Психология семейных отношений. программа дисциплины

Рассмотрены актуальные проблемы психологии семейных отношений. Освещены вопросы половых различий применительно к семье, проблема выбора брачного партнера, супружеская адаптация в молодой семье, удовлетворенность и совместимость в браке, социально-демографические проблемы, общение в семье.

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускника по специальности 020400 — Психология (утвержден Госкомвузом РФ 11.07.96) и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 521000 — Психология (утвержден Госкомвузом РФ 31.12.93).

Приведены содержание дисциплины с вопросами лля самопроверки после каждого раздела, темы семинарских занятий и список основной и дополнительной литературы.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями к минумуму содержания и уровню подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускника по специальности 020400 — 11сихология (утвержден Госкомвузом РФ 11.07.96) и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 521000 — Психология (утвержден Госкомвузом РФ 31.12.93).

Дисциплина «психология семейных отношений» изучается в 8-м семестре и является одной из важнейших дисциплин гуманитарного цикла при подготовке специалистов и бакалавров в области психологии.

Цель преподавания дисциплины — обучение определения причин испособов разрешения семейных проблем. Задачи курса

1. Ознакомление студентов с основными проблемами современной семьи,с тенденциями развития семейно-брачных отношений.

2. Обзор методов изучения супружеских отношений.

3. Обучение приемам определения причин и разрешения супружеских конфликтов.

В результате изучения материалов курса студенты должны:

— приобрести знания о проблемах в области современных семейно-брачных отношений,

- знать основные отечественные и зарубежные работы по психологии, социологии семьи, а также психологического консультирования супружеских пар;

— научиться самостоятельному анализу и коррекции семейно-брачных проблем;

- владеть разнообразными методиками исследования супружескихотношений.

Изучение «Психологии семейных отношений» базируется на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: «Общая психология», «Социальная психология», «Сексология», «Психология развития».

Общий объем курса для специалистов (бакалавров) — 30 часов. Он включает в себя аудиторные занятия. Аудиторные занятия для специалистов — 30 часов (из которых лекции — 20 часов, практические занятия — 10 часов).

На лекциях освещаются наиболее трудные вопросы курса. Чтобы овладеть знаниями в области дефектологии, студенты должны большое внимание уделять самостоятельной работе с рекомендуемой литературой, как основной, так и дополнительной, а также с изданиями периодической печати.

Форма отчетности — экзамен.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Семья и брак (основные понятия)

1. Определение брака и семьи.

2. Функции семьи. Классификация семей по их структуре: семья нуклеарная, пополненная, смешанная, семья родителя-одиночки. Особенности семей разного состава.

3. Жизненный цикл семьи. Стадии развития семьи по различным классификациям. Сложности, возникающие на разных

стадиях. Изменения в семье: позитивные и негативные, нормальные и ненормальные, неожиданные и ожидаемые, их влияние на супружеские отношения.

4. Семейные легенды. Понятие семейных легенд и мифов, ихроль в семейных отношениях. Связи семейных легенд с куль-туральными мифами, со сведениями средств массовой информации. Примеры семейных легенд.

5. Семейные правила. Понятие семейных правил, их роль вжизни семьи. Правила открытые и скрытые.

Вопросы для самопроверки

1. Стадии развития семейных отношений.

2. Роль семейных легенд в поддержании «устойчивого состояния» семейных отношений.

3. Открытые и скрытые семейные правила.

4. Изменения в жизни членов семьи и их роль в возникновениисемейных кризисов.

Раздел 2. Проблема половых различий и семейные отношения

1. Понятия полового диморфизма и дипсихизма. Концепция В. А. Геодакяна о женском и мужском как наследственностии изменчивости в развитии вида. Теория психологическойандрогинии. Достоверные, сомнительные и неподтвержденные исследования между полами по данным Э. Маккоби иК. Джеклин. Данные лаборатории Б. Г. Ананьева о половыхразличиях в познавательной сфере и в стрессовой ситуации.

2. Социально-психологические различия мужчин и женщин.Половые различия в ценностях и жизненных фазах. Различия в социальной реализации потенциала, в отношении кинтимности и автономии, в ориентациях на оценку окружающих. Различия в стилях общения между мужьями и женами.

3. Потребности мужей и жен в браке, их различия, связь с удовлетворенностью браком. Сравнение данных американскихисследований (У. Харли) и отечестненных исследований(Т. В. Андреева, 1999). Возрастные различия в потребностяхв браке.

Вопросы для самопроверки

1. Факты, подтверждающие теориюВ. А. Геодакяна о половомдиморфизме.

2. Половые различия в познавательнойи эмоциональной сферах.

3. Социально-психологические различия между мужчинами иженщинами.

4. Различия в потребностях мужей и жен в браке.

Раздел 3. Подготовка к семейной жизни.

1. Половая социализация и подготовка к браку. Понятие половой социализации. Психологические механизмы половой социализации и формирования половой идентичности: теории идентификации, половой типизации, самокатегоризации.Проблема полового воспитания.

2. Проблема адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек. Предбрачные представления молодежи поисследованиям социологов, «пигмалионизм» в межличностном восприятии юношей и девушек. Проблема формирования эталонов мужественности и женственности. Основныенаправления деятельности по подготовке к семейной жизни. Понятие «способности к браку».

3. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак. Проблема неадекватности выбора брачного партнера, его факторы. Теории выбора брачного партнера. Благоприятные инегативные факторы для будущих супружеских отношений.

Вопросы для самопроверки

1. Теории формирования половой идентичности.

2. Особенности предбрачных представлений молодежи.

3. Факторы риска при вступлении в брак.

Раздел 4. Проблемы любви и брака

4.1. Сексуальность, любовь и брак. Типы мотивации сексуального поведения. Типология чувств по античным представлениям. Типология любви по исследованиям американских психологов. Гипотезы о механизмах зарождения любовных переживаний и природы любовной страсти (психологические модели Д. Теннов, Бершайда и Уостера, Д. Делиса, О. Вейнингера).

Мотивация вступления в брак. Типы брачных мотивов. Механизм «эмоциональной идентификации с семьей» как фактор, укрепляющий брак.

Вопросы для самопроверки

1. Типология любовных переживаний по античным представлениям.

2. Типология чувств по исследованиям Д. Ли.

3. Мотивация брака и ее влияние на удовлетворенность супружескими отношениями.

Раздел 5. Проблемы молодой семьи

1. Классификация семей по жизненному циклу. Периодизациясемейной жизни и трудности в отношениях на разных ее стадиях. Понятие «идеализация партнера».

2. Понятие адаптации и интеграции в семье. Адаптация материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личностная. Цели супружеского союза и супружеское благополучие. Конфликты в молодой семье и их связь справилами в родительских семьях.

3. Проблема распределения ролей в семье. Основные виды супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские (по Киркпатрику К.). Согласованность мнений супругов по различным аспектам семейной жизни (профессиональной занятости женщины, проведении досуга и др.), их влияние на удовлетворенность браком. Период жизни молодой семьи, связанный с рождением ребенка-первенца, и его особенности. Вопросы для самопроверки

1. Семейные трудности, связанные с различными стадиями существования семьи.

2. Виды супружеской адаптации.

3. Классификация супружеских ролей.

Раздел 6. Удовлетворенность браком и супружеская совместимость

6.1. Удовлетворенность браком. Понятие удовлетворенности бра-

ком и его стабильности. Характеристики, влияющие на удовлетворенность браком.

6.2. Супружеская совместимость. Аспекты (уровни) супружеской

совместимости. Результаты конкретных исследований, соотнесенные с уровнями совместимости. Понятие компле-ментарности и гомогамии применительно ксупружеской совместимости. Становление личности в родительской семье и супружеская совместимость. Позиция ребенка в родительской семье и ее влияние на различные сферы жизни (в том числе на построение семейных отношений). Зрелость личности и построение семейных отношений. Вопросы для самопроверки

1. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком. I!

2. Супружеская совместимость и ее уровни.

3. Совместимость по характеристикам темперамента.

4. Совместимость на социальном уровне (понятие гомогамии).

5. Становление личности и совместимость в браке.

6. Позиция ребенка в семье и ее влияние на совместимость вбраке.

Раздел 7. Проблемы семейного общения

1. Возможности позитивного общения в семье. Принципы безобвинительного общения. Коррекция семейных проблемпри «дисбалансе объективных обстоятельств».

2. Трудности общения в семье. Типы семейных конфликтов иих причины. Закон многоуровневой круговой каузальностии различные аспекты межличностных отношений. Отличиясчастливых и несчастливых семей по данным американскихисследований.

Вопросыдля самопроверки

1. Принципы безобвинительного общения.

2. Причины семейных конфликтов и их типы.

3. Закон многоуровневой каузальной атрибуции.

Раздел 8. Разрушение брака и семьи

1. Проблема ревности и супружеских измен. Понятие ревности и ее типы. Ревность и фазы развития любовных отношений. Особенности мужской и женской ревности.

2. Внебрачные связи. Отношение к супружеским изменам поданным опросов. Отношение к изменам и реальное поведение граждан. Мотивы вступления во внебрачные связи. Различия в мотивировках измен у мужчин и женщин. Супружеские измены и их связь с неудовлетворенностью в браке.

3. Проблема разводов и повторного брака. Разводы: факторыэкономического, культурного, религиозного и политического характера. Причины разводов по данным отечественныхпсихологов. Статистика разводимости. Период жизненногоцикла семьи и опасность развода. Периодизация послераз-водного процесса. Типы взаимоотношений разведенных супругов по данным американских авторов. Понятие бинук-леарной семьи и правила в ней. Последствия разводов длядетей, мужчин и женщин. Статистика повторных браков иданные о них.

Вопросыдля самопроверки

1. Типы ревности.

2. Причины и мотивы внебрачных связей.

3. Развод: последствия для детей, мужчин и женщин.

Раздел 9. Социально-демографические проблемы семьи

1. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения.Демографическая ситуация в стране за период с 1970-х годовдо настоящего времени. Понятие коэффициента естественного прироста и его значения в 1990-е годы.

2. Репродуктивные установки. Понятия прокреационной и репродуктивной потребности. Потребность в детях как духовная потребность зрелой личности. Понятия протогенети-ческого и интергенетического интервалов. Показателирепродуктивных установок: идеальное число детей, желаемоечисло детей, ожидаемое число детей, «подобающее число детей». Степень удовлетворенности потребности в детях и факторы, ее обусловливающие.

9.4. Факторы, влияющие на репродуктивные установки. Внешние

и внутренние факторы, влияющие на РУ. Позитивная и негативная мотивация репродуктивных установок.

9.5. Репродуктивные установки и семейные отношения. Совпадение репродуктивных ориентации мужей и жен. Исследование связи числа детей в семье и удовлетворенности браком. Семья как малая группа и влияние числа детей в семьена их воспитание. Позиция ребенка в семье по порядку рождения и особенности его личностных характеристик.

Вопросыдля самопроверки

1. Понятие репродуктивной установки.

2. Факторы, влияющие на репродуктивные установки.

3. Позиция ребенка в семье и ее влияние на особенности воспи-

тания.

Наши рекомендации