Введение: общая характеристика эмоций

Фондовая лекция

по

ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема № 8

«Психология эмоций»

Москва 2010

ПЛАН:

Введение: Общая характеристика эмоций 3-4
Вопрос 1: Основные проблемы психологии эмоций 5-15
Вопрос 2: Основные направления развития представлений об эмоциях   15-28
Вопрос 3: Понятие эмоций, их основные функции, развитие и значение в жизни человека. 29-38
Вопрос 4: Физиологические основы эмоций 39-48
Вопрос 5: Классификация эмоций 49-75
Заключение 75-77
Список литературы

Введение: общая характеристика эмоций.

Любой миг своего существования мы пребываем в определённом эмо­циональном состоянии. Оно сущест­венно влияет на все наши мысли и действия, в зависимости от него мы видим или, наоборот, не замечаем че­го-то. Одни объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наобо­рот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличными для нас. Ощущая их, мы испытываем иногда отчетливо выражен­ные, иногда едва заметные удовольствие или неудовольствие. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризую­щая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях как радость, горе, сим­патия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Любое наше суждение об окру­жающем мире пристрастно, т. е. на­сыщено эмоциями и чувствами.

Полемизируя со знаменитым выска­зыванием Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую», Жан Жак Руссо утверждал, что «существовать - значит чувствовать, ибо чувства сто­ят несравненно выше разума». Прямо противоположной точки зрения при­держивался Спиноза, который зало­жил фундамент психологии эмоций: «Человеческое бессилие в укрощении и ограничении страстей я называю рабством. Ибо человек, подвержен­ный страстям, уже не владеет сам со­бой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хоть и видит перед собой лучшее, од­нако вынужден следовать худшему...». (Б.Спиноза, О человеческом рабстве или о силах аффектов).

Сегодня многие учёные пола­гают, что люди главным образом рациональные существа и основа на­шего бытия познавательно-интел­лектуальная. Ведь современный чело­век нередко учится два десятка лет, причём долгий образовательный процесс преимущественно сводится к усвоению больших объёмов ин­формации. Другие, напротив, склон­ны считать, будто люди по своей природе, прежде всего, эмоциональные существа. Даже обучение наиболее эффективно, если происходит через переживание.

Некоторые исследователи уверены, что эмоции в основном разрушают и дезорганизуют поведение, являются источником психосоматических забо­леваний. Их оппоненты, наоборот, видят в эмоциях начало, организу­ющее и структурирующее поведение человека.

Согласно одним представлениям, немало проблем, связанных с пси­хическим здоровьем, могут быть решены, если люди научатся контро­лировать, подавлять сильные, неадек­ватные ситуации эмоции. Согласно иным - для поддержания психиче­ского здоровья очень важно прини­мать эмоции и уметь свободно выра­жать их.

Однако, несомненно, что эмоции и чувства составляют существенную часть нашего внутрен­него мира. Понимать себя - это во многом значит разбираться в тех эмо­циональных состояниях, которые мы переживаем, и уметь влиять на них.

Эмоции отражают потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологи­чески закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптималь­ных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о раз­рушающем характере каких-либо факторов.

В психологии под эмо­циями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека.

Наши рекомендации