А теперь опишите ваше идеальное окружение
Акцентируйте значение места, не ставя себе никаких ограничений: где вы – в лесу, на берегу озера, в шикарном офисе или в своей квартире? Что под рукой – компьютер, рояль, чашка кофе? Какие люди вас окружают? Помните при этом, что мозгу необходим четкий, ясный, сфокусированный сигнал, чтобы заработал описанный Мольцем механизм автоматического наведения на цель. Вот почему все приведенные выше упражнения очень полезны.
Необходимо также отдавать себе отчет в том, что если вы не задаете собственные программы достижения результатов, к которым стремитесь, то кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свой план.
Конечно, сначала выполнять все эти упражнения не очень просто, но потом это становится не только легче, но и занимательнее. И конечно, удобнее просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь, однако надо помнить также, что в жизни всякий успех – результат тяжелого труда. И тут каждый волен выбирать.
Полезно регулярно просматривать – опять же с карандашом и бумагой – свои жизненные цели и менять их, если что-то в жизни, в вас самих изменилось. Иногда полезно бывает остановиться и подумать: а к тому ли я – сегодняшний – в действительности стремлюсь? Хорошо бы, конечно, для этого иметь специальную тетрадь и заглядывать туда хотя бы раз в полгода. Говорят, что японцы, которые умеют добиваться своего, 95% времени тратят именно на планирование и лишь 5% - собственно на реализацию. Это оказывается выгодным.
Приложение 8
Психотехнические игры в спорте.
Внимание и самоконтроль.
Чем бы мы ни занимались, мы постоянно отвлекаемся. Читая книгу, мы задумываемся о чем-нибудь своем и пропускаем абзац. Беседуя с человеком, мы теряем нить его мысли, выходя из комнаты, забываем выключить свет. Мы привыкли относиться к своей рассеянности и невнимательности – снисходительно. Но для человека, пришедшего в спорт, эта привычка превращается в серьезное препятствие.
Упражнение «Пальцы».
Участники группы удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг.
Инструкция: переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали!» - медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп!» - прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут.
Упражнение позволяет проследить работу внимания в «чистом виде», благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным, так как объект сосредоточения необычен. В какой-то момент участник застает себя за посторонними мыслями.
Невнимательный человек лишен не внимания, а контроля за вниманием. Упражнение направлено на развитие произвольности, способности управлять вниманием.
Упражнение «Хромая обезьяна».
Инструкция:«Сейчас я попрошу вас выполнить одно упражнение. Задание, которое я вам дам необходимо будет выполнять от моей команды «Начали!» до команды «Стоп!». Если вы покакой-то причине нарушите мою инструкцию, подайте сигнал – хлопните в ладоши. И продолжайте работать. Все понятно? Закройте глаза. Внимание, даю задание: не думать о хромой обезьяне. (проходит 30-120 секунд под «жидкие аплодисменты»). Стоп!»
Нет человека, который не отвлекся с первой попытки. Часто люди считают, что обладают достаточно властью над своими мыслями, данный опыт помогает рассеять иллюзию.
Упражнение можно использовать для снятия напряжения. Если упражнение проводится систематически, то следует время от времени заменять хромую обезьяну другим объектом недумания.
Упражнение «Муха».
Материал: доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3 и небольшая присоска или кусочек пластилина. Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий разъясняет участникам, что перемещение мухи происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. (Вверх! Вниз! Вправо! Или Влево!). Муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение – центральная клетка. Играющие должны, неотступно следя за перемещением мухи, не допустить ее выхода за пределы игрового поля. Игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что муха покинула поле, он дает команду «Стоп!» и вернув муху на центральную клетку, начинает сначала.
Важный характеристикой внимания является объем – широта той области, на которую оно одновременно может быть распределено. Когда, разглядывая свой костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит как бы само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.
Упражнение «Фокусировка».
(переключение внимания).
По команде ведущего «Тело!» участники сосредотачивают свое внимание на теле. «Рука!» – на правой руке. «Кисть!», «Палец!», «Кончик пальца!». Команды подаются с интервалом 10-120 секунд. Это упражнение развивает способность регулировать объем внимания, позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, являющиеся базовыми при овладении техниками саморегуляции.
Игра-шутка «Ералаш».
Ведущий называет четыре слова: «плавание», «волейбол», «бокс», «велосипед». На каждое из этих слов группа реагирует определенным жестом, движением, соответствующим данному слову.
При слове «плавание» участники должны делать движение руками, как при плавании брассом. Слово «бокс» заставит их боксировать с воображаемым противником. «Волейбол» требует отбивать двумя руками вперед и вверх невидимый мячик. «Велосипед» соответствует движению ног, как бы вращающих педали (участники сидят). Когда же ведущий произносит фразу «горшок на голове», участники подхватывают этот воображаемый горшок, так чтобы он не свалился с головы.
Игра заключается в том, что ведущий называет все четыре слова и фразу «горшок на голове» в случайном порядке, а участники группы стремятся безошибочно реагировать на это соответствующими жестами и движениями. Ведущий может провоцировать игроков на несоответствия.