Тема 12. Познание как инструментальный процесс
12.1. Понятие о познании……………………………………………….368
12.2. Понятие о методе………………………………………………….369
12.3. Методология……………………………………………………….372
12.4. Моделирование……………………………………………………378
Задания к теме 12 ……………………………………………………….385
Тема 13. Диалектика как инструмент познания
13.1. Понятие о диалектике……………………………………………..387
13.2. Диалектический материализм……………………………………399
Задания к теме 13………………………………………………………..409
Тема 14. Законы и категории диалектик
14.1. Основные законы материалистической диалектики……….…...412
14.1.1. Переход количественных изменений в качественные…….….412
14.1.2. Единство и борьба противоположностей……………………...415
14.1.3. Закон отрицания отрицания…………….……………….……..417
14.2. Понятие о категории…………………………………..…………..419
14.2.1. Содержание и форма……………………………………………422
14.2.2. Сущность и явление……………………………………..............424
14.2.3. Причина и следствие……………………………………............426
14.2.4. Необходимость и случайность…………………………….…...428
14.2.5. Возможность и действительность……………………………...432
14.2.6. Единичное………………………………………………..............436
14.2.7. Особенное……………………………………………………….437
14.2.8. Общее (всеобщее)………………………………………………438
Задания к теме 14……………………………………………………….438
Тема 15. Психологические направления и школы
15. 1. Асосоцианизм……………………………………………………442
15.2. Бихевиоризм………………………………………………………444
15.3. Гештальтпсихология……………………………………………..446
15.4. Глубинная психология………………………………………...…448
15.4.1. Психоанализ…………………………………………………….449
15.4.1.1. Теория Мелани Кляйн………………………………………...452
15.4..1.2. Эго-психология……………………………………………….452
15.4.1.3. Теория объектных отношений…………………………….…454
15.4.1.4.Селф-психология……………………………………………....455
15.4. 2. Аналитическая психология…………………………………....457
15.4.2.1. Архетипическая психология…………………………………457
15.4.2.2. Юнгианская символдрама (кататимно-имагинативная
терапия) …………………………………………………………….…..459
15.4.2.3 Арт-терапия……………………………………………………460
15.4.2.4. Процессуально ориентированная психология………………461
15.4.2.5. Песочная терапия……………………………………………..465
15.4.2.6. Соционика………………………………………………….….467
15.5. Гуманистическая психология……………………………….……472
15.6. Трансперсональная психология…………………………….……477
15.7. Экзистенциальная психология……………………………...……480
15.7.1. Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера…………....481
15.7.2. Экзистенциальный анализ Медарда Босса…………….……...482
15.7.3. Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла ..484
15.7.4. Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле…………………489
15.7.5. Экзистенциальное консультирование Джеймса
Бьюдженталя…………………………………………………………….489
15.7.6. Экзистенциальное консультирование Ирвина Ялома………...490
15.7.7. Экзистенциальное консультирование Ролло Мэя………….…491
15.8. Интегральная психология……………………………………..….494
Задания к теме 15……………………………………………………..…496
Тема 16. Проблема подхода в психологии
16.1. Методологическая сущность категории подхода
в научном исследовании…………………………………………….…499
16.2. Методологические подходы к изучению психического……..…506
16.2.1. Деятельностный подход……………………………………..….507
16.2.2. Неодеятельностный историко-эволюционный подход…….....508
16.2.3. Системный подход………………………………………..…......508
16.2.4. Знаковый, языковой подход……………………………….……512
16.2.5. Поступочный подход……………………………………..……..513
16.2.6. Антропологический подход…………………………….....……514
16.2.7. Системно-субъектный подход……………………………...…..514
16.2.8. Психосоциальный подход…………………………………...….514
16.2.9. Интегральный подход……………………………………..…….515
16.2.10. Интегративный подход…………………………………..…….519
Задания к теме 16……………………………………………...……..….524
Использованная литература……………………………………...…..527
Именной показатель…………………………………………………...528
Рекомендованная литература………………………………………...548
Предисловие
Появление в учебном плане «Философии психологии» является показательным фактом, который свидетельствует о завершении пути, по которому психология шла самостоятельно, начиная с момента организации В.Вундтом первой психологической лаборатории в 1879 году в Лейпцигском университете. Воистину, «Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои» (Книга Екклесиаста, или Проповедника, гл. 1, ст. 6).
Если задуматься над афоризмом немецкого писателя-романтика Новалиса «Философия – тоска по родине, желание везде быть дома» применительно к психологии, то можно отметить «желание» психологов «вернуться на родину», «быть дома» в своем родном психологическом доме. Ожидание и стремление к основательности, определенности, устойчивости теоретического базиса и реальное положение вещей в их применении на практике явилось причиной кризисов в психологии (кризис 60 – 70 гг. 19 в., конца 19 – начала 20 вв., 20-ые гг. 20 в., конец 20 – начало 21 вв.). Считается, что одной из причин нынешнего кризиса является не только разрыв между академической и практической психологией, но и отсутствие в психологии объединяющего начала. Разрешение возникших противоречий видят в «синтезе парадигм», в реализации коммуникативных и интегративных тенденций в психологии (например, интегративный, холистический, синергетический подходы).
Поскольку каждый кризисный период знаменуется выработкой очередной теоретической парадигмы и, следовательно, является предпосылкой перехода к следующему этапу в развитии психологической науки, постольку на основании уже известных этапов можно судить об особенностях процессов, характеризующих работу теоретической мысли, направленной, в конечном итоге, на уяснение вопроса о содержании понятий «психика», «психология», «предмет психологии».
В статье М.С.Гусельцевой «Постнеклассическая рациональность в культурной психологи» (Психологический журнал. – 2005. – Том 26. – №6. – С. 5 – 15) воспроизведена линия развития психологии путем указания на соответствующие этапы и их основные характеристики. Такими этапами являются: 1) допарадигмальный (определение предмета, принципов, методов психологии); 2) классический (дискуссии о предмете и методах); 3) неклассический (поиск опосредующего звена в психическом – бессознательное, поле, знак, установка, активность, деятельность); 4) постнеклассический (междисциплинарность психологического знания); 5) постмодернистский (освобождение от традиций, принцип «паутины концепций»); 6) постпозитивитский (зависимость научной истины от систем научных коммуникаций); 7) постнеклассический синтез достижений психологии и культурологи.
В контексте «Философии психологии» необходимо, как мы полагаем, показать весь многовековой процесс поиска ответ на вопрос о сущности внутренней реальности, обращаясь к сведениям из истории философии, истории психологии. Отметим, что эти сведения не являются дублированием курсов истории философии и истории психологии. Они необходимы как ретроспективный базис для направлений теоретического и научно-практического поиска, определяющих развитие психологии в настоящее время.
Думается, что философия психологии как часть философии науки является тем самым условием, которое поможет будущему специалисту сформировать методологический базис, необходимый для его дальнейшей практической деятельности и ориентировки в многообразии возникших и возникающих новых теорий и практик.
Сложность вузовского курса «Философия психологии» заключается, на наш взгляд, не только в достаточно размытом представлении о предмете философии психологии в контексте философии науки. Например, отмечается, что она должна «заниматься анализом полученных знаний психологии, психологических теорий на предмет их научности и достоверности, вскрыть идеологическую базу соответствующей теории, исследовать природу устанавливаемых ими законов, семантически проанализировать положения теорий» (http://ru.wikipedia.org›wiki/Философия_психологии). Сложность состоит также и в отсутствии достаточно методически проработанного подхода к системному воспроизведению философских, психологических и методологических положений, ориентированному на студенческую аудиторию.
Говоря о предмете «Философии психологии» как учебной дисциплины, мы, в первую очередь, должны иметь в виду то, каким образом предмет философии психологии как отрасли знания должен быть воспроизведен в академическом курсе «Философия психологии» с целью создания у студентов соответствующего ментального конструкта.
В существующих на данный момент работах, в которых рассматриваются философско-методологические аспекты психологии, уже их названия указывают больше на «сосуществование» философского и психологического, чем на их «взаимопроникновение». Исключение составляют работы А.Курпатова и А. Алехина («Философия психологии. Новая методология». М., 2006), Е.Косиловой (Философия психологии//http:// elenakosilova.narod.ru›scientia/phil_psy.htm)
Книга А.Н.Леонтьева «Философия психологии: научное наследие», изданная в 1994 году, хоть и посвящена «узловым методологическим и теоретическим проблемам», все же не содержит системного и целостного описания предмета философии психологии.
По нашему мнению, ответ на вопрос о предмете учебного курса кроется в содержании частей словосочетания «философия психологии». Если философия – это «учение об общих принципах бытия и познания», а психология – это «наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности», то философия психологии – это наука «об общих принципах» «развития и функционирования психики».
Из этого следует, что каждый раз, когда мы говорим «об общих принципах», мы должны философские понятия, суждения и проч. конкретизировать с помощью соответствующих психологических понятий и суждений, т.е. осуществлять переход от абстрактного к конкретному.
Неоценимая поддержка в определении содержания курса философии психологии содержится в книге А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского «Основы теоретической психологии» (1998). В ней рассматриваются базисные категории психологии (образ, действие, мотив, отношение, переживание), метапсихические категории (личность, деятельность, общение), излагаются объяснительные принципы и ключевые проблемы психологии. Завершается книга обобщающими размышлениями о значении категориальной системы для психологической науки.
Содержание нашего программного справочника представлено в виде трех частей – введение в философию, введение в психологию, введение в философию психологии. В первой части сведения (статьи), взятые, в основном, из «Философского энциклопедического словаря» (1983), расположены в таком порядке, чтобы воссоздать процесс развития философских категорий в истории развития мировой философской мысли. В качестве основной статьи, которая, собственно, и определила последовательность подбора уточняющих, конкретизирующих, дополняющих сведении (статей), была использована статья «Философия». Содержание второй части определилось статьей «Психология» из «Философского энциклопедического словаря», а третьей – статьей «Философия науки».
Общим принципом при работе над содержанием программного справочника явился принцип последовательной детализации основной (программной) статьи, в соответствии с которым в основной статье выделялись смысловые фрагменты. К каждому такому фрагменту добавлялись развернутые сведения в отношении личности ученых, которые внесли свой вклад в разработку того или иного вопроса. Основным принципом при создании текста программного справочника явился принцип гипертекста, согласно которому общий текст представляет собой компилятивную подборку частных текстов, связанных между собою общей смысловой задачей.
Содержание Программного справочника представлено следующими разделами и темами.
Раздел 1. Введение в философию. Темы: 1. Предмет и структура философии. 2. Философские учения древности. 3. Материалистическая философия. 4. Философия средины 19 – начала 20 веков. 5. Философия второй половины 20 века. 6. Направления философии 60 – 70 годов 20 века.
Раздел 2. Введение в психологию. Темы: 7. Предмет психологии. Исторические истоки психологии. 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века. 9. Развитие психологии в первой трети 20 века. Советская психология.
Раздел 3. Введение в философию психологии. Темы: 10. Философия науки. 11. Современные проблемы анализа развития науки. 12. Познание как инструментальный процесс. 13. Диалектика как инструмент познания. 14. Законы и категории диалектики. 15. Психологические направления и школы. 16. Проблема подхода в психологии.
Такая компоновка раздел и тем, по нашему мнению, необходима для того, чтобы не только воспроизвести процесс становления воззрений на предмет философии, психологии, философии науки и философии психологии в ее составе, но и отразить особенности психологических аспектов в составе философских теорий того или иного временного периода, философского направления.
Одной из задач программного справочника является создание необходимых предпосылок для создания теоретического концепта, в котором показано развитие теоретического знания – философского, психологического, методологического.
Поскольку основная задача курса «Философия психологии» состоит в том, чтобы сформировать представление о психическом как о многоаспектном явлении, которое никоим образом не может быть сведено только лишь к одному из его проявлений, постольку в содержание справочника были включены материалы, раскрывающие сложный путь теоретической мысли в виде описаний основных положений философских и психологических концепций.
Психическое в философской мысли представлено в виде описаний его проявлений с последующим переходом к обобщениям в отношении того, что, собственно, является носителем этих проявлений. Рассуждения по поводу «носителя», «средоточия» создают предпосылки для дальнейших разработок деталей проявления психического (диалектика явления и сущности).
Философское в психологической мысли отражено в виде различных теорий и концепций каузальности психического и его отдельных элементов, отражающих поиск и противопоставление объяснительных принципов в материалистической и идеалистической психологии.
Философия психологии воспроизведена как последовательность справочных сведений о становлении и развитии воззрений на проблему метода и его возможностей в науке вообще и в психологии, в частности.
Особое внимание при работе с программным справочником следует обратить на категории диалектики, которые в своей совокупности служат исходным основанием для построения психологической теории, моделирующей объективные взаимозависимости субъекта и объекта.
Каждая тема Программного справочника завершается перечнем: а) фрагментов из соответствующих статей, которые необходимо соответствующим образом аргументировано прокомментировать; б) основных понятий, содержание которых нужно раскрыть.
Текст учебного пособия «Философия психологии: программный справочник» завершается именным показателем, в котором указываются имена ученых, упоминаемых в том или ином контексте, и списком рекомендованной литературы.
РАЗДЕЛ 1
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ