Социально-психологическое направление в России конца XIX — начала XX века
Специфика национальных школ в социальной психологии. К числу актуальных методологических проблем всемирной истории социальной психологии следует отнести и вопросы, связанные с соотношением общечеловеческих и национально-специфических тенденций, с особенностями становления и развития различных национальных школ, направлений и течений в этой области.
В общей концепции истории социальной психологии необходимо видеть место и роль специфических национальных установок и традиций в развитии данной науки как за рубежом, так и у нас.
Социальная психология, как и любая другая наука о человеке, содержит в себе всемирно-исторический опыт человечества на пути постижения его бытия под своим углом зрения. Она пытается осмыслить и осветить общечеловеческие закономерности социального поведения, взаимодействия, отношений и общения людей.
Это, однако, не означает, что национальные особенности той или иной страны, ее истории, характера и менталитета народа не оказывают никакого влияния на ход развития социально-психологической мысли.
Есть все основания говорить не только об общих тенденциях процесса становления социальной психологии в качестве мировой науки, но и об особенностях формирования и развития национальных школ и направлений в различных странах.
Исторически своеобразные условия человеческой жизнедеятельности в разных странах порождают потребность и в постижении их специфических социально-психологических проблем. А характер народа, его менталитет так или иначе, но неизбежно сказывается на способах постановки, видения и решения этих проблем его представителями в мире науки. Существенно при этом и влияние культурных, духовных, философских и социологических традиций.
Из всей совокупности названных факторов складывается и своеобразие направленности социально-психологической мысли, те или иные приоритеты в выборе как проблем, так и методов их концептуального осмысления и эмпирического исследования.
Достаточно очевидно, например, различие социально-психологических школ в Европе и в Америке.
Для европейской социальной психологии, в отличие от американской, характерен более высокий интерес к теоретической социальной психологии, но вместе с тем у нее меньше развернут потенциал экспериментальной, эмпирической и особенно прикладной сферы данной науки. У американских же исследователей, наоборот, повышен интерес к проблемам социального контроля поведения личности в группе, применению этой науки в промышленности, рекламе, торговле, управлении и других сферах социальной жизнедеятельности человека.
Здесь, очевидно, сказался как менталитет американского характера, так и отразившие его философские и культурные традиции американского прагматизма.
Особенности становления и этапы истории отечественной социальной психологии. Но если для представителей западноевропейских школ характерен интерес к детальному анализу отдельных составляющих и элементов социальной психологии (Вундт — анализ структурных составляющих психологии народа, Фрейд — структура и механизмы функционирования сознательного и бессознательного в психике индивида, Тард — исследование подражания, Лебон — психологии народов и масс), то для социально-психологического направления в России характерным оказывается внимание не к тем или иным явлениям, а к глобальным социально-психологическим проблемам.
Об этом говорит прежде всего повышенный интерес отечественных ученых к социально-психологическим факторам российской истории, к психологии различных массовых социальных и политических движений, духовной жизни общества, политической борьбы и революционного движения.
Отличается подход российских исследователей к феномену психологии народа и от подхода к нему немецких или французских коллег. Если у западноевропейцев он носит достаточно общий характер, то у русских социальных психологов это прежде всего интерес к психологии собственного народа, сопряженный с психологическими факторами российской судьбы. Отсюда и сильная традиция обращенности к философско-социологическим аспектам социальной психологии, озабоченности судьбой страны и народа, активное участие в идейной борьбе за идеалы свободы и демократии против самодержавно-крепостнической системы.
Разумеется, спецификой стартовых позиций исследователей далеко не исчерпываются возможности характеристики национальных особенностей процесса формирования социально-психологического направления в России.
В полной мере они могли бы быть выявлены лишь в результате сравнения всей истории отечественной и зарубежной социальной психологии, что выходит за рамки задач настоящей работы.
Поэтому, отсылая читателей к уже имеющимся обзорам развития зарубежной социальной психологии [1]—[4] мы ограничимся тем, что хотя бы бегло ознакомимся с ходом становления и развития лишь отечественной социально-психологической мысли.
Есть основания говорить о следующих стадиях или вехах в становлении и развитии отечественной социальной психологии.
1. Становление социально-психологического направления в России (вторая половина XIX — начало XX века).
2. Развитие социальной психологии в период 20-х гг.
3. Перерыв в развитии (30—50-е гг.).
4. Возрождение отечественной социальной психологии (60-е гг.).
5. Оформление современной отечественной социальной психологии в систему научного знания (70—80-е гг.).
Предпосылки становления социально-психологического направления в России. Становление отечественной социальной психологии в России осуществлялось во второй половине XIX века в форме течения или направления мысли преимущественно в лоне философии, социологии и психологии. Вместе с тем ряд отдельных высказываний о различных социально-психологических явлениях (социальное настроение и общественное мнение, дух времени, нравы, обычаи и традиции и т. д.) мы находим в трудах русских философов, революционных демократов В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и социологов П. Л. Лаврова, М. М. Ковалевского и др.
Не менее существенное влияние на процесс формирования отечественной социально-психологической мысли оказали и остающиеся пока, по словам Е. А. Будиловой, вне поля зрения исследователей письма, публицистика и художественные произведения русских писателей — Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, Г. И. Успенского и других, которых волновали проблемы социальной психологии [5, с. 9]. Однако к числу собственно зачинателей и крупнейших представителей отечественной социальной психологии, складывающейся на рубеже XIX и XX веков, мы относим в первую очередь Н. К. Михайловского, Г. В. Плеханова, Н. А. Бердяева и В. М. Бехтерева.
Социально-психологические взгляды Н. К. Михайловского. Особенно ощутимый вклад в развитие социально-психологической мысли в России был внесен русским социологом, публицистом, теоретиком либерального народничества Н. К. Михайловским (1842—1904) [6]—[8, с. 203—207]. Интерес Михайловского к вопросу о месте и роли психологического фактора в историческом процессе не был случайным. Он объяснялся прежде всего насущными потребностями народнического движения в России второй половины XIX века. Конечно, как выдающийся идеолог русского народничества, он делал это со своих позиций представителя так называемой субъективной школы в русской социологии.
Н. К. Михайловскому принадлежит неоспоримая заслуга в постановке и разработке ряда важных проблем социальной психологии применительно к пониманию социально-политических условий функционирования и развития общества.
В противовес фаталистическим и вульгарно-социологическим концепциям Н. К. Михайловский подчеркивал значение психологического фактора, в частности сознательной деятельности людей в историческом процессе. "Сознательная деятельность человека, — писал он, — есть такой же фактор истории, как стихийная сила почвы или климата" [9, с. 101].
При этом Н. К. Михайловский не только отмечал значение субъективного, психологического фактора в историческом процессе, но и настойчиво призывал обратиться к изучению социально-психологических явлений как к средству более полнокровного объяснения исторического процесса. Итогом этого был вывод о необходимости разработки такой науки, которая бы специально исследовала массовую психологию, ее место и роль в социальных движениях, восполняя тем самым существенный пробел в системе социальных наук. "...Коллективная, массовая психология, — отмечал Н. К. Михайловский, — еще только начинает разрабатываться, и сама история может ждать от нее огромных услуг" [10, с. 162].
Н. К. Михайловский убедительно аргументировал особую роль социальной психологии в изучении именно массовых социальных движений. "Потрудитесь припомнить весь цикл существующих так называемых социальных наук, — замечает он, — и вы увидите, что ни на одну из них нельзя возложить обязанности изучения массовых движений как таковых, т. е. в их существенных и самостоятельных чертах. Правда, уголовное право знает, например, соучастие в преступлении, бунт, восстание; политическая экономия знает стачку, эмиграционное движение; международное право знает войну, сражение. Но уголовное право ведает предмет с точки зрения виновности и наказуемости, политическая экономия — с точки зрения хозяйственных последствий, международное право — с точки зрения известного, постоянно колеблющегося, так сказать, кодекса приличий. При этом массовое движение, как общественное явление, в своих интимных, самостоятельных чертах, как явление, имеющее свои законы, по которым оно возникает, продолжается и прекращается, остается совершенно даже незатронутым. По-видимому, история должна ведать занимающие нас вопросы. Но история до сих пор не знает, что такое она сама и в чем состоит ее задача... Во всяком случае, для уразумения природы массовых движений история представляет до сих пор только гигантский склад материалов" [11, с. 104—105].
В работах Н. К. Михайловского содержится не только призыв к изучению психологии массовых движений, но и многочисленные и в ряде случаев интересные, хотя и далеко не всегда бесспорные, попытки характеристики самих механизмов изменения психического состояния и поведения больших социальных групп.
Особое место в воззрениях Н. К. Михайловского занимает концепция психологии героя и толпы как одной из важнейших форм проявления массовой психологии. Последняя, то есть психология толпы, по Н. К. Михайловскому, порождается всеми условиями жизни общества, которые обрекают народ на нищету и духовное опустошение. Поэтому масса превращается в "толпу", которую "герой" своим примером может увлечь или на подвиг или на преступление. Личность героя объявлялась, таким образом, творцом истории, а последняя представала как результат взаимодействия героя и толпы.
Толпой, по Михайловскому, следует называть массу, способную увлекаться примером. Толпа "выдавливает" героя в определенные моменты истории. Герой при этом оказывается центром, аккумулирующим умственную и нравственную энергию толпы. Главным механизмом взаимодействия героя и толпы является подражание толпы герою и взаимоподражание людей в толпе.
Наклонность масс к подражанию объясняется не только их легкой внушаемостью, доверчивостью, податливостью внешнему воздействию, но и магнетической силой самого героя, силой его авторитета. Обращался Н. К. Михайловский и к анализу массового настроения людей для объяснения революционного движения.
Концепция "героев" и "толпы" нашла отражение в целом цикле статей Н. К. Михайловского по социальной психологии: "Герои и толпа" (1882), "Патологическая магия" (1887), "Сила подражания" (1879) и др.
Социально-психологические воззрения Г. В. Плеханова. В этом же ряду стоит русский революционер и мыслитель, основатель социал-демократического движения в России, видный теоретик марксизма, публицист Г. В. Плеханов (1856—1918), который внес большой вклад в становление отечественной социально-психологической мысли. Г. В. Плеханов дал глубокий анализ психологии демократического движения в России, психологических особенностей различных эпох или духа времени. Г. В. Плеханову принадлежит опыт глубокого социально-психологического анализа различных форм общественного сознания — литературы, искусства, философии [12]—[15, с. 213—221].
Велика заслуга Г. В. Плеханова в противостоянии попыткам вульгарно-социологического истолкования истории, недооценки роли общественного сознания и прежде всего общественной психологии в социальной жизни.
Раскрывая диалектическую связь экономики и общественной психологии, Г. В. Плеханов отмечал, что нет ни одного исторического факта, который бы не был обязан своим происхождением общественной экономике, "...но не менее верно и то, что нет ни одного исторического факта, которому не предшествовало бы, которого не сопровождало бы и за которым не следовало бы известное состояние сознания" [16, с. 247—248].
Из общественного сознания Г. В. Плеханов особо выделял явления социальной психологии.
Он неоднократно говорил о необходимости обратиться к серьезному изучению общественной психологии для более глубокого понимания многообразных форм общественного сознания, движения научной мысли и истории искусства.
"Чтобы понять историю научной мысли или историю искусства в данной стране, недостаточно знать ее экономию.
Надо, — говорил Плеханов, — от экономии уметь перейти к общественной психологии, без внимательного изучения и понимания которой невозможно материалистическое объяснение истории идеологий" [16, с. 247].
Заостряя эту мысль, Г. В. Плеханов отмечал, что без понимания общественной психологии "нельзя сделать ни шагу в истории литературы, искусства, философии и проч.".
Г. В. Плеханов не только раскрывает, но и дает определение самого понятия "общественная психология". Об общественной психологии он говорит как о "преобладающем настроении чувств и умов в данном общественном классе данной страны и данного времени".
Г. В. Плеханов говорит здесь об общественной психологии как о живом и цельном явлении, которое он и стремится охватить одним понятием — преобладающее настроение чувств и умов.
Вместе с тем рассматриваемое определение не охватывает всего многообразия форм общественной психологии ("дух времени", национальная психология, психология класса, профессиональная психология), сводя их к одной классовой психологии, хотя в других случаях Г. В. Плеханов не ограничивается этим и говорит также об особенностях настроений времени и духа эпохи в целом, об особенностях национальной психологии.
Определение общественной психологии как преобладающего настроения чувств и умов отражает только одну ее грань — динамичность, подвижность. Между тем общественная психология — это не только данный, преходящий со временем настрой чувств и умов, не только динамическое состояние умов и нравов, но и некоторые устойчивые формы — навыки, привычки, традиции, коренные интересы и т. д., которые как раз и позволяют нам говорить об определенных и весьма устойчивых чертах классовой, профессиональной и национальной психологии, несмотря на перемены в настроении данных социальных групп.
Следует вместе с тем отметить, что рассматриваемое определение общественной психологии не совсем полно выражает и взгляды самого Г. В. Плеханова, его понимание общественной психологии. В другом месте он дает более широкое ее толкование, не ограничиваясь характеристикой одной изменчивой сферы, но включая сюда и весьма устойчивые элементы психики — привычки, нравы и традиции людей и т. д. [16, с. 262].
От понятия общественной психологии Плеханов переходит к определению ее места и роли в социальной структуре общества. В "Очерках по истории материализма" Г. В. Плеханов расчленяет всю социальную структуру общества на пять следующих элементов: "данная степень развития производительных сил; взаимоотношения людей в процессе общественного производства, определяемые этой степенью развития; форма общества, выражающая эти отношения людей; определенное состояние духа и нравов, соответствующее этой форме общества; религия, философия, литература, искусство, соответствующие способностям, направлениям вкуса и склонностям, порождаемым этим состоянием" [17, с. 171].
Общественная психология в данной пятичленной структуре выступает как "определенное состояние духа и нравов", соответствующее политической форме общества, и играет роль связующего звена между этой формой и формами общественного сознания — религией, философией, литературой и искусством.
На тесную взаимосвязь "идеологической" и социально-психологической сторон общественного сознания Плеханов указывал, например, характеризуя религию. Последнюю он определял как более или менее стройную систему представлений, настроений и действий. Представления образуют мифологический элемент религии; настроения относятся к области религиозного чувства, а действие — к области религиозного поклонения или, как говорят иначе, культа [18, с. 330].
Г. В. Плеханов рассматривал общественную психологию как психологическую почву, на которой вырастает не только религия, но и вообще все другие формы общественного сознания, в том числе искусство, литература и философия.
Так, всеобщее увлечение древностью в искусстве, характерное для эпохи Возрождения, было одним из симптомов нового общественного настроения. Буржуазная драма, по мнению Г. В. Плеханова, также была вызвана к жизни определенными изменениями в психологии французской буржуазии, и прежде всего ее оппозиционным настроением.
В связи с переменой преобладающего общественного настроения и превращением его из оппозиционного в революционное происходит изменение эстетических запросов и оценок в искусстве. Жанровая живопись, как писал Плеханов, в духе Греза, (с характерной для нее фигурой нравственного отца семейства в центре картины), еще не так давно вызывавшая всеобщий энтузиазм, затмевается революционной живописью Давида и его школы, для которого "Брут" не только отец, но и гражданин, не останавливающийся ни перед чем во имя Республики [19, с. 426—427].
Таким образом, искусство, религия и другие формы общественного сознания могут быть объяснены, по мнению Г. В. Плеханова, состоянием умов и нравов данного времени, т. е. психологией эпохи.
В свою очередь, психологию эпохи, "дух эпохи" или "дух времени" Плеханов определял как преобладающее в определенный период настроение тех классов, которые задавали тон общественной жизни.
Не ограничиваясь характеристикой психологии эпохи и национальной психологии, Плеханов прямо указывал и на психологию различных классов. "Структура цивилизованных обществ, — писал он, — настолько сложна, что, в строгом смысле слова, нельзя даже говорить о состоянии духа и нравов, соответствующем данной форме общества. Состояние духа и нравов горожан часто существенно отличается от состояния духа и нравов крестьян, а дух и нравы дворянства очень мало похожи на дух и нравы пролетариата" [17, с. 172].
Раскрывая принцип социальной обусловленности общественного сознания, Г. В. Плеханов отмечал в числе других важнейших закономерностей формирования общественной психологии факт соответствия взглядов, настроений и привычек людей социальным условиям их существования и то обстоятельство, что социально-экономические условия, характеризующие положение определенного класса, всегда так или иначе отражаются и на его психологии.
Наличие определенной общности во взглядах, чувствах и настроениях людей, являющихся представителями одного и того же класса, не только не обедняет их индивидуальность, но, наоборот, придает ей силу, выражающую потребности и побуждения этих классов, а вместе с тем и определенные тенденции исторического развития.
Весьма характерна для марксистской трактовки законов общественной психологии критика, данная Г. В. Плехановым, социологов и историков конца XIX — начала XX века по проблемам психологии масс, особенно психологии пролетарского движения.
Полемизируя с характерной для многих социологов того времени концепцией, согласно которой личность или противостоит толпе, выступая в качестве героя, или нивелируется, обесцвечивается, сливаясь с пролетарской массой, Г. В. Плеханов в статье "К психологии рабочего движения" и ряде других работ стремился показать их полную несостоятельность.
Развитие личности пролетария прямо пропорционально развитию его самостоятельности, а она в свою очередь развивается у пролетариата в той мере, в какой он выступает как организованный класс. Поэтому чувство и сознание классовой солидарности не только не противоречит собственной инициативе и самостоятельности личности, но, наоборот, является важнейшим условием развития этих качеств.
"Освободительная борьба пролетариата есть массовое движение. Поэтому и психология этого движения, — писал Г. В. Плеханов, — есть психология массы. Разумеется, масса состоит из отдельных лиц, а отдельные лица не тождественны между собою. В массовом движении участвуют и худые и полные, и низкие и высокорослые, и русые и черноволосые, и робкие и смелые, и слабые и сильные, и мягкие и жесткие индивидуумы. Но индивидуумы, являющиеся созданием массы, плотью от ее плоти и костью от ее костей, не потивопос-тавляют себя ей, как любят противопоставлять себя толпе герои из буржуазной среды, а сознают себя ее частью и чувствуют себя тем лучше, чем явственнее ощущается ими тесная связь, соединяющая их с нею" [20, с. 510].
Таким образом, Г. В. Плеханов раскрывает важную социально-психологическую закономерность в развитии рабочего движения. Она состоит в существовании определенной пропорциональной зависимости между тяготением рабочего к массе, его чувством и сознанием своей классовой принадлежности и развитием его политической индивидуальности.
Наряду со специфическими законами формирования классовой психологии Г. В. Плеханов указывал и на некоторые общие законы коллективной психологии. В "Письмах без адреса" он раскрыл, в частности, социальную природу законов ассоциации идей и чувств, подражания и противодействия.
В отличие от известного французского психолога Теодю-ля Рибо, отвергавшего возможность объяснить логику чувств законом ассоциаций, Плеханов, наоборот, придавал большое значение данному закону в объяснении некоторых народных представлений и чувств.
Та или иная вещь может вызвать, по мнению Плеханова, эстетическое переживание человека по определенной ассоциации с какими-либо ценностями в жизни общества. В отличие от Ч. Дарвина, который считал, что ощущение красоты ассоциируется со сложными социальными идеями только у цивилизованного человека, Г. В. Плеханов обращал внимание и на факты социально-психологической ассоциации, имевшие место в истории первобытной культуры и до сих пор наблюдающиеся у народов, находящихся на сравнительно невысокой ступени экономического развития.
Так, первобытный человек украшал себя когтями и шкурой убитого им свирепого медведя, поскольку когти и шкура зверя ассоциировались у него с представлением о ловкости, храбрости и силе добывшего их охотника и служили как бы символом этих качеств.
Женщины некоторых африканских племен носили в прошлом веке на ногах и руках тяжелые железные кольца, иногда до пуда весом, поскольку железо для этих племен, переживавших железный век, являлось драгоценным металлом, признаком богатства, а следовательно, и красоты.
Наряду с законом ассоциаций важную роль в формировании общественной психологии играют, по мнению Плеханова, законы подражания. Свойственное человеку стремление к подражанию накладывает несомненный отпечаток на его психику. "Что подражание играло очень большую роль в истории всех наших идей, вкусов, моды и обычаев, это не подлежит ни малейшему сомнению. На его огромное значение, — писал Г. В. Плеханов, — указывали еще материалисты прошлого века: человек весь состоит из подражания, говорил Гельвеции" [21, с. 295].
Однако в отличие от зачинателя психологического направления во французской социологии Г. Тарда, который "поставил исследование законов подражания на ложную основу", абсолютизировав подражание, приписав ему неограниченную силу, превращавшую массы в слепых последователей героев, Г. В. Плеханов говорил об относительности той роли и того значения, которое играет явление подражания в историческом процессе. Он отмечал, что наряду с подражанием имеет место и определенное противодействие как отдельных лиц, так и целых социальных групп друг другу. Кроме того, различая два вида подражания в пределах одного и того же класса и между классами, Г. В. Плеханов рассматривал подражание низшего класса высшему как признак неразвитости самосознания первого.
Н. А. Бердяев о психологии русского народа. Видное место в формировании социально-психологического видения исторического процесса принадлежит одному из самых глубоких и оригинальных русских мыслителей — Н. А. Бердяеву (1874— 1948). В его работах "Истоки и смысл русского коммунизма", "Смысл истории" и особенно "Судьба России" предпринята попытка освещения многих глобальных проблем и социально-психологических явлений: психологии русского народа и души России, войны и политики, нации и религиозности, веры и духовенства и др.
Если Н. К. Михайловский и Г. В. Плеханов сосредоточивают свое внимание прежде всего на массовой психологии народнического, демократического или пролетарского движений, то Н. А. Бердяев исторические повороты в судьбе России, противоречия ее бытия стремится осмыслить через противоречивый характер русского народа.
Россия, по Н. А. Бердяеву, — страна безграничной свободы духа, страна бытовой свободы, неведомой передовым странам Запада, и вместе с тем это страна жуткой покорности, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинства личности.
Корень этих глубоких противоречий Н. А. Бердяев видел в несоединенности мужественного и женского начал в русском характере... Мужественное начало всегда ожидается извне, личное начало не раскрывается в самом русском народе. Отсюда вечная зависимость от инородного.
Существенно и другое противоречие между великотерпе-нием, способностью выносить бесконечно много, широтой души, отсутствием мещанского духа, даже святостью, с одной стороны, и способностью поддаваться соблазнам легкой наживы — с другой. За этим стоит отсутствие настоящей школы чести и гражданского закала.
Таким образом, в ряде своих работ, и в первую очередь в книге "Судьба России", Н. А. Бердяев остро и бескомпромиссно ставит вопрос о зависимости судьбы России от превратностей и противоречий русского характера, о необходимости развития русского национального самосознания как способа постижения и преодоления этих противоречий, о предстоящем духовном перерождении и перевоспитании русского народа.
"Целое столетие русская интеллигенция, — пишет Н. А. Бердяев, — жила отрицанием и подрывала основы существования России. Теперь должна она обратиться к положительным началам, к абсолютным святыням, чтобы возродить Россию. Но это предполагает перевоспитание русского характера. Мы должны будем усвоить себе некоторые западные добродетели, оставаясь русскими" [22, с. 7].
В такой постановке проблемы интересно отметить по крайней мере два обстоятельства.
Во-первых, то, что Н. А. Бердяев не скрывает сложности и противоречивости встающей задачи "перевоспитать свой характер", с одной стороны, и вместе с тем "остаться русскими" — с другой.
Вероятно, именно поэтому он обращается с надеждой на принятие его идеи интеллигенцией. Задачу такой степени сложности нельзя решить без ее участия.
Вместе с тем, во-вторых, он понимает и трудности, стоящие перед российской интеллигенцией, которая до сих пор действовала совсем другим образом, обращаясь не столько к идеалам совершенствования характера народа, сколько к практике побуждения народа к радикальным политическим действиям. Н. А. Бердяев упрекал русскую интеллигенцию за то, что она тем самым целое столетие "подрывала основы существования России".
Однако он понимал и то, что одной из решающих предпосылок перевоспитания российского характера, с его способностью примирения с социальной несправедливостью, с его долготерпением и непротивлением злу, с его пассивностью и неразвитостью личного, инициативного начала, должно стать изменение самих условий социального бытия народа. Это предполагает прежде всего демократизацию социальных отношений, развитие общественного самоуправления.
В свою очередь, на пути демократизации общества стоит не столько та или иная форма правления, сколько уровень внутренней, нравственной и психологической культуры общества — культуры народа, интеллигенции и власти. Монархическая власть в лице императора Александра Николаевича Романова (Александра II) доказала свою готовность к осуществлению демократических реформ сверху.
Но реформационный процесс в России не мог пойти без принятия его снизу, со стороны народа, и интеллигенции, претендующей на выражение его умонастроений.
Революционно же настроенная интеллигенция не принимала реформаторских инициатив, если они шли не от нее, а сверху.
Народ в своей массе был психологически не готов к самостоятельной роли в этом процессе наметившейся демократизации общества. Этому мешала как инерционность его характера, так и невысокий уровень гражданской, политической и правовой культуры.
Н. А. Бердяев глубоко понимал, что для достижения необходимого для самоуправления уровня культуры личности и человеческих отношений надо преодолеть российскую пассивность, лень и беспечность, шедшие от широты русских просторов и души.
"В русском человеке, — писал он, — нет узости европейского человека, концентрирующего свою энергию на небольшом пространстве души, нет этой расчетливости, экономии пространства и времени, интенсивности культуры. Власть шири над русской душой порождает целый ряд русских качеств и русских недостатков. Русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности с этим связаны. Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности. Эта ширь не требовала интенсивной энергии и интенсивной культуры" [22, с. 67].
Из этого же Н. А. Бердяев выводил и свойственное российской интеллигенции равнодушие к идеям и идейному творчеству, вялость и инертность мысли, неверие в нее и склонность подменять ее морализированием [22, с. 82].
Словно предчувствуя грядущие испытания, которые выпадут на долю народа в будущей истории России, Н. А. Бердяев предостерегал об опасности иллюзорных надежд на демократию, если она не опирается на внутреннюю культуру и психологическую готовность народа к самоуправлению.
"Демократию, — писал он, — слишком часто понимают навыворот, — не ставят ее в зависимость от внутренней способности к самоуправлению, от характера народа и личности. И это — реальная опасность для нашего будущего. Русский народ должен перейти к истинному самоуправлению. Но этот переход зависит от качества человеческого материала, от способности к самоуправлению всех нас. Это требует исключительного уважения к человеку, к личности, к ее правам, к ее духовно самоуправляющейся природе" [22, с. 214].
Уточняя и развивая эти мысли, Н. А. Бердяев говорил о том, что главным качеством будущей демократии должна стать ее высокая одухотворенность. Разъяренная, бездуховная масса, толпа, одержимая корыстными и злобными инстинктами, не может быть носителем подлинной демократии. Последняя, т. е. демократия, представляет собой, по мнению Бердяева, прежде всего реализацию духовного содержания, направленности духовных ценностей личности и народа.
И в этом смысле, по словам Бердяева: "Дух нации глубже демократии и должен направлять ее" [22, с. 215].
Однако Н. А. Бердяев так и не смог дать ответа на вопрос о том, как, каким именно образом перестроить, изменить противоречивый характер русского народа настолько, чтобы "дух нации" порожденный из самих "недр народной жизни" и имманентный народу, его собственный "потенциал" не был чем-то навязанным ему извне и действительно обеспечил бы должную направленность демократического развития России.
В. М. Бехтерев о динамике психического состояния общества. Крупнейший вклад в становление социально-психологического направления в России внес в последней четверти XIX и первой четверти XX века выдающийся русский ученый-психолог, психоневролог и психиатр, академик В. М. Бехтерев (1857—1927).
В отличие от Бердяева, говорившего о значимости и необходимости изменения характера русского народа, он обращается к более подвижному (чем стабильный и складывающийся веками характер) слою общественного сознания, точнее его динамичному состоянию, каким является общественное или массовое настроение. Он исследует также такие явления социальной психологии, как массовый психоз, паника и массовое внушение. Характеризуя роль внушения в общественной жизни, В. М. Бехтерев прослеживает его главный эффект — изменение общественного настроения, а соответственно и психического состояния масс.
Выступая с критикой В. Вундта, который, по его мнению, сводил народную психологию к мифам, обычаям и языку, В. М. Бехтерев подчеркивал необходимость изучения прежде всего психологического состояния общества, общественного настроения как важнейшего элемента социальной психологии [23, с. 7]. При этом В. М. Бехтерев вполне обоснованно указывал на то, что настроения — самый массовый феномен социальной психологии, который проявляется во всем многообразии социальной жизни [23, с. 8].
Вопросы природы и динамики группового, коллективного и массового настроения, особенно механизма, стадиальности, тенденций и форм динамики массового настроения, занимают видное место в работах В. М. Бехтерева, посвященных проблемам социальной психологии. В первую очередь это относится к таким работам, как "Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки" (1911), "Коллективная рефлексология" (1921) и др.
В. М. Бехтерев, подобно тому как это делал Н. А. Бердяев, пытается объяснить российскую историю, исходя из анализа массовых социально-психологических явлений. Только у него в качестве решающего фактора, влияющего на ход социального процесса, оказывается не характер народа, а динамичное, изменчивое психическое состояние общества, его преобладающее общественное настроение.
По В. М. Бехтереву, оно подчиняется "закону ритма", прилива и отлива массовой психической энергии. Так, смена трех русских революций в России рассматривается им как результат прилива и отлива революционных настроений общества в известные промежутки времени [24].
При всем многообразии и различии подходов к пониманию тех или иных изучаемых явлений всех пионеров отечественной социально-психологической мысли объединяет интерес прежде всего к судьбе и духовным факторам истории своей страны.
Это проявляется, в отличие от многих других национальных школ, в направленности внимания и интереса на исследование не тех или иных составляющих или механизмов социальной психологии (психология народа у В. Вундта, например, или законы подражания Тарда), а психологии социальных (народнического, социал-демократического, христианско-демократического и революционного) движений в обществе; не на статическую характеристику социальной психики (мифы, обычаи, язык и др.), а на изучение динамических состояний людей, социально-психологических проблем духовно-нравственной культуры общества, социально-психологических факторов исторического процесса.