Возможная траектория эволюционного развития психологии. Часть 1. Экспериментальная методология как способ создания нового психологического знания в исследовании

Ю.Е. Шилов, С.В. Агафонова

Когнитивное бессознательное и методы его изучения

А.А. Гудзовская, В.В. Шпунтова

О компонентах личностной зрелости

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 14-16-63004 а(р))

С.Ю. Деменкова

Феномен дефензивности в контексте когнитивной парадигмы

Научный руководитель: М.Е. Серебрякова

Далее следует Аннотация и Ключевые слова.

Текст аннотации набирается прямым (без курсива) шрифтом и оканчивается точкой.

Подзаголовок Ключевые слова набирается курсивом, список ключевых слов – без курсива с точкой в конце.

Пример:

Н.Е. Максимова, И.О. Александров

Возможная траектория эволюционного развития психологии. Часть 1. Экспериментальная методология как способ создания нового психологического знания в исследовании

В первой части статьи раскрывается эвристический и прескриптивный потенциал экспериментальной методологии как способа создания нового психологического знания в исследовании в соответствии с содержанием эволюционной эпистемологии Я.А. Пономарева. Согласно положениям экспериментальной методологии введены формальные определения метода, исследования, предмета и объекта исследования, правил построения альтернативных гипотез, процедур селекции альтернатив и оценки их правдоподобия. Намечены подходы к эмпирическим доказательствам онтологического статуса предмета исследования. Обоснована реализация экспериментальной методологии как гипотетико-реконструктивного метода, обеспечивающего не только построение теоретических конструкций предмета исследования, но и их доступность для эмпирической проверки. Таким образом, экспериментальная методология снимает противопоставление теоретического и эмпирического знания и представляет собой принципиально новое решение этой фундаментальной проблемы методологии науки. В соответствии с таким решением методология психологии создается в процессе исследований самими исследователями как членами парадигмальных сообществ. Специальное внимание уделено номотетической направленности экспериментальной методологии, ее формальному обоснованию и реализации в исследовании

Ключевые слова: эволюционная эпистемология, экспериментальная методология, абстрактно-аналитическая психология, дифференциация предметной области психологии, исследование, предмет и объект исследования, онтология, гипотетико-реконструктивный метод.

ПРОБЕЛЫ МЕЖДУ СЛОВАМИ

Ссылки на рисунки и таблицы набираются с пробелами (рис. 1, табл. 2).

Кавычки и скобки не отделяются пробелами от заключенных в них слов: (при 300 К), (а); а не ( при 300 К ), (а).

Между знаком номера, параграфа и числом ставится пробел: No 1; § 5.65.

Числа с буквами в обозначениях набирают без пробелов: IVd; 1.з.14а; рис. 1д.

Между инициалами и фамилией всегда ставится пробел: А.А. Иванов. Во избежание разрыва инициалов и фамилии при автоматическом переносе слов на новую строку рекомендуется использовать неразрывный пробел (Вставка–Символ–Специальные знаки).

В географических названиях после точки ставится пробел: р. Енисей, г. Новосибирск.

При указании номеров страниц (числовых интервалов) пробелы между числами и тире не ставятся: С. 28–33, а не С. 28 – 33.

Не следует использовать более одного пробела.

ПЕРЕВОДНЫЕ ТЕРМИНЫ

При упоминании иностранных фамилий в скобках дается их оригинальное написание (за исключением общеизвестных имен, встречающихся в энциклопедии, и имен, на которые даются ссылки в списке литературы).

При упоминании в русской̆ транскрипции иностранных учебных заведений, учреждений, фирм, а также иностранных географических названий (кроме общеизвестных) необходимо указывать в скобках их оригинальное написание или написание на английском языке.

ТАБЛИЦЫ

Таблицы призваны облегчать восприятие текста. Ссылка на таблицу в тексте обязательна и должна располагаться до представления (расположения) самой таблицы. Ссылка должна органично входить в текст, а не выделяться в самостоятельную фразу, повторяющую тематический заголовок таблицы.

Таблицы могут содержать не более десяти столбцов и иметь содержательное заглавие.

Таблицы нумеруются последовательно (сквозная нумерация), по порядку упоминания в тексте арабскими цифрами. При наименовании таблицы слово «Таблица» и соответствующий ей номер указываются полужирным шрифтом; название таблицы дается без полужирного выделения.

Примеры:

В таблице 1 представлены четыре типа текстов сочинений «Я человек»: 1) «Я», 2) «Человек», 3) «Я и Человек», 4) «Я – Человек» по результатам первого и второго этапа исследований.

Таблица 1. Герои сочинений на первом и втором этапах лонгитюдного исследования

(в % к общему числу сочинений)

Герой сочинения Я Человек Я и Человек Я – Человек
1997 г. (1 класс) 69.6 9.8 8.0 11.6
2015 г. (25 лет) 23.1 23.1 15.4 38.5

Мы видим, что на первом этапе исследования преобладают тексты сочинений с Героем «Я» (69.6%); на втором этапе лонгитюдного исследования количество таких сочинений уменьшается почти втрое (23.1%). Тексты сочинений с Героем «Человек» и «Я и Человек» на первом этапе исследования занимают второе место (9.8% и 8%), ко второму…

В одноярусной ячейке таблицы все заголовки пишутся с прописной буквы. В двух- и многоярусной ячейках заголовки верхнего яруса пишутся с прописной, если они грамматически не подчинены стоящему над ними заголовку верхнего яруса, и со строчной, если грамматически подчинены стоящему над ними заголовку, например:

Возможная траектория эволюционного развития психологии. Часть 1. Экспериментальная методология как способ создания нового психологического знания в исследовании - student2.ru Основные размеры, мм
Длина Возможная траектория эволюционного развития психологии. Часть 1. Экспериментальная методология как способ создания нового психологического знания в исследовании - student2.ru Высота Возможная траектория эволюционного развития психологии. Часть 1. Экспериментальная методология как способ создания нового психологического знания в исследовании - student2.ru
14.0 14.3 250.0 255.2
Диаметр
внутренний Возможная траектория эволюционного развития психологии. Часть 1. Экспериментальная методология как способ создания нового психологического знания в исследовании - student2.ru наружный Возможная траектория эволюционного развития психологии. Часть 1. Экспериментальная методология как способ создания нового психологического знания в исследовании - student2.ru
2.0 1.3 5.0 2.5

Сокращение слов в таблицах не рекомендуется. В примечаниях к таблицам должны быть объяснены все сокращения или обозначения.

Оставлять ячейки таблицы пустыми не допускается, при отсутствии сведений в ячейке ставится тире.

РИСУНКИ

Иллюстрации (рисунки) должны обогащать содержание текста, помогать читателю лучше, полнее и глубже воспринимать его. Рисунок должен быть понятным, четким, надписи размечены в соответствии с текстом. Объяснения рисунков в тексте и подписи к ним должны соответствовать содержанию рисунков.

Не допустимо: размещать рисунок без дальнейших пояснений его содержания в тексте.

Не допустимо: помещать в текст сканированные рисунки

Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Обычно используется сквозная нумерация. Если рисунок один – он не нумеруется, ссылка на него делается словом «рисунок» без сокращений, а под самим рисунком ничего не пишется.

Рисунок необходимо помещать на той же странице, где имеется ссылка на него. Каждая иллюстрация снабжается подрисуночной̆ подписью. Подпись под иллюстрацией̆ обычно имеет четыре основных элемента:

1) наименование графического сюжета, обозначаемое сокращенным словом «Рис.»;

2) порядковый номер иллюстрации, который указывается без значка № арабскими цифрами;

3) тематический заголовок иллюстрации (после точки с большой буквы);

4) экспликацию (расшифровку рисунка), которая поясняет рисунок. Перед ней ставится знак двоеточие, между элементами экспликации – точка с запятой.

«Рис.» и соответствующий ему номер указываются полужирным шрифтом; название рисунка дается без полужирного выделения. Точка в конце подрисуночной подписи не ставится.

Например:

Рис. 1. Семантическое пространство динамики ролевых позиций ...

Рис. 6. Зависимость подачи насоса от частоты вращения вала: а – фрагмент насоса; б – часть вала; 1 – откачивающая секция; 2 – начинающая секция

Пример ссылки на рисунки в тексте: «Наиболее значимыми по первому признаку оказались (см. рис. 1)...».

ФОРМУЛЫ

Формулы должны быть оформлены в формате Мicrоsоft Equation 3.0 (путь доступа в Мiсrоsоft Word: Вставка–Объект–Мiсrosоft Equation 3.0).

В формулах следует набирать:

– векторы – жирным прямым шрифтом, причем знак → над буквой не ставить;

– индексы, образованные от фамилий, – прямым шрифтом прописными буквами.

Применяемые в формулах обозначения, кроме общеизвестных, должны быть объяснены.

При наборе формул рекомендуется использовать следующие размеры шрифтов: основной – кг11(пт); крупный индекс – кг7(пт); мелкий индекс – кг6(пт); крупный символ – кг12(пт); мелкий символ – кг11(пт).

Категорически запрещается помещать в текст сканированные формулы!

СНОСКИ И ВНУТРИТЕКСТОВЫЕ ССЫЛКИ

Сноскидолжны иметь сквозную нумерацию по всей̆ статье (1,2,3 ...).

Фамилии упоминаемых авторов всегда приводятся с инициалами (фамилии русских авторов – с двумя). Инициалы в тексте отделяются от фамилии пробелом; между инициалами пробел не нужен.

На все работы, включенные в Список литературы, должны быть ссылки в тексте статьи: после фамилии или после цитирования в квадратных скобках указываются порядковый̆ номер источника и через запятую – страница, если она необходима.

Пример:

Согласно К.А. Абульхановой-Славской, зрелость – это способность человека целесообразно расходовать жизненные силы, продуктивно применять свои личностные возможности и особенности: «Зрелый человек способен своей волей определять и направлять ход событий и расстановку сил в своей жизни» [1, с. 285]. М.А. Щукина видит в личностной зрелости этап личностного развития, «этап не предзаданный и не гарантированный личности в результате ее взросления и социализации» [16, с. 316]. В этом случае, личностная зрелость – это результат выбора самого человека: выбор быть социально активным и автономным, управлять своим поведением и жизнью, стремиться к самоактуализации [17, 18]. Н.Е. Харламенкова определяет личностную зрелость как способность человека к осуществлению спонтанного поведения. Спонтанное поведение она характеризует уровнем интеграции эго-идентичности и степенью интериоризации ценностей, внутренней направленностью мотивации и согласованным с нею контролем поведения [15].

Ссылки на популярные, научно-популярные и научно-публицистические издания допускаются только со специальными целями (например, в разделе история психологии); в других разделах ссылки на такие издания не допускаются.

Ссылаться можно только на опубликованные работы: ссылки с пометками «В печати», «Принято к рассмотрению», «Личное сообщение» не допускаются.

Не следует ссылаться на интернет-источники при наличии печатных версий работ.

Список литературы не должен содержать более 2 работ автора/авторов рукописи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы включает все источники, на которые были даны ссылки в тексте. Авторы должны специально проверить это соответствие! Источники представляются в алфавитном порядке, сначала русскоязычные, затем – иностранные. Ссылки на ненаучные источники (выдержки из газет, журналов, литературных про- изведений и пр.) следует приводить в тексте или в сноске к тексту, но не в Списке литературы.

Список литературы оформляется следующим образом:

1. Фамилия и инициалы авторов выделяются курсивом. Инициалы указываются после фамилий и не разделяются пробелами между собой: Иванов А.А., Petrov В.В.

2. Названия иноязычных работ приводятся в соответствии с оригиналом (в т.ч. сохраняется расстановка заглавных и строчных букв). При перечислении авторов запятая между фамилией ав- тора и его инициалами не ставится, амперсанд (символ &) не используется.

3. Год, том, номер журнала и т.п. разделяются между собой и отделяются от соответствующих цифр пробелами.

Пример: «1992. Т. 29. No 2. С. 213–231.».

4. Для обозначения номера как русского, так и иностранного журнала употребляется символ «№».

5. В названиях отечественной периодики слово «журнал» сокращается до Журн.; англоязычной – до Journ.

6. При указании города используются общепринятые сокращения: М. (Москва), СПб. (Санкт-Петербург), Ростов н/Д (Ростов-на-Дону), L. (Лондон), N.J. (Нью-Джерси), N.Y. (Нью-Йорк) и др.

7. Перед годом после названия издательства или города (если издательства нет) ставится за- пятая.

Примеры:

Ссылка на статью в книге: Автор. Название статьи // Название книги / Под ред. А.Б. Иванова. Город: Издательство, год. С. 7–30.

1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. – 511 с.

2. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: тексты / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 180-187.

3. Харламенкова Н.Е. Спонтанность и контроль в зрелых личностных отношениях // Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 128-148.

Ссылка на статью в журнале: Автор. Название статьи // Журнал (принятое сокращенное название). Год. Том. Номер (выпуск). С. 12–20.

4. Котляков В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. С. 18-21.

5. Щукина М.А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 2. С. 7-22.

Ссылка на диссертационную работу: Автор. Название работы: Дисс. ... канд. биол. наук. Го- род, год.

6. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: субъектный подход: Дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2015. – 355 с.

Ссылка на автореферат диссертационной работы: Автор. Название работы: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. Город, год.

7. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. Новосибирск, 2007. – 47 с.

Ссылки на интернет-ресурс: Автор. Название работы. URL: адрес (дата обращения: чч.мм. гггг).

8. Логинова Л.Г. Сущность результата дополнительного образования детей // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. интернет-журн. 21.10.03. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=366 (дата обращения: 17.04.2007).

Пример общего вида:

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. – 299 с.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. – 301 с.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. – 487 с.

4. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 103-109.

5. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – 272 с.

6. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: субъектный подход: Дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2015. – 355 с.

7. Щукина М.А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 2. С. 7-22.

8. Maslow A. Religions, Values, and Peak-Experiences. New York: Viking press, 1970. XX, – 123 p.

9. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. San Francisco: Jossey-Bass, 1969. XVlII, – 214 p.

Наши рекомендации