Черты, отсутствующие у других социальных групп
Закономерности общения в рабочей группе
Понятие «рабочая группа»
Рабочая группа (коллектив) – это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношения товарищества и взаимопомощи.
Отношения сотрудничества и взаимопомощи в рабочей группе являются основой успешной деятельности любой организации.
Рабочая группа характеризуется следующим рядом черт:
Черты, характерные для организации
- разделение функций между сотрудниками, закрепленное в правилах и инструкциях;
- должностная иерархия, порядок подчиненности;
- лояльность каждого сотрудника по отношению к своей команде;
- система позитивных и негативных санкций (отсюда особая роль руководителей в рабочей группе).
Черты, сближающие рабочую группу с другими социальными группами
- постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом;
- чувство принадлежности к данной группе;
- наличие общих потребностей интересов и мотивов.
Черты, отсутствующие у других социальных групп
- общественно значимой целью;
- наличием органов управления и руководства.
Рабочие группы (коллективы) различаются по:
1. формам собственности (государственные, смешанные, частные)
2. характеру деятельности (производственные, торговые, научные, учебные, воинские);
3. формам связи (контактные, неконтактные);
4. значимости (первичные, вторичные);
5. времени действия (постоянные, временные);
6. степени формализованности (жесткая и гибкая организация).
В рабочей группе объединены два компонента: материальный и духовный. Материальный компонент – это ее физические члены, конкретные индивиды; духовный – ее идеология и психология.
Идеология рабочей группы – это совокупность ее идей и взглядов, отражающих социально-политические представления, регулирующие конечные цели трудовой деятельности (служение политическому, нравственному или религиозному идеалу).
Психология рабочей группы – это совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе становления внутренних связей в коллективе, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов, а также морально-психологический климат, способы общения, общественное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов и т.д.
В рабочей группе обычно выделяют следующие сферы отношений: профессиональную, ценностно-мировоззренческую и сферу межличностных отношений.
Профессиональная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе решения производственных задач: отношения между руководителем и подчиненными, отношения, связанные с координацией совместной деятельности, отношения в системе «человек - компьютер».
Ценностно-мировоззренческая сфера включает: взаимоотношения между личными и корпоративными ценностями; нравственные установки, преобладающие в конкретной социальной группе. Их соотношение может варьироваться от полной поддержки до глубокого несогласия и конфронтации.
Сфера межличностных отношений связана с реализацией потребности в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива, степенью удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, формальным и неформальным статусом
Для того чтобы процесс коммуникации в рабочей группе протекал эффективно необходимо учитывать следующие факторы, определяющие ее жизнедеятельность.