Сам факт присутствия других

Между тем Зайонц полагает, что присутствие других и само по себе вызывает возбуждение, даже если отсутствует боязнь оценки или отвлечение внимания. Например, вкусы людей в отношении цветовой гаммы становятся более четко выраженными, если им приходится выносить свои суждения в присутствии других (Goldman, 1967). В таких заданиях не существует «правильных» и «неправильных» ответов, которые могли бы как-то оцениваться наблюдателями, поэтому нет повода беспокоиться об их реакции.

Подобный эффект усиления реакции встречается также у животных, которые, по-видимому, не могут сознательно тревожиться о том, как их оценивают другие. Это наводит на мысль о наличии врожденного механизма социального возбуждения, присущего большинству животных. Возвращаясь к разговору о людях, можно упомянуть, что многие из тех, кто бегает трусцой, отмечают особый прилив сил, когда бегут с кем-то вместе, даже если при этом никто ни с кем не соревнуется и никто никого не оценивает.

Настал самый подходящий момент для того, чтобы напомнить о задачах любой теории. Хорошая теория является научной «стенографией»: она упрощает и резюмирует множество наблюдений. Теория социальной фасилитации с этим справляется. Она дает простое обобщение множества экспериментальных наблюдений. Хорошая теория должна также давать четкие прогнозы, которые:

1) помогут подтвердить или модифицировать теорию;

2) укажут новые направления исследований;

3) предложат практическое применение теории.

Теория социальной фасилитации (которая утверждает, что присутствие других возбуждает людей и что это возбуждение усиливает доминирующую реакцию):

1) подтверждается;

2) дает новую жизнь долгое время дремавшей области исследований. А как насчет третьего пункта:

3) предлагает ли данная теория какое-то практическое применение?

Поиск возможностей прикладного применения – обычно последняя фаза научного исследования. Изучая социальную фасилитацию, исследователи пока уделяли этому вопросу мало внимания. Но мы могли бы сами высказать несколько догадок о возможном практическом применении. Во многих современных офисных зданиях отдельные комнаты заменяются одним большим открытым помещением, разделенным невысокими перегородками. Не произойдет ли так, что благодаря осведомленности о присутствии других повысится уровень выполнения хорошо знакомых заданий, но пострадает творческое мышление при решении сложных задач? Можете ли вы сами придумать другие приложения этой теории?

Приложение 6

В.А. Лабунская

ПОНЯТИЕ О ЗАТРУДНЕННОМ ОБЩЕНИИ
И ЕГО ПРИЧИНАХ[6]

В отечественной психологии в настоящее время достаточно активно обсуждается проблема затрудненного общения. Традиционно она рассматривается в связи с вопросами оптимального общения. Затрудненное общение определяется, как правило, на основе соотнесения наличного общения с его оптимальной моделью. Представления об оптимальной модели общения (незатрудненном общении) отражают позицию авторов относительно того, что такое общение, какова его структура, функции, цели и свя­занные с ними процессы, свойства и состояния личности. Боль­шинство моделей оптимального общения напоминают перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его уме­ниям и навыкам. Несоответствие заданным параметрам оптимального общения рассматривается как показатель затрудненного общения. Особенно распространен такой подход в прикладных областях психологии, например в психологии педагогического общения или управленческого взаимодействия. Именно в этих областях прикладной психологии чаще всего обсуждаются вопросы об эффективности учителя, руководителя, управленца как субъектов общения, выстраиваются перечни свойств, качеств, навыков, умений, необходимых для оптимального общения.

Вместе с этим способом интерпретации общения как затруд­ненного используется оценка степени выраженности затруднений в зависимости от их воздействия на результаты общения. На основании данного критерия определяются ситуации затрудненного общения: от легких трений, сбоев в общении, не мешающих его продолжению, до того уровня конфликта, который приводит к полному разрыву между партнерами. С помощью оценки затруд­нений в общении можно создать классификации затрудненного общения. Например, выделить ситуации затрудненного общения, различающиеся по степени понимания – непонимания партне­рами друг друга, проявления симпатии – антипатии, принятия – отчуждения и т.д.

Анализ литературы по данной проблеме приводит к выводу о том, что термин «затрудненное общение» используется то как широкое понятие, объединяющее такие явления, как трудности, затруднения, сбои, осложнения, препятствия, преграды, барьеры, конфликты, то как весьма узкое определение, фиксирующее незначительные трудности общения, преодолеваемые партнерами в процессе коммуникации и не имеющие далеко идущих деструктивных последствий.

С нашей точки зрения, к затрудненному общению следует от­носиться как к глобальному, интегральному феномену. В.Н. Куницына подчеркивает, что феномен затрудненного общения – это прежде всего явление, представленное в сознании и переживании партнеров. В отечественной психологии сложилась традиция уделять особое внимание субъективным факторам, причинам возникновения затруднений в общении, описанию тех состояний, которые являются результатом неналаженного общения или со­провождают трения и сбои в коммуникации. На первое место ста­вятся состояния напряженности, неудовлетворенности, тревоги, эмоционального неблагополучия, дискомфорта и т.д.

О субъективной природе психологических трудностей обще­ния писали А.А. Бодалев и Г.А. Ковалев, подчеркивая, что след­ствием этих «субъективных трудностей» является объективная картина нарушений – недостижение цели, неудовлетворение мотива, неполучение желаемого результата и т.д.

Таким образом, затрудненное общение необходимо рассмат­ривать в нескольких плоскостях:

– в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;

– как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;

– как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть не­удовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т.д.

За основу трактовки затрудненного общения мы возьмем положения В.Н. Куницыной. С ее точки зрения, «объективные» трудности – это те, которые обнаруживаются в условиях непосредственного общения, снижают его успешность и лишают чувства удовлетворенности от общения.

«Так называемые объективные трудности, – пишет В.Н. Куницына, – то есть вызванные объективными и в общем устранимыми причинами, – это трудности коммуникативного характера... и коммуникабельного...». Затрудненное общение объективно существует не только как явление сознания или переживаний партнеров. Оно детерминировано, как подчеркивает Л.А. Петровская, особенностями психологической природы человека и человеческих отношений. В качестве детерминанты затрудненного общения она называет негармоничное развитие различных характеристик личности, ее отношений и социального контекста. Само общение, в силу его социально-психологической природы, является «трудной» деятельностью. В нем реально и потенциально содержатся элементы, затрудняющие оптимальный уровень функционирования. Особенности экспрессии и речи, социально-перцептивной сферы личности, системы ее отношений, форм обращений, уровень развития навыков взаимодействия и условия общения превращают любой акт общения в задачу, в сложную, многоаспектную деятельность. Каждая грань общения, по мнению И.П. Шкуратовой, дает новый критерий для классификации трудностей и причин затрудненного общения.

Поэтому перечень как субъективных, так и объективных причин, затрудняющих процесс общения, не может иметь четких границ, за исключением тех рамок, которые устанавливаются исследователем. Одной из самых широких рамок изучения за­труднений в общении является этнокультурная. Анализ типиче­ских проявлений личности может быть осуществлен на различ­ных уровнях.

Первый из них – это квазипсихологический уровень изучения психических проявлений. На данном уровне анализируются пред­ставления об этнических или культурных стереотипах «независи­мого» и «взаимозависимого Я» или изучаются бытующие в куль­туре представления об особенностях поведения, характера, сис­темы отношений и т.д.

На втором – интерпсихологическом – уровне анализа исследуются типичные способы поведения в ситуациях конфликтного, затрудненного общения, этнические представления, установки, регулирующие ролевые взаимоотношения участников совместной деятельности. При этом возможно изучение представлений о личности как субъекте затрудненного общения и их изменения под влиянием ролевого статуса партнеров.

Третий – интрапсихологический – уровень анализа этнического характера, уровень изучения этнических смысловых установок. Эти образования появляются в результате возникновения определенных проблемно-конфликтных взаимоотношений, в процессе которых стереотипы, представления, существующие в этнической культуре, преобразуются в личностные смыслы. На данном уровне анализа могут быть рассмотрены результаты изучения когнитивно-эмоциональных образований, преобразованных в личностные смыслы партнеров общения.

Во многом перечисленные факторы общения являются результатом действия механизма «мы» и «они». Б.Д. Парыгин считает, что «истоки психологических барьеров заложены в самом факте существования общности и принадлежности к ней индивида». Обособление индивидов в пределах общности «мы» объяс­няется действием механизма противопоставления другой общ­ности – «они». Параметры, по которым осуществляется такое противопоставление, различны, но «главное заключается в том, что "мы" реагируем на определенные ситуации, определенные раздражители таким образом (что нас и объединяет) и они на то же самое реагируют по-другому». Непохожесть ограничивает контакты, ведет к вражде и стычкам, короче говоря, к затрудненному общению. В соответствии с этими фундаментальными механизмами функционирования общностей Б.Д. Парыгиным были выделены следующие детерминанты:

1) сила коллективных норм, ценностей, действий;

2) система ценностных ориентации личности.

В работах последнего времени подчеркивается, что этнос способствует формированию у его членов общего видения мира, единых представлений о ценностях, смысле жизни. Однако этнос налагает ограничения на поведение людей, сужает спектр допустимых и желательных реакций человека на ту или иную жиз­ненную ситуацию, а возникшие представления о нормах обще­ния становятся все более автономными по отношению к своим носителям и независимо от них начинают регулировать взаимо­действие как внутри этноса, так и за его пределами. В основе эт­нических стереотипов, как известно, лежит система этнических представлений – устойчивых, обобщенных, эмоционально-на­сыщенных образов, выступающих регуляторами общения.

Таким образом, возникновение ситуаций затрудненного об­щения и трудностей в общении обусловлено фактом формирова­ния человеческой общности, особенностями развития личности в определенной социальной среде, социально-психологической природой общения, механизмами отражения и взаимодействия. Именно они провоцируют сбои в социально-перцептивной, интеракционной, коммуникативной системах общения, приводящие к трениям и возникновению психического напряжения различной интенсивности между людьми.

Итак, в узком смысле слова, затрудненное общение – это не­значительные трения и сбои в сфере межличностного общения. Для такого общения характерны: сохранность, непрерывность контактов между партнерами, определенная степень осознания испытываемых затруднений; поиск причин, приводящих к ослож­нениям общения; попытки самостоятельного преодоления соци­ально-перцептивных, интеракционных, коммуникативных затруднений. В широком смысле слова, затрудненное общение – это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения партнеров и общностей, к непрерывно-прерывным контактам между ними, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений, к формированию тревожного отношения к любой ситуации общения.

В определении «затрудненное общение» заключены как про­цесс, так и результат общения, имеющий и субъективный, и объективный характер. Но, каким бы ни был результат (субъективный или объективный), участникам общения он представлен через интенсивность, знак, направленность, модальность их эмоциональных переживаний, через степень когнитивно-аффек­тивного напряжения, чувство комфорта – дискомфорта, испытываемых ими в процессе общения. Количество неприятных, фрустрирующих партнера способов общения, создающих барьеры, препятствия при достижении цели и удовлетворении базовых социальных потребностей, или, наоборот, объем средств и способов общения, помогающих достижению поставленных целей и удовлетворению потребностей, – это объективно-субъективные показатели общения, происходящего в пределах шкалы «затрудненное – незатрудненное общение».

Парные понятия «затрудненное – незатрудненное общение» не являются синонимами понятий «успешное – неуспешное», «эффективное – неэффективное», «оптимальное – неоптимальное общение». Данные оценки общения отражают объективные показатели достижения его результата, но не учитывают спектра переживаний, возникающих в процессе общения, и индивиду­альных оценок каждого из партнеров.

В психологии затрудненного общения, как и в психологии эффективного, оптимального общения, происходит соединение причин возникновения затруднений, результата и характеристик участников общения. Особенности личности могут стать причи­ной затруднений в общении или результатом общения, могут рассматриваться в качестве внешних или внутренних, субъек­тивных или объективных факторов. Классификация причин за­трудненного общения, учитывающая неразрывную связь между общением и личностью, представлена в ряде работ.

Анализ исследований, проводимых в области психологии за­трудненного общения и психологии эффективного взаимодей­ствия, также свидетельствует о том, что главными сферами рас­смотрения этого явления стали такие виды общения, как меж­личностное, ролевое, манипулятивное, монологическое, изучае­мые в контексте делового, педагогического, этнического обще­ния, а также в условиях социально-психологического тренинга.

Таким образом, трудности, возникающие в общении (причины затрудненного общения), могут быть классифицированы следующим образом:

1) объективные, порожденные реальным взаимодействием, и субъективные, имеющие отношение к различным аспектам функционирования личности или группы (динамические процессы в группе и между группами, культурно-психологические особенности ее членов);

2) первичные (природные условия жизни группы, история ее формирования и отношений с другими группами) и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воздействиями;

3) осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения, и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и группой, представленные в сознании личности, но реально несуществующие;

4) ситуативные или устойчивые;

5) межкультурные и культурно-специфические;

6) общевозрастные и гендерные (маскулинность – фемининность), половые;

7) индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические;

8) когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, стереотипы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные состояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инструментальные (навыки общения, правила этикета, нормы, ритуалы, принятые в группе способы обращения и т.д.);

9) компоненты структуры общения (социально-перцеп­тивные, коммуникативные, интерактивные);

10) вербальные и невербальные.

Наши рекомендации