Задания для самостоятельной работы. 1. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов
1. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.
· Основная особенность психического отражения… а) константность; б) предметность; в) активность; г) субъектность; д) первичность; е) спонтанность; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
· Самое существенное свойство психики – это… а) первичность; б) субъектность; в) идеальность; г) раздражимость; д) материальность; е) материальность; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
2. Проанализируйте приведенный фрагмент с точки зрения активности психического отражения. Ответьте на вопрос: каким образом психика, представляющая собой субъективный продукт объективной реальности, приобретает способность воздействовать на материальные звенья физиологических систем?
«Неживые объекты в процессе отражения окружающей действительности изменяются сами и меняют свою отражательную способность. Этот процесс носит пассивный характер, а изменение отражательной способности происходит лишь в сторону увеличения меры неопределенности, т.е. с нарастанием энтропии. Так, поверхность камня отражает характер и силу внешних воздействий, которым он систематически подвергается. Со временем эти воздействия все больше разрушают его и в конце концов превращают в песок или пыль, и та информация, которую они несут в себе, оказывается уже значительно менее определенной.
Отличительным «свойством биологических объектов является их преимущественная ориентация на усложнение систем, т.е. на реализацию процессов негэнтропии; на уменьшение степени неопределенности. Это обстоятельство послужило причиной последовательной структурной и функциональной самоорганизации живых организмов, что привело к совершенствованию отражательных функций, развитию органов чувств, а затем и к высокоорганизованной психической деятельности человека. Отражение явилось тем; условием, которое положило начало процессу развития живого, так как именно через отражение формируются все виды памяти, представляющей собой сохранение следов прошлого опыта, на основе чего биологические объекты получают возможность приобретать новые качества.
Исследователи различают отражение–след, отражение–изменение, отражение–ответная реакция и отражение–воздействие. Процессы отражения в неживой природе охватывают первые две формы, живая материя пользуется всеми четырьмя формами отражения. Существенная особенность состоит здесь еще и в том, что живое приобретает свойство отражать не только внешнюю, но и свою собственную внутреннюю среду. Кроме того, живое вырабатывает способность к избирательности отражения, и из десятков одновременно воздействующих внешних и внутренних факторов организм активно реагирует лишь на те, которые он актуализирует.
Таким образом, психика приобретает свойство активно менять направление, объем и характер отражательных процессов – и внешних и внутренних. Еще важнее то, что психика может ориентироваться не только на наличные результаты отражения, но и на зафиксированные ранее в долговременной памяти в виде образов и понятий отражения–следы. Отражение; становится субъективным, а это значит активным: оно характеризуется движением «постоянного переливания субъективного в объективное». Эта особенность позволяет человеку целенаправленно и активно воздействовать на свое физическое психическое состояние на основе воображаемых чувственных образов» (Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1989).
3. Что из приведенного списка относится к психологическим фактам, что – к психическим явлениям, а что не является ни тем и ни другим и почему?
Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинация творчество, любовь к чтению, дыхание; эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, досада, обида, счастье, общение, воинственность.
4. Используя приведенный ниже материал, прокомментируйте идеальную природу психики. Чья точка зрения относительно идеального Вам ближе и почему?
В объяснений природы идеального известно несколько подходов: «идеальное в форме субъективного образа объективного мира» (Д.И. Дубровский), «идеальное в форме материально-практического образа (схемы) объекта» (Э.В. Ильенков), «идеальное в форме объективного эталона, Отражающего сущность класса предметов» (М. А. Лифшиц).
В трактовке Э. В. Ильенкова идеальное рассматривается как объективная реальность – духовные явления, обладающие достоинством всеобщности и необходимости. Понятием «идеальное» Э. В. Ильенков предлагал фиксировать такое соотношение между материальными объектами, в котором один объект, оставаясь самим собой, представляет всеобщую природу другого или других объектов. Это – репрезентация общего свойства класса предметов или процессов в том или ином конкретном продукте (предмете) труда и культуры.
Э.Г. Классен предлагает рассматривать идеальное как отношение представленности (появление одного предмета вместо другого) и положенности (идеальное, не обладающее собственной субстанциональностью, имеет; свое основание в другом предмете). Идеальному присущи две противоположные стороны, два полюса: материальный, образованный положенностью и бытием в форме представленности социальной деятельности и нематериальный, в форме сознания человека. Э. Г. Классен пишет: «идеальное.. не является ни материальным, ни сознанием, но... существует только в материальном и сознании: Бесполезно искать идеальное во внешнем Материальном объекте, как бесполезно искать его в человеческой голове. Ни в объекте, ни в голове в их оторванности друг от друга никакой идеальности нет. Но оно есть во внешних объектах, потому что оно есть в голове, и, наоборот, оно есть в голове, потому что есть во внешних вещах».
5. Прочитайте отрывки из работы В. Прейера. Как автор символически характеризует развитие психики? Обоснуйте свою позицию на прочитанное.
«Душевное содержание человека обусловлено не одними чувственными впечатлениями: еще до появления на свет его белый лист был исписан множеством неразборчивых, неясных и невидимых знаков, т.е. следами бесчисленных чувственных впечатлений, испытанных давно минувшими поколениями. Эти остатки так стерты и неотчетливы, что душевную организацию принимали за белый лист, пока не ознакомились с ее изменениями за первое время жизни ребенка. Чем внимательнее стали наблюдать ребенка, тем разборчивее становятся непонятные письма» (Прейер В. Душа ребенка. Наблюдения над духовным развитием человека в первые годы жизни. – СПб., 1912. – С. IX-X).
«Душа подобна потоку, в который нельзя погрузиться дважды. Подобно ему она возникает ясным источником из недосягаемых глубин; лишь позднее пробивается вода на Божий свет и медленно собирается в журчащий ручей. И тот час легкие волны начинают биться о берег, в растущем движении. Дна уже не видно. Шумящий струи сливаются в светлый, но волнующий поток, который сдерживают одни лишь суровые скалы. Своенравие разбивается о сопротивление мира. Но вот ревущий поток, то победно сокрушая препятствия, то послушно следуя рельефу местности, проложил себе дорогу среди горной цепи и затем спешит дальше, то светлый и тихий, то бурный и мощный, похожий на маленького буяна, который, стремясь к далеким целям, не хочет оторваться от материнской груди, чтобы найти около нее спокойствие в величественном течении бьющей ключом жизни.
Зеркально гладкий, спокойный и мощный, несущий с собою жизнь и благо, он становится в конце концов, повелителем и исчезает в океан, откуда он возник.
И на всем его протяжении от истока до устья наблюдатель созерцает бесконечное движение: он знает, правда, что это, именно, те струи, которые уносятся к морю, но он знает и то, что по дороге эти струи сольются с новыми, изменятся, что иные из них поднимутся легким туманом, а потом останется прежним. Так и душа. От рождения и до самой смерти не прекращается игра душевных волн: новые впечатления переплетаются со старыми, многие из них забываются или преобразовываются, но личность всегда остается сама собой, и едва «Я» достигнет самосознания, туда собственно, направляется движением бурных стремлений, как ему наступает конец» (Прйер В. Душа ребенка. Наблюдения над духовным развитием человека в первые годы жизни. – СПб., 1912. – С. X-XI).