Общие в норме и при дисонтогенезе закономерности развития.

При оценке развития ребенка с нарушениями следует помнить о том, что, прежде всего, по законам нормального развития. Общие черты:

Непрерывность развития – ребенок все равно развивается (культурно-историческая теория Выготского – взгляд на формирование высших психических функций). В результате формирования высших психических функций субъект осознает себя и сам начинает влиять на свое развитие.

Поэтапное формирование психических функций хорошо прописано в теории Гальперина: действие во внешнем реальном мире => действия с предметами заместителями => действие с внешним проговариванием => собственно внутренний план действий.

Неравномерность развития – есть периоды сензитивного развития и «затишье». До 3 лет активно развивается речь и восприятие, с 3-4 – память, 4-9 – наглядно – образное мышление, с 10 – словесно – логическое мышление.

Развитие нормального ребенка и с особенностями развития осуществляется в общении и деятельности. Лисина: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно - деловое, внеситуативно – личностное общение. С нарушениями дети проходят всегда в два этапа: ситуативно-личностное (до 1 года), ситуативно-деловое (до 3 лет) – задержка

19. Понятие о модально – специфические и индивидуально – типологические закономерности развития.

Возможность выработки новых условных связей без участия речи или при частичном словесном опосредовании у детей с интеллектуальной недостаточностью; низкая познавательная активность при относительно высоких потенциальных возможностях обобщения и отвлечения, проявляющихся при сотрудничестве со взрослым у детей с задержкой психического развития.

Модально-специфические особенности, те особенности психической деятельности и поведения которые характерны для одной группы нарушений, например, только для детей с общим психическим недоразвитием, либо только для детей с искаженным развитием.

Индивидуально-типологические особенности – такие особенности, которые наблюдаются в рамках одной группы нарушений, но отличающиеся по времени наступления нарушения, интенсивности.

20. Модально – неспецифические закономерности.

Снижение психической активности проявляется в нарушении познания предметного и социального мира.

Замедление темпа развития проявляется в трудностях перехода от одной единицы к другой, от одной функции к другой, проявляется в снижении скорости и качестве переработки информации, что проявляется в специфике, приеме, переработки, сохранении и воспроизведении сенсорной и знаковой информации.

Недостаточная или специфическая представленность знаков в структуре сознания.

Большая, чем в норме, зависимость психических функций друг от друга.

Недостаточное участие речи в сознании нарушает формирование словесно-опосредованного поведения и саморегуляции психической деятельности.

Недоразвитие всех форм предметной деятельности – это связано с тем, что предметная деятельность очень энергоемкая, вызывает трудности в адаптации.

Смещение сензитивных периодов развития на более поздние сроки.

Диспропорция в возможностях формирования личности: направленное и спонтанное развитие.

Деформация социальной ситуации развития.

21. Понятие «умственная отсталость». Структура дефекта.

Умственная отсталость – состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальных, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако у умственных отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них, по меньшей мере, в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Структура дефекта: - ядерный признак (тотальное снижение психической активности) первичные нарушения: нарушения речи, зрения, мышления; вторичная сфера нарушений: познавательная сфера, третичные нарушения, специфика личности и общения.

Первичный дефект при умственной отсталости органическое поражение головного мозга. Вторичное нарушение - недоразвитие познавательной деятельности.

Наши рекомендации