Что такое техника? технические элементы (приёмы) игры
«Под техникой обычно понимают специальные индивидуальные приёмы игроков, с помощью которых они ведут игру.
Тактика говорит игроку, ЧТО надо делать, а техника – КАК надо это сделать». (А. Эйнгорн, Я. Мацудайра; «Так побеждать», стр. 21-22).
«Техника игры – это комплекс специальных приёмов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре».
(«Волейбол», проф. А. В. Беляев, доцент М. В. Савин; 2006, стр. 37) Эти определения техники как бы раскрывают её назначение в игре. А вот совсем иной подход к определению техники:
«Технику следует рассматривать как систему элементов движения, направленную на решение двигательной задачи. Наиболее существенными при анализе техники являются понятия о структурности, стабильности и вариативности движений». («Волейбол», А. В. Ивойлов; стр. 43)
«Каждый технический приём – представляет собой систему движений, т.е.нечто целое, состоящее из связанных воедино частей, определённым образом взаимо- действующих друг с другом».
(«Волейбол», проф. А. В. Беляев, доцент М. В. Савин; 2006, стр. 37)
Несколько витиевато, но совершенно ясно, что речь идёт о двигательном исполне- нии технического приёма. В данной статье, адресованной тренерам, обучающим своих игроков, есть смысл руководствоваться именно таким подходом к определе-
нию техники. И даже попытаться несколько упростить само определение техники. Техника – это правильная последовательность правильных движений, оптималь- ных для каждого игрока, с целью обработки мяча в конкретной игровой ситуации и тактическими установками команды.
Некоторая расшифровка – детализация данного определения.
«Правильная последовательность» – это цепь:
- предельная готовность в исходной позиции
- своевременное перемещение в точку обработки мяча
- непосредственный контакт с мячом (собственно касание мяча)
- готовность к продолжению игры
Нарушение этой последовательности очень часто приводит к технической ошибке.
Например:
- при приёме мяча двумя руками снизу игрок сначала формирует «платфор- му приёма» (соединяет предплечья), а потом делает перемещения к месту обработки мяча
- связующий игрок заранее выходит с задней линии к сетке, предполагая
«идеальный» приём подачи, но мяч после приёма оказывается совсем в другом месте, что вынуждает связующего совершать лишние «возвратные» перемещения, что влечёт за собой возможное опоздание к месту передачи.
«Правильное движение» – это выполнение движений и касаний мяча по объектив- ным правилам (или законам) кинематики (движение в пространстве и времени) и динамики (взаимодействие частей тела друг с другом и с внешними силами).
Типичные примеры нарушения «правильных движений»:
- удар согнутой в локте бьющей рукой
- встречное движение при приёме сильных ударов двумя руками снизу
- опускание рук через стороны после блокирования
«Оптимальных для каждого игрока» – это приспособление (адаптация) стандарт- ной техники (эталона) к каждому игроку в зависимости от его морфологических и двигательных способностей.
Например:
- необходимость максимального прыжка на блок для игроков среднего ро- ста, в то время как высокому игроку (центральному блокирующему) глав- ным движением является быстрый вынос рук.
«В конкретной игровой ситуации и тактическими установками команды» - это не- преложное практическое требование полного соответствия тактического замыс- ла и технической возможности игрока. Тренер может спрашивать с игрока только то, чему игрок им обучен, только то, что игрок может выполнить технически.
Например:
- нельзя ставить блокирующему игроку задачу закрыть удары «первого тем- па», полагаясь только на его высокий рост и длинные руки, в то время как он не владеет техникой одиночного блокирования.