Безумие толпы. мудрость толпы
Как оказалось возможным, что какой-то Гитлер,
какой-то Джугашвили могли царить над восьмьюстами миллионами человек?
Как это стало возможным?
Еще в 1927 г. я перенес этот вопрос в социологический план.
Я долго говорил об этом с Фрейдом.
Вильгельм Рейх (Reich parle de Freud, Payot, Paris, 1972, p. 46)
В середине 90-х годов прошлого века на первых полосах газет всего мира появились репортажи о бесчинствах футбольных болельщиков. Толпы фанатов крушили скамейки на стадионах, живой бурлящей массой выливались на улицы городов и разрушали все на своем пути. Они были подобны толпе варваров, овладевших городом. Это не зависело ни от выигрыша или проигрыша любимой команды, ни от страны или национальности. Цивилизованные с виду люди превращались в дикарей, когда они попадали в ТОЛПУ. Потребовались специальные усилия на государственном уровне с привлечением отрядов полиции, чтобы ввести процесс в какие-то рамки. Ибо в каждом государстве понимают, что для подъема коллективного духа, для воспитания чувства национального самосознания, чувства патриотизма выигрыш национальной команды значит гораздо больше, чем сотни газетных публикаций.
Но футбольный фанатизм — это лишь один из примеров безумия толпы. Если мы взглянем в исторические анналы, то легко увидим, что все революции, бунты, погромы — это проявления безумного духа, овладевающего людьми, собирающимися в большие группы. Каждый из них в отдельности мог быть нормальным разумным человеком, но в толпе разумность пропадала, человек забывал о собственных интересах, собственной безопасности и шел вместе с толпой крушить, убивать, грабить, обращая свою ярость на соседа, с которым прожил бок о бок полжизни.
Тираны и полководцы всегда пользовались этим свойством толпы, и умение возбудить ярость толпы, а потом направить ее в нужную сторону во многом определяло успех в сражениях. Охваченные коллективным порывом, люди бросались на амбразуры, копья и пулеметы, не заботясь о своей жизни, уничтожая врага, и войска, воодушевленные коллективным порывом, побеждали во многом превосходящие силы противника.
Но горе полководцу, если толпу охватывает паника. Как единая масса, она обращается в бегство, зачастую навстречу своей гибели. Регулярное войско превращается в безумную толпу, и только какая-то особая ситуация, мощный волевой импульс может остановить это безумие.
Одним из первых на эти процессы обратил внимание французский психолог Густав Ле Бон, который в 1895 г. опубликовал книгу "Толпа: Исследование Общественного Разума". Ле Бон утверждает, что толпа — это не просто сумма составляющих элементов.
Это как бы независимый организм. Он имеет свою волю и независимость и зачастую совершает поступки, не свойственные каждому индивидуальному человеку. Жестокость, бесцельность, нелогичность — наиболее типичные свойства безумия толпы.
Как сказал Генри Дэвид Торо: "Толпа никогда не поднимается до уровня ее лучших представителей, но, наоборот, деградирует к уровню худших".
Фридрих Ницше: "Сумасшествие — это исключение для отдельных лиц, но правило для толпы".
Французский психолог Серж Московичи в своей книге "Век Толп" дал такое определение:
"Толпы представляют собой скопления людей, которые объединяются вне учреждений и вопреки им на временных основаниях. Одним словом, толпы асоциальны и асоциальным образом сформированы. Толпы безумны... Безумие и в беспорядочном движении масс, желающих видеть знаменитую личность, и в толпе, бросающейся на человека, чтобы его линчевать, выносящей ему приговор, не убедившись в его вине. Это массовые нашествия верующих в места, где должно совершиться чудо.
Толпа, масса — это социальное животное, сорвавшееся с цепи. Моральные запреты сметаются вместе с подчинением рассудку. Стираются различия между людьми, и люди выплескивают, зачастую в жестоких действиях, свои страсти и грезы: от низменных до героических, от исступленного восторга до мученичества".
Безумное поведение является общим и для толпы людей, и для толпы животных. Испуганное стадо антилоп или быков несется, не разбирая дороги, забивая копытами упавших, не имея цели и никем не направляемое. Безумие охватывает животных, безумие свойственно толпе людей, и это свойство идет из древних глубин подсознания, от дикого ужаса, поджидающего за стенами пещеры, в темной чаще леса, от которого можно спастись, только затерявшись в толпе и с толпой бросившись на неведомого врага. Или того, кто его представляет.
И в этих подсознательных страхах — одна из причин образования толпы, причина стремления людей друг к другу. Как сказал Бодлер в "Парижском Сплине":
"Прогуливающегося человека, одинокого и задумчивого, притягивает необычное упоение этого всеобщего единения. Тот, кто легко присоединяется к толпе, понимает лихорадочный восторг, который никогда не будет доступен ни эгоисту, закрытому, как сундук, ни лентяю, сидящему в своей раковине, как моллюск".
Большинство людей тянется к толпе, к группе. Особенно сильно это выражено в юношеском возрасте. Молодые люди ощущают необходимость в принадлежности к какой-то группе, к какому-то коллективу. Это дает им ощущение полноты жизни, причастности к чему-то интересному и важному. Ценности, принятые в данной группе, для них оказываются гораздо важнее внушений родителей и учителей. Они стремятся быть не хуже других и ради этого готовы идти на жертвы — прокалывание языка и щек, а подчас и на нападения и грабежи. Поэтому так легко организовывать общества из молодых людей, увлекая их какой-то идеей — будь то идея политическая, религиозная или мистическая. Опытный лидер, как правило старшего возраста, возглавляет и направляет группу, следуя своим политическим, амбициозным или корыстным интересам. И эта группа, эта толпа становится мощной и опасной силой.
БЕЗУМИЕ ТОЛПЫ — это одна сторона коллективного сознания. Но есть и другая. Это — МУДРОСТЬ ТОЛПЫ. Психологи установили, что усредненная коллективная оценка и коллективное предсказание в большинстве случаев работают лучше, чем суждение опытных экспертов. В книге Джеймса Суровецки "Мудрость толпы" приводится множество примеров. Вот один из них.
28 января 1986 г. в 11.38 спейс-шаттл "Челленджер" стартовал с мыса Канаверал. Через 74 секунды он достиг высоты 15 км. В следующую секунду он взорвался. Репортаж с мыса Канаверал шел в прямом эфире, поэтому новость о катастрофе распространилась мгновенно. Через 8 минут сообщение было в первых строках новостей Нью-йоркской финансовой биржи.
Рынок мгновенно отреагировал. На глазах начали падать курсы четырех основных компаний, обеспечивавших старт "Челленджера". "Роквелл Интернешнл", строивший сам корабль и его основные двигатели; "Локхид", отвечавший за наземные конструкции; "Мартин Мариэтта", изготавливавший внешние топливные баки, и "Мортон Сайокол", построивший твердотопливную ускорительную ракету. Падение акций было столь стремительным, что торги пришлось прервать более чем на час. Когда торги возобновились, акции всех 4 компаний упали на 4-6%. Сильнее всех пострадала компания "Мортон Сайокол", и к концу дня ее акции упали на 12%, в то время как у остальных компаний начался постепенный рост, и к вечеру они потеряли порядка 3%.
Это означает, что биржа практически мгновенно обозначила "Мортон Сайокол" как компанию, ответственную за катастрофу. Стоимость акций той или иной компании на бирже определяется тем, как инвесторы представляют себе перспективы ее будущих доходов. Если компания потерпит миллиардные убытки в связи с катастрофой, если она потеряет будущие заказы, ни о каких прибылях в ближайшем будущем говорить не придется. Резкое падение акций компании "Мортон Сайокол" по сравнению с небольшим падением акций других компаний говорило о том, что инвесторы интуитивно возложили на нее вину за катастрофу.
При этом надо отметить, что никаких официальных комментариев о возможных причинах катастрофы сделано не было. Как этого не было в течение шести месяцев, пока шло официальное расследование. После длительных расследований Президентская комиссия пришла к заключению, что причиной катастрофы были уплотнительные кольца ускорительной ракеты. Эти кольца должны были предотвратить боковой выход раскаленных топливных газов. На морозе кольца потеряли свои свойства, образовалась течь, раскаленные газы ударили в основной топливный бак, прожгли его и вызвали колоссальный взрыв. Компания "Мортон Сайокол" была признана виновной в катастрофе. Остальные три компании были полностью оправданы.
Иными словами, через полчаса после взрыва биржа уже ЗНАЛА, кто ответственен за катастрофу, то есть тысячи индивидуальных инвесторов независимо друг от друга почувствовали, в чем дело. Никаких признаков для этого не было. Естественно, никто, кроме нескольких специалистов, даже не подозревал о существовании уплотнительных колец. Да и специалисты компании "Мортон Сайокол" не были уверены, что это они ответственны за катастрофу. Об этом говорит тот факт, что никто из сотрудников "Мортон Сайокол" не бросился продавать свои акции. Биржа коллективно пришла к правильному решению, потому что этот процесс соответствовал основным правилам коллективной мудрости:
· разнообразие мнений (каждый человек принимает решение, основываясь на собственных представлениях о компаниях);
· независимость (решение каждого никак не зависит от мнения окружающих);
· децентрализация (в решении принимают участие люди из разных областей деятельности, каждый из них основывается на собственном опыте);
· агрегация (существует механизм, формирующий усредненную оценку из тысяч индивидуальных мнений).
Выполнение этих правил является необходимым для принятия группой правильного решения. В случае когда есть авторитарный лидер или эксперт, мнение которого довлеет над всеми, принцип коллективной мудрости нарушается. Наилучшие групповые решения получаются, когда в группе возникают споры и разногласия, а не когда в ней царит общий консенсус и все единогласно поднимают руки, не зная толком, о чем идет речь. Все попытки создания команд из экспертов или профессионалов только высшего уровня оказываются неэффективными как в бизнесе, так и в спорте. В частности, наличие в группе "троечника", который с трудом понимает сущность обсуждения и задает "глупые" вопросы, резко увеличивает вероятность получения правильного решения. Очень часто новый сотрудник, подключенный к решению сложной задачи, способствует достижению успеха, и не потому, что он или она является суперэкспертом, а потому, что может со стороны взглянуть на проблему. В любой большой корпорации есть Совет Директоров, в который приглашают людей, не работающих в корпорации. Решения этого Совета определяют линию развития предприятия.
Интересно, что наибольшие расхождения между мнением отдельных экспертов и мнением группы возникают в предсказаниях будущего. В первой части книги мы уже приводили примеры непринятия новых идей и изобретений. Хочется привести еще два высказывания. Глава и основатель кинокомпании "Warner Brothers" из Голливуда Гарри Уорнер долго противился введению звукового кино. В 1927 г. он сказал в интервью: "Кто, черт возьми, захочет слушать, как болтают актеры?" Президент компании IBM Томас Уотсон сказал в 1943 г.: "Я думаю, в будущем едва ли может образоваться рынок для пяти компьютеров". Эти слова заложили основу для процветания Билла Гейтса, который верил в будущее компьютеров и смог заключить с компанией IBM очень выгодный для себя контракт. Он договорился, что компания IBM будет использовать только его программное обеспечение и он будет получать проценты с каждого проданного компьютера. Контракт был с легкостью подписан, так как никто в IBM не верил в будущее компьютеров. Когда продажи перевалили за миллион штук в год, компания IBM попыталась оспорить контракт, но юристы легко доказали, что он был подписан на вечные времена.
В то же время, как оказалось, групповые предсказания имеют гораздо большую точность. Правда, только в случае, если группа подчиняется четырем отмеченным выше правилам. Наилучшим примером являются так называемые Электронные Рынки Мнений. Эта идея была выдвинута группой ученых из Колледжа Бизнеса Университета Айовы в США. В 1988 г. они организовали сайт в Интернете, где любой желающий мог участвовать в предсказании президентских или губернаторских выборов в США. На основании поданных голосов формировалась оценка, которая постоянно менялась в реальном масштабе времени. Идея была реализована в виде биржи, где участники могли покупать и продавать "контракты", связанные с шансами того или иного кандидата. Тот же принцип, что на обычной бирже, где выставляются акции предприятий или контракты на поставку сырья.
Например, на выборах в Калифорнии в 2003 г. предлагался контракт, в котором человек мог получить 1$ в случае выигрыша Шварценеггера и ничего в случае его проигрыша. Стоимость контракта все время менялась, отражая коллективное мнение о вероятности победы кандидата. Стоимость в 50 центов означала, что половина участников не верит в победу Шварценеггера, стоимость в 80 центов — что они оценивают шансы на победу как 80%, и так далее. Таким образом, купив 10 000 контрактов по 80 центов, участник мог выиграть 2000 долларов. Естественно, людей привлекала не столько возможность заработать, сколько азарт участия.
Анализ результатов предсказаний электронной биржи IЕМ показал, что они на удивление точны. Например, за последние годы в 49 различных выборных мероприятиях, как американских, так и иностранных, точность предсказания была от 1,37% до 3,43%. 1,37% означает, что биржа предсказывала кандидату 48,63% голосов, а он получил 50%. Точность этих предсказаний всегда превосходила предсказания самых высокопоставленных экспертов.
Сайт www.uiowa.edu все более популярен и активен. По его примеру созданы другие электронные биржи, где люди могут делать ставки на спортивные матчи, соревнования и конкурсы. В отличие от букмекерских контор, где люди делают ставки на основании только своих собственных предсказаний и эти ставки уже невозможно изменить, в электронной бирже участник отслеживает результат коллективного мнения и может мгновенно покупать или продавать акции. В то же время успех этой идеи основан на четырех основных принципах:
• разнообразие мнений;
• независимость;
• децентрализация;
• агрегация.
При забвении хотя бы одного из этих принципов коллективная мудрость превращается в свою противоположность. И яркий пример тому — столь любимые в нашей стране "финансовые пирамиды", основанные на принципах "информационного каскада".
Классический пример такого каскада — строительство дорог в США в середине XIX века. Страна бурно развивалась, и оказалось, что наряду с железными дорогами необходимо большое количество хороших дорог, связывающих мелкие городки с центром. Асфальт в то время еще не придумали, строительство качественных грунтовых дорог с отсыпкой песком и щебнем обходилось дорого, и народ передвигался по тропам, превращавшимся в грязевые потоки после дождя и окутываемым клубами пыли в сухую погоду. Естественно, такое положение было не только в США, но и во всем мире.
Инженер Георг Геддс предложил решение этой проблемы. Он предложил строить "деревянные дороги". Вдоль дороги прямо на землю укладываются деревянные брусья, на которые набиваются поперечные доски. Быстро и дешево. Не надо ни подготовки грунта, ни дополнительного обслуживания. В середине XIX века, когда передвигались пешком или на лошадях, такие дороги были встречены с энтузиазмом.
Вначале их начали строить вокруг Нью-Йорка, через короткое время они распространились по всей стране. Через 10 лет более 1000 компаний в США занимались их строительством.
Однако энтузиазм быстро закончился. Предсказания о том, что деревянные дороги будут служить не менее 8 лет, не оправдались. Через 4 года они приходили в полную негодность, что делало их строительство нерентабельным. Быстро распространившись по всей стране, они так же быстро исчезли вместе с создавшим их бизнесом.
Деревянные дороги — это классический пример информационного каскада. Первые дороги были успешны, так же как все последующие, построенные в течение нескольких лет. Этот успех вдохновлял других людей, они строили свои дороги, их соседи, видя успех предприятия, следовали их примеру. За несколько лет деревянные дороги покрыли всю страну, и только спустя длительное время стала ясна порочность идеи, положенной в основание всего проекта, — деревянные дороги были очень недолговечны. (Мы уж не говорим о том, что они бы принципиально не подошли для автомобильного транспорта: лошадь еще может переступить через сломанную доску, автомобилист ее чаще всего не заметит.)
Каскад возникает в том случае, когда люди последовательно передают информацию друг другу. Скажем, группа туристов в незнакомом городе решила пойти в ресторан. Они спрашивают совета у портье. Тот рекомендует им ресторан своего дяди, хотя на деле это не лучшее место в городе. Проходящие по улице туристы, сравнивая переполненный зал этого ресторана с полупустыми залами соседних заведений, делают тот же выбор. Потом обе эти группы рекомендуют дядин ресторанчик своим соседям по гостинице, те — следующим. Возникает информационный каскад, при котором владелец ресторана оказывается в прибыли.
Более печальный пример — финансовые пирамиды. Первые вкладчики получают хорошие проценты, они разносят весть о легком доходе по своим знакомым, количество вкладчиков растет в геометрической прогрессии, оборотная масса денег увеличивается, организаторы могут выплачивать большие проценты, это привлекает новых вкладчиков, и процесс разрастается, пока в один прекрасный момент вся пирамида не рушится. Это неизбежно, потому что иначе в какой-то момент объем выплат должен превысить объем поступлений, а никакой бизнес не может обеспечить заявленных высоких процентов.
Удивительно, что после краха первых гигантских финансовых пирамид люди продолжают верить в эту идею и нести свои денежки в Страну Дураков. Причем совершенно добровольно. В последнее время устроители пирамид все чаще маскируют их под религиозные, психологические или коммерческие группировки, используют методы НЛП для вербовки новых членов, но сущность их остается все той же: выманивание денег из простаков с использованием законов психологии толпы.
Как мы видим даже из нескольких представленных примеров, знание этих законов становится все более необходимым для руководителей всех рангов: от менеджеров крупных предприятий до президентов. Крупные политические лидеры всегда понимали значимость оперирования толпой и пользовались этим в своей деятельности. Популярность Ленина во многом была основана на его публичных выступлениях; Сталин создал специальную систему, когда участие в массовых мероприятиях — собраниях, митингах и демонстрациях — было обязательно для всех граждан.
Гитлер мог часами выступать перед толпами последователей, на этом же была основана популярность Фиделя Кастро и его современного последователя Уго Чавеса. Социальная психология занимается этим вопросом, однако в последнее время все шире признается тот факт, что наряду с вербальным и визуальным общением огромное значение в формировании настроения толпы играет полевая компонента. Мы можем говорить о Групповом Поле, Морфогенетическом Поле, Биологическом Поле — у этого понятия нет однозначного определения, — но именно это поле является основой поведения толпы как единого целого, как организма, поведение которого не сводится к поведению отдельных его клеток. Следовательно, можно говорить о сознании индивидуальном и коллективном.