Практическое занятие 3. Историко-социологический метод. Материал: пьеса М. Горького «Егор Булычев и другие»
- Определить жанр, композицию, основные темы пьесы «Егор Булычов и другие».
- Почему Горький возражал против жанра пьесы и сделал подзаголовок «сцены»?
- Определите сквозное действие пьесы.
- Какие «сцены» (темы) сквозного действия имеет произведение?
- Определите отношение к ним героев (Докончите фразу Павлина «Войны не только…»).
- В пьесе представлен купеческий класс – буржуазия. Почему для Горького в 30-е годы (1933) стало актуальным обращение к самому консервативному на данном историческом этапе классу? Сделайте вывод о жанре пьесы.
- Определите место действия, кульминацию; как кульминация сцен связана со сквозным действием?
- Назовите главное средство развития характеров в реалистической драме, внешне наиболее ярко проявляемое в кульминации? На чем оно строиться в пьесе? Вспомните художественные средства раскрытия характеров в «Горе от ума» (Чацкий-Софья) Грибоедова, «Бесприданницы» (Паратов-Карандышев) Островского, «На дне» Горького?
- Характеры персонажей. Образ Булычева. Какая история, выходящая за рамки социально-политического фона и коллизий лежит в основе его образа? Прокомментируйте заключительный монолог драмы. Объясните причины безверия героя в диалоге с Павлином в последнем акте. Булычов и власть. Булычов и Россия.
- Характеры Меланьи, Варвары, Павлина и др.
Рекомендуемая литература
1. Акимов В.М. Сто лет русской литературы: От «серебряного века» до наших дней. СПб., 1995.
2. Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М., 2000-2005.
3. Блум Хэрольд. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург, 1998.
4. История русской литературы ХХ века: Учебник: В 2 ч. М.-Ставорополь, 1998.
5. История русской литературы ХХ века (20-90 годы): Основные имена: Учебное пособие для филологических факультетов университетов. М., 1998.
6. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб.,1992
7. Очерки истории русской литературы ХХ века. М., 1995. Вып.1.
8. Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький и литературное движение 20-х годов. М., 1996.
9. Штейнберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М., 1995.
Практическое занятие 4. Комплексный анализ, или многообразие традиционных методов в исследовании: историко-культурный, или контекстуальный анализ; психологический, или анализ по образам; социологический; сравнительно-исторический (мотивный, лейтмотивный, концептуальный). Материал: «Анна Снегина» С. Есенина.
- Историко-культурный, или контекстуальный анализ. Пространство вокруг произведения: история идей, событий, прототипов, исторической ситуации. Привлечение этнографии и этнологии к эпической поэме С. Есенина «Анна Снегина».
- Психологический, или анализ по образам. Образы крестьян в поэме «Анна Снегина» как сентенциальных носителей исторических событий. Антиномичность образов.
- Социологический анализ. Социальная дифференциация в поэме: расслоение деревни, «купцы да знать», премьер-министр А. Н. Керенский, вождь Ленин и т. д.
- Сравнительно-исторический (мотивный, лейтмотивный, концептуальный): мотивы любви к дому и родине, женщине; мотив страдания и одиночества и др.
Рекомендуемая литература
1. Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина: Книга для учителя. М., 1990.
2. Богомолов Н.А. Русская литература первой трети ХХ века: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999.
3. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. М., 1994.
4. Голубков М.М. Раскол Русская историко-культурная ситуация первой трети ХХ века и литературный процесс) // Научные доклады филологического факультета МГУ. М., 1996. Вып.1.
5. Ежов И.С., Шамурин Е.И. Антология русской лирики первой четверти ХХ века / Вводной статья Валерьяна Полянского. М., 1991.
6. История русской литературы ХХ века: Учебник: В 2 ч. М.-Ставрополь, 1998.
7. История русской литературы ХХ века (20-90 годы): Основные имена: Учебное пособие для филологических факультетов университетов. М., 1998.
8. Солнцева Н.М. Сергей Есенин: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 1997.
9. Шубникова–Гусева Н.И. Сергей Есенин в стихах и жизни // Сергей Есенин в стихах и жизни. Стихотворения 1910 – 1925. М., 1995.
10. Энциклопедия литературных произведений. М., 1998.
Практическое занятие 5. Патографический подход. «Тридцать три урода» Л. Зиновьевой-Аннибал. Рассказы Горького 20-х гг.: «Карамора», «Отшельник», «Голубая жизнь»
1. Судьбы главных героинь в повести «Тридцать три урода»:
- трагедийность игры и жизни;
- общество художников;
- история болезни актрисы;
2.Психологизм рассказа «Отшельник» (Доклад):
- портретная характеристика персонажа;
- история жизни, рассказанная героем;
- речевая характеристика;
- отношение с Богом,с Дьяволом; роль французика в религиозных воззрениях Савелия; черты гностицистического реликта : богомильства и джайнизма;
- объясните слова Алеши: «колдун ты, а – святой»;
- проиллюстрируйте примерами из текста размытость в понимании границ добра и зла, цинизм,обман и ханжество, маниакальную регрессию персонажа;
- коренные отличия лжеучителя ( «мастерового в знании своего ремесла») Савелия от «Отца Сергия» Л.Толстого и истории русского отшельничества(душа-птица,щенок-совесть и др.).Лука из пьесы «На дне» и Савелий.
3.Психологизм рассказа «Карамора» (Доклад).
- какие основные философские и общечеловеческие проблемы затрагивает автор в рассказе?
- какой психологический мотив лежит в основе произведения?
- форма рассказа; причины обращения к форме исповеди;
- Карамора и Попов;
- Петр Каразин и полковник Симонов;
- как Горький на примере героя разрешает свой коренной тезис «в жизни всегда есть место подвигу»?
- Петр Каразин и герои Достоевского (Родион Раскольников, Петр Карамазов, Алексей Иванович).
- как понимать: сон Караморы, фразу: «будь бог - разве люди таковы были бы?», попытку нащупать теорию зла.
Рекомендуемая литература
Бехтерев В. М. Достоевский и художественная психопатология // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М.Бехтерева. 1993. № 2.
Бирнштейн И.А. Сон В.М. Гаршина. Психоневрологический этюд к вопросу о самоубийстве // Независимый психиатрический журнал. 1993. № 1,2. С.95-100.
Владимирский А.В. Мысли психиатра по поводу «Записок сумасшедшего» Н.В. Гоголя // Вопросы нервно-психической медицины. 1903. №3. С.32-48.
Галант И.Б. Эвроэндокринология великих русских писателей и поэтов // Клинический архив гениальности и одаренности. 1927. Т.3. Вып.1. С.19-66.
Гейер Р. Герои Ибсена с психиатрической точки зрения, М., 1903.
Закржевский А. Рыцари безумия: (Футуристы). К., 1914.
Каплан Я.Ф. Плюшкин - психологический разбор его // Вопросы философии и психологии. 1902. № 63. С.796-813.
Карпов П.И. Творчество душевно-больных и его влияние на развитие науки, искусства и техники. М.; Л., 1926.
Минц Я.В. Александр Блок (Патографический очерк ) // Клинический архив гениальности и одаренности. 1928. Т.4. Вып.3. С.45-54.
Минц Я.В. Материалы к патографии Пушкина // Клинический архив гениальности и одаренности. 1925. Т.1. Вып.2. С.122-46.
Попов Ю.В. О докладе В.М. Бехтерева «Достоевский и художественная психопатология» // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. 1993. №2. С.117-118.
Попов Ю.В. По поводу патографий Н.А.Некрасова и А.А.Фета // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. 1993. №3. С.171-176.
Ферри, Энрико. Преступные типы в искусстве и литературе. СПб., 1908.