Новый закон о социальном обслуживании в россии.
С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обсаживания граждан в Российской Федерации». Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
Предоставление с подразумевает оказание постоянной, периодической, разовой, срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности или расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
- Полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
- Наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- Наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
- Отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
- Наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
- Отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Отсутствие работы и средств к существованию;
- Наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Исходя из потребности гражданина в социальных услугах, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (в Московской области – территориальным подразделением Министерства социальной защиты населения) составляется индивидуальная программа, в которой указываются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Индивидуальная программа для гражданина имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг – обязательный характер.
Социальные услуги предоставляются гражданам на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
Виды социальных услуг, с учетом индивидуальных потребностей получателей:
- Социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
- Социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
- Социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
- Социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
- Социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
- Социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
- Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
- Срочные социальные услуги.
Гражданину может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний.
В субъекте Российской Федерации формируется Реестр поставщиков социальных услуг и Регистр получателей социальных услуг.
Социальные услуги в формах социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной предоставляются бесплатно несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Социальные услуги в формах социального обслуживания на дому и в полустационарной предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины среднедушевого дохода, установленной для этой цели законом субъекта Российской Федерации. Нормативными правовыми актами Московской области могут быть предусмотрены и другие категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно. В иных случаях социальные услуги предоставляются за плату или частичную плату. Размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и установленной предельной величиной среднедушевого дохода.
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Расчет величины среднедушевого дохода получателя производится исходя из совокупного дохода совместно проживающих с ним членов семьи (супруги, родители, несовершеннолетние дети), включающего пенсии, пособия, стипендии, вознаграждение за выполнение трудовых и иных обязанностей, доходы от сдачи имущества в аренду и прочие выплаты.
2.3. О системе социального обслуживания населения в Москве.
На заседании Правительства Москвы был утверждён порядок предоставления социальных услуг в столице, а также состав социальных услуг и требования к их стандартам.
«В Москве установлен наиболее объёмный пакет социального обслуживания граждан, и необходимо, чтобы в случае законодательных изменений и изменения порядка оказания социальных услуг эти возможности не должны сужаться, а наоборот, должны быть расширены, быть более актуальными и действенными».
Как доложил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента социальной защиты населения Владимир Петросян, 133 тысячи получают социальные услуги на дому, свыше 75 тысяч получают разовые услуги через мобильные социальные службы, 14 тысяч находятся на постоянном проживании в стационарных учреждениях города Москвы.
«Ежегодно оказывается более двух миллионов социальных услуг москвичам. Начиная с 2011 года Правительством города принята программа адресной поддержки отдельных категорий москвичей. За три года обследовали с целью оказания индивидуальной помощи почти 500 тысяч москвичей и оказывают им конкретную помощь».
«Очень важно, чтобы в эту работу включались не только государственные учреждения, но и некоммерческие организации, общественные организации».
Порядок определяет правила предоставления в городе Москве социальных услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания граждан и включёнными в реестр поставщиков социальных услуг города. В документе также прописаны общие требования к поставщикам.
Для включения в реестр поставщики социальных услуг должны иметь штат сотрудников, соответствующих требованиям профессиональных стандартов, непрерывный опыт работы в сфере предоставления соответствующих социальных услуг не менее пяти лет, а также недвижимое имущество (на праве собственности, аренды или безвозмездного пользования), необходимое для предоставления соответствующих социальных услуг.
Порядок предоставления социальных услуг разработан во исполнение Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Указанный федеральный закон предусматривает право граждан, имеющих право на получение социальных услуг, на выбор поставщика услуг (государственная, муниципальная или частная организация).
В соответствии с федеральным законом право на бесплатное социальное обслуживание имеют несовершеннолетние дети и лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооружённых межнациональных (межэтнических) конфликтов.
В свою очередь власти Москвы утвердили дополнительный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание в городе. Этот документ позволит сохранить бесплатное социальное обслуживание для москвичей, пользующихся этим правом в настоящее время.
В частности, право на бесплатное социальное обслуживание сохранят:
— инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
— супруг (супруга) погибшего (умершего) инвалида или участника Великой Отечественной войны, не вступивший в повторный брак;
— супруг (супруга) военнослужащего, погибшего в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступивший в повторный брак;
— труженики тыла, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждённые орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
— бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
— участники обороны Москвы в период Великой Отечественной войны;
— лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
— инвалиды с детства, находящиеся в организациях стационарного социального обслуживания на условиях пятидневного пребывания;
— лица, подвергшиеся насилию;
— иные граждане, нуждающиеся в социальном обслуживании, при условии, что их доход не превышает 1,5 прожиточного минимума из расчёта на душу населения.
Состав социальных услуг в городе Москве:
1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому.
2. Социально-педагогические услуги: содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.
3. Социально-трудовые услуги: содействие в трудоустройстве.
4. Социально-правовые услуги: помощь в оформлении документов.
5. Социально-бытовые услуги: предоставление жилой площади, помещений для проведения реабилитационных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, культурно-развлекательных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, бытового обслуживания; обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
6. Социально-медицинские услуги: обеспечение необходимого ухода с учётом состояния здоровья; содействие в прохождении освидетельствования в учреждениях медико-социальной экспертизы.
7. Социально-психологические услуги: оказание психологической помощи; оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учёбы, работы, жительства; содействие возвращению несовершеннолетних в семьи; оказание консультативной, психологической помощи несовершеннолетним и их родителям.
8. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов: обучение навыкам поведения в быту и общественных местах; оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.
9. Срочные социальные услуги: обеспечение бесплатным горячим питанием или набором продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения.