Раздел IV. КУЛЬТУРА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Тема 4.1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА (2 часа)

Цель: сформировать представления об основных понятиях курса, обосновать их значимости для усвоения дисциплины и для личностного развития студента.

Задачи:

1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания в области культурологии.

2. Формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении основных тенденций современного культурного процесса.

3. Создавать условия для развития познавательного интереса к познанию основных тенденций современного культурного процесса.

Вопросы:

1. Общие тенденции современной культурной ситуации.

2. Глобальный характер процессов модернизации и вестернизации в ХХ веке. Особенности диалога Восток-Запад как аспект современных процессов международной интеграции.

3. Становление информационного общества, его признаки и отличительные черты.

4. Роль современной техники и информационных технологий в культурных процессах.

5. Самоидентификация субъекта культуры в мультикультурном пространстве современного мира.

Информация и интеллект как основные ресурсы постиндустриальной эпохи. Достижения научно-технического прогресса обеспечили гигантское ускорение в развитии человечества ХХ века, изменили условия жизни людей, облик планеты, а также произошла трансформация духовно-нравственных ценностей. Современное общество характеризуется усложнением социально-экономических, коммуникативных и межличностных связей, внедрением новых форм организации и методов управления, усилением значимости социально-психологических факторов. Фактически речь идёт о переходе от индустриального общества к информационному.

В этой связи на рубеже 50-60 гг. ХХ века канадским профессором М.Маклюэном была предложена классификация эпох развития человечества с позиций типов коммуникаций, превалирующих в тот или иной период развития. Философ выделил 4 основные эпохи:

1. Эпоха племенного сознания ("дописьменного варварства"). Это время устной и акустической коммуникации, идеальная форма отношений человека и общества, где существует лишь минимальное искажение передаваемой информации.

2. Эпоха фонетического письма. В это время наблюдается утрата целостности культурного опыта, фрагментация культурных текстов. Коллективная психика подвергается различным деформациям, всё больше оформляется индивидуальный подход к подаче той или иной информации, появляется цензура на информацию.

3. Эпоха печатного слова. Печатная книга – это первый массовый продукт, который влечёт за собой появление культурного конвейера. С этим связана идея тиражирования культурных текстов. В это время оформляются национальные языки взамен диалектов для создания единого кода, что связано с идеей национализма, которая способствует как сближению, так и разъединению людей.

4. Эпоха электронных массовых коммуникаций (информационное общество). Это время связано с изобретением телеграфа, радио, кино, компьютера и т.д.

Э. Тоффлер в своей работе "Третья волна" выделил в истории человечества три основных этапа, или, как он сам их обозначает "волны":

1. Первая волна связана преимущественно с сельскохозяйственным производством прежде всего для себя и своей общины. Значительную часть населения составляли крестьяне, которые жили в небольших сообществах. И лишь незначительный процент населения находился в зависимости от рынка.

2. Вторая волна – это рост промышленной цивилизации и производство товаров для обмена на рынке. "Вместо самодостаточных по существу людей и сообществ она впервые создала такую ситуацию, при которой подавляющее количество всех продуктов, товаров и услуг стало предоставляться для продажи, меновой торговли или обмена". Работа стала требовать коллективных усилий, разделения труда, планирования совместного поведения широкого круга людей и т.д.

3. Третья волна "бросает вызов всем старым властным отношениям, привилегиям и прерогативам вымирающих элит нынешнего общества… Она является одновременно и высокотехнологичной, и антииндустриальной цивилизацией". Основным ресурсом становится информация. "Самым важным (и неистощимым) сырьем для цивилизации Третьей волны станет информация, включая воображение. С помощью информации и воображения найдут замену многим истощимым ресурсам, хотя эта замена часто будет сопровождаться серьезными экономическими потрясениями".

Информационное общество определяется как новая стадия современного общества с появлением так называемой информационной экономики, представляющей собой взаимодействие различных сфер производства информационной продукции. Информация в данном типе общества является основным ресурсом, механизмом развития культуры и источником формирования духовных ценностей.

Основным источником богатства стали не природные ресурсы и физический труд, а знания и коммуникации. Информационные процессы лежат в основе всех эволюционных изменений окружающего мира. Информация играет ключевую роль в формировании общественных и государственных институтов, а также в жизни отдельно взятого человека. Знания и информация становятся решающим фактором экономики, а умение пользоваться интеллектуальными фондами – первостепенной задачей бизнеса.

Социолог Даниел Белл ввёл термин "постиндустриальный" для обозначения общества, в котором экономика основана главным образом на услугах, доминируют классы профессиональных и технических работников, теоретическое знание занимает центральное положение, а интеллектуальная технология постоянно развивается.

В конце XIX века главным критерием деловой активности были операции с сырьём, что заключалось в учёте количества выплавленной стали, добытого угля. К середине ХХ века показателем жизнеспособности экономики стали операции с энергией. Оценивалось количество произведённой электроэнергии, сожжённого бензина, объём грузоперевозок и т.д.

На сегодняшний день в цивилизованном мире сила мускулов, мощность машин и даже электроэнергия вытесняются силой интеллекта. Проиллюстрировать данное утверждение можно простым примером. Возьмём банку из-под пива и посмотрим на неё не только как на тару, но и как на своеобразный продукт новой, «интеллектуальной» экономики, признак того, что знания являются интеллектуальной революции в производственном процессе. Тридцать лет назад она, скорее всего, была сделана из стали, так как современный алюминий был намного дороже. Его выделение из руд обходилось в то время чрезвычайно дорого, этот процесс требовал дорогостоящих химикатов и ещё более дорогой электроэнергии. Можно вспомнить насколько ценился алюминий в XIX веке: датский король Кристиан Х заказал себе алюминиевую корону, а император Франции Наполеон III велел изготовить из него обеденный сервиз для гостей.

В ХХ веке первая алюминиевая банка продемонстрировала «победу» интеллекта над природой. Алюминиевый контейнер весит почти вдвое меньше стального. А дальнейшее усовершенствование производственного процесса, изменения в сплавах и другие новшества привели к уменьшению количества металла на одну банку. В банке стало меньше стали и больше – знаний, интеллекта. Более того, такая банка настолько прочна, что способна выдержать давление при вертикальном складировании в несколько метров, а также тряску при перевозке. Её можно ронять и бросать, нагревать и морозить. Но что придаёт ей такую прочность? Не металл. Это доказывает та лёгкость, с которой вы смяли пустую банку в руке. Прочность ей придаёт наличие внутри газа – пузырьков углекислого газа в кока-коле или азота в томатном соке. Таким образом, банка в наполненном варианте выдерживает все перипетии за счёт чего-то невидимого, т.е. интеллекта, выработавшего все эти закономерности. Но в то же время "если технологию рассматривать как великий двигатель, мощный ускоритель, то знание следует рассматривать как его топливо" (Тоффлер Э. Шок будущего).

В современном мире интеллектуальные ресурсы, информация как продукт экономики, становятся важнее автомобилей, нефти, стали и другой продукции индустриального века. Одним из слагаемых рыночной цены тех или иных товаров являются расходы на содержание аппарата управления, затраты на проведение научных исследований, развитие и модернизация производства, финансирование рекламы и маркетинговых операций. Сегодня все производители в большей степени зависят от информационных технологий: патентов, навыков, имиджевых характеристик, информации о поставщиках, заказчиках и т.д. Знания стали ведущим составляющим всего, что производится. Умение управлять интеллектуальным капиталом – добывать, увеличивать, хранить, торговать и распределять – стало важнейшей экономической задачей. По подсчётам Джеймса Брайана Куинна из школы бизнеса при Дартмутском колледже, затраты на информацию составляют три четверти добавленной стоимости почти всей продукции.

Более того, в современном мире информация начинает конкурировать с капиталовложениями. Сегодня добиваются успеха организации, владеющие наиболее полной информацией или умеющие наиболее эффективно пользоваться ей, а не те, что мощнее и богаче. Wal–Mart, Microsoft, Toyota стали лидерами не потому, что были богаче, чем Sears, IBM или General Motors, – как раз наоборот. Они владеют кое-чем более ценным, нежели материальные или финансовые ресурсы, – интеллектуальным капиталом. IBM выбрала для управления своим персональным компьютером дисковую операционную систему Microsoft, что позволило последней стать лидером программного обеспечения в мировом масштабе. И не потому, что это самая лучшая система на сегодняшний день. Нет, далеко не лучшая. Команда Б.Гейтса и П.Аллена смогла представить и преподнести свою систему таким образом, что она получила в короткие сроки мировую популярность. Случилось это благодаря использованию сугубо рекламных, маркетинговых трюков, которым не мешало даже то, что годовой объём продаж IBM был более, чем в 50 раз выше, чем у Microsoft.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что завоеванию места под солнцем сегодня способствуют приёмы, характеризующие умение преподнести, разрекламировать, увлечь покупателя своим товаром. А способствуют этому знания, способность владеть и оперировать информацией. И при этом зачастую знания и информация могут существовать в своей собственной реальности, которая может быть отделена от физической сущности реальных вещей.

Символическая реальность современного мира. На современном этапе человек всё больше имеет дело не с самой реальностью, а с информацией об этой реальности. Можно сказать, что современные люди живут как в мире реальном, так и символическом, который формируется под воздействием информационного потока, обрушивающегося со всех сторон. В этой связи важной составляющей современной цивилизации являются символы тех или иных явлений реальности, или, выражаясь современной терминологией, имидж. Можно выделить ряд ситуаций, где человек реагирует именно на имидж, а не на реальность:

- Имидж-репутация. При обращении в банк или авиакомпанию обычно клиент опирается не на годичный отчёт или аудит, а на образ искомого объекта под воздействием СМИ, которые и формируют имидж того или иного учреждения.

- Имидж политика. Большинство избирателей не имеют личных контактов с избираемыми, они всего лишь реагируют на всё тот же символический образ.

- Имидж товара. При наличии множества объективно одинаковых марок, например, пива, сигарет, стиральных порошков, покупатель начинает реагировать на символические различия между ними, вложенные в образы, которые предварительно были созданы специалистами.

Другими словами, в современном мире имидж в концентрированной форме задаёт суть человека, товара, организации, что не всегда может соответствовать реальности. По оценкам психологов, лишь 15-25% населения способны критически усваивать информацию, а до 75% людей обладают повышенной внушаемостью. В этой связи основная задача информационного управления – это не только информировать, но и напоминать, убеждать, следовательно – управлять. Другими словами, механизм информационного воздействия основан на манипулировании сознанием масс.

Таким образом, современное информационное общество – это общество внушаемых ценностей, ориентиров и стереотипов поведения. Можно даже говорить о своеобразной тенденции прогнозирования и управления общественным сознанием посредством информации. Именно с данным явлением связан приоритет экранных искусств. Общество не читает, а смотрит; не мыслит, а заражается эмоциями. Культура становится не носителем смыслов, а средством подключения к ним. Возникает так называемая клип-культура – культура, в рамках которой создаются продукты одноразового использования, отсутствуют устойчивые духовно-ценностные ориентиры. Культурное пространство представляет собой россыпь ярких картинок, где быстро изменяется послание. Клиповое сознание – рассыпанное сознание, готовое следовать за любым новым событием, а точнее, сообщением о нём.

Сущность и основные понятия клип-культуры. Клип-культура (от англ. – мелко нарезанный) культурные продукты, не имеющие чётких связей между собой. Это совершенно новый тип и человеческой деятельности, и восприятия, который функционирует в рамках информационной культуры и характеризуется всё большим разрывом между пользователями средствами информации. Образы, создаваемые в рамках клип-культуры, не требуют рефлексии, осмысления, так как всё время происходит (каждые доли минуты) обновление информации, и всё первоначально увиденное практически утрачивает своё значение, устаревает. Дефицит реальности вынуждает производить симулирующие ее формы – достаточно краткие, чтобы обеспечить непрерывную циркуляцию образов, остановка в череде которых была бы вторжением реального, чего стремятся избежать любыми способами. Новый тип визуальности, порождаемый автономной и самодостаточной логикой функционирования образов, генерирует новые схемы восприятия, трансформирующие саму действительность. Инновационным здесь становится не столько отказ от готовых, установившихся моральных и идеологических истин прошлого, от традиционализма теле- и радиовещания, собранного и систематизированного пространственного материала, сколько сам тип подачи информации ориентируется на разорванность её фрагментов.

Разорванная, фрагментированная, частичная реальность клипа предполагает участие человека, чьей задачей было бы синтезировать элементы в смысловое целое. Каким образом фрагментированная реальность клипа влияет на формирование повседневной действительности потребителя видео-продукции и участника виртуальной коммуникации? Какие последствия для опыта мышления и телесного опыта имеет существование клипа в пространстве масс-медиа? Существует ли эстетическое измерение циркуляции образов и возможно ли искусство (речь о применимости этого термина) с использованием медиа-технологий? На эти и ряд других, более сложных и актуальных вопросов, еще предстоит ответить человечеству.

В то же время следует отметить, что клипопоток АВТОРИТАРЕН, т.е. склонен формировать наше сознание насильственным образом и так, как это угодно некоему закадровому дяде. На сегодняшний день по большому счету талантливость, творческая изобретательность, артистичность в исполнении клипа и т.п. – все это для его генеральной цели имеет весьма ограниченное значение. Как сделана экранная вещь – играет роль лишь при первичном, разовом или хотя бы штучном ее показе. А где вы видели клип, предназначенный для такой демонстрации? Этот продукт изначально создан для многократного, серийного, тиражного, устремленного к бесконечности употребления. Клип приходит в дом бесцеремонно, незваным гостем, более того – специально выискивает момент, когда его менее всего ждут. Таким образом, доверившиеся обещаниям, схваченные за «живое», затюканные повторами и застигнутые в собственном доме врасплох, мы невольно даем возможность вколотить в себя намерения, о которых даже не подозревали, и навязать желания, которые мы не испытывали. В итоге хронического контакта с телерекламой выходит, что мы начинаем хотеть чужими желаниями, нами начинают хотеть своего. Нас в нас же кто-то подменяет собой, и сопротивляться этому непросто, ибо, как уже сказано, в ход идут безусловные рычаги воздействия.

Кто производит – не управляет, кто управляет – не производит.

Управлять – это делать что-либо руками других.

Наши рекомендации