Восприятие и понимание людьми друг друга
В человеческих взаимоотношениях, в постижении того, как личность влияет на группу и группа на личность, большое значение имеют восприятие и понимание людьми друг друга. Они всегда присутствуют в контактах людей и столь же естественны для них, как и удовлетворение повседневных потребностей. «Трудно придумать более дьявольское наказание, – писал в свое время известный психолог У. Джемс, – как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами как с неодушевленными предметами, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания». В этом психологически глубоком и жизненно правдивом высказывании одного из знатоков психологии человека и межчеловеческих взаимоотношений тонко схвачена и точно отражена не только потребность человека во внимании к себе со стороны других людей, но и нужда в определенном отношении к себе. Это отношение не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно мы сами воспринимаем и оцениваем и нас самих воспринимают и оценивают. Правильно воспринимать человека означает создавать верный образ этого человека как личности, то есть адекватно оценивать те психологические свойства, которыми он реально обладает. Правильно воспринять и оценить человека также означает научиться на основе образа человека предсказывать его поведение. Правильно воспринять человека, наконец, означает иметь такой его образ, который позволял бы другим людям общаться с ним, добиваясь взаимопонимания. Адекватный образ человека может содержать в себе далеко не все его психологические свойства, например не включать в себя то, что не является значимым для общения с ним. Точность образа человека относительна, его правильность определяется тем, насколько успешно данный образ позволяет взаимодействовать с данным человеком в различных жизненных ситуациях.
Образ человека как личности по своей структуре достаточно сложен. Он включает в себя:
• четкие представления о познавательных процессах данного человека – его ощущениях, восприятии, внимании, памяти, воображении, мышлении и речи;
• знания о типичных для человека психологических состояниях – об эмоциональных переживаниях, психологическом настрое, тревожности, напряженности и других;
• знания о человеке как о личности: его способностях, силе воли, потребностях, темпераменте, характере, чувствах и социальных установках.
Существует прямая зависимость между восприятием людьми друг друга и их взаимоотношениями. От того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, зависят образы, которые складываются у них друг о друге. На основании этих образов люди относятся друг к другу, строят межличностное общение. Если один человек воспринимает другого положительно, то он, соответственно, будет не только положительно относиться к данному человеку, но и соответствующим образом действовать по отношению к нему. Если же человек воспринимает другого человека отрицательно, то с его стороны следует ожидать отрицательных действий по отношению к этому человеку.
Правда, такое одностороннее, исключительно положительное или безусловно отрицательное восприятие и отношение людей друг к другу в жизни встречаются довольно редко. Гораздо чаще бывает так, что восприятие людьми друг друга одновременно оказывается и положительным, и отрицательным, то есть, по существу, двойственным. Соответственно, и поступки людей в этом случае будут противоречивыми: как положительными, так и отрицательными.
Зависимость между восприятием людей и их поведением является двухсторонней. Не только восприятие и оценка человека человеком влияют на их отношения и поведение, но также и поведение людей в отношении друг друга определенным образом воздействует на их восприятие и оценку друг друга. Наблюдаемое поведение человека может порождать определенное отношение к нему. Это отношение, в свою очередь, формирует устойчивую установку на восприятие данного человека, и она далее определяет то, как данный человек будет восприниматься и оцениваться как личность.
Вступая друг с другом в определенные взаимоотношения, люди проявляют себя в этих взаимоотношениях с разных сторон. Соответственно, и воспринимать друг в друге они будут лишь то, что проявляется в их взаимоотношениях. Создать исчерпывающий или полностью адекватный образ человека, особенно на первых этапах общения с ним, вряд ли возможно. Такой образ строится постепенно, по мере познания человека человеком, и со временем, естественно, будет изменяться и уточняться.
Образ человека в процессе общения и взаимодействия с ним складывается постепенно. Это обычно происходит в следующей последовательности. В начальный период общения с незнакомым человеком мы обращаем внимание на его внешность и по ней пытаемся понять, что представляет собой этот человек как личность. Делая выводы о нем по его внешности, мы извлекаем из прошлого опыта, из своей памяти представления о похожих на него людях, а также о психологических особенностях этих людей. Соответствующие особенности – образ знакомого человека, похожего внешне на воспринимаемого, – мы приписываем этому человеку, «проецируем» на него этот образ. Если что-либо в психологии воспринимаемого человека для нас не вполне ясно, то мы далее строим и проверяем гипотезы о наличии у него соответствующих психологических свойств. В дальнейшем, общаясь с этим человеком и получая о нем дополнительные сведения из непосредственного восприятия и других источников, мы проверяем наши собственные гипотезы о личности воспринимаемого человека.
В процессе общения с человеком можно оценивать его психологические особенности через речь, действия и поступки. На основе анализа и обобщения собранной о человеке информации мы строим далее предположение о том, что он представляет собой как личность.
При построении образа человека его речь оценивается по следующим параметрам: употребляемые слова и выражения, интонация, паузы, ударение, громкость, темп, тембр. Благодаря наблюдениям за телодвижениями человека, жестами, мимикой и пантомимикой можно получать информацию об отношениях человека к тому, что происходит с ним и вокруг него. Это позволяет строить динамичный образ личности, менять, уточнять его в ходе общения, подстраиваться под человека, изменять стратегию и тактику общения с ним. Наблюдение за поступками позволяет получать сведения о характере человека, о его морали, ценностях, социальных установках.
Существуют две основные группы факторов, влияющих на процесс восприятия человека человеком:
1) те, которые оказывают воздействие на формирующийся образ человека;
2) те, которые влияют на сам процесс межличностного восприятия. Они могут быть положительными и отрицательными. Положительные факторы способствуют формированию правильного образа человека, а отрицательные факторы этому препятствуют.
Факторами, влияющими на сам процесс межличностного восприятия, могут быть:
• особенности личности воспринимаемого и воспринимающего человека;
• ситуация, в которой происходит восприятие людьми друг друга;
• специфика воспринимаемых и оцениваемых свойств личности;
• психологические состояния воспринимаемого и воспринимающего человека;
• знание воспринимающим лицом психологических законов восприятия и понимания людьми друг друга, а также признаков, по которым можно достоверно судить об особенностях личности воспринимаемого человека.
Положительное воздействие на формирование образа человека как личности могут оказывать следующие факторы:
• богатый жизненный опыт;
• знание психологии людей;
• умение наблюдать и делать правильные выводы;
• благоприятная ситуация общения, способствующая проявлению, восприятию и точной оценке психологических особенностей человека.
Замечено, например, что чем больше жизненный опыт человека, тем лучше он воспринимает и понимает других людей. Есть люди, которые в силу своих способностей, профессии и накопленного жизненного опыта лучше знают и понимают других. Данная особенность характерна для тех, кто умеет сопереживать, сочувствовать людям, ставить себя на их место, принимать людей такими, какими они есть, понимать мотивы их поведения. Как правило, это те люди, которым в силу складывающихся жизненных обстоятельств часто приходится не только общаться с разными людьми, но и оказывать на них влияние, убеждать, привлекать на свою сторону, побуждать к определенным действиям и поступкам. Есть виды профессий, которые предполагают постоянное и активное общение. Это профессии врача, учителя, психолога, политика, актера, режиссера и ряд других. Установлено, что лучше, чем представители других профессий, воспринимают и понимают других людей актеры, психологи, педагоги и врачи.
Факторами, препятствующими формированию правильного образа человека как личности, могут быть:
• недостаток жизненного опыта;
• незнание психологии людей;
• неумение наблюдать за человеком в процессе общения с ним и делать правильные выводы о нем как о личности;
• неудачность ситуации общения (невозможность в ней выявить и правильно оценить свойства личности, которые важны для построения образа человека);
• субъективность восприятия и оценки человека, вызванная эмоциями или порожденная заранее сформировавшимся предвзятым отношением к данному человеку, например необоснованно положительным или беспричинно отрицательным.
Если один человек в общении с другим настроен положительно, то он, соответственно, будет обращать внимание, воспринимать и оценивать в основном положительные качества своего партнера. В этом случае и образ личности воспринимаемого окажется, скорее всего, односторонне положительным. Если же настрой человека в общении с другим человеком окажется отрицательным, то его восприятие также может быть неправильным – в основном негативным.
Есть люди, чей внутренний мир устроен сравнительно просто и непротиворечиво, чьи психологические свойства хорошо проявляются во внешнем поведении. При восприятии таких людей как личностей серьезные ошибки, как правило, не возникают или, во всяком случае, легко замечаются и вовремя исправляются. Есть также люди, чей внутренний мир устроен довольно сложно, противоречиво, психология которых не всегда открыто проявляется в их внешнем поведении. Таких людей как личностей оценивать труднее, поскольку при их восприятии из-за противоречий, имеющихся в их психологии, могут возникать ошибки. Кроме того, подобные люди обычно воспринимаются другими людьми в различных жизненных ситуациях по-разному.
Есть ситуации, в которых сравнительно легко оценивать любого человека. Это такие ситуации, в которых предъявляются четкие требования к поведению людей и в которых большинство из них ведет себя однозначно. Есть также ситуации, в которых, напротив, достаточно сложно правильно воспринять и оценить человека. Они обладают противоположными описанным выше особенностями. К примеру, если мы наблюдаем за человеком в привычной для него обстановке (допустим, дома, где он обычно ведет себя свободно и раскованно, не играя никаких ролей, не скрывая от окружающих свои истинные психологические свойства), то сможем оценить человека более или менее правильно. Однако если мы ведем наблюдение за ним в какой-либо официальной обстановке, где принято вести себя в соответствии с определенными нормами и правилами и где люди обычно играют предписанные им социальные роли, то нам вряд ли удастся быстро и правильно оценить данного человека как личность. Точность восприятия и оценки людьми друг друга также зависит от воспринимаемых и оцениваемых качеств личности.
Есть такие личностные свойства, которые воспринимаются и оцениваются легко. Есть и такие личностные свойства, которые, напротив, воспринимаются и оцениваются с трудом. Например, такое индивидуальное психологическое свойство человека, как общительность, можно воспринять и оценить сравнительно легко, а такие качества, как расчетливость и лицемерие, можно будет правильно воспринять и оценить только в подходящих для их проявлений условиях. Есть немало психологических свойств, которые человеком хорошо осознаются, но есть и большое количество таких качеств, которые не осознаются, ни самим человеком, ни окружающими его людьми и, соответственно, не могут быть адекватно восприняты и оценены со стороны. К ним относятся, например, комплексы. Понятно, что правильно воспринять и оценить их наличие у человека будет намного сложнее, чем, например, такое качество личности, как доброту. То, как данный человек будет вести себя, зависит от его настроения и психологического состояния. От этого же зависит и то, какие психологические свойства и каким образом человек будет демонстрировать окружающим людям. Если у него хорошее настроение, то он, скорее всего, будет демонстрировать себя с лучшей стороны и, соответственно, производить на окружающих людей хорошее впечатление. Если же в данный момент времени у него почему-то плохое настроение, то он, напротив, может показать себя не в лучшем свете, и у окружающих людей, соответственно, сложится о нем не самое лучшее впечатление. Ученые не только изучали процесс межличностного восприятия, но и пытались подвести под него определенную теоретическую базу. Существует, к примеру, статистический подходк объяснению межличностного восприятия, который заключается в следующем. Предполагается, что целостный образ человека как личности складывается на основе оценок, даваемых отдельным чертам личности воспринимаемого человека. Среди сторонников статистического подхода к межличностному восприятию давно ведется дискуссия по поводу того, каким способом комбинируются и складываются в единый образ оценки, даваемые отдельным чертам личности человека. Согласно одной из точек зрения, высказываемой рядом сторонников этой дискуссии (так называемая «усредняющая» точка зрения), общее впечатление (образ, формирующийся на базе оценок отдельных черт личности) определяется простым суммированием и усреднением частных оценок отдельных черт личности человека. Согласно другой точке зрения – аддитивной,– общее впечатление определяется общим числом оценок только положительных черт личности данного человека.
С. Аш предложил другую, альтернативную статистической, социально-психологическую теорию межличностного восприятия.В ней доказывается, что в случае, когда человек использует разрозненные фрагменты информации для образования целостной, согласованной картины или образа другого человека, каждая отдельная черта личности воспринимаемого человека, которая становится воспринимающему известной, оказывает определенное влияние на способ интерпретации и других черт личности воспринимаемого им человека. Общее впечатление о нем как о личности в конечном счете становится уже не таким, какого можно было бы ожидать на основе анализа ранее известных черт его личности. Предполагается также, что некоторые из черт личности могут оказывать более сильное влияние на общее впечатление о человеке, чем другие.
Еще один подход к пониманию и объяснению межличностного восприятия носит название интерактивный.В нем утверждается, что восприятие человека человеком зависит от взаимодействия людей друг с другом. В таком взаимодействии имеет место взаимное влияние друг на друга тех образов, которые складываются у людей друг о друге. Речь идет о том, что образ одного человека, складывающийся в восприятии другого человека, влияет на образ, который складывается о нем самом в глазах его партнера по общению. Согласно интерактивной теории ситуация, в которой люди воспринимают и оценивают друг друга, а также их взаимодействие друг с другом в данной ситуации существенно влияют на восприятие и понимание человека человеком. Интерактивная теория межличностного восприятия (так она полностью называется) утверждает, что в процессе взаимодействия с другими людьми мы сами действуем на основе того, как воспринимаем этих людей. Они, в свою очередь, поступают точно так же в отношении нас самих. Наши собственные реакции на других людей могут существенно изменить то, как эти люди будут реагировать на нас, и, следовательно, изменить в целом процесс и результаты восприятия и понимания друг друга.
Близкая к интерактивной, трансактная теория восприятияоснована на представлении о том, что то, что воспринимается человеком, и то, как это воспринимается, зависит от опыта, знаний, собранных человеком в процессе взаимодействия с социальным окружением (с другими людьми и происходящими вокруг событиями). Согласно этой теории восприятие зависит от приобретенных и актуально действующих на бессознательном уровне гипотетических предположений относительно реального социального окружения, представленных как вероятности трансакций (взаимодействий) с соответствующим социальным окружением.