коллективе?
А) построение внутриколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали;
Б) деятельность успешно решает поставленные задачи, имеет высокую мораль, условия способствуют развитию личности;
В) самостоятельное принятие коллективом на себя моральные и других обязательств перед обществом и членами коллектива;
Г) построение отношений на коллективисткой основе с другими коллективами или их представителями, а также с новичками.
17. Что относится к открытости коллектива?
А) построение внутриколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали;
Б) деятельность успешно решает поставленные задачи, имеет высокую мораль, условия способствуют развитию личности;
В) добровольное принятие коллективом на себя моральные и других обязательств перед обществом и членами коллектива;
Г) построение отношений на коллективисткой основе с другими коллективами или их представителями, а также с новичками.
18. Что относится к понятию коллективизма?
А) хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе;
Б) успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач;
В) умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними;
Г) включает постоянную заботу членов коллектива и его успеха;
Д) хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива.
19. Какое утверждение относится к контактности?
А) умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними;
Б) хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива;
В) хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе;
Г) включает постоянную заботу членов коллектива и его успеха;
Д) успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач.
20. Какое высказывание относится к организованности?
А) умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними;
Б) успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач;
В) включает постоянную заботу членов коллектива и его успеха;
Г) хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива;
Д) хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе.
21. Что относится к информированности?
А) хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива;
Б) умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними;
В) включает постоянную заботу членов коллектива и его успеха;
Г) хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе;
Д) успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач.
22. Какое утверждение относится к эффективности?
А) включает постоянную заботу членов коллектива и его успеха;
Б) хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе;
В) хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива;
Г) умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними;
Д) успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач.
23. Какое утверждение относится к определению руководителя группы?
А) форма поведения лидера, при которой он уходит от своих обязанностей по руководству группой;
Б) постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними;
В) официально назначенные лица для управления группой;
Г) характеризуется выраженной властью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений;
Д) неофициальные лица, пользующиеся авторитетом членов данной группы, имеющий в ней статус.
24. Какое утверждение относится к определению лидера?
А) неофициальные лица, пользующиеся авторитетом членов данной группы, имеющий в ней статус;
Б) официально назначенные лица для управления группой;
В) постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними;
Г) форма поведения лидера, при которой он уходит от своих обязанностей по руководству группой;
Д) характеризуется выраженной властью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений.
25. Что относится к авторитарному стилю руководства?
А) постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними;
Б) характеризуется выраженной властью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений;
В) форма поведения лидера, при которой он уходит от своих обязанностей по руководству группой;
Г) неофициальные лица, пользующиеся авторитетом членов данной группы, имеющий в ней статус;
Д) официально назначенные лица для управления группой.
26. Какое высказывание характеризует демократичный стиль руководства?
А) характеризуется выраженной властью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений;
Б) неофициальные лица, пользующиеся авторитетом членов данной группы, имеющий в ней статус;
В) официально назначенные лица для управления группой;
Г) форма поведения лидера, при которой он уходит от своих обязанностей по руководству группой;
Д) лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними.
27. Какое высказывание относится к либеральному стилю руководства?
А) официально назначенные лица для управления группой;
Б) характеризуется выраженной властью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений;
В) неофициальные лица, пользующиеся авторитетом членов данной группы, имеющий в ней статус;
Г) форма поведения лидера, при которой он уходит от своих обязанностей по руководству группой;
Д) лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними.