Тема 1.2. Профессиональная деятельность и ее субъекты на рынке труда

Цель занятия:ознакомить студентов с понятием профессиональной деятельности и ее субъектов на рынке труда

Ключевые понятия: «профессия», профессиограмма, классификация профессий.

Место проведения:аудитория по расписанию.

Вопросы к изучению:

1. Рынок труда. Субъекты и объекты рынка труда.

2. Определение понятия «профессия», современный мир профессий, тенденции в его развития.

3. Основные типы профессий, их характеристика.

4. Классификация профессий, в соответствии с предметами и целями деятельности, предложенная Е.А.Климовым.

5. Профессиограмма и ее составляющие. Составление профессиограммы своей специальности.

1. Рынок труда является необходимой составной частью рыночной экономики, которая имеет достаточно сложную структуру и включает в свой состав целый ряд сегментов, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимной обусловленности. Теснота данной взаимосвязи и взаимообусловленности настолько велика, что сбои в нормальном функционировании любого из сегментов неминуемо отрицательно сказываются на эффективности действия рыночных механизмов как в других сегментах рынка, так и в рыночной экономике в целом. Следовательно, очень важно, чтобы нормы трудового права всемерно способствовали высокоэффективной работе рынка труда, а для этого творцы и применители данных норм должны ясно представлять себе возможности права в регулировании процессов, протекающих в рыночной экономике.

Определение рынка труда, пригодное к использованию в юриспруденции, может быть сформулировано следующим образом.

Рынок трудапредставляет собой обусловленную спросом и предложением, складывающуюся по поводу найма труда и его условий совокупность стоимостных товарно-денежных взаимосвязей участников социально-трудовых отношений.

Наиболее исчерпывающую характеристику рынка труда можно получить путем уяснения сути его объекта, субъектов и характера взаимоотношений между субъектами по поводу объекта.

Объектом рынка трудаслужит конкретный наемный труд, представляющий собой невещественное благо, содержание которого представлено человеческой деятельностью определенного вида. Такой труд обладает всеми необходимыми признаками, позволяющими ему выступать объектом стоимостного оборота. В частности, он, хотя и не наделен, как многие вещественные товары, меновой стоимостью, обладает потребительной стоимостью. В свою очередь, имея стоимость, труд в состоянии иметь и цену, на величину которой помимо качественных характеристик самого труда влияет, конечно, спрос и предложение на него.

Следовательно, наемный труд в принципе наделен теми признаками, которые дают возможность причислять его к числу товаров, и именно они позволяют ему выступать в качестве объекта рынка труда.

Общий вывод, вытекающий из всего сказанного, состоит в том, что рынок труда не только не имеет однородного рыночного продукта, но и вообще не имеет хоть сколько-нибудь осязаемого объекта рынка в момент первичного взаимодействия субъектов рынка на началах юридического равенства.

Основными субъектами рынка труда являются: а) работодатель, выступающий на рынке потенциальным потребителем труда; б) индивидуум, готовый применять свои способности к труду. В качестве производных от основных субъектов рынка выступают: а) объединения (союзы) работодателей и б) профессиональные союзы работников.

Общеизвестно, что сущность любого рынка составляет товарно-денежный обмен, содержание - социально-экономические отношения, в которые вступают поставщики и потребители товаров в ходе их продажи (реализации), цель - удовлетворение конкретных потребностей продавца (потребителя) в определенном благе.

Содержание рынка трудав этом смысле составляют социально-экономические отношения обменно-стоимостного характера, которые складываются между лицами, располагающими работой, и лицами, обладающими способностями к труду.

Целью возникновения и развития этих отношенийявляется акт найма труда, понимаемый как обмен потенциального труда на обещаемое денежное вознаграждение или, что более точно, договор о предоставлении одним лицом на определенное или неопределенное время своего труда для применения (потребления) в интересах другого лица, оплачивающего данный труд. Поскольку объектом обмена на этом рынке выступает конкретный труд, который обладатель соответствующей трудоспособности готов предоставить в распоряжение работодателя взамен выплачиваемых денег, постольку основными субъектами рынка труда выступают работодатель, подыскивающий себе работника, и потенциальный работник, ищущий оплачиваемую работу.

В российских условиях работодатель как субъект рынка- это чаще юридическое, реже физическое лицо, которое обладает в совокупности рядом признаков. Во-первых, оно в силу акта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя наделено правом найма труда или, что то же самое, правом приема на работу. Во-вторых, оно в принципе осуществляет потребление наемного труда, в том смысле, что не выполняет работу самостоятельным трудом, а строит свою производственную, коммерческую или иную деятельность на основе применения чужого труда, для чего создает оплачиваемые рабочие места (должности). В-третьих, оно имеет на данный момент вакансию, т.е. неудовлетворенную потребность в труде конкретного вида.

Наряду с работодателем и потенциальным работником в качестве субъектов на рынке труда фигурируют объединения работодателей, а также профессиональные союзы работников.

По отношению к работодателю и работнику объединения работодателей и профессиональные союзы выступают как производные от них и в этом смысле вторичные субъекты рынка труда. Однако их взаимодействие на рынке труда имеет свои, отличные от взаимодействия основных субъектов объект, содержание и цель. В этом смысле они являются вполне самостоятельными субъектами рынка труда.

Профессия. Профессиональные способности. Профессиональная пригодность[1]

Анализ литературы позволяет выделить некоторые смыслы понятия «профессия»:

· область приложения сил человека, рассчитанная на производство полезного для общества продукта;

· общность людей, выполняющих близкие трудовые функции;

· длительно существующий комплекс трудовых обязанностей (К.М.Гуревич);

· некая объективная и притом совершенно регламентированная организация действий личности, и т.д.

· типичная исторически сложившаяся форма деятельности, необходимая в социальном отношении, для выполнения которой требуется определенный комплекс знаний, умений, навыков, особенностей личности и норм поведения;

· набор средств и навыков, обеспечивающих успешность в трудовой деятельности.

Таким образом, профессияесть типичная, исторически сложившаяся форма деятельности, необходимая в социальном отношении, для выполнения которой работник должен обладать определенной суммой знаний, умений, навыков (компетентностей), а также иметь соответствующие способности и особенности личности.

В мире существует множество профессий; мир профессий является очень динамичным: во-первых, ежегодно отмирает несколько сот профессий и примерно столько же появляется новых; а, во-вторых, во многих профессиях при неизменном названии и профессиональных задачах, существенно меняется само содержание деятельности.

Каждая профессия представляет собой группу родственных специальностей(например, профессия – врач, специальность – врач- терапевт). Квалификация –это уровень профессионального мастерства работника, фиксируемый как в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, так и в реальных показателях. Должность– это реальное фиксированное место, занимаемое сотрудников в организации, с определёнными для него правами, обязанностями, функциями и полномочиями (компетенцией).

Можно предложить несколько различных оснований классификации профессий:

· на основе предмета труда (природа, техника и неживые системы, человек и социальные системы, знак, художественный образ);

· на основе реализуемой эргатической функции;


· по конечному продукту;

· по средствам труда (ручной труд (чисто ручной, с инструментами, с нагрузкой на рецепторы), механизированный, автоматизированный (с ручным управлением, с информационными моделями), умственный) (Ю.М.Котелова);

· по типам производственной среды (социальный тип, конвенциональный, реалистичный, интеллектуальный, предприимчивый, артистический), и т.д.

Характеристику основных компонентов профессиональной среды дает Е. А. Климов. По его определению, предмет труда— это система свойств и взаимоотношений вещей, явлении, процессов, которыми человек, работающий на определенном трудовом посту, должен мысленно или практически оперировать (распознавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или отыскивать их). Эти взаимосвязи могут принадлежать пяти основным типам предметов труда, которые определяют, по классификации Е. А. Климова, тип профессии: биономическиеспециальности (предмет труда — природа, живые организмы), технологические(технические системы, материалы, энергия), социономические(люди, группы, коллективы), сигнономические(знаковые системы), эстетономические(художественные образы или их элементы).

Вторым классификационным признаком профессий и специальностей, по Климову, является цель труда – «результат, которого требует или ожидает от человека общество». Целью труда определяются профессиональные задачи. Для гностических специальностей это задачи распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить; для преобразующих — обработать, упорядочить, организовать, воздействовать, обслужить; для изыскательных — изобрести, придумать, найти новый результат, образец, вариант.

Орудиями (средствами) труда Е. А. Климов предлагает считать не только обработочные инструменты, но любые средства, усиливающие способности человека распознать особенности объекта труда и воздействовать на него. Поэтому к орудиям труда он относит измерительные инструменты и приборы, автоматы, аппараты и «функциональные средства организма» (выразительные средства поведения, речи, правила решения теоретических и практических задач).

Процесс превращения личности в профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Она представляет собой целостный процесс, который начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Т.В.Кудрявцев рассматривает профессиональное становление как длительный, динамичный, многуровневый процесс, состоящий из 4 стадий:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений


2. Профессиональное обучение


3. Вхождение в профессию

4. Полная реализация личности в самостоятельном профессиональном труде.


Профессиональное развитие– довольно сложный процесс, имеющий циклический характер. Человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие трудовой деятельности, которое приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, которые могут негативно влиять как на профессиональную, так на внепрофессиональную жизнедеятельность человека. Следствиями неблагоприятных воздействий условий труда является эффект «эмоционального выгорания»и профессиональные деформации личности.

Дж. Холландрассматривал профессионализацию как процесс поиска и обретения человеком форм профессиональной деятельности, адекватных некоторому устойчивому типу его индивидуальности. Он выделил основные типы личности и соответствующие им типы профессиональных сред (видов профессии): реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский, художественный. Каждый из этих типов личности наиболее эффективно трудится и имеет возможности самореализоваться в определенном типе социальной среды.

Размышляя об этапах освоения профессии, А. К. Маркова выделяет следующие уровни профессионализма:

- допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);

- профессионализм (человек — профессионал, т. е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);

- суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме» — вершина профессиональных достижений);

- непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек либо производит много «брака» в работе, либо сам деградирует как личность);

- послепрофессионализм (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Переходя к рассмотрению собственно профессионального самосознания, можно было бы просто конкретизировать все, что говорилось о самосознании вообще применительно к конкретным видам деятельности. Но профессиональное самосознание имеет одну важную общую характеристику – это самосознание человека, активно участвующего в производительном труде и тем самым через такой труд утверждающим себя в качестве полноценного члена данного общества. Иными словами, профессиональное самосознание – это самосознание человека, для которого конкретная трудовая деятельность – главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности.

Все это близко и к другому понятию – «социально-профессиональная идентификация» (от лат. identificacio — отождествление). В психоанализе это «процесс, в результате которого индивид бессознательно или частично бессознательно, благодаря эмоциональным связям ведет себя (или воображает себя ведущим) так, как если бы он был тем человеком, с которым данная связь существует»; в социальной психологии это «отождествление индивидом себя с другим человеком, непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом».

Многие авторы, рассматривающие периодизации профессионального развития, выделяют такой важный критерий перехода к каждой последующей стадии профессионального развития — изменение «ценностного отношения к самому себе» как представителю профессии и члену общества вообще.Например, А. К. Маркова в качестве высшего этапа развития профессионала выделяет «этап творческого самоопределения себя как личности профессионала», где важную роль играют «самостроительство» и «самосозидание». А это, в свою очередь, предполагает развитое представление о себе как о реальном профессионале и как о желаемом профессионале, что чем-то напоминает «Я реальное» и «Я- идеальное» у К. Роджерса .

Можно обозначить и другую линию анализа проблемы профессионального самосознания. Применительно к конкретному человеку (работнику) важно еще разобраться, о чем идет речь: о его соотнесенности себя с представителями конкретной профессии (или конкретного трудового коллектива) или о соотнесенности себя с данной социально-профессиональной группой. Дело в том, что соотнесенность себя с социальной группой предполагает видение себя в качестве носителя определенных ценностей и образа жизни, не всегда связанных с самой профессиональной деятельностью.

Рассматривая влияние профессии на развитие личности в общем плане, Э. Ф. Зеер отмечает: «...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Вторичная стадия профессионализации по многим видам профессий типа «человек-техника», «человек-природа», сменяется депрофессионализацией. На этой стадии происходит развитие профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции –это постепенно накапливающиеся изменения сложившейся структуры деятельности личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.

Классификация уровней профессиональных деструкций:

1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например, для врачей – синдром «сострадательной усталости» (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов – синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей – синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).

2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя – правовая подозрительность; у оперативного работника – актуальная агрессивность; у адвоката – профессиональная изворотливость; у прокурора – обвинительность. В медицинских профессиях: у терапевтов – стремление ставить «угрожающие диагнозы»; у хирургов – цинизм; у медсестер – черствость и равнодушие.

3. Крайним проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен психического выгорания. Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация представляет собой циничное отношение к труду и объектам своего труда, бесчувственное, негуманное отношение к клиентам. Редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, субъективное ощущение неуспеха в ней.

Э.Ф. Зеер обозначает и возможные пути профессиональной реабилитации, позволяющие в какой-то мере снизить негативные последствия таких деструкций:

- повышение социально-психологической компетентности и ауто- компетентности;

- диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

- прохождение тренингов личностного и профессионального роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах;

- овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально- волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;

- повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответственности и новизны работы), и другие.

Важную роль может играть также профессиональное консультирование в ситуации развития профессионально обусловленных деструкций, имеющее своей целью профессиональное развитие личности, т.е. актуализацию её профессионально-психологического потенциала, формирование метапрофессиональных качеств, позволяющих менять виды профессиональной деятельности, прогнозирование профессионального роста и планирование карьеры.

Таким образом, главной особенностью зрелого профессионального самоопределения является то, что оно выступает как составная часть более общего – личностного самоопределения, включающего ценностно-нравственное и духовное, а также социальное самоопределение. В настоящее время в обществе складывается новый взгляд на труд и профессиональное образование. Сейчас необходимо преодолевать негативную, узкоутилитарную экономическую точку зрения на труд и работу, когда результатом работы ради денег становится психологическое отвращение к работе. При этом состоявшиеся работники всегда находятся в процессе развития ценностей личностного роста и мотивированы к труду скорее внутренними, чем внешними стимулами. К сожалению, в современном мире реально доминирую совсем иные парадигмы. Рассматривая рыночную ориентацию личности, Э.Фромм пишет о том, что рыночный тип мышления имеет глубокое влияние на нашу систему образования. «От начальной до высшей школы цель обучения состоит в том, чтобы накопить как можно больше информации, главным образом полезной для целей рынка, – отмечает Э.Фромм. – Студентам положено изучить столь многое, что у них едва ли остается время и силы думать. Не интерес к изучаемым предметам или к познанию и постижению как таковым, а знание того, что повышает меновую стоимость, - вот побудительный мотив получения более широкого образования». Проблема самоопределения в труде не так проста, как кажется. Один из вариантов разрешения этой проблемы: каждый конкретный студент (или специалист) сам определяет для себя степень свободы и творчества, но не все единообразно и поголовно, ведь про приказу невозможно стать творцом, да и исполнители, умеющие строго работать по инструкции – тоже очень нужны. Быть может, именно с этого и начинается подлинное достоинство сначала обучающегося школьника, затем – студента и уже потом – работающего специалиста.

Наши рекомендации