Психология судебной речи в гражданском процессе

Речь, произносимая в суде, — средство судопроизводства, орудие профессиональной деятельности юриста. И это орудие должно быть профессионально эффективным. Развернутые речи произносятся в суде прокурором и адвокатом. Все участники судопроизводства реализуют свое коммуникативное взаимодей­ствие посредством речи.

Речь включает процесс порождения и восприятия сообще­ний. Структура речевой деятельности состоит из стадии ориен­тировки, целеполагания, программирования, реализации, теку­щей корректировки и контроля.

536 Глава 20. Психология гражданско-правовой регуляции

Общие требования, предъявляемые кречи, подразделяются на логические, культурологические и психологические. Все эти требо­вания имеют существенное значение применительно к судеб­ной речи.

Как доказательственная, судебная речь должна отличаться строгой логичностью, соответствием требованиям формальной логики, достаточности и непротиворечивости. Недопустимо смешение понятий, их многозначное толкование. Значительный порок судебной речи — избыточность, велеречивость.

Культура речи юриста должна быть безукоризненной. В пси­хологическом отношении речь юриста должна ■ быть простой, понятной присутствующим и достаточно экспрессивной, убеди­тельной. Отдельные фразы должны быть не слишком сложными и длинными (5—7 слов), легко воспринимаемыми на слух, тер­минологически раскрытыми.

Судебная речь должна быть структурно организованной. Вводная часть призвана вызвать повышенную ориентировочную реакцию слушателей. В основной части должны быть четко сформулированы основные тезисы, приведены аргументы. В заключительной части — сделаны четкие выводы.

58. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ.

Одним из источников доказательств в гражданском процессе является заключение эксперта. Решение гражданских дел по существу в ряде случаев невозможно без судебно-психологичес-кой экспертизы.

К компетенции судебно-психологической экспертизы в граж­данском судопроизводстве относятся:

§ 10. Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве 543

• установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, способности принимать осознанные, транзитивные (с учетом всех необходимых усло­вий) решения;

• выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отраже­нию действительности;

• установление психологической совместимости супругов, возможности снятия эпизодических конфликтов;

• установление психологической совместимости детей с каж­дым из родителей, усыновителей, опекунов;

• определение возможности конкретных лиц обеспечить вос­питание детей;

• установление способностей свидетелей правильно воспри­нимать имеющие значение для дела события и давать о них правильные (адекватные) показания.

Участие экспертов-психологов возможно по всем делам, со­держанием которых являются межличностные отношения, вза­имодействие людей с техникой.

Для определения психического состояния лиц с соматичес­кими заболеваниями может быть назначена комплексная судеб­ная медико-психологическая экспертиза.

Судебно-психологическая экспертиза назначается поста­новлением судьи, мотивированным определением суда, в ко­торых указываются лицо, подлежащее экспертному обследо­ванию, его процессуальный статус, кратко описываются об­стоятельства дела, мотивируется необходимость назначения судебно-психологической экспертизы, указываются намечен­ные эксперты, место их работы и вопросы, поставленные на их разрешение.

В связи с чрезвычайной многосторонностью, сложностью и динамичностью объекта исследования судебно-психологическая экспертиза должна проводиться коллегиально — в составе двух-трех специалистов. В качестве экспертов привлекаются психо­логи со специальным образованием, имеющие практический опыт психолого-диагностических исследований.

Изучение около 900 гражданских дел, рассмотренных народ­ными судами Москвы, решения которых были отменены касса­ционной или надзорной инстанцией, показало, что каждое две­надцатое судебное решение отменялось в силу того, что судом

544 Глава 20. Психология гражданско-правовой регуляции

первой инстанции не были выявлены и учтены определенные психологические факторы, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела . А по такой категории дел, как признание недействительными сделок, заключенных в ус­ловиях нарушенного волеизъявления, отмене подлежало каждое четвертое решение суда.

В гражданском праве предусмотрен ряд психологических оснований признания судом недействительности сделок: неспо­собность дееспособного субъекта понимать значение своих дей­ствий или руководить ими в момент совершения сделки, заб­луждение, обман, насилие, угроза, злонамеренное соглашение представителя одной стороны с другой стороной, стечение тя­желых обстоятельств.

Все указанные психические явления называются в юриспру­денции пороком воли, обозначающим неполноценность воле­вой регуляции правозначимого поведенческого акта.

Деформации волевой регуляции могут быть вызваны как внутренними, так и внешними причинами. Причины дефор­мации волевой регуляции субъекта индивидуальны. В сложной системе звеньев волевой регуляции может быть нарушено лишь одно какое-либо звено (неадекватность мотивации, нео­боснованность решений, дефектность программирования сис­темы действий, исполнительских механизмов, неправильность итоговой оценки достигнутого результата). Наличие порока воли нельзя установить без выявления конкретного механизма волевой деформации у данного индивида. Все невротические, истерические, астенические типы личности проявляют склон­ность к сужению сознания, снижению интеллектуального по­тенциала в психически напряженных ситуациях. Причиной заблуждения могут быть и повышенная внушаемость (суггес­тивность), и неадекватная антиципация (неадекватное пред­восхищение будущей ситуации), разное понимание содержа­ния и объема используемых в межличностной коммуникации понятий, и ошибки восприятия, обусловленные сенсорной недостаточностью.

Установление конкретного порока воли должно быть пред­метом специального доказывания. Во многих случаях здесь нуж­на судебно-психологическая экспертиза.

1 См.: Сахнова Т. В. Зачем суду психолог? М., 1990. С. 18.

§ 10. Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве 545

Наличие порока воли устанавливает суд, однако свое реше­ние он должен принимать на основе доказательств, в частности на основе материалов судебно-психологической экспертизы. Поводом для ее назначения служат обоснованные сомнения в возможностях стороны правильно понимать существенные эле­менты сделки при ее совершении.

Во многих случаях только выявление мотива поведения по­зволяет правильно квалифицировать противоправное поведе­ние стороны, установить форму вины — умысел или неосторож­ность.

Вина, мотив, цели правозначимого поступка — предмет юридического исследования и оценки. Однако психологичес­кий механизм мотивации поведения может быть всесторонне выявлен лишь при помощи специалиста-психолога. Его зак­лючение особенно необходимо для выяснения вопроса: не на­ходилось ли лицо под влиянием психического насилияпри со­вершении сделки?

Психологическая компетентность нужна при решении дел, свя­занных с защитой интересов ребенка. Судебный спор по этой категории дел возникает в случаях предположения о нарушении прав ребенка на воспитание, неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей. При этом необхо­димо достоверное установление личностных качеств родителей, их подлинных взаимоотношений и отношения к ребенку. С 10-летнего возраста ребенка решающее значение придается его желанию, истинность которого также должна быть установ­лена в экспертном порядке. Конфликтная обстановка в семье порождает у ребенка негативные эмоциональные состояния — чувство подавленности, страха, замкнутости, ситуативной анти­патии. Дети могут находиться в состоянии повышенной внуша­емости, запуганности. Для выявления их подлинных отноше­ний к каждому из родителей нужна специальная работа психо­лога.

Ряд оснований для лишения родительских прав (жестокое обращение, оказание вредного влияния) имеет психологическое содержание, и соответствующие обстоятельства подлежат судеб-но-психологическому экспертному исследованию. Утверждения относительно «отрицательного влияния на детей» могут стать доказательствами лишь на основе соответствующего исследова­ния. Суд должен воздерживаться от социально-стереотипных суждений, не поддаваться внешним впечатлениям.

546 Глава 20. Психология гражданско-правовой регуляции

Судебно-психологическая экспертиза может быть назначена при разрешении дел, связанных с автотранспортными и други­ми техническими происшествиями.

Заключение судебно-психологической экспертизыизлагается письменно в требуемом законом порядке. В нем выделяются три части: вводная, исследовательская и заключительная.

Во вводной части экспертного заключения указываются вре­мя и место составления заключения, краткие сведения об экс­перте (фамилия, имя, отчество, образование, ученая степень и звание, занимаемая должность), правовое основание проведе­ния судебно-психологической экспертизы (название процессу­ального документа, должностного лица, назначившего экспер­тизу, время и место составления процессуального документа). Здесь же указываются время и место экспертизы; лица, присут­ствовавшие при ее проведении; фамилия, имя, отчество по-дэкспертного лица, его процессуальный статус и вопросы, по­ставленные экспертом. Указывается также, все ли необходимые материалы были представлены эксперту. Эксперт не вправе ме­нять формулировки вопросов.

Судебно-психологическая экспертиза может быть проведена лишь при желании лица, направленного на экспертизу. Поэто­му во вводной части экспертного заключения указывается пози­ция подэкспертного лица.

Наиболее полно должна быть представлена исследовательс­кая часть экспертного заключения. Здесь должны быть указаны задачи исследования, все использованные методы, методики, процедуры. (В приложении должны быть представлены прото­колы исследований.) Здесь же могут быть приведены соответ­ствующие формулы, графики, схемы, диаграммы, таблицы, ито­говые показатели тестовых исследований (например, данные соответствующих профилей по MMPI). В исследовательской части экспертного заключения можно выделить аналитическую и синтетическую части. В синтетической части обсуждаются результаты инструментального исследования.

В заключительной части экспертного заключения даются от­веты на поставленные вопросы, которые являются выводами проведенного исследования. Ответы должны быть ясными, чет­кими, не допускающими двусмысленного толкования. Если точ­ный ответ не представляется возможным, это также указывается в заключении. Если для получения ответа на поставленные воп-

§ 10. Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве 547

росы требуются знания из смежных отраслей науки, в заключе­нии дается соответствующее предложение (назначить комплек­сную медико-психологическую, психолого-психиатрическую, психолого-техническую экспертизу).

В заключении комплексных экспертиз указывается, какие исследования проведены совместно и какие раздельно. Если заключительные ответы даются раздельно, то каждый ответ под­писывается соответствующим специалистом. Эксперт-психолог не вправе давать ответы на юридические вопросы (о виновности отдельных лиц, правдивости их поведения, дееспособности и вменяемости отдельных лиц, причинах правонарушений).

Заключение судебно-психологической экспертизы должно предоставлять возможность проверки ее выводов. При недоста­точной убедительности для суда материалов экспертизы воз­можно повторное ее назначение

59. УЧАСТИЕ ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В КАЧЕСТВЕ СПЕЦИАЛИСТА.

в судопроизводстве психолог может выступать не только в качестве эксперта, но и в качестве

§ 4. Комплексные судебные экспертизы

специалиста. В этом качестве он может быть привлечен к учас­тию в производстве следственных действий — допроса, обыска, осмотра места происшествия, следственного эксперимента и др.

Психолог-специалист может дать ряд полезных рекоменда­ций об учете поведенческих особенностей разыскиваемого пре­ступника, о личностных особенностях проходящих по делу лиц, об установлении с ними коммуникативного, контакта, о выявле­нии особенностей их мотивационной сферы, рекомендовать наиболее эффективные приемы правомерного психического воздействия на них, способы диагностики и преодоления лож­ных показаний и др.

Незаменима помощь специалиста-психолога при взаимодей­ствии следователя с лицами, страдающими психическими ано­малиями, несовершеннолетними правонарушителями, малолет­ними свидетелями. При расследовании половых преступлений необходима помощь психолога-сексолога. При расследовании серийных преступлений существенное значение приобретают знания психолога-специалиста об особенностях маниакального поведения, а при расследовании происшествий на производ­стве, транспорте, взаимодействия человека с техникой суще­ственна помощь психолога — специалиста в области эргономи­ки и инженерной психологии.

Ученые — специалисты в области юридической психологии могут внести существенный вклад в развитие общей теории рас­следования, в разработку проблемы эвристической деятельнос­ти следователя, в исследование психологии участников судопро­изводства.

Значительна роль психологов в эффективной организации деятельности пенитенциарной системы по ресоциализации осужденных, психологической коррекции лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Психологи — специалисты по системной организации дея­тельности должны сформировать компактные блок-схемы ос­новных видов юридической деятельности.

60. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С ДЕФИЦИТОМ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

В ограниченной исходной информации следователь изыски-ает стартовые возможности для развития познавательного по­иска. Первоначальные следственные и оперативно-розыскные

действия направляются на выявление и исследование ключевых обстоятельстврасследуемого события. Осуществляя сравнитель­ный анализ фактов, выдвигая обоснованные версии и проверяя их, следователь стремится найти ответы на юридически наибо­лее значимые вопросы. Для этого необходимо:

4) определить тип проблемно-поисковой ситуации;

5) осуществить типовое вероятностно-информационное мо­делирование (выдвижение типовых версий);

6) выявить основные направления поиска — определить воп­росы для первоочередного разрешения, объективно обусловлен­ные данным видом преступления; реализовать первоначальные следственные действия и выявить первичную информацию как базу для последующих действий.

Знание общей схемы данного вида преступного деяния и систе­мы его общих признаков является ориентировочной основой след­ственно-познавательного поиска в информационно-дефицитных исходных ситуациях.

Знание устойчивых поведенческих особенностей каждого преступления образует ориентировочную основу следственной деятельности.

Между всеми структурными элементами преступного деяния существуют устойчивые закономерные взаимосвязи. Это и по­зволяет в ходе следственного поиска реконструировать событие преступления.

Для каждого вида преступления существует системный набор действий преступника. Эти комплексы действий связаны со специ­фическим подключением к ним определенных внешних обстоя­тельств, средств действия.Каждый преступник имеет свой по­черк в использовании условий и средств действия, систему ин­дивидуализированных действий и операций, запечатлеваемых в следах преступления.

Существует неразрывная системная связь личностных регу­ляционных качеств субъекта со следами преступления.

При взаимодействии преступника с внешней средой неиз­бежно проявляются его личностные особенности:

• признаки ценностных ориентации, динамики целеобразо-вания (предварительная обдуманность, подготовленность или спонтанность, импульсивность), избирательной направленнос­ти его сознания на определенные группы объектов;

• признаки индивидуального стиля деятельности: последо­вательность действий и промежуточных операций, их физичес­кие особенности, признаки поправочных действий и др.;

• признаки жизненного и криминального опыта, владение профессиональными приемами и навыками, предпочитаемые орудия действий, динамические особенности действий, навы­ки .

Криминалистически значимые признаки объединяются в сис­тему знаков.

В каждом преступном деянии его признаки системно струк­турированы в цепи взаимосвязей: мотив — цель — объект пре­ступления — механизм преступления — результат преступления. Все это образует информационный канал расследования, по­зволяет наметить общие первоначальные подходы к расследова­нию на основе моделирования поведенческого портрета пре­ступника.

Информационная база следственного поиска имеет знако­вую природу: следы преступления — информационные знаки.

При расследовании преступлений следователь оперирует знаками-копиями,существенными для индивидуальной иденти­фикации преступника (следы пальцев рук, ног, фотоизображе­ния и т. п.), и знаками-признаками.Знаки-копии изоморфно отображают структуру оригинала, знаки-признаки — причинно-следственные связи.

Знаки-признаки делятся на существенные и несущественные. Существенный признак — признак, без которого те или иные взаимосвязи не могут существовать. Обнаружение существенно­го признака позволяет построить импликативное суждение: «если... то» (А—>В), понять зависимость явления от породивших его причин и условий.

Выявление признаков преступления — исходная база след­ственного поиска. К признакам преступления относится все то, что свидетельствует о механизме совершения преступления и личности преступника.

Каждое криминальное событие, как и все события, неизбеж­но оставляет определенные следы. Ранения и повреждения на трупе, кровь на полу ина стенах, следы пальцев рук на различ­ных предметах, следы ног на полу, на песке, снегу, следы ног­тей и зубов, отпечатки различных частей тела и одежды, разор­ванное и запачканное платье, зажатые рукой трупа волосы, раз­нообразные микрочастицы, повреждения различных предметов и т. п. — все это информационные комплексы расследования.

Следы — «немые свидетели» события. В результате исследо­вания они могут «заговорить», т. е. увеличить объем информа­ции. Все следы, обнаруженные на месте происшествия, должны быть адекватно интерпретированы. Это зависит от знания сле­дователем информационных свойств исследуемых явлений.

Так, следы пальцев рук, обнаруженные на месте происше­ствия, несут информацию о том, кто соприкасался с данным объектом — мужчина или женщина, какой рукой — правой или левой он действовал, сколько человек дотрагивались до предме­та; следы ног — информацию о возрасте, поле, росте лица, ос­тавившего следы, о темпе его передвижения, физических недо­статках.

Наши рекомендации