Факторы влияющие на учебно – познавательную мотивацию

В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В последние годы психологические исследования показали, что уже в середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к способам приобретения знаний. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой- интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг.

Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя» что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверчивое, хотя его огорчает получение плохих отметок. Уже появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем и наивном их проявлении.

Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в первых и вторых классах и заметно снижается в третьем классе. Как показал анализ, снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. Как было установлено, ученики третьего класса больше всего не любят пересказывать прочитанное, списывать упражнения с доски, учить наизусть правила и стихи, а любят самостоятельно решать примеры и задачи, наблюдать за явлениями природы, лепить рисовать. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности.

В качестве причин снижения интереса к учению в начальной школе В.А. Сухомлинский называл злоупотребление учителя плохой отметкой, снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность в своих возможностях.

В психологии показано, что эмоции развиваются не сами по себе, а тесно зависят от особенностей деятельности человека и его мотивации. Специфика эмоции, отмечал психолог А.Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношение между мотивами и возможностью успеха деятельности по реализации этих мотивов. Эмоции возникают у человека при актуализации мотива и нередко до рациональной оценки человеком своей деятельности. Тем самым эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность (например, процесс учения), но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.

Эксперименты психологов показали также, что наибольшая эмоциональная насыщенность наблюдается в тех видах деятельности, где доминирует внешний или внутренний, но узкорезультатный мотив; меньшая эмоциональная насыщенность связана с доминированием более зрелого, качественно процессуального мотива. Причем в первом случае эмоции носят констатирующий характер, то есть только сопровождают работу, а во втором они имеют предвосхищающий характер, то есть опережают деятельность. Эмоции успеха - неуспеха более сильно выражаются в деятельности с внешними или внутренними результативными мотивами, а в деятельности с внутренним процессуальным мотивом их влияние более избирательно.

Это говорит о том, что чем более зрелой является деятельность и ее мотивы, тем более специфически сдержанной и избирательной становится ее эмоциональная окрашенность.

Все стороны учебного труда школьников сопровождаются теми или иными эмоциями. Выделим наиболее часто отмечающиеся в психолого-педагогической литературе особенности эмоционального климата, необходимые для создания и поддержания мотивации учения:

1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней. Они являются следствием умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе в семье;

2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношения школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.

К этим эмоциям относятся, например, эмоции престижности, возникающие при новом типе отношений учителя и школьников, складывающимся в ходе применения учителем современных методов проблемного обучения, при наличии взаимоотношений их как коллег в совместном поиске нового знания.

Велика также роль эмоции сопереживания, возникающих у школьников в отношении с учителем и сверстниками. Этим эмоциям В.А. Сухомлинский придавал настолько большое значение, что писал: «Самое трудное в воспитании - это учить чувствовать»;

3) эмоции, связанные с осознанием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач.

Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки.

В опыте болгарского ученого Г. Лозанова эмоциональная атмосфера занятий также характеризуется снятием напряжения, внушением обучающимся уверенности в своих возможностях и резервах мышления и памяти;

4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом. Здесь психологи выделили ряд стадий- «реакций» на новизну материала: от эмоций любопытства и позднее любознательности, возникающих при столкновении с занимательным материалом до устойчивого эмоционально- познавательного отношения к предмету, характеризующему захваченность учащихся этим предметом.

5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами усовершенствования своей учебной работы, самообразования.

Все названные эмоции в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения и формирования высокой мотивации учения.

Опытный школьный психолог, учитель, умеющий целостно воспринимать ученика, всегда мысленно сопоставляет мотивацию учения с тем, как умеет этот ученик учиться. Внимательно наблюдая за учащимися психолог или учитель подмечает, что интерес к учению, возникнув без опоры на прочные умения и навыки в учебной работе, угасает и, наоборот, успешное выполнение учебной работы за счет владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором. Вместе с тем порой в практике эффективность учебной работы, успеваемость школьников оцениваются без учета их мотивации, а мотивация и познавательные интересы школьников изучаются в отрыве от анализа умения учиться.

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00259379_0.html

Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. Головаха Е.И. выделила следующие (факторы) мотивации учения:

-Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.

-Обучение без личных интересов и выгод.

-Обучение для социальной идентификации.

-Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.

-Обучение по принуждению или под давлением.

-Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.

-Обучение для достижения цели в обыденной жизни.

-Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.

Выводы по главе 1

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме содержательных особенностей познавательной мотивации младших школьников с разной академической успеваемостьюи позволил сделать следующие выводы:

1. Мотивация – это совокупность побуждений, возникающих под воздействием внутриличностных и внешних факторов, определяющих поведение и деятельность человека. К внутриличностным факторам относят мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересыи т.п., к внешним факторам - стимулы,исходящие из сложившейся ситуации. Мотив – побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется. Выделяют следующие группы мотивов: биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации (по содержанию потребностей); личные и общественные мотивы, эгоистические и общественно-значимые мотивы, идейные и нравственные мотивы (по установке); мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности (по видам деятельности); постоянные, ситуативные и кратковременные (по времени проявления); сильные, умеренные и слабые (по силе проявления); осознаваемые и неосознаваемые (по степени осознанности). Деятельность человека побуждается многими мотивами, находящимися в различных взаимоотношениях. Основные функции мотивов: побуждающая, направляющая, регулирующая. В структуре мотива три блока: потребностный, блок внутреннего фильтра, целевой блок. Мотивационная сфера человека, включающая в себя диспозиции (мотивы), потребности и цели, оценивается с точки зрения ее развитости по параметрам широты, гибкости и иерархизированности.

2. Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность; характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Выделяют следующие группы и подгруппы мотивов учебной деятельности: 1) мотивы, заложенные в самой учебной деятельности (мотивы, связанные с содержанием учения; мотивы, связанные с самим процессом учения); 2) мотивы, которые лежат вне самой учебной деятельности (широкие социальные мотивы; узколичные мотивы, мотивы избегания неприятностей). Познавательная мотивация младших школьников - это совокупность причин психологического характера, побуждающих ребёнка к учебной деятельности, включает в себя: мотивы, связанные с содержанием и процессом учения, мотивацию как результатом, так и процессом учебной деятельности. Для учебной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана, которые характеризуются положительным эмоциональным тоном и ненасыщаемостью. Среди социальных мотивов наибольшее влияние на ее эффективность деятельности оказывает потребность в достижении. Установлена связь мотивации с уровнем умственного развития. Исследования учебной мотивации школьников показывают недостаточный уровень ее стихийной сформированности и необходимость создания условий её целенаправленного формирования.

3. К концу дошкольного детства у ребенка, как правило, формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Позитивными сторонами мотивации учения младшего школьника являются: общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Негативные стороны мотивации младших школьников: интересы неустойчивы, ситуативны, быстро удовлетворяются и могут угасать, мотивы малоосознанны, слабо обобщены, содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат обучения, не у всех учеников формируется воля к преодолению трудностей в учёбе. Мотивация учения младших школьников связана с уровнем успеваемости. Хорошо успевающих младших школьников побуждают к учебной деятельности широкие социальные и социальные позиционные мотивы. У хорошо успевающих младших школьников высокая интеллектуальная активность, их привлекают разные, в том числе сложные предметы, ярко выражена мотивация достижения успеха. Для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями характерна также престижная мотивация. Мотивация неуспевающих школьников имеет свою специфику: круг социальных мотивов сужен (широкие социальные мотивы практически не выражены), познавательный интерес выражен слабо, уровень интеллектуальной активности – низкий, чаще проявляют интерес к лёгким, неосновным дисциплинам, имеют склонность к облегченной учебной работе, мотив избегания неудачи преобладает над мотивом достижения успеха, возможно возникновение компенсаторной мотивации. У хорошистов, по сравнению с отличниками и троечниками, в большей степени развита познавательная мотивация, в меньшей - мотивация избегания неудачи и мотив получения высокой отметки.

Общий смысл развития учебной и познавательной видов мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. Работа над мотивационной сферой учащегося сосредоточена на осознании школьником того, ради чего он учится и что его побуждает к учению, и прежде всего это интерес к способам деятельности и инструментальной основе деятельности. Основное содержание формируемых мотивов: учебные мотивы, познавательные мотивы, мотивы учебно-познавательной деятельности (например, широкие социальные или мотивы саморазвития и др.). Важно влиять на все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться. А именно:

– потребности (формируя состояния зависимости и, соответственно, потребности в новой информации и новых способах действия, деятельности);

– мотивы (зависимость от определённых форм удовлетворения потребностей в познании и учении: чтение, обсуждение прочитанного, общение, дискуссии, совместная деятельность и др.);

– цели и их качества (перманентно формулируемые, посильной сложности и трудности, вербально выраженные и др.);

– переживания (позитивные эмоциональные установки, устойчивые, избирательные, регулирующие деятельность);

– действенное обеспечение мотивации: соединение учебной и познавательной мотивации с произвольными и волевыми механизмами регуляции учебно-познавательной деятельности, с намерением реализовать мотивацию;

– формирование зависимости от материализованного или материального продукта учебно-познавательной деятельности, включённой в в контекст трудовой деятельности .

Наши рекомендации