Почему ночная бабочка летит на пламя свечи?

Хорошо известно, что ночью на открытом воз­духе вокруг огня собираются ночные бабочки и, обжигая свои крылья, падают в пламя.

Сначала бабочка летит вовсе не в направлении источ­ника света, а следует по такой прямой, которая состав­ляет постоянный угол с направлением световых лучей. Этот способ поведения, сформировавшийся в течение многих миллионов лет, очень хорошо оправдывает себя в природе: ориентиром, например, может служить луна. Но что значат в сравнении со многими миллионами лет те несколько десятков тысяч лет, которые протекли с момента появления на Земле человека и его искусствен­ных источников света? Естественно, что этот факт не повлиял на поведение ночных бабочек.

Что произойдет, однако, если ночная бабочка возьмет в качестве ориентира своего прямолинейного полета не отдаленную луну, а свет горящей свечи? Ведь направле­ние ее полета, как указывалось, должно составлять оп­ределенный угол с направлением световых лучей. В ре­зультате этого бабочка пролетела бы мимо свечи, но при [17]этом изменился бы угол, который служит ей ориентиром, поэтому она снова «переориентируется».

Таким образом, соблюдая определенный угол, она по­немногу приближается к источнику света. В естественных условиях (при бесконечно удаленных естественных ис­точниках света) «ориентировка но углу» гарантирова­ла бы бабочке прямолинейный курс (безопасный полет). Однако при искусственных источниках света прямолиней­ный полет превращается в полет по спирали, который все более и более приближает бабочку к пламени свечи.

Ночная бабочка летит на свет.

Следовательно, то явление, что ночные бабочки зале­тают в пламя, имеет относительно простое объяснение. Согласно представлениям психологов, не стоящих на естественнонаучной основе, влечение бабочки к свету — какая-то губительная страсть. Такое объяснение только подтверждает замечание Павлова, что для этих психоло­гов характерно стремление искать сложные разъяснения простых процессов. [18]

Лёб самым простым образом объяснил описанное по­ведение животных. Свет падает на глаза бабочки сбоку. В ее глазах, состоящих из множества мелких частичных глазков, свет вызывает раздражение. Если свет падает слева, то раздражение левого глаза преобладает над раз­дражением правого. Вследствие перекреста нервных пу­тей мышцы правой стороны тельца насекомого возбуж­даются, и поэтому они сокращаются с большей силой, чем мышцы левой стороны. Понятно, что вследствие этого бабочка будет постепенно поворачиваться в сторону све­та до тех пор, пока затем не налетит прямо на него. В случае с бабочкой это объяснение, конечно, до неко­торой степени упрощенно.

Лёб не был далек от истины, когда высказал мнение, что не жук шевелит своими ножками, а его ножки дви­гают самого жука. Это значит, что решающую роль в деятельности животных играют внешние раздражители, которые не только влияют на направление движения животного, но и на способность животных двигаться.

Если, например, удалить усики у насекомого вида Родниус (Rhodnius), то оно сделается совершенно не­подвижным. Бабочка бражник летает только при свете. Если залепить ей глаза, она закрывает крылья и отводит назад усики. Если в комнате, освещенной электричест­вом, внезапно выключить свет, то бабочка тотчас же складывает крылья и немедленно падает на пол. Что же происходит: бабочка двигает своими крыльями или же крылья передвигают ее?

Эти. факты характерны не только для насекомых, но до определенной степени и для человека. Всемирной из­вестностью пользуется пациент профессора Штрюмпеля, который в результате ожога утратил чувствитель­ность на большей части своей кожи: не ощущал ни хо­лода, ни тепла, оглох на оба уха и ослеп на один глаз. Этот несчастный немедленно засыпал, когда ему закры­вали его здоровый глаз и таким путем лишали его нерв­ную систему большей части возможных еще внешних воздействий.

Окружающая среда оказывает решающее влияние на движения животных. Без раздражений, приходящих из окружающей среды, движения животных могут даже прекращаться. Однако такому выводу противоречит большая группа фактов! [19]

Наши рекомендации